Существуют две основные формы правления — монархия и республика.
Монархия – это персональное единовластие. Это древняя форма правления, которая зародилась в раннеклассовых обществах. Высшая государственная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (царя, императора, короля и т. п.) и чаще всего передается по наследству.
Монархия может быть абсолютной, т. е. не ограниченной никакими государственными органами, а может быть ограниченной (например, другим высшим органом — парламентом).
В современном мире немалое число стран являются по форме правления монархиями. Это Англия, Япония, Бельгия, Швеция, Норвегия, Испания, Голландия, Дания и др.
Республика – это коллективное правление, т.е. в отличие от монархии, характеризуется выборностью высших органов власти и, как правило, коллегиальным характером законодательного органа. Все высшие органы власти имеют сложную структуру, наделяются только свойственными им полномочиями и несут ответственность за свои действия.
Решения принимаются путем голосования. Эта форма основана на принципе разделения единой государственной власти на ряд ветвей.
Источником власти является народ, который реализует эту власть посредством проводимых через определенные промежутки времени выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов местного самоуправления.
Для республиканской формы правления характерна также срочность полномочий высших органов власти (парламент, президент).
Характерны также:
1. использования институтов демократии в разнообразных формах;
2. юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц.
Республики были в рабовладельческих государствах (Древняя Греция, Древний Рим), в феодальных государствах (Венеция, Псков, Новгород), но наиболее характерна эта форма для современных государств.
Современные республики принято разделять на президентские и парламентарные.
1) для президентских республик характерно избрание (выборы могут быть прямыми или косвенными) президента населением, вне парламента. В этом случае президент сосредотачивает в своих руках функции и полномочия главы государства и главы правительства (например, США).
2) Парламентарная республика отличается верховенством парламента, который формирует ответственное перед ним правительство (например, Италия).
2. Форма государственного устройства — это внутреннее деление государства на те или иные части, правовое положение и взаимоотношения этих частей, а также центральных и местных органов.
Различают унитарную, федеративную и конфедеративную формы государственного устройства.
Унитарная форма характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Президент, парламент, правительство распространяют свою власть на всю территорию. Территория унитарных государств делятся лишь на административно-территориальные единицы (области, провинции, губернии и т. д.), которые имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Эти административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. Они могут иметь юридические акты, которые закрепляют их правовое положение (обычно это уставы). В унитарном государстве:
1. единая система государственных органов и единая система законодательства;
2. наличие единого гражданства;
3. наличие одноканальной системы налогов;
4. наличие единой судебной системы, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь общими для всех нормами материального и процессуального права.
Примерами унитарных государств могут служить Франция, Польша.
Федеративное (союзное) государство представляет собой объединение ряда государств или государственных образований (автономные республики, штаты, земли, кантоны и т. п.), располагающих своими законодательными, исполнительными, а нередко и судебными органами. В федерации как минимум два вида систем органов государства и два вида систем законодательства: система государственных органов и система законодательства всей федерации и каждого из субъектов федерации. Для федеративных государств характерно наличие двухканальной системы налогов, двойного гражданства. Федеративными государствами являются Россия, ФРГ, США.
Конфедерация — союз государств с некоторыми общими органами, ведающими строго определенными вопросами. Образуется на основе договора. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода. В предмет ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов: войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров. В конфедерации образуются лишь те органы, которые необходимы для осуществления ее задач, в том числе отсутствуют судебные органы. Решения органов конфедерации вступают в силу после их ратификации всеми государствами-членами или квалифицированным большинством членов конфедерации. Постоянно действующие государственные органы конфедерации лишены властных полномочий. Их акты адресованы не гражданам, а органам власти субъектов конфедерации. Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов ее субъектов. Как правило, в конфедерации отсутствует единая система денежного обращения. Отсутствует и союзное гражданство.
Примеры конфедерации: Швеция и Норвегия до 1905 г., США с 1781-1789 гг.
Эта форма является переходной и ведет к полному распаду союза или федерации.
3. Государственный режим - это совокупность приемов, методов, способов, при помощи которых государственные органы осуществляют свою власть.
Это наиболее динамичный элемент формы государства.
На государственный правовой режим оказывают влияние:
1. метод реализации в государстве политической власти (убеждение, законность, правовое принуждение или насилие, устрашение, нетерпимость к инакомыслию);
2. соотношение политических сил в государстве (стабильность и устойчивость государственного правового режима зависит от наличия баланса между различными политическими интересами, существующими в законном обществе).
Понятие «государственный режим» показывает, какая государственная атмосфера сложилась в обществе, какой в стране уровень демократии, какими средствами обеспечивается государственная власть.
В каждом государстве складывается свой государственно-правовой режим, имеются свои особенности осуществления государственной власти.