Государственный учет объектов, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду

С 1 января 2017 года вступила в силу статья 8.46 КоАП РФ, согласно которой за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) представлению сведений для актуализации учетных сведений предусмотрена ответственность в виде административного штрафа.

Учитывая, что сроки постановки на государственный учет объектов НВОС в связи с поздним выходом нормативных правовых актов были сокращены с двух лет до нескольких месяцев, Росприроднадзором было принято решение о необходимости в случае поступления информации, что организацией не была подана заявка о постановке своих объектов НВОС на государственный учет, официально уведомить организацию о требованиях законодательства в данной сфере и, в случае если после такого уведомления организацией не будет предпринято никаких мер по постановке объектов НВОС на государственный учет, принять предусмотренные законодательством меры административного воздействия.

По состоянию на март 2017 года Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан по результатам проведенных проверок нарушений сроков подачи заявок на постановку на государственный учет объектов НВОС выявлено не было. Однако, в 1 квартале 2017 года по результатам плановой проверки было выявлено нарушение в части сообщения неполной и недостоверной информации в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за что предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст.8.5 КоАП РФ. К примеру, по данному факту Управлением возбуждено административное дело в отношении АО «ЭКОЛАЙН» и выдано предписание о необходимости обеспечить актуализацию учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, подачу полной и достоверной информации, на основании которой АО «Эколайн» было поставлено на учет.

Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов

В соответствии с пунктом 4 Положения о государственной надзоре в области использования и охраны водных объектов, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476, федеральный государственный надзор осуществляется на водных объектах, перечень которых утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с критериями отнесения водных объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, при осуществлении федерального государственного экологического надзора.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов», приказом МПР России от 18.12.2006 № 288 утверждён Перечень объектов, подлежащих федеральному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов (далее – Перечень).

Согласно Перечню, объектами федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов являются объекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами и связанной с использованием и охраной водных объектов, а также использованием территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.

К числу типовых и массовых нарушений обязательных требований природоохранного законодательства, выявляемых Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан при осуществлении государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, относятся нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий, ответственность за которые предусмотрена 7.6 КоАП РФ.

Из всех выявляемых Управлением Росприроднадзора по РБ нарушений на долю нарушений в области водопользования и охраны водных объектов приходится 35% из всех выявляемых нарушений.

За 2016 год было Управление по результатам КНД по выявленным основным и типичным нарушениям (несоблюдение требований при сбросе сточных вод в водные объекты) в отношении 85 должностных и юридических лиц было наложено административных штрафов на общую сумму 2,246 миллиона рублей. Данные нарушения выявляются как по результатам плановых проверок (ООО «Промводоканал», ООО «Башмедь», АО Учалинский ГОК», санатории «Юматово», «Ассы»), так и по результатам проверок выполнения ранее выданных предписаний: АО «Белзан», МУП «Дюртюливодоканал», МУП «Водоканал» с.Мраково, ООО «Водоканалстройсервис» г.Бирска, ООО «Водоканал» (с. Федоровка), ГУП санаторий «Танып», молочные производства: ООО «Чекмагушевский молочный завод», ОАО «Миякимолзавод», ОАО «Белебеевский молочный комбинат».

За самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий, ответственность за которые предусмотрена 7.6 КоАП РФ, в отношении 12 должностных и юридических лиц наложено штрафов на общую сумму 360 тысяч рублей. Помимо того, за 2016 год по выявленным нарушениям было выдано 122 предписания.

Стоит отметить, что за 1 квартала 2017 года Управлением возбуждено 15 дел об административных правонарушениях по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты в отсутствии разрешения на сброс и за превышение допустимого сброса загрязняющих веществ.

При выявлении факта нарушения требований законодательства при сбросе сточных вод в водные объекты Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан кроме привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ производится исчисление размера вреда, причинённого водному объекту вследствие нарушения водного законодательства и предъявление его нарушителям для компенсации причиненного вреда.

 
Рассчитано вреда (кол-во)
Сумма предъявленная, (миллионов рублей) 6,347 2 284,733 202,381 199,754 2 323,677

*Заключены мировые соглашения с ОАО «УМПО» на сумму 657 476 тыс.руб., ОАО «Белорецкий металлургический комбинат» (на сумму 398 600 тыс.руб и 195 000 тыс.руб.), МУП «Водоканал» г. Белорецка (на сумму 221 169 тыс.руб) о проведении работ по реконструкции очистных сооружений на сумму, не меньшую предъявленного вреда.

Большое количество нарушений в области использования и охраны водных объектов выявлены при проведении рейдовых обследований. Так, Управлением было возбуждено 12 административных дел по ст.8.12.1 КоАП РФ в отношении физических лиц (в отношении лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории садоводческого потребительского кооператива «Дубник» на территории Краснокамского района Республики Башкортостан) за ограничение свободного доступа гражданам к береговой полосе общего пользования водного объекта (реки Кама).

Также в Республике Башкортостан по поручению руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования были проведены рейдовые мероприятия по выявлению и пресечению фактов пользования ледовой поверхностью водных объектов в отсутствие разрешительных документов. В результате проведенных мероприятий зафиксированы случаи пользования водным объектом (ледовой поверхностью) для движения автотранспорта на реках Уфа, Белая и Кама в отсутствие разрешительных документов на водопользование.

На реке Уфа для движения автотранспорта МУП «ТеплоКомСнаб» была незаконно организована и использовалась ледовая переправа. Кроме того, зафиксированы случаи повторного пользования водным объектом (ледовой поверхности) без разрешительных документов в Краснокамском районе: на реке Белая д. Староянзигитово (эксплуатирующая организация ООО «Волна») и на реке Кама близ деревни Николо-Березовка (эксплуатирующая организация АО «Белкамнефть»). В связи с отсутствием разрешительных документов на пользование водным объектом в отношении юридических лиц: ООО «Волна», МУП «ТеплоКомСнаб» и АО «Белкамнефть», – и их руководителей были возбуждены дела об административных правонарушениях по ст.7.6 КоАП РФ. Всего по данному факту в 1 квартале 2017 года возбуждено 10 административных дел.

Количество возбужденных дел по нарушениям, выявленных при осуществлении федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов в 1 квартале 2017

№ п/п Статья КоАП РФ Кол-во Лицо, допустившее нарушения
  ст. 7.6 - Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий АО «Учалинский ГОК», АО «Белкамнефть», ООО «Волна», МУП ТеплоКомСнаб
ст. 8.12.1 - Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе ФЛ СПК «Дубник»
ст. 8.14 ч.1 - Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты АО «Учалинский ГОК», ООО «САИС», ООО «БГК», АО «Сибайский ГОК», ООО «Башмедь»
ч. 1 ст. 19.5 - Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства МУП «Водоканал», АО «ПОЛИЭФ»

В 2017 году по иску Управления Чекмагушевским межрайоным судом РБ принято решение о приостановке деятельности ООО «Чекмагушевский молочный завод» до получения разрешения на сброс и обеспечения нормативной очистки сточных вод. Данное решение вступило в законную силу.

Наши рекомендации