Методические рекомендации по изучению темы. При подготовке ответа на первый вопрос надо учитывать, что

При подготовке ответа на первый вопрос надо учитывать, что

местное самоуправление представляет собой сложное и комплексное

явление, которое рассматривается в литературе с разных позиций. По

мнению известного специалиста по муниципальному праву профессора

Г. Н. Чеботарева, местное самоуправление следует в первую очередь

понимать как форму народовластия. Что же касается других аспектов

данного понятия, то они лишь дополняют, конкретизируют характеристику

главного признака местного самоуправления. Исходя из этого Г. Н.

Чеботарев предлагает следующее развернутое определение местного

самоуправления: «…это одна из форм народовластия,

позволяющая населению местных территориальных сообществ

через выборные и иные органы местного самоуправления, а также

непосредственно путем выборов, местных референдумов и иных

форм прямого волеизъявления самостоятельно и под свою

ответственность в рамках Конституции РФ, законодательства

РФ и ее субъектов решать вопросы местного значения исходя из

интересов населения, его исторических и иных местных

традиций».

Мнения специалистов по вопросу сущности (правовой природы)

местного самоуправления расходятся. Одни ученые (Г. Н. Чеботарев, А.

А. Безуглов, М. В. Баглай) считают, что местное самоуправление по своей

природе является частью государственной власти. Другие (например, В.

Е. Чиркин) утверждают, что оно представляет собой самостоятельный

уровень власти. Третья группа авторов (К. Ф. Шеремет, Е. С. Шугрина)

признает двойственную природу местного самоуправления.

В рамках второго вопроса темы необходимо обсудить

конституционные нормы, посвященные местному

самоуправлению.

Начать рекомендуется со ст. 12 Конституции Российской

Федерации, которая провозглашает местное самоуправление как одну

из основ конституционного строя, признаваемую и гарантируемую

государством. В этой же статье закрепляется, что органы местного

самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Далее необходимо обратить внимание на п. «н» ч. 1 ст. 72,

определяющий, что установление общих принципов организации

местного самоуправления относится к числу вопросов совместного

ведения Российской Федерации и субъектов федерации. В развитие

этой нормы 6 октября 2003 г. был принят новый федеральный закон

«Об общих принципах организации местного самоуправления в

Российской Федерации». После этого следует перейти к анализу гл. 8

Конституции Российской Федерации.

Рассматривая третий вопрос, студенты должны раскрыть сущность

новой двухуровневой системы территориальной организации

местного самоуправления, согласно которой все муниципальные

образования в Российской Федерации делятся на четыре типа:

1) городские округа;

2) муниципальные районы;

3) городские и сельские поселения;

4) внутригородские территории городов федерального значения.

Далее следует коротко охарактеризовать принципы территориальной

организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также

обсудить порядок установления и изменения границ муниципальных

образований.

При подготовке по четвертому вопросу темы следует исходить из

того, что компетенция местного самоуправления — это

совокупность предметов ведения и полномочий (прав и

обязанностей) местного самоуправления. Надо учесть, что в

указанном выше федеральном законе для характеристики предметов

ведения местного самоуправления используется понятие вопросы

местного значения. Под ними понимаются вопросы

непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения

муниципального образования, решение которых осуществляется

населением и (или) органами местного самоуправления

самостоятельно.

Полномочия местного самоуправления традиционно делят на две

основные группы:

1) собственные полномочия местного самоуправления, т. е. те

полномочия, которые признает за муниципальными образованиями

государство и которые обеспечивают самостоятельное решение

населением вопросов местного значения;

2) отдельные государственные полномочия, которыми могут наде-

ляться органы местного самоуправления49.

Нормативной основой подготовки ответа на последний вопрос

темы является гл. 6 федерального закона «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации». При

анализе положений данной статьи рекомендуется заострить внимание

на следующих моментах:

1. Как соотносятся понятия структура органов местного самоуп-

равления и система органов местного самоуправления.

2. Наличие в структуре органов местного самоуправления

представительного органа муниципального образования, главы

муниципального образования и местной администрации (исполнительно-

распорядитель-ного органа муниципального образования) является

обязательным.

3. Численность депутатов представительного органа зависит от

численности населения муниципального образования.

4. Глава муниципального образования может избираться на

выборах либо представительным органом муниципального

образования из своего состава.

5. Глава муниципального образования не может одновременно

исполнять полномочия главы местной администрации и председателя

представительного органа муниципального образования.

6. Главой местной администрации является глава муниципального

образования либо лицо, назначаемое на данную должность по

контракту, который заключается в специально предусмотренном

порядке по результатам конкурса.

7. В поселениях, численность жителей которых составляет менее

100 чел., представительный орган не формируется, его полномочия осуществляет сход граждан.

Рекомендуемая литература.

1. Авакьян С. А. Местное самоуправление в Российской

Федерации: Концепции и решения нового Закона // Вестн. Моск. ун-та.

Сер. 11, Право. 1999. № 2.

2. Барабашев Г. В. Идеалы самоуправления и российская

действительность // Гос-во и право. 1996. № 11.

3. Барабашев Г. В. Местное самоуправление. М., 1996.

4. Васильев В. И. Местное самоуправление: Закон и практика // Журн.

рос. права. 2001. № 8.

5. Велихов Л. А. Основы городского хозяйства. М.; Л., 1928.

6. Выдрин И. В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России. Ека-

теринбург, 1999.

7. Граф И. В. Наделение органов местного самоуправления

отдельными государственными полномочиями в зарубежных странах //

Налоги. Инвестиции. Капитал. 1999. № 3–4.

8. Еремян В. В. Очерки муниципальной историографии. Древняя

власть: (От общины-рода к общине-государству). М., 2003.

9. Жаромских Д. Г. Дифференциация муниципальных образований в

механизме разграничения компетенции между органами государственной

власти и органами местного самоуправления в Российской Федерации //

Проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между

федеральными органами исполнительной власти, органами

исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами

местного самоуправления: Материалы науч.-практ. семинара. Тюмень,

2001. Вып. 2.

10. Жаромских Д. Г. Проблемы реализации новых принципов

территориальной организации местного самоуправления в Тюменской

области // Проблемы местного самоуправления в Российской

Федерации: Материалы III науч.-практ. конф. Омск, 2004.

11. Костюков А. Н., Копысова С. Г. Муниципально-правовые

отношения. Омск, 2001.

12. Муниципальное право России: Учеб. / Отв. ред. Г. Н. Чеботарев. М.,

2005.

13. Салов О. А. Земство — первый реальный институт местного

самоуправления в России. М., 2004.

14. Харючи Н. Н., Жаромских Д. Г. Правовые основы местного

самоуправления в местах проживания коренных малочисленных

народов Севера. Тюмень, 2005.

15. Чеботарев Г. Н. Соотношение конституционно-правовой и

муниципально-правовой ответственности в системе местного

самоуправления // Рос. юрид. журн. 2002. № 4.

16. Чеботарев Г. Н. Конституционный путь местного

самоуправления в Российской Федерации // Конституции России 10 лет:

Опыт реализации: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Тюмень, 2003.

17. Чеботарев Г. Н. Понятие и правовая природа местного

самоуправления // Основы конституционного строя Российской Федерации:

Понятие, содержание, значение: Сб. ст., посвящ. 30-летию Алтайского гос.

ун-та и 40-летию юрид. факультета / Под ред. В. В. Невинского. Барнаул,

2003.

18. Чеботарев Г. Н. Конституционно-правовое регулирование

компетенции местного самоуправления // Конституция как символ эпохи:

В 2 т. / Под ред. С. А. Авакьяна. М., 2004. Т. 2.

19. Чеботарев Г. Н. Муниципально-правовая ответственность

выборных должностных лиц местного самоуправления перед

населением // Проблемы юридической ответственности: История и

современность: Сб. ст. по итогам Всерос. науч.-практ. конф.: В 2 ч.

Тюмень, 2004. Ч. 1.

Нормативные правовые акты.

1. Конституция Российской Федерации. М., 2009.

2. Европейская Хартия местного самоуправления: (Принята в г.

Страсбурге 15 октября 1985 г.) // СЗ РФ. 1998. № 36. Ст. 4466.

3. Закон Российской Федерации от 6 июля 1991 г. № 1550-1 (ред. от

8 декабря 2003 г.) «О местном самоуправлении в Российской

Федерации» // ВСНД и ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010.

4. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного

самоуправления» // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.

5. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (ред. от 2.11 2009 г.) «Об обеспечении конституционных прав граждан

Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного

самоуправления» // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5497.

6. Федеральный закон от 2.03.2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 21.11.2011 г.) «О муниципальной службе в Российской Федерации»

// СЗ РФ. 2007. № 2. Ст. 224.

7. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 02.05.2012 г) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан

Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

8. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 15.06. 2012 г.) «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст.

3822.

9. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ( ред. от 21.11.2011 г.) «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» //

СЗ РФ. 2005. № 30. Ст. 3108.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04. 2012 г. № 344 «О ведении государственного реестра

муниципальных образований Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005.

№ 24. Ст. 2370.

Судебная практика.

1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от

30 мая 1996 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 1

ста-тьи 58 и пункта 2 статьи 59 Федерального закона от 28 августа 1995

года “Об общих принципах организации местного самоуправления в

Российской Федерации” (с изм. от 22 апреля 1996 года)» // СЗ РФ. 1996. №

23. Ст. 2811.

2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от

24 января 1997 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности закона

Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года “О системе органов

государственной власти в Удмуртской Республике”» // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст.

708.

3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации

от 16 октября 1997 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности

пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 28 августа 1995 года “Об

общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации” // СЗ РФ. 1997. № 42. Ст. 4902.

Ст. 4509.

4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации

от 15 декабря 2003 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности

отдельных положений закона Ивановской области “О муниципальной

службе Ивановской области” в связи с запросом Законодательного

Собрания Ивановской области» // СЗ РФ. 2003. № 52. Ст. 5101.

Ресурсы сети Интернет.

1. Официальный сайт Конгресса муниципальных образований Рос-

сийской Федерации // www.kmo.ru

2. Официальный сайт общероссийской общественной организации

«Российская муниципальная академия» // www.municipal.akad.ru

3. Сервер информационной поддержки «Реформа местного

Самоуправления» // www.mcpl.ru

4. Официальный сайт Союза российских городов // www.wrs.ru

5. Сайт Центра правовой поддержки местного самоуправления // www.lgsl.ru

6. Электронный журнал для государственных и муниципальных

служащих «Энциклопедия местного самоуправления» //

http://www.rels.obninsk.com__

Наши рекомендации