Проблемы теории правового регулирования и правомерного поведения
Проблема теории правового регулирования в связи с правомерным поведением весьма актуальна в современной юридической науке. Особенности правового регулирования в современном циви-литарном государстве и обществе как категории состоят в том, что она в единстве охватывает самые существенные элементы «правовой материи» — нормы права, действие права в демократическом обществе, сам процесс правового регулирования поведения людей, его механизм, правомерное поведение как цель государства и результат правового регулирования.
Исходным элементом в этой теории является действие права в обществе, причем действие в широком смысле этого слова. Под ним следует понимать социальное действие права, его норм как регуляторов общественных отношений с целью достижения желаемых задач демократического общества и правомерного поведения каждого гражданина, человека.
Право и его нормы рассматриваются не в статике, а в динамике, т.е. в действии, в ходе их функционирования. В процессе этого действия право и его нормы переходят из одного социального состояния в другое (разрешают дела, споры и т.д.), и переводят содержащуюся в себе волю людей, их информационный «заряд» в практическую плоскость. Действие права делает реальными присущие ему законность, справедливость, ценности граждан, их образ жизни. Право обретает как бы две стороны: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя касается восприятия норм права, его смысла, содержания разными субъектами, а внешняя — форм и средств их проявления, а также видов поведения (правомерное, неправомерное) участников правоотношений.
И в этом смысле, как показала Р.В. Шагиева, действие права непосредственно связано с правовой деятельностью в современном обществе1. Действие права, исходя из общей концепции деятельности в сфере права, может рассматриваться в этом смысле, как раз-
нопорядковое регулирующее воздействие на общественные отношения в пределах территории государства, определенного времени и круга субъектов. Тогда его задачей будет официальное подтверждение границ правового в общественной жизни и придание им юридической значимости. Такое действие права можно будет представить политико-правовым, потому что его результатом тогда станут социальные блага (законы, судебные решения и т.д.), имеющие политико-правовой характер, т.е. по содержанию оно будет направлено на организацию правовой деятельности, а по форме носить политический характер.
Действие права не может в современном обществе исследоваться без юридической деятельности, обеспечивающей ему (действию права) необходимую степень «признания». Именно в ходе юридической деятельности создаются правовые тексты, в которых возводятся в обязательный ранг официальные эталоны действия права. Таким образом, действие права в определенной степени может рассматриваться как относительно самостоятельный вид социальной действительности, точнее как один из подвидов деятельности политической, осуществляемой различными субъектами общественных отношений, обладающими государственно-властными полномочиями.
Правовая деятельность может быть определена как такая социально значимая активность (свобода выбора и свобода самовыражения), которая осознанно и целенаправленно предпринимается субъектами — носителями субъективных прав и юридических обязанностей в различных сферах общественной жизни в целях удовлетворения их разнообразных потребностей специфическим духовно-практическим способом (в рамках правоотношений) и которая поэтому признается обществом и государством правильной, справедливой, а в случае необходимости — дающей возможность вынести решение и вызвать юридически значимые последствия1.
Действие права осуществляется в обществе не произвольноя. Оно основано на законодательстве, на четких нормах права, морали. И его «запускает» в жизнь и сопровождает потом специальный «инструмент». Таким «инструментом» потом в ходе действия права выступает правовое регулирование. Следовательно, правовое регулирование — это часть действия права, которая характеризует специфическое нормативно-организационное воздействие на поведение и деятельность отдельных субъектов для достижения фактических целей права.
Необходимым свойством правового регулирования является способность регламентировать отношение на основе норм права.
1 См.: Шагиева Р.В. Концептуальные основы теории правовой деятельности. М., 2005. С. 21-46.
1 См.: Шагиева Р.В. Указ. соч. С. 47—48.
III. Проблемы теории права
15. Проблемы теории правового регулирования и правомерного поведения
Правовое регулирование, указывая субъектам права (а не вообще любым субъектам) вид и меру действия, предусматривает правовые последствия (положительные и отрицательные), оно властно обеспеченно государственной силой принуждения. Для правового же воздействия эта четкость, определенность не характерна. Норма оказывает воздействие на поведение людей определением правоспособности граждан и организаций, юридическим фактором и правоотношением. При определении правоспособности нормы права еще не регулируют поведение людей, а лишь воздействуют на их волю и сознание.
Следовательно, для правового регулирования по сравнению с воздействием характерна большая конкретность в определении юридически возможного и должного поведения субъектов общественных отношений. Норма права начинает регулировать поведение людей лишь на стадии юридического факта (при совершении ими правомерных действий) и заканчивает его в момент прекращения действия правоотношения, когда будет достигнут определенный правовой эффект.
Спорно утверждение А.С. Пиголкина о том, что понимание правового регулирования охватывает собой все формы воздействия права на общественную жизнь: правотворчество, общевоспитательную роль права, осуществление правовых предписаний в конкретных действиях субъектов права, обеспечение исполнения этих предписаний, законность, правопорядок, правовую культуру и т.д., само правомерное поведение, а также все то, что создает основу и предпосылку для такого поведения, обеспечивает его1. Скорее всего все это относится к правовому воздействию. И в этом контексте последнее — результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса)2.
Разграничение регулирования и воздействия позволяет выяснить место и роль каждого элемента правового регулирования в системе правового воздействия, установить связи и взаимодействия среди этих элементов. Термин «правовое регулирование» относится к праву как системе норм и специфическим правовым средствам (правоотношениям, актам реализации норм права), термин «воздействие» — ко всем вышеназванным, а также ко всем прочим правовым явлениям и категориям.
Следовательно, правовое регулирование вбирает в себя специфическую деятельность государства, связанную с подготовкой и выработкой правовых установлений и определением средств обеспечения их реализации. Содержанием правового регулирования будут многоаспектная деятельность правотворческих государственных органов, связанная с выбором типа, методов, способов правовой регламентации, определением соотношения нормативных и индивидуальных средств правового регулирования, формированием того юридического обеспечения и т.д.; непосредственная деятельность субъектов общественных отношений, которая связана с поиском и использованием необходимых правовых норм, средств правового влияния, методов и др., в целях согласования своего поведения с требованиями правовых предписаний.
Наряду с регулированием, реализуемым непосредственно субъектами общественных отношений, т.е. наряду с саморегуляцией субъектов, допускается государственное регулирование. Или, как показал В.В. Лазарев, государственно-правовое регулирование в виде специально организованного механизма. Правовое регулирование общественных отношений рассматривается в этом случае как социальная функция государства. Отсюда значение, которое приобретает тот механизм, с помощью которого достигаются цели права и государства, т.е. механизм государственно-правового регулирования.
Механизм государственно-правового регулирования позволяет:
• собрать вместе все части юридической системы и факторы,
на нее влияющие;
• расставить их по своим метам;
• увидеть те основные функции, которые выполняют юридиче
ские, социальные и другие факторы в процессе правового ре
гулирования;
• понять процесс трансформации правовых принципов и норм
в поведение (правомерное и противоправное), возникновение
законности и правопорядка или правового нигилизма;
• обосновать необходимость совершенствования правового ре
гулирования в обществе, уровня юридической культуры всего
населения и профессиональной культуры всех должностных
лиц, прежде всего работников правоохранительных органов1.
Такой расширительный подход к осмыслению правового регулирования общественных отношений полезен и актуален для современного общества, но слабо исследован и еще ждет своей разработки. С учетом этого подхода мы будем говорить о широкой трактовке самого понятия правового регулирования, т.е. о больших
1 См.: Пиголкин А.С. Формы реализации норм общенародного права // Сов. гос-
во и право. 1963. № 6. С. 26.
2 См.: Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1996. С. 286.
1 См.: Лазарев В. В. Действие права и государства. Общая теория права и государства. М., 2003. С. 439—440.