Курс – для заочной формы обучения.

5. Содержание и структура дисциплины

Содержание занятий

№ п/п Наименование тем Содержание тем) Коды компетенций   Коды ЗУН
Тема 1. Цели, задачи и содержание курса «История отечественного государства и права» Предыстория Российского государства и права. Древние славяне и русы. Догосударственные формы социального управления. Праславянская цивилизация. Особенности государственного и общественного устройства. Религия. ОК-9 ПК-2 ПК-9   З1У1Н2 З2У3Н1 З1У2Н2
Тема 2.   Государство и право Древней Руси (IX-XII вв.)   Процесс образования и развития единого государства. Полюдье. Киевская Русь. Складывание единого Древнерусского государства с центром в Киеве. Особенности княжеской власти. Структура органов государственной власти. Общественное устройство. Источники права. Русская Правда. Уголовное право. Гражданско-правовые отношения. Судебный процесс.   ОК-9 ПК-2 ПК-9   З1У1Н2 З2У3Н1 З1У2Н2
Тема 3. Русские княжества и право в период феодальной раздробленности (XII-XV вв.) Причины феодальной раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Киевское княжество. Новгородская и Псковская феодальные республики. Новгородская и Псковская судные грамоты. Уголовное и процессуальное право. Литовское княжество. Русские княжества и Золотая Орда. ОК-9 ПК-2 ПК-9   З1У1Н2 З2У3Н1 З1У2Н2
Тема 4. Русское государство и право (XIV- середина XVI вв.) Образование и развитие Московского государства. Предпосылки образования Русского централизованного государства. Структура общества. Государственные органы власти и управления. Судебные органы. Источники права. Судебник 1497 года. Взаимоотношения государства и церкви. ОК-9 ПК-2 ПК-9   З1У1Н2 З2У3Н1 З1У2Н2
Тема 5. Сословно-представительная монархия в русском государстве (середина XVI в. – середина XVII в.) Земские соборы. Правовое положение сословий. Иван IV Грозный. Государственный строй. Центральные органы власти – приказы. Местные органы управления. Военное устройство. Судебные органы. Развитие права. Смутное время в русском государстве на рубеже XVI – XVII веков. ОК-9 ПК-2 ПК-9   З1У1Н2 З2У3Н1 З1У2Н2
Тема 6. Государство и право России в период становления и развития абсолютной монархии (XVII-XVIII вв.)   Начало правления династии Романовых. Социально-экономическое положение страны. Формирование абсолютизма. Военное устройство. Государство и церковь. Развитие права в XVII веке. Гражданско-правовые отношения по Соборному уложению 1649 г. Уголовное право по Соборному уложению. Судебный процесс. Правление Петра I Великого. Изменения в государственном строе. Реформа армии при Петре I. Судебная система. Развитие права. Второе смутное время в истории России. Дворцовые перевороты. Правление Елизаветы Петровны и Петра III. Царствование Екатерины II. Правовое обоснование просвещённого абсолютизма. Социально-экономическая политика. Реформа местных органов власти. Судебная система. Городская реформа. Правовое положение сословий. Просвещение. ОК-9 ПК-2 ПК-9   З1У1Н2 З2У3Н1 З1У2Н2
Тема 7. Государство и право Российской империи в первой половине XIX в. Правление Александра I и Николая I. Особенности государственного и общественного строя. Судебные органы. Армия. Полиция и карательные органы. Кодификация права. Гражданско-правовые отношения по Своду законов. Уголовное право. Судебный процесс. Общественно-политические движения. ОК-9 ПК-2 ПК-9   З1У1Н2 З2У3Н1 З1У2Н2
Тема 8. Государство и право Российской империи в период буржуазных реформ и контрреформ (вторая половина XIX в.) Итоги и значение Крымской войны. Правление Александра II. Общественный строй. Крестьянская реформа. Земская и городская реформы. Военная реформа. Финансовая реформа. Реформы в сфере образования и печати. Судебная реформа. Контрреформы 80-х – 90-х годов XIX века. Развитие права. Государство и церковь. ОК-9 ПК-2 ПК-9   З1У1Н2 З2У3Н1 З1У2Н2
Тема 9. Государство и право Российской империи в конце XIX - начале XX вв. Правление Николая II. Экономическое и политическое развитие страны. Органы государственной власти и управления. Развитие права. Первая мировая война и её влияние на общественно-политические процессы в России. Февральская буржуазно-демократическая революция. ОК-9 ПК-2 ПК-9   З1У1Н2 З2У3Н1 З1У2Н2
Тема 10. Великая Октябрьская социалистическая революция и создание Советского государства и права Великая Октябрьская социалистическая революция в России. Формирование нового государственного аппарата. Конституция РСФСР 1918 г. Формирование советской правовой и судебной системы. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Изменения в государственном аппарате и праве в годы Гражданской войны и иностранной интервенции. ОК-9 ПК-2 ПК-9   З1У1Н2 З2У3Н1 З1У2Н2
Тема 11. Советское государство и право в период НЭПа (1921 – 1929 гг.) Социально-экономический кризис. Забастовки. Волна крестьянских восстаний. Кронштадтское восстание моряков. Кризис в партии большевиков. Новая экономическая политика. Изменения в государственном аппарате в условиях НЭПа. Образование СССР. Кодификация советского права. ОК-9 ПК-2 ПК-9   З1У1Н2 З2У3Н1 З1У2Н2
Тема 12. Государство и право в период социалистического строительства (1930-1941 гг.) Социально-экономическое развитие СССР. Перестройка правоохранительных органов. Вооружённые силы. Конституции СССР 1936 г. и РСФСР 1937 г. развитие права. ОК-9 ПК-2 ПК-9   З1У1Н2 З2У3Н1 З1У2Н2  
Тема 13. Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Великая Отечественная война и её значение. Изменения в государственном аппарате. Вооружённые силы. Органы суда и прокуратуры. Изменения в праве. ОК-9 ПК-2 ПК-9   З1У1Н2 З2У3Н1 З1У2Н2
Тема 14. Советское государство и право в середине 40-х – начале 50-х годов ХХ века Итоги Великой Отечественной войны для СССР. Социально-экономическое развитие страны. Восстановление народного хозяйства. Влияние холодной войны. Изменения в государственном аппарате. Армия. Судебные органы. Развитие права. Режим Сталина. ОК-9 ПК-2 ПК-9   З1У1Н2 З2У3Н1 З1У2Н2
Тема 15. Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (50-е - 60-е годы ХХ века) Изменения в системе государственного управления после смерти Сталина. ХХ съезд КПСС. «Оттепель». Армия. Правоохранительные органы. Кодификация права. Особенности правления Н.С. Хрущёва. ОК-9 ПК-2 ПК-9   З1У1Н2 З2У3Н1 З1У2Н2
Тема 16. Советское государство и право в середине 60-х – середине 80-х гг. ХХ в. Изменения в системе органов управления. Политика Л.И. Брежнева. Особенности развития советского общества. Конституция СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г. Вооружённые силы. Развитие права. ОК-9 ПК-2 ПК-9   З1У1Н2 З2У3Н1 З1У2Н2
Тема 17. Советское государство и право в период перестройки (1985-1991 гг.) Особенности социально-экономического положения СССР. Андропов Ю.В. Черненко К.У. Приход к власти М.С. Горбачёва. Перестройка. Изменения в системе государственного управления. Местные органы власти. Парад суверенитетов. Изменения в праве. Распад СССР. ОК-9 ПК-2 ПК-9   З1У1Н2 З2У3Н1 З1У2Н2
Тема 18. Формирование и развитие новых государственных органов и права в Российской Федерации (90-е гг. ХХ века – 2015 г.) Образование современного российского государства. Угроза распада Российской Федерации. Региональные конфликты. Формирование новых органов государственной власти. Конституция Российской Федерации 1993 г. Формирование права. ОК-9 ПК-2 ПК-9   З1У1Н2 З2У3Н1 З1У2Н2

Структура дисциплины





№ п/п Наименование тем Объем дисциплины, час. Форма текущего контроля успеваемости4, промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л ЛР ПЗ КСР
Заочная форма обучения
Тема 1 Цели, задачи и содержание курса «История отечественного государства и права» О
Тема 2 Государство и право Древней Руси (IX-XII вв.)   О
Тема 3 Русские княжества и право в период феодальной раздробленности (XII-XV вв.) тест
Тема 4 Русское государство и право (XIV- середина XVI вв.) собеседование
Тема 5 Сословно-представительная монархия в русском государстве (середина XVI в. – середина XVII в.) тест
Тема 6 Государство и право России в период становления и развития абсолютной монархии (XVII-XVIII вв.)   тест
Тема 7 Государство и право Российской империи в первой половине XIX в. тест
Тема 8 Государство и право Российской империи в период буржуазных реформ и контрреформ (вторая половина XIX в.) собеседование
Тема 9 Государство и право Российской империи в конце XIX - начале XX вв. О КР
Тема 10. Великая Октябрьская социалистическая революция и создание Советского государства и права тест
Тема 11. Советское государство и право в период НЭПа (1921 – 1929 гг.) тест
Тема 12. Государство и право в период социалистического строительства (1930-1941 гг.) тест
Тема 13. Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) О КР
Тема 14. Советское государство и право в середине 40-х – начале 50-х годов ХХ века тест
Тема 15. Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (50-е - 60-е годы ХХ века) тест
Тема 16. Советское государство и право в середине 60-х – середине 80-х гг. ХХ в. собеседование
Тема 17. Советское государство и право в период перестройки (1985-1991 гг.) тест
Тема 18. Формирование и развитие новых государственных органов и права в Российской Федерации (90-е гг. ХХ века – 2015 г.) тест
  Промежуточная аттестация. Экзамен собеседование
  Всего:  
                   

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине.

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного типа

1. Предыстория Российского государства и права.

2. Древние славяне и русы.

3. Догосударственные формы социального управления.

4. Праславянская цивилизация.

5. Особенности государственного и общественного устройства.

6. Религия.

7. Причины феодальной раздробленности.

8. Владимиро-Суздальское княжество.

9. Галицко-Волынское княжество.

10. Киевское княжество.

11. Новгородская и Псковская феодальные республики.

12. Новгородская и Псковская судные грамоты.

13. Уголовное и процессуальное право.

14. Литовское княжество.

15. Русские княжества и Золотая Орда. Николая I.

16. Особенности государственного и общественного строя.

17. Судебные органы. Армия.

18. Полиция и карательные органы. Кодификация права. Гражданско-правовые отношения по Своду законов.

19. Уголовное право. Судебный процесс.

20. Общественно-политические движения.

21. Великая Октябрьская социалистическая революция в России.

22. Формирование нового государственного аппарата. Конституция РСФСР 1918 г.

23. Формирование советской правовой и судебной системы. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право.

24. Изменения в государственном аппарате и праве в годы Гражданской войны и иностранной интервенции.

25. Образование современного российского государства.

26. Угроза распада Российской Федерации. Региональные конфликты.

27. Формирование новых органов государственной власти.

28. Конституция Российской Федерации 1993 г.

29. Формирование современного российского права.

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям практического типа

Вопросы:

1.Начало правления династии Романовых.

2. Социально-экономическое положение Российского государства в первой половине XVII века.

3. Церковный раскол: причины и последствия.

4.Гражданско-правовые отношения по Соборному уложению 1649 года.

5. Уголовное право и судебный процесс по Соборному уложению 1649 года.

6. Реформы Петра I.

7. Реформы периода правления Екатерины II.

8. Период правления Александра II.

9. Крестьянская реформа.

10. Земская реформа.

11. Городская реформа.

12. Военная реформа.

13. Финансовая реформа.

14. Судебная реформа.

15. Реформы в сфере образования и печати.

16. Контрреформы 80-х – 90-х гг. XIX века.

17.Социально-экономическое положение С ССР к началу 1930-х гг.

18. Индустриализация страны.

19. Коллективизация сельского хозяйства.

20. Кредитная реформа.

21. Перестройка органов по охране правопорядка: госбезопасность, прокуратура, милиция, суд.

22. Реформа Вооружённых сил СССР.

23. Конституции СССР 1936 г. и РСФСР 1937 г.

24. Развитие права. Изменения в семейном праве, трудовом праве, колхозном праве, уголовном праве.

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Задача лекционного курса - познакомить студентов с основами истории отечественного государства и права. Для эффективного усвоения курса необходимо, чтобы перед лекцией студенты обязательно ознакомились с материалом соответствующей темы, изложенной в учебниках. Для этого можно пользоваться учебной литературой. Однако необходимо учесть, что указанные в рабочей программе учебники это минимум для определения круга проблем, которые необходимо знать. Для анализа дискуссионных проблем, требующих ознакомления студентов с различными, в основном противоположными, точками зрения к каждой лекции прилагается необходимый перечень литературы, требующей дополнительного изучения. Для ознакомления с новыми трактовками, представлениями и даже теориями необходимо регулярно знакомиться с различными точками зрения. Особое внимание при самостоятельной работе необходимо обратить на анализ источников, которые даны в списке к каждой теме. Следует учитывать, что всякая точка зрения имеет право на существование, если она аргументирована источниками, их анализом, если ее носитель не отбрасывает отдельные блоки источников, а пытается их научно интерпретировать. Во время лекции необходимо вести конспект, содержащий основные теоретические положения и примеры по излагаемому лектором материалу. Конспект лекций должен содержать:

- название темы и излагаемых в ее рамках вопросов;

- перечень нормативных актов, которые необходимо впоследствии изучить;

- основные теоретические выкладки и практические примеры по каждому рассматриваемому вопросу;

- выводы лектора.

Студент имеет право принимать участие в обсуждении организационно-методических форм преподавания дисциплины «История государства и права зарубежных стран» на вводном занятии. Студент обязан добросовестно учиться и овладевать знаниями, выполнять в установленные преподавателем сроки все виды заданий по данной дисциплине, предусмотренных настоящей рабочей программой. Поскольку лекционное занятие готовится преподавателем с учетов разнообразной учебной и научной литературы, с использованием междисциплинарных связей, полноценное знание курса «Истории государства и права зарубежных стран» возможно только при посещении занятий и конспектировании основного содержания лекции. Так как лекция пишется в быстром темпе, и некоторые слова сокращаются или недостаточно осмысливаются, необходимо, по возвращении домой, вдумчиво прочитать её, а еще лучше, выучить. Практика показывает, что данный метод является эффективным средством хорошего запоминания пройденного накануне лекционного материала. Более основательное запоминание лекции достигается при повторном изучении материала накануне практического занятия, опрос на котором является обязательным элементом учебного процесса.

На обращение лектора к студентам в конце занятия: «Есть ли вопросы по представленной лекции?», при необходимости, следует задать вопросы и получить разъяснения.

Объем предлагаемых часов лекционных занятий, в силу объективных обстоятельств, является ограниченным, и студенты обязаны это учитывать при подготовке к аттестации.

Методические указания по подготовке к практическим занятиям

Практические занятия являются важной формой учебного процесса, способствующей усвоению курса. Основные задачи этих занятий сводятся к тому, чтобы научить студента самостоятельно мыслить и пользоваться разнообразной литературой, источниками, справочно-правовыми системами «Кодекс», «Гарант» и «Консультант плюс». В ходе занятий студент должен научиться применять выработанную методику при решении различных заданий. Научная работа студента также начинается с практических занятий. Практические занятия стандартно проводятся в форме собеседования по вопросам отдельной темы, решения кейс-заданий, деловых игр и круглых столов.

1. При подготовке к собеседованию по вопросам на практических занятиях студенту необходимо четко усвоить поставленную проблему, определенную темой и вопросами занятия. Конспект для сообщений не должен занимать много места, необходимо, чтобы он был кратким, удобным для использования и содержал в себе следующие моменты:

- вывод исследователя;

- его аргументы в подтверждение данного вывода;

- какими источниками студент пользовался (нужно определить их полноту и достоверность);

- отношение студента к проблеме, аргументы, подтверждающие его. Главное - мнение должно быть четко аргументировано.

Требования к конспекту для семинарских занятий:

- должен быть в отдельной тетради, подписанный.

- обязательно нужно писать план занятия с указанием темы, вопросов, списка литературы и источников.

- нужно отражать в нем проблематику всех поставленных вопросов (анализ источника, литературы, нормативных актов, материалов судебной практики).

- студенту нужно иметь по этим вопросам аргументированные выводы. Слово «аргументированные» является ключевым. Главное - доказуемость выводов.

2. При решении кейс-заданий и написании эссе студенту необходимо уметь правильно понять условия задания. В случае возникновения каких-то неясностей следует уточнить необходимые условия у преподавателя. Для решения задания нужно уметь пользоваться справочными системами «Консультант плюс», «Гарант», «Кодекс». Студент должен уметь аргументированно ответить на поставленные в кейс-задании вопросы со ссылкой на нормативные акты, судебные решения и мнения ученых.

3. При подготовке к деловой игре студентам необходимо правильно понять фабулу дела, данную преподавателем. Преподаватель самостоятельно распределяет роли. Студенты заранее готовятся к деловой игре, изучая конкретные исторические условия выбранной страны, её законодательство в определённой сфере. Для этого нужно уметь пользоваться справочными системами «Консультант плюс», «Гарант», «Кодекс».

4. Промежуточные аттестации проводятся в виде контрольных работ, представляющих из себя решение кейс-заданий и ответов на контрольные вопросы. Подготовка к контрольной работе предполагает самостоятельную проработку студентом предложенных тем с последующим ответом на вопросы. Для успешного выполнения теста студенту рекомендуется действовать по следующему алгоритму:

- Перед подготовкой к контрольной работе:

· узнать тематику и хронологические рамки материала проводимой контрольной работы;

· проработать учебную (в том числе конспекты лекций) и дополнительную литературу (см. список рекомендованной литературы к занятиям), нормативные акты;

· составить конспект;

· во время консультации выяснить у преподавателя вопросы, вызвавшие затруднения.

- Во время работы:

1. вначале ответить на все известные вопросы;

2. затем обратиться к вопросам, вызвавшим затруднения;

· в случае возникновения неясностей в понимании формулировок вопросов задать соответствующий вопрос преподавателю;

· перед сдачей работы обязательно проверить правильность ответов по всем вопросам.

8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине

Задания к практическим занятиям:

Наши рекомендации