Региональные туристические объединения и союзы в странах СНГ
Распад Советского Союза и появление новых суверенных государств настоятельно потребовали новых подходов и совместной координации в области регулирования социальной сферы, в том числе отдыха и туризма. Важную роль на территории стран-членов СНГиграет международная региональная туристская организация – Ассоциация туристических организаций «ЕвроАзия». Эта ассоциация, созданная в 1992 г., в настоящее время насчитывает 106 постоянных членов из 11 стран СНГ. Основной задачей Ассоциации стало восстановление общего туристического пространства СНГ.
Помимо этой организации страны-члены СНГ создали Совет по туризму государств - участников Соглашения о сотрудничестве в области туризма. Совет по туризму выполняет координирующую роль в развитии сотрудничества в области туризма на пространстве СНГ. Его деятельность направлена на расширение экономических и культурных связей между государствами Содружества в рамках мероприятий, проводимых на национальном и международном уровнях, и активно способствует созданию благоприятных условий для развития туризма. Соглашением о сотрудничестве стран СНГ в области образования от 15 мая 1992 г. (ст. 2) определены прямые партнерские связи в этой области, включая туристско-экскурсионную деятельность учащихся, студентов и педагогов, организацию совместного труда и отдыха.
В ст. 2, 32 Устава СНГ определяются его цели, в числе которых – осуществление тесного сотрудничества в политической, оборонной, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях, в том числе в области туризма и международных путешествий.
В рамках единой государственной авиационной поисково-спасательной военно-воздушной службы СНГ, радиомаяк спутниковой связи системы «Сарсат–Космос» оказывает содействие группам туристов, выходящим на маршруты по территории стран СНГ. Акционерное страховое общество Красного Креста (АСОКК) заключает договоры об оказании помощи туристским группам в чрезвычайных ситуациях.
Комиссия МПА стран СНГ по вопросам культуры, науки и образования в июле 1993 г. рассматривала вопросы туризма в целях разработки конкретных мер и создания благоприятных условий для свободного передвижения, общения и контактов граждан стран-членов СНГ, развития туризма и путешествий и, прежде всего, упрощения туристических формальностей. Рассматривались права и обязанности туриста и местного населения в стране пребывания, а также основы безопасности, которые должны выполняться не только туристами, но и местной администрацией, работниками туристической сферы услуг. Необходима унификация таких правил и ответственности за их соблюдение.
В заключении дается рекомендация странам СНГ использовать данный «Рекомендательный законодательный акт» в своей законодательной деятельности. Одновременно устанавливается порядок внесения в него изменений и дополнений.
В октябре 1994 г. МПА СНГ приняла рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма», впервые определивший основополагающие термины и понятия, принципы государственного регулирования отношений в сфере туризма, правовую основу туристической деятельности, достаточную для разработки соответствующих национальных законов во всех государствах СНГ.
1 ноября 1996 г. бюро Межпарламентского комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Российской Федерации (в состав которого входят спикеры парламентов данных государств) приняло Обращение к главам государств, парламентам, правительствам стран СНГ о развитии туристических связей. В нем содержалось предложение оказать государственную поддержку в разработке и осуществлении программы развития туристических связей между странами. Основными целями программы являются создание в рамках СНГ высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей граждан в разнообразных туристических услугах, а также формирование современной нормативно-правовой базы и основ системы межгосударственного, в рамках СНГ, регулирования туристической деятельности.
В 1998 г. был сформирован Транспортный Союз международного автомобильного сообщения между государствами-участниками Таможенного Союза СНГ. Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа 1997 г. получила свое дальнейшее развитие. Так, нерегулярные перевозки пассажиров автобусами между государствами-участниками договора или транзитом оформляются формулярами, выдаваемыми на каждую поездку (ст. 4). Пассажиру выдается билет и багажная квитанция установленного образца, согласованного компетентными органами сторон (ст. 5). Перевозки пассажиров и грузов, осуществляемые одной из сторон по территории государства другой стороны, а также автотранспортные средства, выполняющие эти перевозки, освобождаются от налогов и сборов, связанных с использованием или содержанием дорог, владением или использованием автотранспортных средств, кроме сборов за пользование платными дорогами при наличии альтернативных бесплатных дорог (ст. 11).
Экономический потенциал для развития туризма практически неограничен, однако он требует значительных капиталовложений и затрат.
Из–за международной конкуренции затраты на развитие индустрии туризма растут как в развивающихся, так и в промышленно развитых странах, где туризм рассматривается как одна из форм регионального развития. В этих условиях в государствах создаются различные организационные структуры управления туристской сферой услуг.
В соответствии с политикой либерализации, проводимой Республикой Беларусь и другими странами СНГ, образовалось значительное число туристских агентств, фирм, предоставляющих туристские услуги для путешествий за рубеж в большинстве случаев на бартерной основе.
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте процесс международной координации деятельности государств в области туризма и международных путешествий.
2. Какие международные организации участвуют в процессе координации в сфере туризма?
3. Назовите региональные международные объединения и союзы в сфере туризма.
4. Перечислите правовые формы сотрудничества национальных объединений и администраций стран СНГ в области туризма.
5. Расскажите о целях Всемирной туристической организации и правовых формах ее деятельности.
Темы для рефератов:
1. Роль международных организаций по регулированию в туризме.
2. Международно-правовая деятельность Всемирной туристической организации.
3. Нормотворчество Организации Объединенных Наций и его значение в развитии туризма.
4. Региональные туристические объединения и союзы в странах СНГ и их влияние на развитие туризма.
5. «Кодекс туриста» как шаг к сохранению мира на национальном и международном уровне.