Понятие системы права. Основания деления права на отрасли. Система права и система законодательства, их соотношение.

Система права - это объективно обусловленная харак­тером общественных отношений внутренняя организация (структура) пра­ва, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных юри­дических норм и их делении на отрасли (подотрасли) и институты.тПод предметом правового регулирования понимаются те обществен­ные отношения, которые регулируются нормами права.

Метод автономии (в литературе именуется также методом координа­ции, диспозитивным методом) предполагает равноправие участников пра­воотношений. Этот способ допускает значительную самостоятельность субъектов. Авторитарный метод (императивный, субординации) формируется на иных принципах.

Поощрительный метод при помощи соответствующих норм права создает для их адресатов определенные благоприятные юридические послед­ствия социально-активного правомерного поощряемого поведения в рам­ках, определенных этими нормами. Рекомендательный метод заключается в формулировании в соответ­ствующих нормах рекомендаций, адресованных субъектам с целью побу­дить их поступить определенным образом.

Таким образом, метод правового регулирования не формируется законо­дателем произвольно.

Система права и система законодательства, как видно, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они соотносятся между собой так же, как содержание и форма одного и того же явления. Законодатель, учитывая содержание об­щественных отношений, отраженное в системе права, выражает его в зако­нодательстве, придает ему определенную форму. Система законодательства в настоящее время характеризуется тем, что в нее входят две группы отраслей. В первую группу входят отрасли, нормы которых регулируют однородные общественные отношения.

Другую группу составляют комплексные отрасли законодательства, фор­мирующиеся на основе сочетания правовых норм, относящихся к разным отраслям права.

Системное построение права дает возможность законодателю ориентиро­ваться в случаях, если обнаруживаются акты, противоречащие системной орга­низации права, позволяет обнаруживать пробелы в законодательстве и т.д.

15-16. Правотворчество: понятие, виды, принципы, стадии. Понятие и основные требования юридической техники.

Правотворчество- это специальная деятельность ком­петентных государственных органов, непосредственно народа (при рефе­рендуме) по установлению норм права, их переработке и отмене. Виды правотворчества по субъекту: -непосредственное правотворчество народа (при референдумах);- правотворчество компетентных государственных органов;- правотворчество негосударственных организаций по уполномочию государства. Виды правотворчества по юридической силе:- законотворчество;- разработка подзаконных нормативных актов внешнего регулирования;- разработка подзаконных нормативных актов внутреннего регулирования.

принципы пра­вотворчества: Демократизм. Гласность. Процедуры обсуждения и принятия законов должны быть гласными, а тексты принятых актов в полной мере доступны для понимания населения. Законность. Научная обоснованность. Всесторонний учет и обеспечение прав и свобод личности. Учет интересов всех социальных групп и слоев общества. Сочетание общегосударственных и региональных интересов.Этот принцип актуален, прежде всего, для государств с федеративным устройством. В обобщенном виде можно выделить следующие стадии правотворче­ства: -принятие решения о подготовке проекта акта (она может включать и
планирование); - подготовка (разработка) проекта; - обсуждение и принятие нормативного акта; - опубликование акта (или доведение его содержания до сведения адре­сатов другим способом, если он не публикуется) и введение его в действие.

Выделяются следующие стадии законо­дательного процесса. Законодательная инициатива.Суть этой стадии заключается в осуще­ствлении определенными субъектами (организациями, должностными ли­цами, гражданами) предоставленного им права официального внесения в законодательный орган на его рассмотрение проектов законов. Обсуждение (рассмотрение) проекта.Подготовленный проект закона официально вносится на обсуждение законодательного органа, как правило, от имени субъекта законодательной инициативы. Официальное принятие закона.Закон принимается путем голосова­ния. Опубликование закона и введение его в действие.Опубликование и введение в действие принятого законодательного решения является после­дней стадией законодательного процесса.

Юридическая техника- это совокупность (комплекс) приемов, спосо­бов, правил разработки, оформления, опубликования и систематизации пра­вовых актов в целях достижения их совершенства и эффективности. К юридическому языку, терминологии, определениям предъявляются та­кие требования, как ясность, доступность, строгость, лаконичность, точность формулировок, не допускающих двоякого их понимания и толкования, един­ство терминологии, использование общепризнанных, устоявшихся понятий, их четкая взаимосвязь, взаимообусловленность. В правовых актах не приня­то использовать образные сравнения, эпитеты, метафоры. Юридическая техника играет исключительно важную роль и использует­ся как в процессе создания правовых актов, так и в ходе их систематизации. Следует, однако, подчеркнуть, что правила юридической техники, приемы и способы, даже если они закреплены в соответствующих документах, сами по себе не могут решить проблему качества нормативного акта. Для этого в первую очередь нужны опытные специалисты-правоведы, имеющие высокий уровень общетеоретической подготовки и обладающие навыками создания юридических текстов. Определенную подготовку долж­ны иметь не только специалисты-разработчики проектов, эксперты, но и сами субъекты правотворчества.


Наши рекомендации