Социальная политика и управление
Глава 24
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ
Б. ДЖ. НЕЛЬСОН
Рассмотрим следующие политические ситуации:
• После 27-летнего тюремного заключения и напряженной политической борьбы, исход которой трудно было предугадать, Нельсон Мандела был избран президентом Южно-Африканской Республики. В речи, произнесенной им при вступлении в должность, как и в ходе избирательной кампании, он призывал к созданию в его стране нерасового правительства. В выступлении, лейтмотивом которого была надежда на примирение, Мандела призывал народы мира поддержать Южную Африку в ее «стремлении к созданию мирного и процветающего демократического общества, ликвидации неравноправного положения женщин и преодолению пережитков расизма» (Mandela, 1994, р. 338). Однако об одной из сторон разыгрывавшейся драмы многие тысячи слушателей речи Манделы не имели ни малейшего представления. Для того чтобы все это стало возможным. Южная Африка должна была покончить с получившей печальную известность системой, при которой действовали три парламента — для белых, цветных и выходцев из Азии (чернокожие африканцы в парламенте представительства не имели вообще), — и создать единый для всей страны выборный орган законодательной власти. В чем состоял процесс составления конституции при переходе к демократии (Horowitz., 1991)?
• В последние десятилетияXX в. в Соединенных Штатах стал заметно усиливаться процесс концентрации собственности, находящейся в частном владении (она рассчитывается как величина активов минус сумма задолженности/ В 1970 г. представители самых состоятельных слоев, составляющие 1% населения, контролировали около 25% всей собственности, а в 1989 г. под их контролем уже находилось около 40% богатства страны (Bradsher, 1995). За тот же период времени в результате осуществления ряда мер — таких, как ужесточение критериев отбора адресатов, снижение верхней границы общей суммы финансирования, введение налога на прибыль и свертывание отдельных
правительственных программ, — сначала были урезаны пособия по безработице, а потом — по социальному страхованию. Богатые сделались богаче, а бедные, если и не обеднели еще больше, то лишились поддержки и стали более уязвимы. Какое сочетание налоговой и инвестиционной политики, а также политики в отношении прибылей привело к таким изменениям? Что несет с собой увеличивающееся экономическое неравенство (в меньшей степени — неравенство в доходах) для демократического правления?
• Стоял жаркий, безветренный летний день, когда в итальянском городке Севесо произошел самый серьезный в Европе случай заражения токсичными отходами. На городок пролился дождь, в котором содержались химические отходы ICMESA — завода, где производились фармацевтические препараты и промышленные дезодоранты (Reich, 1991). Однако когда официально процесс ликвидации последствий опасного заражения завершился, о некоторых токсичных веществах, включая РСВ, умолчали. Шесть лет спустя эти вещества были обнаружены на бойне в южной Франции (Hilz, 1992). Как могли там оказаться токсичные отходы? За несколько лет до этого американские военные незаконно вывезли армейские токсичные отходы из США в Зимбабве, назвав их «чистящей жидкостью». Те, кто это сделал, были заключены в тюрьму по обвинению в подлоге. Однако в данном случае подлог является не самой важной проблемой. Возможно, следует принять соответствующие меры, которые предусматривали бы на международном рынке более открытый процесс уничтожения или захоронения токсичных отходов, но как и кто в таком случае должен этим заниматься? Должны ли эти обязанности стать прерогативой властей тех стран, где эти отходы будут захоронены? И каким образом — если будет принято соответствующее решение — будут транспортироваться токсичные отходы?
Эти и другие подобные вопросы привлекают внимание ученых, преподавателей и государственных чиновников к сфере социальной политики. Как эта область знания может помочь нам понять причины и следствия подобных ситуаций? Как накопленный ею опыт и практические знания могут содействовать решению важных, хотя и таких различных по своей природе проблем, как перечисленные выше? Данная глава посвящена анализу положения дел в сфере изучения социальной политики, которая отчасти призвана давать ответы на такого рода вопросы.
Отдельные разделы в рамках научной дисциплины подобны провинциям страны, и неверно истолкованные итоги сражений не только влияют на определение их территории и границ, но и ведут к изменению духа ее населения. С этой точки зрения, социальная политика не имеет ничего общего с подобными основными разделами какой-то дисциплины, — если можно так выразиться, с кабинетом министров данной дисциплины в узком составе, — ее трудно сравнить с областями, из которых складывается та или иная страна, или с политическими институтами последней. Интересы социальной политики сосредоточены не на территориальных проблемах и не на властных прерогативах. Эта область знания определяется четырьмя интеллектуальными императивами: интересом к целостной модели, объединяющей политическую систему и происходящие в ней процессы, верой в важность тех последствий, которые влекут за собой действия правительства, стремлением к достижению как по-
лезных, так и глубоких теоретических и эмпирических знаний, а также убеждением в важности демократии.
Эти императивы зачастую противоречивы, двойственны, а подчас вообще недостижимы. Однако они сложились на основе определенной интеллектуальной и политической истории, определили характер основных конфликтов, а также заслуг той области знания, которая называется социальной политикой. В качестве таковых они и составляют объект анализа данной главы и определяют ее структуру. Здесь используются два дополняющих друг друга подхода. В первой части дается определение политического процесса и рассматривается история развития социальной политики. Во второй анализируются проблемы и достижения, о которых идет речь в научной литературе, возникшей на основе упомянутых выше четырех императивов. Два эти подхода позволяют с разных сторон рассмотреть одни и те же события, институты и идеи.