Украсить дерево искусственными цветами
Вывешивание флагов и знамен – способ посеять сомнения у врага. Правильно расположенные заборы и заграждения – это маскировка, которая опять же заставляет врага сомневаться.
Сунь Бинь говорил: «Привяжи сухие цветы к засохшему дереву, это даст видимость того, что дерево здорово. Используя обман и маскировку, сделай что‑то, не представляющее ценности для тебя, якобы ценным. И тогда угроза не покажется опасной, а то, что бесполезно, будет выглядеть полезным».
Во времена династии Хань племена Цян подняли мятеж и вторглись на территорию Хань. Вдовствующая императрица Тянь вызвала генерала Сю Ю, чтобы тот собрал армию и изгнал кочевников.
Войско Цян насчитывало несколько тысяч человек, и они рассчитывали занять стратегический проход Яоку и подождать там армию Хань. Уступавший их численности генерал Ю остановил свое войско на некотором расстоянии от прохода и объявил всем, что он будет ждать прибытия подкрепления и не двинется дальше. Когда об этом услышали Цян, то они ослабили охрану лагеря и разделились на несколько отрядов, чтобы пограбить в окрестностях.
Воспользовавшись преимуществом того, что вражеское войско рассеялось по округе, генерал Ю прорвался сквозь проход и, превышая обычную скорость движения вдвое, проходил со своей армией более сотни ли в день. Цян перегруппировались и бросились догонять врага, но к тому времени Хань уже опережали их на день пути.
Генерал Ю отговорил царя от атаки. В первую ночь он приказал своим солдатам зажечь костер для приготовления пищи в расчете по одному на каждого человека. На вторую ночь каждый развел два костра, на третью – три. Видя, что каждый день войско увеличивается, Цян не осмелились атаковать.
Кто‑то сказал: «Сунь Бинь уменьшал количество костров, а ты увеличиваешь их. Кроме того, искусство войны гласит, что армия в походе не должна проходить более тридцати ли в день, однако твои солдаты проходят сотню. К чему это?»
Ю ответил так: «Вражеское войско многочисленно, в то время как наше невелико. Когда кочевники видят, что у нас с каждым днем все больше и больше костров, они решат, что к нам постоянно прибывает подкрепление. Веря, что нас много, а движемся мы очень быстро, они задумаются, стоит ли преследовать нас. Сунь Бинь показывал, что он слаб, а я сейчас хочу показать, что я силен, потому у меня другая стратегия».
Цян все больше и больше уставали от мелких сражений и преследования врага, и в конечном итоге, распустив армию, они решили вернуться на свои земли. И вот тогда генерал Ю развернул свое войско и ударил по отступающим, тем самым нанеся серьезное поражение врагу и способствуя скорейшему его изгнанию с территории государства.
***
Во времена Троецарствия князь Чжоу Ю, желая атаковать общего врага Цао Цао, попросил помощи у Лю Бэя. Лю Бэй посоветовал пригласить знаменитого стратега Кунь Миня, который мог бы помочь с выработкой плана. Однако князь был зол на Кунь Миня, потому что тот всегда перечил ему и высказывал противоположное мнение.
Князь даже хотел казнить его, но вмешался другой министр, Лу Су, который сказал, что не стоит казнить советника без серьезной на то причины, поскольку это может разрушить союз с Лю Бэем. Князь согласился с ним и решил подтолкнуть Кунь Миня к ошибке, после которой Кунь будет вынужден совершить самоубийство.
Князь собрал всех своих генералов на совет. На глазах у них князь повернулся к Куню и сказал:
– Новый советник, через несколько дней Цао Цао будет здесь, у нас будет сражение в окрестностях реки. Как ты думаешь, какое оружие окажется самым важным?
Кунь Минь ответил так:
– Для битвы у реки важнее всего лук и стрелы.
– Я больше не могу с тобой соглашаться, – сказал князь. – Но у нас мало запасов. Как ты думаешь, за десять дней мы сделаем сотню тысяч стрел?
Кунь Минь почувствовал ловушку. Сделать десять тысяч стрел в день – это почти невыполнимая задача. А не сумей он ее выполнить за указанное время, его заставят совершить самоубийство. Однако он ответил:
– Армия Цао Цао может появиться здесь в любой день, десять дней – это слишком долгий срок. Я обеспечу эти стрелы за три дня.
Князь и его советник Лу Су не могли поверить своей удаче, поскольку были уверены, что Кунь Минь не сможет выполнить задание за три дня, ведь это невозможно и за десять дней. На следующий день Кунь Минь ничего не делал, а лишь молча прогуливался в парке. Князь был весьма впечатлен равнодушием Куня к неминуемой смерти, так как последний даже и не пытался выполнить свое обещание.
На второй день Кунь Минь тайно нанял двадцать речных джонок и закрыл сотнями связок соломы и сами лодки, и кабины. К началу третьего дня Кунь Минь связал джонки друг с другом. Затем он разбудил Лу Су и спросил его, не хочет ли тот составить ему компанию в поездке за сотней тысяч стрел. Лу Су стало интересно, и, желая увидеть все своими глазами, он согласился отправиться с Кунь Минем.
Окутанные утренним туманом, лодки дрейфовали по направлению к лагерю Цао Цао. Как только джонки подплыли поближе, их вдруг внезапно увидела охрана армии Вэй. Солдаты тут же разбудили Цао Цао, который, заподозрив неожиданную атаку, приказал своим лучникам обрушить целый град стрел на приближающийся флот. После того как лодки проплыли мимо лагеря противника, связки соломы, закрепленные на них, оказались полными стрел. Затем Кунь Минь развернул джонки и наполнил стрелами солому с другой стороны. А затем все они снова скрылись в тумане. Цао Цао, опасаясь западни, не разрешил своим морякам последовать за уходящими лодками.
Когда джонки вернулись, солдаты собрали больше сотни тысяч стрел. Лу Су, докладывая обо всем князю, сказал: «Увы, этот человек превосходит меня». Кунь Минь позже стал первым министром князя.
***
В последние годы Троецарствия Сыма Янь захватил трон Вэй, сам объявив себя царем и изменив название царства с Вэй на Цзинь. Новость об этом достигла ушей соседнего царя из государства У, который знал, что его владения будут следующей целью честолюбивого Сымы. Он так сильно расстроился, что через несколько дней умер.
Сунь Гао унаследовал трон У и тут же начал предаваться удовольствиям и развлечениям, пренебрегая государственными делами. На протяжении следующих нескольких дней новый царь У становился все более и более подозрительным, и по малейшему его подозрению казни подвергались десятки советников и военачальников, а также и их семьи. В результате его повсюду ругали.
Узнав, что люди из У ненавидят своего царя, Сыма приказал атаковать противника по воде и назначил командиром флотилии Вэнь Чана. Царь У понятия не имел, как защищаться от атаки судов. Он вызвал одного из немногих оставшихся у него чиновников, и советник порекомендовал ему сделать бамбуковое заграждение на реке, дабы предотвратить движение флота к столице У – Цзинь‑Э. Царь согласился, были сделаны бамбуковые канаты, которые и натянули над поверхностью воды.
Когда командир Вэнь услышал о заграждении, то рассмеялся. Он приказал своим людям построить огромные плоты из дерева, на которые посадили соломенные куклы, одетые в армейскую форму и держащие в руках оружие. Кукол предварительно вымочили в растительном масле. Более того, к плотам прикрепили специальные устройства, с помощью которых можно было зажечь кукол, как только плоты ударятся о барьер. Зажженные плоты прорвались через бамбуковые заграждения и поплыли дальше – к столице У. Вид горящих плотов, которые были полны людей, так напугал войско У, что солдаты в ужасе разбежались. Сыма взял У и основал династию Цзинь, которая, правда, правила недолго.
Итак, безусловно, важно знать о планах врага. Но не менее важно скрыть свои собственные. Используя фальшивые заграждения и маскировку, ты не даешь врагу оценить твои реальные сильные и слабые места. Не зная, где его ожидает атака, враг обречен на поражение.