К. Поланьи. Экономика как институциализированный процесс
Что может быть объектом редистрибуции? Прежде всего, природные факторы производства, как вещные (земля, вода и т. д.), так и людские (рабочая сила в ее нерасчленснно-физичсском аспекте — недифференцированный живой труд). Далее, овеществленный труд (продукты производства в виде потребительных стоимостей) и, наконец, деньги. Ясно, что этот последний, денежный вид редистрибуции имеет смысл только в условиях более-менее развитого рынка, а посему его наличие является свидетельством или разложения отношений редистрибуции (пример — перевод феодалами своих крестьян на денежный оброк в эпоху позднего феодализма в Европе), или же существования ее в подчиненном виде при господстве отношений товарно-денежного обмена (пример — системы налогообложения и социальной благотворительности в современных развитых капиталистических странах).
Первый вид редистрибуции — естественно, самый примитивный и самый древний — зародился, когда человеческие коллективы были еще слитны с условиями их существования (прежде всего, с землей). Относительно редистрибуции другого природного условия — воды — следует сказать, что роль ирригации в становлении древнейших государств и в функционировании АСП в целом многими авторами сильно преувеличивалась, что нашло свое гипертрофированное завершение в выдвинутой К. А. Виттфогелем концепции «гидравлического общества» [358]. Интересные данные, работающие против этой концепции, привел еще четверть века назад на одной из дискуссий, посвященных АСП, Г. Ф. Ильин: «Выступавшие здесь говорили, что совершенно непременное условие земледелия в странах Востока — орошение. Это тоже неправильно.
Приведу некоторые округленные данные. В Индии в настоящее время орошается 20% земель, в Китае около 25%, в Турции и Иране — около 20%. Единственная страна, про которую можно сказать, что земледелие в ней невозможно без искусственного орошения,— это Египет. Есть у нас основания утверждать, что в древности процент орошаемых земель был больше? Вряд ли». «Водная» редистрибуция — ирригация — выступает, т. о., лишь как один из особенных видов редистрибуции, характерных для Востока, но не более (С.45).
Типообразующим основанием восточного социума был не какой-то отдельный вид редистрибуции, а ее всеобщая форма. Доказательством этого служит тот факт, что АСП существовал и в крито-микенской Греции в условиях богарного земледелия, причем по степени типичности (господство государственного сектора, предельная бюрократизация, «поголовное рабство» и т. п.) ни в чем не уступал тому же Древнему Востоку. И наоборот, в типичней стране ирригационного земледелия, причем в период самого усиленного ирригационного строительства — в Нововавилонском царстве — существовало общество с весьма развитым товарным хозяйством, по типу очень близкое античному. Отсюда, кстати, видно, что АСП — не столько региональная (неевропейская) модель развития, сколько всеобщая его (развития) стадия — последний этап первичной (архаической) формации, которую проходят все народы. Другое дело, что одни народы проходят ее быстро (Европа «темных веков») или относительно быстро (крито-микенская и архаическая Греция), а другие задерживаются на ней на тысячелетия или совершают к ней реакционный возврат в ходе социальных мутаций (Рим эпохи домината, Россия после опричнины). Механизм подобной инволюции частично проясняется К. Марксом, который в своей статье «Революционная Испания» пришел к выводу, что абсолютистская монархия в Испании — скорее азиатская, нежели европейская структура, ибо по мере своего усиления она препятствовала развитию разделения труда и товарообмена: «Абсолютная монархия...— писал К. Маркс,— сделала все от нее зависящее, чтобы не допустить возникновения общих интересов, обусловленных разделением труда в национальном масштабе и многообразием внутреннего обмена... Таким образом, абсолютная монархия в Испании, имеющая лишь чисто внешнее сходство с абсолютными монархиями Европы вообще, должна скорее быть отнесена к азиатским формам правления». То же самое можно сказать о петровском абсолютизме в России. Его сходство с европейским абсолютизмом настолько же поверхностно, как и у любой азиатской деспотии. Ибо тот же абсолютизм Людовика XIV имел своей экономической основой развитое (для тех времен) товарно-денежное хозяйство, а социальной опорой — гражданское общество с борьбой классов в той стадии развития, когда достигается временное равновесие сил между дворянством и третьим сословием. В России и Испании основы сильной центральной власти были иные — господство редистрибуции (в том числе — при Петре I — в самой грубой натуральной форме) и подавление гражданского общества при полной неразвитости третьего сословия (С. 46-47).
Продолжая анализировать структуру редистрибутивных отношений, следует выделить в ней три этапа:
1. «Восходящая» редистрибуция, выражающаяся в изъятии центральной властью продукта «по вертикали» снизу вверх.
2. Концентрация и хранение продукта («storage», по терминологии К. Поланьи). «Иногда система, — пишет Поланьи,— сводится просто к складированию с последующим перераспределением, а иногда „накопление" носит чисто распорядительный характер, т. е. налицо изменение в правах присвоения без какого-либо изменения в фактически существующем размещении продукта».
3. «Нисходящая» редистрибуцкя — перераспределение изъятого продукта на нужды армии, бюрократии, на содержание рабочей силы, на общественные работы и т. п., а также наиспользование в качестве товарной массы для внешней торговли, монополизированной государством.
Из всего вышесказанного очевидной становится потребность системы редистрибутивных отношений в соответствующей инфраструктуре: для редистрибутивных потоков нужны каналы (дороги) и терминалы (склады). Для редистрибуции водных ресурсов требуется мощная ирригационная система каналов и дамб. Так, в Ангкорской империи столица являлась одновременно и центром распределения воды для обширной аграрной области. Для этого была создана поражающая своим размахом, рационализмом и эффективностью система, состоящая из гигантских искусственных озер и 800 других резервуаров, а также целого ряда самотечных каналов.
Другим элементом редистрибутивной инфраструктуры является система учета, контроля и планирования, долженствующая компенсировать отсутствие внутреннего рынка. Вот как описывает И. М. Дьяконов такую систему в образцово-бюрократической деспотии — III династии Ура (ХХП-ХХ1 вв. до н. э.): «Организация царского хозяйства при III династии Ура являла картину удивительно развитого и четкого бухгалтерского учета и контроля; до нас дошли десятки тысяч учетных документов, а архивы царских имений этого времени представляют настоящий триумф бюрократизма.
Вся земля страны была определена по своему качеству, обмерена и сведена в земельные кадастры по округам, границы которых были точнейшим образом обозначены. В то же время государственные хозяйства или имения отдельных округов должны были поддерживать между собой тесные связи и контролироваться из Ура (С. 47-48). ...Велись поименные списки с целью учета возможного наличия рабочей силы для тех или иных трудовых кампаний (причем для каждого вида труда существовали раз навсегда установленные нормы выработки), а также с целью учета предстоящих к выдаче пайков (трудящийся персонал теперь, как общее правило, не получал земельных наделов); велись списки также больным и умершим. О наличии рабочей силы, о расходе продукции и неизрасходованных остатках, о произведенных сельскохозяйственных и ремесленных работах, об операциях торговых посредников и т. п. делались рапортички, на основании которых каждый окружной центр составлял годовые отчеты. Самый малейший расход, вплоть до выдачи двух голубей к столу царицы или туши сдохшего барана на корм охотничьим собакам, фиксировался документом на глиняной плитке и закреплялся печатями ответственного чиновника и государственного контролера. Существовала сложная система перекрестного контроля деятельности каждого чиновника».
Очень остроумными были системы учета и контроля в бесписьменных обществах Тауантинсуйу (ХУ-ХУ1 вв.) и Дагомеи (XIX в.). Эти системы немногим уступали по своей эффективности и бюрократической изощренности делопроизводству в Шумере с его глиняными табличками или в Древнем Египте с его папирусом. А появившаяся в Минойской цивилизации в первой половине II тысячелетия до н. э. словесно-слоговая письменность (так называемая «линейная А») вообще предназначалась исключительно для деловой отчетности и ни для чего иного попросту не годилась. То же самое можно сказать и про существовавший в микенской Греции вариант минойской письменности «линейная Б».
Сверхрегламентация процесса производства и всей жизни социума приводила к унификации и ограничению потребления. Характерные для АСП учет, контроль и планирование были возможны лишь в неподвижном, усредненном и унифицированном мире, лишенном собственного спонтанного движения. Это мир функционирующий, но не развивающийся. Как великолепно отлаженный часовой механизм, он повторяет одни и тс же круговые движения. Но стоит попасть в его подогнанные друг к другу шестеренки маленькому камешку — и механизм ломается. Развиваться он не может — на то он и механизм, а не организм (С.48).
Тотальная регламентация всей жизни предполагает наличие не только многочисленной вышколенной бюрократии, но и дисциплинированного населения, принявшего данные правила жизни как свои собственные и рефлекторно повинующегося властям. Личность архаичного общества, только что вышедшая из лона первобытнообщинного строя, а посему еще не разорвавшая пуповину, связывающую ее с первобытным коллективом — идеальный человеческий материал для подобного общества. «Иногда утверждают,— писал Б. Ф. Поршнев,— что признаком рабской психологии является страх, трепет перед вышестоящим. Но правильнее положение, что еще глубже лежит „добровольное рабство", как выразился французский писатель XVI в. Ла Боэси, т. е. покорность, воспринимаемая как нечто совершенно естественное, следовательно, неощущаемое. Вот каков был исходный пункт всемирно-исторического прогресса как процесса раскрепощения человека. Это, так сказать, абсолютный нуль. Он царил колоссально долго». И далее Поршнев добавляет: «Если историю человечества, с одной стороны, тормозили все, кто имел власть и господство, то, с другой стороны, ее тормозили все духовные невольники общины и пленники покорности». Личность, равная нулю — необходимый компонент социальной системы, в которой господствует тотальная редистрибуция.
Отсутствие рынка в обществах АСП, как уже указывалось выше, имело своей предпосылкой производство огромных масс однородных потребительных стоимостей, которые попросту невозможно было реализовать обменом, а посему оставалось только накапливать или непроизводительно расходовать на культ или строительство всякого рода Великих Пирамид, Великих Стен или Великих Каналов. Именно наличие подобных нереализуемых в товарообмене излишков и порождало сословие распределителей, организованное в бюрократическую пирамиду, а вместе с ней — и АСП в целом.
При отсутствии рынка ремесленник был вынужден работать в государственных мастерских за пищевой паек и одежду не только и не столько в силу внеэкономического принуждения, сколько потому, что объективно не мог работать на несуществующий рынок. Эпизодическая меновая торговля была для него лишь дополнительным подспорьем, но не основным источником существования.
Отсутствие рынка не позволяло благородным металлам занять особое, исключительное место в качестве средства обмена. Отсюда — то удивительное безразличие инков и ацтеков к золоту, которое так поразило испанских конкистадоров (С. 49-50). Вот что пишет об отношении к благородным металлам в империи инков Гарсиласо де ла Вега: «Золото, серебро и драгоценные камни... не считались тем, что было необходимо для войны или для мира, и не рассматривались как имущество или сокровище, потому что, как известно, у них никакая вещь не продавалась и не покупалась за серебро или золото, и им не расплачивались с воинами, не расходовали их, чтобы помочь решить какую-нибудь нужду, которая у них возникала; и потому они считали их ненужной вещью, которую нельзя было съесть или купить на нее еду. Они ценили их только за их красоту и блеск, [используя] для украшений и служб в королевских домах и храмах Солнца и домах девственниц...». Но то же самое мы видим и в Египте эпохи Нового царства: «Поразительно, с какой баснословной расточительностью новоегипетские властелины расходовали свое золото на дела, ничего общего с обменом не имевшие». Золотом покрывали даже стены и полы храмов! «Разве было бы возможным неслыханное расточительство золота, если бы оно как средство обмена имело значение, сколько-нибудь близкое к современному?
После всего сказанного нам становится понятным, почему до конца новоегипетского владычества над „миром" мы не знаем ни одного купца-египтянина и почему торговцы занимали в обществе скромное и подчиненное положение».
При отсутствии рынка и денег как средства обращения основные продукты, производимые в данной стране и скапливаемые на государственных складах, начинают играть роль средства платежа, а также меры стоимости. Зарождаются рудиментарные формы кредита.
Продукты выступают как средство платежа, поступая в виде налогов в центр, а затем опять же как средство платежа выступают при оплате труда государственных ремесленников, при выплате жалования солдатам и чиновникам, содержания — придворной знати и т. д. Продукты эти в значительной степени потребляются и, т. о., как средство платежа уничтожаются. Их излишки могут использоваться в меновой торговле на мелких локальных рынках. При отсутствии рыночной системы в архаичных обществах, т. о., «средство платежа может быть независимым от использования денег в функции средства обращения.
Отсутствие денег как средства обращения в ирригационных империях также стимулировало использование денег как средства учета, а это помогло развиться разновидности банковского предпринимательства — фактически большим имущественным управлениям, практиковавшим использование финансов, существующих в виде основного продукта,— с целью способствовать трансфертным операциям и клирингу, осуществляемым в натуре (С. 50-51). Т. о., клиринг, перевод платежей и непереводные чеки появились сначала не как приемы рыночной экономики, а наоборот, как административные средства, предназначенные для того, чтобы сделать редистрибуцию более эффективной и, т. о., развитие рыночных методов — ненужным». (Да простит меня читатель за обильное цитирование К. Поланьи — здесь и ниже. Конечно, все это можно было пересказать своими словами. Но мне показалось уместным ознакомить читателя с прямой речью этого крупнейшего экономантрополога, поскольку широкому кругу не только его работы, но и само имя до сих пор, к сожалению, неизвестно.)
«Независимые значения платежа, стоимости, сокровища и обращения, т. о., подтверждены их институционально раздельными происхождением и предназначением. Мы имеем сейчас об этом совершенно твердые знания».
«Ранние деньги являются, как мы увидим, специальными целевыми деньгами. Различные виды объектов используются для отправления различных денежных функций; более того, эти функции институализированы независимо друг от друга. Смысл этого имеет широкую природу. Например, нет никакого противоречия ни в „платеже", используя средство, при помощи которого невозможно купить, ни в использовании в качестве меры стоимости предметов, которые не используются как средство обращения. В Вавилонии времен Хаммурапи ячмень был средством платежа, серебро — универсальной мерой стоимости, а в товарообмене, который был очень слаборазвит, оба объекта использовались наряду с маслом, шерстью и некоторыми другими основными продуктами.
Как известно, товарообмен требует выделения из массы товаров одного, который становится выражением стоимости всех остальных, т. е. всеобщим эквивалентом. Но эквивалент нужен не только в рамках товарообменных отношений. Редистрибуция тоже нуждается в эквивалентах — для учета и количественного выражения в какой-либо одной единице измерения потребительных стоимостей, хранящихся на государственных складах, для их планового перемещения и своеобразных безденежных кредитно-банковских операций с этими потребительными стоимостями (С. 51-52). Выступавшие в качестве всеобщего эквивалента зерно, ткани, металлические изделия и прочее «обозначали количественное соотношение между разного вида продуктами, которые использовались для платежа налогов, ренты, долгов, штрафов или которые обозначали соответствие гражданскому статусу, зависимому от имущественного ценза. Эквивалентность также может установить пропорцию, в соответствии с которой по выбору получателя могут быть заработаны плата или натуральный паек. Гибкость финансовой системы, базирующейся на главном продукте,— планирование, подведение баланса, учет зависят от этого средства. Эквивалентность здесь означает не то, что может быть дано за другой продукт, а что может быть востребовано взамен его».
«Хотя рыночные институты являются, соответственно, институтами обмена, рынок и товарообмен — не одно и то же. Обмен по фиксированным ценам встречается и при реципрокативных и редистрибутивных формах интеграции; обмен по договорным ценам, как мы уже сказали, существует лишь в рамках рынков со свободным ценообразованием. Может показаться парадоксальным, что обмен по твердым ценам совместим с любой формой интеграции за исключением [рыночного] товарообмена; тем не менее, это вполне логично, поскольку только товарообмен по свободно колеблющимся ценам является товарно-денежным обменом в том смысле этого слова, в котором оно обозначает форму интеграции». «Для того, чтобы иметь интегрирующий эффект, эта (товарообменная.— Е. С.) модель нуждается в инструментарии ценообразующих рынков, как в обществе девятнадцатого столетия, где механизм предложения — спроса — цены создавал интегративные цены. Простое присутствие рыночных элементов или даже рынка без свободного ценообразования в крестьянских и ремесленных обществах не создаст экономики, основанной на товарообменной парадигме». «По общему признанию, товарообмен, создающий интегративный эффект, появился лишь вместе с саморегулирующейся системой конкурирующих рынков, начало которой было положено в девятнадцатом веке. Там, где цены. „установлены", „фиксированы" или как-нибудь еще „назначены", они созданы не рынком, а административным актом». Перед нами здесь то, что Ю. А. Васильчук именует «централизованным квазитоварным сектором». Этот сектор существовал, таким образом, не только в «крестьянских и ремесленных обществах», но и существует поныне, в том числе и в нашей экономике, где он является господствующим (С. 52-53). Рубль играет главным образом роль учетного средства, причем, как указывает К. Поланьи, «советские редистрибутивные эквиваленты... являются на протяжении долгого времени отголоском цен мирового рынка девятнадцатого столетия». Общеизвестно, что у нас нет единого рынка со свободным ценообразованием, а есть множество (более тысячи) разных рынков с собственными искусственно фиксированными ценами. Нет и единого платежного средства и средства обращения, а имеется множество «специальных целевых денег», в большинстве же случаев дело сводится к меновой торговле как между предприятиями, так и отдельными гражданами (так называемый «серый рынок»). Таким образом, налицо процесс регрессивного перехода ко все более низким формам стоимости: от денежной и всеобщей — к развернутой и даже простой.
«Со второй четверти двадцатого века, однако, начиная с нацистской Германии, „современные" деньги стали выказывать определенную тенденцию к возврату вспять — к отсутствию унифицированности. При Гитлере в обращении находилось полдюжины „марок", и каждая из них была ограничена тем или иным специальным целевым назначением». Надо отметить, что у нас этот инволюционный процесс начался несколькими годами раньше и, продолжаясь по сей день, зашел гораздо дальше. (Результаты «ареста рубля», состоявшегося в 1926 году, подробно описаны в статье Алексея Черниченко «Кнут и пряник».)
В архаичных обществах разное целевое назначение денег проявлялось и в наличии специальных статусных денег, подразделяемых на так называемые «деньги бедняков» и элитарные деньги. Если на первые можно было купить лишь грубую пищу и элементарные предметы первой необходимости, то на вторые — элитарно-престижные товары (коней, золото, рабов, ювелирные изделия и т. д.). Функционирование этих двух иерархически ранжированных денежных систем не только само порождалось сословно-статусной дифференциацией общества, но и, в свою очередь, подкрепляло и фиксировало статусные различия. Затем, по мере развития денежных отношений, статусные деньги ушли в прошлое, будучи заменены деньгами как всеобщим эквивалентом стоимости. (В скобках отметим, что в нашей стране с начала 30-х бурно развился прямо противоположный процесс. Спецраспределители, закрытые рынки, статусные группы и сословия, система привилегий и прочие «номенклатурные» прелести очень хорошо известны ученым, 53 занимающимся исследованиями архаичных и традиционных обществ в рамках экономической антропологии, а также социологам, изучающим «лагерную» субкультуру наших современных ИТК) (С. 53-54).
Если вынести за скобки редистрибуцию природных ресурсов (земли, воды и т. п.), то останется редистрибуция человеческого труда в трех его формах — непосредственного живого труда, труда, овеществленного в потребительных стоимостях, и, наконец, труда, овеществленного в денежной форме стоимости. Чем более вещный характер приобретает редистрибуция, тем меньше доля внеэкономического и выше доля экономического принуждения. Редистрибуция в своей высшей — денежной форме играла важную роль в становлении афинской демократии. Политически искушенные афиняне сознательно отказались от идеи натурального распределения необходимых для жизни продуктов, дабы не давать власть в руки бюрократам-распределителям. Вместо продуктов в натуре государство давало гражданам от одного до трех оболов в день с тем, чтобы они сами покупали себе все необходимое на рынке. Поланьи именует такой способ редистрибуции демократическим. Рынок играл при этом роль инструмента «нисходящей» редистрибуции в ее денежной, квазитоварной форме. «Он являлся (в современных терминах) искусственной конструкцией с ограниченным доступом, а в делах снабжения, валютного курса и контроля за ценами зависел от санкций государства». «Рыночная площадь была прежде всего социальным и политическим институтом, обеспечивающим благоприятные условия для человеческого пропитания». Социальная политика современных западноевропейских социал-демократов, имевшая место в 60—70-е годы в рамках практики «государства всеобщего благоденствия» с се многочисленными программами помощи и социальной благотворительностью,— не что иное, как «афинская модель» в современной упаковке.
В целом же все три вида редистрибуции по степени овеществления распределяемого труда составляют прогрессивные стадии развития обмена деятельностью. Это видно хотя бы из того, что европейский феодализм, базировавшийся на редистрибуции, последовательно прошел эти фазы — от барщины и соответствовавшей ей крепостной зависимости, близкой к рабству, через натуральный оброк к денежному оброку, постепенно переходящему в денежную ренту в рамках арендных отношений. Примерно ту же самую закономерность мы наблюдаем в первые годы советской власти. Как пишет Алексей Черниченко, «нэповский продналог весьма скоро сменился денежным сельскохозяйственным налогом (С. 54-55). Надо понять, что замена продразверстки продналогом означала замену продотрядов фининспекторами».
Но исходным пунктом развития цивилизации была редистрибуция живого труда. И именно эта разновидность редистрибуции лежит в основе того, что мы именуем казарменным коммунизмом (далее — КК). На наш взгляд, тотальное доминирование не просто отношений редистрибуции, но именно ре-дистрибуции живого труда отличает КК от всех других социальных организмов, в том числе и всех иных (более ранних или более поздних) структур АСП, одной из специфических фаз которого он (КК) является (С. 55).