Л.3 Образование и развитие Российского государства (2 половина XV-XVII в.в.) 7 страница

Поляризация сил происходит и в партийно-государственой элите, и даже в команде реформаторов. Во главе консервативного крыла в КПСС стоят Е.К. Лигачев, В.И. Чебриков, И.К.Полозков. За углубление реформ выступают, А.Н. Яковлев, Б.Н. Ельцин, Э.А. Шеварнадзе. Разные оценки темпов и методов «перестройки» впервые обсуждались на октябрьском 1987 года Пленуме. Критика Ельциным Горбачева была оценена большинством консервативного ЦК как политическая ошибка и желание бороться с ЦК. Попытка устранить Б.Н.Ельцина с политической арены привела к прямо противоположному результату. Его популярность резко выросла. Окончательное размежевание консерваторов и сторонников радикальных реформ произошло в марте 1988 г. после публикации статьи Н.Андреевой «Не могу поступиться принципами», где ставится вопрос о реабилитации Сталина и оправдывается его политика. В 1988 г. в стране проходили многотысячные митинги с демократическими лозунгами, где ставился вопрос о демонтаже советской системы. 19 партконференция декларировала передачу власти Советам и разграничение функций партийных и советских органов и демократические выборы народных депутатов. В декабре 1988 г. в Конституцию СССР были внесены изменения: высшим органом власти становился Съезд народных депутатов СССР, который должен был собираться 1 раз в год, более демократичной становилась избирательная система. Был принят новый закон о выборах. Был обновлен состав Политбюро и секретарей ЦК, ликвидированы отраслевые отделы ЦК, кроме аграрного. В связи с ухудшением экономического положения на выборах в высший орган власти из 169 первых секретарей обкомов партии были забаллотированы 32. 1-й съезд народных депутатов состоялся в мае-июне 1989 г. В ходе его работы сложилась Межрегиональная группа депутатов. Ее лидерами стали Б.Н.Ельцин, А.Д.Сахаров, Г.Х.Попов, А.А.Собчак, Г.В.Старовойтова, Ю.Н.Афанасьев. У них не было четкого плана реформ, их объединяло стремление отменить ст. 6 Конституции о руководящей и направляющей роли КПСС в жизни советского общества. Летом 1989 г. «перестройка» перестает быть революцией «сверху» и становится делом миллионов. Речь шла не о придании социализму «второго дыхания», а о смене системы. Этот перелом внесла волна забастовок шахтеров крупнейших угольных бассейнов: Кузбасса, Донбасса, Караганды, Воркуты. Выдвигались не только экономические, но и политические требования (отмена ст. 6, свобода печати, создание независимых профсоюзов). В октябре 1989 г. был принят закон о трудовых коллективах, признающий право на забастовку. Руководство страны столкнулось с кризисом доверия. 3-й съезд народных депутатов отменил ст. 6 Конституции и утвердил пост Президента СССР. Первым Президентом СССР был избран М.С.Горбачев, сохранивший пост Генерального секретаря ЦК КПСС. В 1989-1990 гг. формируется многопартийная система. Была создана ЛДПР во главе с В.В.Жириновским, Демократическая партия Н.Травкина и Г.Каспарова, Крестьянская партия России. Сформировались движения «Демократический выбор», «Демократическая Россия». Состоялся учредительный съезд Коммунистической партии РСФСР.

Период с мая 1989 г. по декабрь 1991 г. стал временем распада советского государства как системы. Это явилось следствием многих причин:

- в СССР национальный вопрос считался решенным, декларировалось создание новой общности людей - «советского народа», игнорировались культурные традиции, духовный уклад;

- не учитывалось историческое прошлое народов республик, факт того, что многие территории вошли в союзное государство вопреки своему желанию;

- равенство и суверенитет республик были лишь формальными;

- они не являлись фактическими собственниками своих богатств. Формирующийся в них доход перераспределялся часто без учета их интересов;

- не учитывались реальные нужды населения вследствие непродуманности создания единого ходяйственного комплекса, строительства, предприятий-гигантов; игнорирование подлинных возможностей сельского хозяйства (монокультуры и т.д.);

- ослабление идеологического воздействия;

- ослабление позиций партократии вследствие гласности и демократизации, и особенно при выборах в центральные и местные органы власти 1990 г., когда во многих районах к власти пришли радикалы, стремившиеся к отделению от СССР;

- центробежные тенденции внутри РСФСР. Именно Россия в рамках СССР в наибольшей степени обделена политическими и др. правами. Государственность ее всегда была лишь номинальной, отсутствовали республиканские высшие органы власти, даже символы; россияне отставали от большинства народов СССР по уровню жизни, оказывались перед реальной угрозой социально-демографической деградации. Главным требованием национал-патриотических сил России стало требование сильной российской государственности, хозяйственной и культурной самостоятельности;

- глубокий экономический кризис эпохи «перестройки» и нерешительность и бездействие реформаторов в национальном вопросе. Они не выработали собственного механизма решения межнациональных конфликтов, а «сталинскими» и «хрущевскими» методами не решились воспользоваться.

В 1987-88 гг. обострился экономический кризис в СССР. Одновременно с размежеванием политических сил в центре и в ряде республик оформились и начали активно действовать народные фронты. Их идеями становятся признание суверенитета своих республик и создание независимых государств.

Распаду СССР предшествовали региональные межнациональные конфликты. Кризис межнациональных отношений начал проявляться уже в 1986 г., с 1987 г. не сходил с повестки дня Политбюро. В 1988 г. начался армяно-азербайджанский конфликт из-за административной принадлежности Нагорного Карабаха. Союзное руководство не решилось воздействовать на участников силовыми средствами, события стали не контролируемыми. В феврале 1999 г. в Сумгаите в результате резни погибли десятки человек. После этого тлевшие десятилетиями межнациональные конфликты стали разгораться. Чем больше уступок делал Центр, тем более радикальными становились требования сепаратистов по расширению прав республик и изменению форм советской федерации. 9 апреля 1989 г. в Тбилиси была применена сила для оттеснения демонстрантов, погибло 16 человек. Это вызвало взрыв возмущения в республиках. В 1988-89 гг. имели место межнациональные столкновения в Узене (Казахстан), Фергане (Узбекистан) и в Сухуми (Абхазия), Душанбе (Таджикистан), в ходе которых имелись человеческие жертвы. В январе 1990 г. - армянские погромы в Баку, туда были введены войска МВД СССР, имело место фактическое отстранение коммунистического руководства от власти. В 1991 г. вновь будут применены федеральные войска (занятие телецентра в Вильнюсе) и ОМОН (штурм здания МВД Латвии). Силовые методы решения конфликтов лишь обостряли обстановку.

Первыми за суверенитет и отделение выступили республики Прибалтики. На выборах местных органов власти весной 1990 г. получили поддержку движения, выступавшие за полное государственное самоопределение и выход из СССР. Прологом полного распада СССР стал «парад суверенитетов» - процесс суверенизации республик. В 1989-90 гг. все союзные республики приняли декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. Они объявляли себя собственниками своих недр, земли, часть из них приняла законы о государственном языке, создании своих армий и денежных знаков, приняли новые названия. Декларация независимости РСФСР была принята 12 июня 1990 г. О суверенитете заявила также большая часть автономий (Карелия, Якутия, Татарстан и др.). Итоги «парада суверенитетов»: перемещение политической власти в республики, усиление в них нестабильности, рост недоброжелательства к национальным меньшинствам, нарушение прав человека. Это заставило все республики искать компромисс.

Идея заключения нового союзного договора возникла у народных фронтов Прибалтики. 12 июня 1990 г. Совет Федерации высказался за создание республиками СССР Союза суверенных государств (ССГ). 17 марта 1991 г. в 9 республиках был проведен референдум с вопросом о сохранении СССР (не участвовала Прибалтика, Грузия, Армения, Молдавия). Основная часть населения высказалась за сохранение Советского союза как федерации равноправных суверенных республик. Проект нового договора о создании Союза суверенных государств (ССГ) был подготовлен в Ново-Огарево. В ведении центра оставались вопросы обороны, финансов, внутренних дел; ему отводилась координирующая роль. Подписание нового союзного договора было назначено на 20 августа 1991 г. Накануне его подписания разыгрались события, получившие название августовский путч 1991 г. Путч - это попытка государственного переворота, инициированная небольшой группой заговорщиков; удавшийся переворот характеризуется в качестве путча только его потерпевшими поражение противниками. Консервативная часть руководства СССР, возмущенная Указом президента РСФСР о департизации в РСФСР и стремиашпчся не допустить обновления союза, потребовала от И.С.Горбачева введения чрезвычайного положения. В ответ на отказ находившегося в Форосе М.С.Горбачева он был блокирован. 19 августа консерваторы создают неконституционный ГКЧП, к которому переходила вся власть в государстве. В крупных городах был введен комендантский час. В ГКЧП вошли вице-президент Г.И.Янаев, председатель КГБ В.А.Крючков, министр обороны Д.Т.Язов, министр внутренних дел Б.К.Пуго, премьер-министр В.С.Павлов и др. ГКЧП запретил оппозиционные партии и движения, установил контроль над СМИ. В Москву были введены войска. В Москве, Ленинграде и в ряде др. городов прошли митинги протеста. Во главе сопротивления действиям ГКЧП встало руководство РСФСР. Указами президента Б.Н.Ельцина создание ГКЧП объявлялось попыткой государственного переворота, союзные органы исполнительной власти, включая силовые структуры, переходили в подчинение президенту РСФСР. 21 августа была открыта Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР. И.С.Горбачев был возвращен в Москву. 22 августа Б.Н.Ельцину были предоставлены чрезвычайные полномочия. Деятельность КПСС на территории России Указом президента Б.Н.Ельцина была приостановлена. М.С.Горбачев 24 августа сделал заявление об отставке с поста генерального секретаря ЦК КПСС. Путч ускорил распад СССР. 25 августа Украина объявила об образовании независимого государства и отказалась участвовать в новом союзном договоре. За ней последовали все республики, кроме России и Казахстана. Под текстом договора о создании ССГ была поставлена только подпись М.С.Горбачева.

В сентябре состоялся 5-й Внеочередной съезд народных депутатов СССР, он передал всю полноту власти новому органу - Государственному совету в составе президента СССР и высших должностных лиц республик. В начале ноября была принята программа радикальных экономических реформ; президенту РСФСР были даны чрезвычайные полномочия на период ее осуществления. Деятельность КПСС указами президента была запрещена.

8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще руководителями РСФСР (Б.Н.Ельцин) Украины (Л.М.Кравчук) и Белоруссии (С.С.Шушкевич) был констатирован распад единого союзного государства и объявлено о создании СНГ. «Беловежские соглашения» и правомерность их подписания оцениваются по-разному. Подписавшие их страны и ЗСФСР в 1922 г. являлись учредителями СССР. Грузия, Армения, Азербайджан ко времени подписания Беловежских соглашений «де-факто» уже вышли из состава СССР, равно как и республики, вступившие в него после 1922 г. Союзное государство распалось вопреки воле большинства народа союзных, выраженной на референдуме в марте 1991 г. по вопросу о его сохранении.

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате была подписана Декларация об образовании СНГ. К СНГ, присоединились Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан.

25 декабря М.С.Горбачев сделал официальное заявление об отставке с поста президента СССР. СССР перестал существовать как субъект международных отношений.

С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство ‑ Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочерёдных задач было принятие мёр по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность. Продолжение курса реформ. Государственный аппарат России в конце 80-х годов состоял из двухступенчатой системы органов представительной власти Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооружёнными силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, многие главы администраций на местах. Деятельность государственного аппарата протекала в условиях жёсткой конфронтации законодательной и исполнительной власти. Состоявшийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил президенту широкие полномочия для проведения экономических реформ. Большинство депутатов российского парламента в этот период поддерживали курс социальной экономической реформы. К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования (меры «шоковой терапии»). Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. Её результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. Предусматривались жёсткие меры налогового обложения, либерализация цен и усиление социальной помощи малоимущей части населения. Проведённая в соответствии с программой либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он составлял 50% от уровня начала 90-х годов. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Госбанке. Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 000 промышленных предприятий. Тем самым государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности производства. В 1990-1992 гг. ежегодное падение производства составляло 20%. К середине 90-х годов тяжёлая промышленность оказалась практически разрушенной. Так, станкостроение работало лишь вполовину своих мощностей. Одним из последствий приватизационной политики явился распад энергетической инфраструктуры. Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объём сельскохозяйственного производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота. Конституционный кризис. Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий вызывали неудовлетворённость и раздражение у значительной части населения. Недовольство результатами реформ выражали многие должностные лица. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров РФ стал B.C. Черномырдин, в течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряжённости в обществе и во взаимоотношениях президента Б.Н. Ельцина и парламента. Отсутствие чёткого разделения обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти вело к обострению конфликта между ними. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б.Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в «реакционную силу». Противостояние властей особенно усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали её приятие. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти — Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действий президента и заявили об отстранении его от власти. Был приведён к присяге новый президент А.В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ. В ответ на антиконституционный акт президента в Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телецентра. В попытке изменить курс социально-экономических реформ участвовали несколько десятков тысяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска. В ходе событий несколько сот его участников погибли либо получили ранения.

В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной власти Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В канун выборов возникли несколько политических блоков и коалиций. Широкую известность приобрели блоки «Выбор России» и «Явлинский, Болдырев, Лукин» («ЯБЛоко»), «Российское движение демократических реформ», предвыборное объединение «Отечество». Большинство объединений и партий выступали за многообразие форм собственности, усиление социальной защиты населения, за единство и целостность России. Однако в вопросах национально-государственного строительства их позиции основательно расходились. Блок «ЯБЛоко» отстаивал идею конституционной федерации, КПРФ восстановление на новой основе союзного государства, ЛДПР возрождение российского государства в рамках до 1977 г. В результате проведённых на многопартийной основе выборов в парламент вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест получили «Выбор России», ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ. Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, в прошлом директор одного из крупных промышленных предприятий страны. Государственную Думу возглавил И.П. Рыбкин. С первых дней работы Госдумы в её составе возникли несколько партийных фракций, наиболее многочисленной среди которых являлась фракция «Выбор России» (председатель Е.Т. Гайдар).

12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краёв, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и С.-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального собрания постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны и заключение мира, руководство внешнеэкономическими связями. Подчёркивалась самостоятельность органов трёх ветвей власти законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно закреплялись политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости. Центральное место в работе Госдумы I созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. В течение 1993-1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов, подавляющая часть которых была подписана президентом. Среди них Законы о правительстве и конституционной системе, о новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических зонах. На выборы в Государственную Думу 1995 г. общественные объединения и партии шли с чёткими требованиями в экономической, политической областях. Центральное место в предвыборной платформе КПРФ (председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов) занимали требования восстановления в России мирным путём советского строя, прекращения процесса разгосударствления и национализации средств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитических договоров, которые «ущемляли» интересы страны. Сформировавшиеся накануне выборов Всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом Россия» объединило представителей исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринимательских слоёв. Главную экономическую задачу участники движения видели в формировании смешанной экономической системы на принципах, присущих рыночной экономике. Роль государства должна была заключаться в создании благоприятных условий для развития мелкого и среднего предпринимательства, деловой активности населения. В состав Госдумы II созыва было избрано 450 депутатов. Подавляющую их часть составляли работники законодательных и исполнительных органов власти, многие из них являлись членами предыдущего депутатского корпуса. 36% общего числа мест в Думе получила КПРФ, 12% «Наш дом Россия», 11% ЛДПР, 10% блок Г.А. Явлинского («ЯБЛоко»), 17% независимые и 14% другие избирательные объединения. Состав Госдумы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней внутриполитическим вопросам. Основная борьба развернулась между сторонниками избранного пути экономического и политического реформирования и оппозицией, в рядах которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Г.А. Явлинского.

Особую остроту и драматичность событиям придавала нестабильность внутриполитической жизни, вызываемая, в частности, напряжённостью в межнациональных отношениях. Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи российской армии удалось прекратить возникшие из-за территориальных споров вооружённые столкновения между ингушами и осетинами. В 1992 г. состоялось разделение на две самостоятельные республики Чечено-Ингушетии. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и вооружённым конфликтам сепаратистов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены Вооружённые силы России. Это положило начало чеченской войне, завершившейся лишь в конце 1996 г. Подписанное в ноябре 1996 г. между российским и чеченским руководством соглашение о мире предусматривало вывод федеральных вооружённых сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов.

На думских выборах 1999г. стабильный результат, как и раньше, был у коммунистов (24,2% голосов), но они не получили большинства. Оно оказалось у новых общественно-политических сил — «Единства» (23,3%) и «Отечество — вся Россия» (13,3%).

Российско-американские отношения всегда занимали важное мес­то в международной деятельности обеих стран. Российское руковод­ство предприняло ряд инициатив: с боевого дежурства снято около 600 стратегических ракет, в январе 1993г. был подписан договор о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), согласно которому предусматривалось сокращение на 2/3 числа ядерных боеголовок. Отношения с США продолжают динамично развиваться. Президент В.В. Путин был одним из первых, кто выразил поддержку США в борьбе с международным терроризмом после атаки на американские города в сентябре 2001 г. Во время визита президента США Дж. Буша-младшего в Москву в мае 2002 г. была достигнута договоренность о новом соглашении по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).

На равноправной основе развиваются отношения России и стран СНГ. Периодически проводятся встречи глав государств, на которых согласовываются многие экономические, политические, военные, мигра­ционные и иные вопросы. В приоритетном порядке был создан в 1995г. таможенный союз между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Кирги­зией. Россия и Белоруссия решили углубить интеграцию путем созда­ния союзного государства, становление которого идет непросто. В 1997г. был подписан важный договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной. С помощью российских войск были пога­шены очаги вооруженных конфликтов в Таджикистане, Молдове, Гру­зии, Нагорном Карабахе. В 1992г., шесть стран СНГ (Россия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан) подписали договор о коллективной безопасности. Сложно и трудно проходят процессы экономической интеграции.

В сентябре 2003г. президенты России, Украины, Белоруссии и Ка­захстана подписали рамочное соглашение о создании зоны единого экономического пространства. Вместе с тем объективно Россия про­должает играть ведущую роль на постсоветском пространстве.

Взаимовыгодно развиваются отношения России с азиатскими, африканскими и латиноамериканскими государствами. Ведущее место здесь занимают отношения с Китаем, являющимся одним из крупнейших государств в мире. В июле 2001 г. в Москве был подписан российско-китайский договор о партнерстве сроком на 20 лет, в котором за­ложены основы для широкого сотрудничества.

В августе 2003г. во время визита В.В. Путина в Малайзию был заключен крупный контракт на поставку российских военных истребите­лей, что серьезно упрочило отношения двух стран. Активно развивается сотрудничество с Вьетнамом в области добычи нефти, с Ираном — по сооружению атомной электростанции, что, правда, вызывает резкое недовольство США. В 1994г. Россия стала членом Международной организации стран Тихоокеанского региона, что создало благоприятные возможности для торговли с ними.

Непросто развивались отношения с Японией, для которой главным вопросом всех контактов с Россией была и остается проблема Куриль­ских островов. Традиционным экономическим и политическим партне­ром продолжает оставаться Индия, с которой в январе 1993г. был подписан договор о дружбе и сотрудничестве, а также заключено соглаше­ние о передаче ей криогенных ракетных двигателей.

Новый импульс отечественной внешней политике придала активная деятельность Президента В.В. Путина на международной арене. Им были установлены личные партнерские отношения с лидерами боль­шинства государств. Заметно возрос в мире авторитет России.

В 2000 г. в Москве Президентом была утверждена новая концепция внешней политики России, которая исходила из многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с многообразием его интересов. Место России в мире определялось как великой евразийской державы, несущей ответствен­ность за поддержание безопасности на земном шаре по всем направлениям, как на глобальном, так и региональном уровнях.

Таким образом, в своей международной политике Россия стремится к прочному миру, установлению партнерских отношений со всеми странами, включению в орбиту мировых экономических связей на рав­ноправной и недискриминационной основе.

Наши рекомендации