Договорные отношения между туроператором и турагентом

Обычно отношения между туроператором и турагентом строятся по одной из трех правовых моделей:

1. как договор поручения, по которому туроператор (доверитель), расположенный за рубежом, поручает российскому турагенту (поверенному) заключить от имени доверителя договоры с потребителями;

2. как договор комиссии, когда в роли комитента выступает зарубежный туроператор, а в роли комиссионера – отечественный турагент. С точки зрения валютного законодательства, туристы имеют возможность оплатить стоимость услуг туроператора как непосредственно за рубежом, так и при заключении договора с турагентством;

3. Как договор купли-продажи имущественных прав (туристского продукта).

В такого рода договорах определяются права и обязанности сторон, система взаиморасчетов, формы контроля за деятельностью, условия продвижения туристского продукта на рынок, в частности, организации рекламы; оговариваются условия продажи туристского продукта, степень ответственности сторон при претензиях и др. В договоре комиссии устанавливаются размеры комиссионного вознаграждения (обычно это 5 – 12% от продаж, в зависимости от стоимости тура, сезона, географии путешествия), а также предусматриваются системы дополнительного вознаграждения за стабильность работы, достижение определенного объема реализации путевок и т.д.

Договорные отношения между туристским предприятием и потребителями туристских услуг.

Отношения между туроператорами, турагентами и потребителями туруслуг строятся на основании туристского договора, к существенным условиям которого относятся:

информация о туроператоре или турагенте;

сведения о туристе;

достоверная информация о потребительских свойствах турпродукта вместе со сведениями о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов и результатах сертификации турпродукта. Гарантией качества турпродукта является сертификат соответствия;

дата начала и окончания путешествия;

розничная цена продукта и порядок его оплаты.

порядок встречи, сопровождения и проводов туристов;

права, обязанности и ответственность сторон;

медицинское страхование и обеспечение;

минимальное число туристов в группе, необходимое для путешествия, указание сроков и порядка информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;

изменение и расторжение договора;

порядок урегулирования возникших споров и возмещения убытков сторон;

порядок и сроки предъявления туристом претензий, порядок и сроки расчетов.

Процедура оформления договорных отношений между потребителями и турпредприятием включает следующие этапы:

- обращение туриста с конкретной заявкой;

- подписание договора;

- выдача турпутевки, ваучера;

- выдача информационного листка.

Туроператор и турагент несут ответственность перед туристами за неисполнение обязательств, обозначенных в договоре, независимо от того, будут ли они исполняться туроператором, турагентом или иным лицом, предоставляющим турпродукт. Например, потребитель, недовольный качеством услуг, оказываемых туроператором, вправе предъявить иск как самому туроператору, расположенному за рубежом, так и отечественному турагенту.

Туристские предприятия освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств перед потребителем в следующих случаях: а) когда туристу отказано в выезде за рубеж пограничными или таможенными органами по причинам, не относящимся к компетенции турпредприятия; б) по причине обстоятельств непреодолимой силы. В этих случаях потребитель обязан возместить турпредприятию фактически понесенные ею расходы.

Наши рекомендации