Понятие системы права. Основания деления права на отрасли. Система права и система законодательства, их соотношение.
Система права - это объективно обусловленная характером общественных отношений внутренняя организация (структура) права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных юридических норм и их делении на отрасли (подотрасли) и институты.тПод предметом правового регулирования понимаются те общественные отношения, которые регулируются нормами права.
Метод автономии (в литературе именуется также методом координации, диспозитивным методом) предполагает равноправие участников правоотношений. Этот способ допускает значительную самостоятельность субъектов. Авторитарный метод (императивный, субординации) формируется на иных принципах.
Поощрительный метод при помощи соответствующих норм права создает для их адресатов определенные благоприятные юридические последствия социально-активного правомерного поощряемого поведения в рамках, определенных этими нормами. Рекомендательный метод заключается в формулировании в соответствующих нормах рекомендаций, адресованных субъектам с целью побудить их поступить определенным образом.
Таким образом, метод правового регулирования не формируется законодателем произвольно.
Система права и система законодательства, как видно, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они соотносятся между собой так же, как содержание и форма одного и того же явления. Законодатель, учитывая содержание общественных отношений, отраженное в системе права, выражает его в законодательстве, придает ему определенную форму. Система законодательства в настоящее время характеризуется тем, что в нее входят две группы отраслей. В первую группу входят отрасли, нормы которых регулируют однородные общественные отношения.
Другую группу составляют комплексные отрасли законодательства, формирующиеся на основе сочетания правовых норм, относящихся к разным отраслям права.
Системное построение права дает возможность законодателю ориентироваться в случаях, если обнаруживаются акты, противоречащие системной организации права, позволяет обнаруживать пробелы в законодательстве и т.д.
15-16. Правотворчество: понятие, виды, принципы, стадии. Понятие и основные требования юридической техники.
Правотворчество- это специальная деятельность компетентных государственных органов, непосредственно народа (при референдуме) по установлению норм права, их переработке и отмене. Виды правотворчества по субъекту: -непосредственное правотворчество народа (при референдумах);- правотворчество компетентных государственных органов;- правотворчество негосударственных организаций по уполномочию государства. Виды правотворчества по юридической силе:- законотворчество;- разработка подзаконных нормативных актов внешнего регулирования;- разработка подзаконных нормативных актов внутреннего регулирования.
принципы правотворчества: Демократизм. Гласность. Процедуры обсуждения и принятия законов должны быть гласными, а тексты принятых актов в полной мере доступны для понимания населения. Законность. Научная обоснованность. Всесторонний учет и обеспечение прав и свобод личности. Учет интересов всех социальных групп и слоев общества. Сочетание общегосударственных и региональных интересов.Этот принцип актуален, прежде всего, для государств с федеративным устройством. В обобщенном виде можно выделить следующие стадии правотворчества: -принятие решения о подготовке проекта акта (она может включать и
планирование); - подготовка (разработка) проекта; - обсуждение и принятие нормативного акта; - опубликование акта (или доведение его содержания до сведения адресатов другим способом, если он не публикуется) и введение его в действие.
Выделяются следующие стадии законодательного процесса. Законодательная инициатива.Суть этой стадии заключается в осуществлении определенными субъектами (организациями, должностными лицами, гражданами) предоставленного им права официального внесения в законодательный орган на его рассмотрение проектов законов. Обсуждение (рассмотрение) проекта.Подготовленный проект закона официально вносится на обсуждение законодательного органа, как правило, от имени субъекта законодательной инициативы. Официальное принятие закона.Закон принимается путем голосования. Опубликование закона и введение его в действие.Опубликование и введение в действие принятого законодательного решения является последней стадией законодательного процесса.
Юридическая техника- это совокупность (комплекс) приемов, способов, правил разработки, оформления, опубликования и систематизации правовых актов в целях достижения их совершенства и эффективности. К юридическому языку, терминологии, определениям предъявляются такие требования, как ясность, доступность, строгость, лаконичность, точность формулировок, не допускающих двоякого их понимания и толкования, единство терминологии, использование общепризнанных, устоявшихся понятий, их четкая взаимосвязь, взаимообусловленность. В правовых актах не принято использовать образные сравнения, эпитеты, метафоры. Юридическая техника играет исключительно важную роль и используется как в процессе создания правовых актов, так и в ходе их систематизации. Следует, однако, подчеркнуть, что правила юридической техники, приемы и способы, даже если они закреплены в соответствующих документах, сами по себе не могут решить проблему качества нормативного акта. Для этого в первую очередь нужны опытные специалисты-правоведы, имеющие высокий уровень общетеоретической подготовки и обладающие навыками создания юридических текстов. Определенную подготовку должны иметь не только специалисты-разработчики проектов, эксперты, но и сами субъекты правотворчества.