Государство и религиозные институты в современной России и в зарубежных странах

Идейно-философское и правовое содержание понятий свободы совести и вероисповедания

Крах атеистической модели отношений государства и религиозных институтов, в различных модификациях господствовавшей до са­мого конца советского периода российской истории, создал необхо­димые условия для утверждения принципов свободы совести и сво­боды вероисповедания (религиозной свободы) как базовой основы в процессе реализации вероисповедных прав граждан России. Пред­варяя дальнейшее изложение, представляется целесообразным не только дать формулировки и раскрыть идейно-философское содер­жание понятий, связанных с построением современной концепции государственно-вероисповедных отношений, но и исследовать специ­фику их отражения и интерпретации в международном праве и со­временном российском законодательстве.

Понятие «свобода совести» появилось в эпоху буржуазных ре­волюций, когда молодой предприимчивый капиталистический класс боролся против феодализма и сословного строя, охранительницей которых выступала католическая Церковь и господствовавшая в Ев­ропе клерикальная идеология. Желая поставить государственный ап­парат на службу своим интересам, европейская буржуазия стремилась оградить государство от вмешательства католической Церкви, а также снизить ее влияние на политическую и общественную жизнь. <…>

Под свободой совести (freedom of conscience) в науке и между­народно-правовой практике принято понимать право на свободу ре­лигиозного или безрелигиозного мировоззренческого выбора и дей­ствия в соответствии с ним в практической жизни, а также полную воз­можность изменения сделанного ранее мировоззренческого выбора. Таким образом, объем понятия свободы совести выходит за рамки отношения человека к религии, поскольку под совестью в данном случае подразумевается субъективное осознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям личности, а они могут носить как религиозный, так и внерелигиозный характер. <…> С философской точки зрения человеческая совесть является категорией, автономной по отношению к государственной власти. Го­сударственное законодательство может определять лишь формы и границы внешней реализации свободы автономной совести, включая ограничения и даже запреты тех или иных ее выражений. Последнее зависит от многих факторов социально-политического, нравственно­го, культурного и этнического характера, складывающихся в ходе ис­торической жизни стран и народов.

В объем понятия свободы совести входит свобода вероиспо­ведания (религиозная свобода), которая по существу выступает как ее частный вариант, связанный с религиозным мировоззренческим вы­бором человека и его конкретным религиозным самоопределением. Свобода вероисповедания также является устойчивым междуна­родно-правовым определением (freedom of religion), которое озна­чает право человека свободно следовать своим религиозным убеж­дениям и выполнять вытекающие из них ритуалы и обряды, а также открыто заявлять о своей вере, т. е. исповедовать ее («свидетельство­вать о вере») в соответствии с данными убеждениями. <…> Понятие вероисповедания в таком случае может иметь два зна­чения. Во-первых, это религия как система убеждений (догматы и ве­роучение) о сверхприродной реальности, образующая целостную кар­тину мировосприятия, а также связанные с приверженностью этой системе канонические установления и общие нормы поведения. Во-вторых, это конкретное направление той или иной религии (деноми­нация, течение, согласие, толк и т. п.), имеющее уникальное наимено­вание и выступающее как система убеждений и норм поведения, по большинству своих параметров принадлежащая к определенной ре­лигии, но отличающаяся от других родственных направлений важ­ными особенностями вероучения и богослужения.

В современной политико-правовой практике понятия «свобода совести» и «свобода вероисповедания» нередко рассматриваются как равнозначные. Об этом свидетельствует и первый нормативный акт, закрепивший и обеспечивший механизм реализации права на свободу совести в новой демократической России,— Закон РСФСР от 25 ок­тября 1990 г. «О свободе вероисповеданий». Закон провозгласил «пра­во каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую рели­гию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства», и, давая определение понятия «свобода вероисповеда­ния», он фактически раскрывал понятие «свобода совести». <…> Свобода совести, частным проявлением которой является религиоз­ная свобода, оценивается в качестве естественного, неотъемлемого и священного права. При этом естественность и неотъемлемость мыс­лятся как черты, присущие человеку от рождения, независимо от воли государственной власти и ее узаконения в правовых документах. Свя­щенность же свободы совести предполагает признание ее одной из высших социальных и нравственных ценностей, обеспечивающих бла­госостояние народов и государств. Именно в таком качестве принципы свободы совести и вероис-поведания зафиксированы в международных правовых актах и в на­циональном законодательстве большинства стран Европы и США. <…>

На базе международно-правовых актов, посвященных правам и свободам человека, сформировался своего рода либеральный стан­дарт свободы совести, который все более утверждается в националь­ном законодательстве стран, считающих себя приверженными демо­кратическим ценностям. С 1990-х гг. положения о свободе совести, соответствующие принятым международным обязательствам в от­ношении прав и свобод человека, сделались неотъемлемой составной частью действующего российского законодательства. Первым подобным документом стал утвержденный еще до распада СССР, уже упоминавшийся Закон РСФСР «О свободе вероиспо­веданий». Сформулированные в нем положения о свободе совести вошли в состав принятой в ноябре 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина, провозгласившей: «Каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности. Каждый вправе свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять ре­лигиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответ­ствии с ними при условии соблюдения закона».

Данный принцип был развит в принятой два года спустя Кон­ституции Российской Федерации, чья статья 28 утвердила право ми­ровоззренческого выбора, в том числе свободу совести и вероиспове­дания: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероиспо­ведания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно вы­бирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и дей­ствовать в соответствии с ними». Одновременно статья 14, провозглашая Российскую Федерацию светским государством, отмечает, что никакая религия не может ус­танавливаться в качестве государственной и общеобязательной, по­скольку все религиозные объединения отделены от государства и рав­ны перед законом. В ст. 19 декларируется государственная гарантия прав и свобод человека и гражданина независимо от его отношения к религии, а в ст. 29 запрещается возбуждение и пропаганда религи­озной ненависти и вражды. Аналогичные конститу­ционные нормы вошли также в состав Конвенции Содружества неза­висимых государств о правах и основных свободах человека, подпи­санной в мае 1995 г.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объ­единениях» от 24 сентября 1997 г., заменивший собой аналогичный законодательный акт 1990 г., в п. 1 ст. 3 «Право на свободу совести и свободу вероисповедания» конкретизировал конституционные нор­мы следующим образом: «В Российской Федерации гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право испо­ведовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в со­ответствии с ними». Подобные же права распростра­няются на иностранных граждан и лиц без гражданства, законно на­ходящихся на территории России, о чем говорится в п. 3: «Установ­ление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается». <…>

Наши рекомендации