Правовое регулирование авиаперевозок
Согласно статистике (см. таблицу 1) в Республике Беларусь растет популярность воздушного транспорта. Это, прежде всего, связано с расширением географии авиаперевозок и стремлением туриста сокращать сроки доставки к месту отдыха. В эпоху глобализации самолет становится самым популярным видом транспорта в мире для пассажира и туриста. Сейчас в мире насчитывается более 1300 авиакомпаний, которые в среднем за год перевозят 1.5 млрд. пассажиров. Авиаперевозки регулируются национальным законодательством, двусторонними соглашениями государств и международными многосторонними соглашениями, конвенциями.
Основными источниками правового регулирования авиаперевозок являются:
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь;
2. Воздушный кодекс (ВК);
3. Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 12 августа 2009 г. № 70 «Об утверждении авиационных правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов»;
4. Варшавская конвенция о международных воздушных перевозках 1929г.
5. Гаагский протокол о поправках к Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Гаага, 1955 год).
Все пассажиры самолета для осуществления перелета к месту назначения приобретают авиабилеты либо самостоятельно, либо через туристическую организацию, таким образом, заключая с авиакомпанией договор воздушной перевозки пассажира.
По договору воздушной перевозки пассажира (ст.95 ВК РБ) перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа –доставить этот багаж в пункт назначения и выдать его пассажиру или лицу, уполномоченному на получение багажа. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа, в том числе вещей, находящихся при нем, сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа – и провоз этого багажа.
Срок доставки пассажира и багажа по договору воздушной перевозки пассажира определяется в соответствии с правилами воздушных перевозок.
По договору воздушной перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почтовые отправления в пункт назначения и выдать их грузополучателю или лицу, уполномоченному на получение груза или почтовых отправлений, а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку грузов или почтовых отправлений.
В рамках организации туристических путешествий существуют несколько форм взаимодействия туристических предприятий и авиакомпаний:
· бронирование мест и выкуп авиабилетов через агентства авиакомпаний;
· бронирование мест и выкуп авиабилетов через системы бронирования;
· договор с авиакомпанией на квоту мест в регулярных рейсах;
· агентское соглашение с авиакомпанией;
· организация чартерных авиарейсов (фрахт).
Обычно туристические организации заключают с авиакомпаниями договора трех видов:
а) договор на квоту мест на регулярных авиарейсах;
б) агентское соглашение;
в) чартер (фрахтование самолета).
Договор на квоту мест на регулярных авиарейсах заключается с авиакомпаниями с целью обеспечить своевременное прибытие туристов к месту отдыха, когда количество туристов недостаточно для заполнения самолета. Квота мест может быть жесткой или мягкой.Это влияет как на условия договора, так и на специальные льготы и скидки. При жесткойквоте мест вся ответственность за не реализацию мест ложится на туристическую фирму, независимо от причины не реализации. Финансовые потери несет турфирма. При мягкойквоте мест устанавливаются сроки возможного отказа туристической фирмы от квоты или части квоты мест по причине не реализации туристических путевок. Эти сроки предусматривают возможность дальнейшей реализации этих мест самой авиакомпанией или ее другими агентами. Договор с авиакомпанией на квоту мест на регулярных авиарейсах включает:
• график функционирования туров в направлении «туда» и «обратно» с указанием мест назначения;
• количество туристов в каждой группе (квота мест);
• сроки подачи заявок и выкупа авиабилетов;
• сроки снятия заказов на билеты без удержания штрафов (мягкий блок);
• виды тарифов на приобретаемые билеты, льготные тарифы, условия предоставления льготных тарифов;
• скидки и льготы на квоту мест;
• порядок и сроки возврата выкупленных, но неиспользованных билетов, материальную ответственность, вытекающую из сроков возврата (мягкий блок).
Агентское соглашение с авиакомпанией.
Некоторые авиакомпании считают своими агентами все туристические фирмы, имеющие с ними договор на квоту мест. Однако в чистом виде агентское соглашение – это работа по реализации авиабилетов, т. е. когда туристическая фирма получает возможность самостоятельно выступать как агентство авиакомпании по продаже авиабилетов, что упрощает и ускоряет процедуру бронирования и оформления проездных документов. Туристическая фирма сама выступает в качестве кассы по продаже билетов авиакомпании, т. е. сама выписывает билеты и имеет соответствующее компьютерное оборудование и право доступа к сети бронирования данной авиакомпании.
В этом случае авиакомпания в лице данной турфирмы имеет дополнительный пункт продажи (одним из условий агентского соглашения обычно является продажа под туры билетов именно этой авиакомпании). Агентское соглашение с авиакомпанией оговаривает и следующие моменты:
• кто и на каких условиях обеспечивает наличие оборудования для оформления авиабилетов и их бланков;
• вопросы о подготовке кадров для обслуживания этого оборудования;
• объемы продаж (чаще всего устанавливаются индивидуально – по количеству билетов в месяц, например не менее 10/200 билетов в месяц, или по выручке от продаж (от 10 до 200 тыс. долл. США и более в разных авиакомпаниях);
• пределы возможных продаж (регионально или по сегментам потребителей);
• по чьей цене продаются авиабилеты – по цене авиакомпании или по цене турагентства (чаще всего по цене авиакомпании);
• цены и тарифы продаж авиабилетов;
• условия оплаты авиабилетов – предоплата или оплата по мере продажи (для сток–агентов в некоторых авиакомпаниях предоплата устанавливается за группы туристов);
• размер комиссионного вознаграждения за продажу авиабилетов (до 9 % от проданного тарифа);
• сроки и регулярность подачи отчетов авиакомпании, их форма и необходимая в приложении документация;
• размер банковских гарантий в пользу авиакомпании или Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) (от 20 тыс. долл.);
• членство в IATA.
В соответствии со ст. 96 ВК РБ по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушных перевозок. По сути, договор фрахтования является договором аренды воздушного судна.
При организации чартерных авиаперевозок заказчик и авиакомпания определяют маршрут, оговаривают обязанности сторон, выясняют соответствие арендного договора международным правилам и определяют стоимость рейса, включающую аренду самолета, расход топлива, работу экипажа, обслуживание в аэропорту.
Затем заключается специальный чартерный договор, в котором оговариваются:
• вид (марка) самолета;
• число мест, подлежащих продаже;
• стоимость аренды самолета;
• маршрут с указанием аэропортов вылета и прибытия;
• срок действия договора (сезон, год и т. д.);
• регулярность совершения авиарейсов;
• возможность и предельные сроки снятия (отмены) авиарейса и соответствующие санкции.
Особенность чартеров такова, что один полный рейс (второй и предпоследний полеты – первый обратный после первого завоза и последний туда перед последним вывозом) выполняется без туристов: на последнем рейсе самолет забирает последних туристов, но, не привозя новых, так как он уже за ними не вернется (т. е. на 10 туристских заездов приходится 11 авиарейсов). Таким образом, наибольшее число полетов за период действия авиа чартерной программы снижает затраты на «выпадающий» рейс, а значит, снижает и перевозочный тариф.
Чартерные рейсы не должны противоречить требованиям Варшавской международной конвенции об обязанностях перевозчика перед пассажиром.
Заметна тенденция, когда туроператоры формируют и эксплуатируют собственные чартерные авиарейсы преимущественно для обеспечения собственных туристов.
Часто в роли инициатора чартерной программы выступает несколько туроператоров. При этом они заранее оговаривают между собой условия организации полетов. Главным вопросом для туроператора, впервые организующего собственный чартер, всегда остается вопрос выбора авиакомпании.
Подписывая договор об организации чартера, авиакомпания почти всегда ставит туроператора в жесткие условия. Прежде всего, от фирмы требуется предоплата. Каков бы ни был ее максимальный размер, авиакомпания всегда настаивает, чтобы заранее были оплачены первый и последний рейсы чартерного цикла: таким образом, она страхует себя и ранее завезенных туристов от возможных неплатежей. Оплата рейсов оговаривается заранее и производится, как правило, за 7-10 дней до начала полета. Согласно договору, в случае несвоевременной оплаты компания вправе выставить заказчику штрафные санкции или прервать с ним имеющиеся договорные отношения.
Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира в случае:
1. нарушения пассажиром пограничных, иммиграционных, таможенных, санитарно-карантинных, ветеринарных, фитосанитарных и других требований, установленных законодательством Республики Беларусь;
2. отказа пассажира выполнять требования авиаперевозок;
3. если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки, а также создает беспорядок и неустранимые неудобства для других пассажиров;
4. отказа пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает нормы бесплатного провоза багажа и ручной клади;
5. отказа пассажира воздушного судна оплатить провоз следующего с ним ребенка;
6. отказа пассажира от досмотра, предъявления для досмотра багажа, в том числе вещей, находящихся при нем;
7. нарушения пассажиром воздушного судна установленных перевозчиком правил поведения на борту воздушного судна, создающего угрозу для безопасности полета воздушного судна либо угрозу для жизни и (или) здоровья других граждан, а также невыполнения пассажиром воздушного судна распоряжений и команд командира воздушного судна, подлежащих обязательному выполнению;
8. наличия в багаже, в том числе в вещах, находящихся при пассажире, а также в грузе запрещенных к воздушной перевозке веществ, материалов и изделий.