Позаимствовать труп, дабы воскресить душу
В религии есть то, что носит название тайны духа. Тайна – это секрет того, как воспитать веру. Когда у людей есть вера, они извлекают из этого пользу. Воины называют это стратегией. Хотя стратегия есть ложь и обман, ее можно использовать ради победы и сохранить солдат. Вот тогда эта ложь становится правдой.
Смело заимствуй любое учреждение, любую технику, метод или даже убеждения, которые, быть может, забыты или отброшены за ненадобностью, и приспосабливай их для своих собственных целей. Возроди что‑то из прошлого, дав этому возрожденному новую цель, вдохни жизнь в старые идеи, обычаи и традиции и приспособь их к своим целям.
Давным‑давно жил учитель медитаций Ли. Однажды он сказал одному из своих учеников, что весной он отправится на небеса, но через семь дней вернется обратно. Он наказал ученику охранять свое тело в течение всего этого времени.
На шестой день отбытия мастера Ли ученик получил послание из дома с настоятельной просьбой прибыть туда, так как его мать была тяжело больна. Ли отсутствовал уже шесть дней, и ученик задумался, а не решил ли его учитель остаться на небесах. А потому перед отъездом к одру больной матери он сжег тело учителя и уехал. Когда на седьмой день Ли вернулся с небес, как и обещал, он не смог найти своего тела, и тогда его душа вселилась в тело монаха, который только что умер на обочине дороги. Легенда гласит, что так тело монаха обрело новую жизнь.
***
Во времена династии Цинь[15]первый император Китая, Цинь Шихуанди, умер, когда объезжал свои владения. Император всегда боялся смерти и постоянно принимал различные эликсиры бессмертия, которые ему в избытке поставляли всякого рода мошенники и шарлатаны. Даже предположение о том, что однажды император может умереть, невольно наводило на мысль, что он напрасно и по глупости принимает все эти снадобья. А это уже походило на измену. Никто не отваживался упоминать о смерти, а потому император не оставил никаких распоряжений относительно того, кто должен наследовать трон.
На момент его смерти было лишь два серьезных претендента: главный министр Ли Си и евнух Чжао Гао. Вступив в сговор, они договорились молчать о смерти императора до тех пор, пока они не решат между собой, кто займет трон. Конечно, самым естественным образом наследником должен был быть старший сын императора Фуши, но оба мужчины боялись, что для них переход власти к сыну будет означать отстранение от дел. Желая избежать этой угрозы, они от имени императора выпустили приказ, согласно которому Фуши и его верный генерал Мэн Тянь должны были совершить самоубийство.
Генерал подозревал о заговоре и сказал принцу, что у него под началом три сотни тысяч солдат, они могут пойти на столицу и потребовать объяснений от самого императора. Но Фуши так сильно боялся отца, который сла вился жесткостью и даже жестокостью, что не мог отважиться задавать вопросы относительно императорского приказа. Он был уверен, что смерть – это гораздо меньшее зло, чем простой визит к отцу. Не задавая дальнейших вопросов, он совершил самоубийство. Генерал, преданный принцу, последовал за ним.
Младший брат Фуши по имени Хухай, который тоже принял участие в заговоре с целью убрать претендента на трон, в конечном итоге стал императором, находясь при этом под контролем Ли Си и Чжао Гао. Молодой правитель в основном проводил время в гареме, в то время как двое заговорщиков занимались управлением государством. Они были так безудержны в извлечении прибыли и получении взяток, что вскоре вся империя была охвачена мятежами. В течение двух лет всех троих казнили, и династия Цинь прекратила свое существование.
Во времена династии Хань император Хуанди умер[16], не оставив наследника. Его мать, императрица Лу, несколькими годами раньше купила ребенка и велела своей невестке сказать, что это ее собственное дитя. Чтобы правда не вышла наружу, настоящую мать младенца казнили. После смерти императора императрица усадила мальчика на трон, объявив себя его регентшей. Однако через два года, узнав, что его родную мать убили, молодой наследник начал говорить так: «Когда я стану императором, то сделаю то, что следует». Как только шпионы донесли императрице о словах мальчика, она приказала убить молодого императора и посадить на его место другую куклу.
Восемь лет управляла императрица процветающим государством, при этом она сменила на троне шесть детей‑императоров. Неизвестно, сколько их могло быть еще, потому что императрица вдруг умерла от таинственной болезни. Ходили слухи о том, что ее смерть наступила в результате проклятия одной из наложниц ее последнего мужа, которая претерпела немало страшных мучений по приказу императрицы. Ужасным было то, что проклятие распространилось и на ее настоящего сына и наследника. Когда ему рассказали о том, что творила его мать, он сошел с ума, а через год умер.
***
Во времена Троецарствия, когда рушилась власть династии Хань, страну раздирали на части четыре генерала, которые подняли восстание против трона. Каждый из них мечтал об основании своей собственной династии. Последний император Хань, Сянь Ди, попал в плен во время кампании против одного из этих четырех военачальников, но он сумел бежать с небольшим отрядом и направился обратно в истерзанную войной столицу Лоян. Запутавшийся и теряющий власть, император хотел укрыться в разрушенном дворце и переждать мятежи, но его планы были раскрыты шпионами, работавшими на крупного военачальника по имени Цао Цао, который быстро повел свою армию в разгромленную столицу и захватил императора.
Цао Цао предложил императору свою «защиту», от которой тот едва ли мог отказаться. Впоследствии правителя содержали под строгой охраной, и от него требовалось лишь подписывать документы, которые составлял Цао Цао. Причем последний заявлял, что все его действия направлены на благо настоящего императора династии Хань. В течение двадцати лет правителя использовали как куклу, которую дергал за ниточки Цао Цао. И это продолжалось до тех пор, пока император совершенно не удалился от дел. И вот тогда Цао Цао основал свою собственную династию Цао Вэй, которая просуществовала очень недолго. Чтобы не дать династии Хань вернуться на трон, Цао Цао убил не только отказавшегося от власти императора, но и всех его родственников. Так был положен конец великой династии Хань.
Итак, верования и предания, легенды и учения имеют огромную моральную и эмоциональную силу. Она вполне может использоваться в стратегических целях.
Если ты не можешь придумать чего‑то сам, поучись у своего противника и используй его мысли, схемы и планы для разработки своих собственных. Или просто копируй то, что он делает хорошо.