Глава 3. формирование стратегии избирательной
КАМПАНИИ
3.1.Стратегия избирательной кампании и основные ее составляющие
Одним из важных и, к сожалению, часто встречающихся недостатков организации избирательных кампаний, а также одной из причин поражения кандидатов и партий на выборах является отсутствие стратегического планирования кампании. Очень часто кандидаты, приняв решение баллотироваться, сразу же начинают активную агитацию, серьезно не подумав о том, что и как они собираются делать в ходе кампании, с чем обратятся к избирателям, каким образом собираются побеждать. В результате всего этого их кампании теряют целевую направленность, деньги и время расходуются впустую, избиратели не получают цельного представления о личности кандидата.
Такие ошибки чаще всего свойственны неопытным политикам, которых достаточно много на каждых очередных выборах. Иногда кандидатам,' баллотирующимся в первый раз, кажется, что стоит только показаться на телевидении, опубликовать в газете несколько острых статей, посулить избирателям «золотые горы» и граждане тут же выстроятся за бюллетенями в очередь, чтобы проголосовать за молодого, энергичного, честного и т. д. политика.
На практике все не так. Без глубоко осмысленного плана, серьезно подготовленной кампании побеждать на выборах в России становится все более и более сложно. Для победы над соперником часто уже недостаточно преимущества в административных или финансовых ресурсах, доминирования в прессе. Все эти ресурсы должны быть подкреплены интеллектом, умной и хорошо просчитанной деятельностью команды и самого кандидата.
Избирательным командам приходится тщательно взвешивать свои возможности, сопоставлять их с возможностями соперников, анализировать настроения избирателей, строить выверенные Цепочки действий, которые могут привести к победе.
Под стратегией избирательной кампании понимается общая направленность, основные шаги, содержание и порядок действий кандидата и его команды по достижению поставленных целей.
Стратегия кампании - это по сути дела система основных Целей избирательной кампании и средств их достижения, ведущих с точки зрения команды к искомому результату.
Таким образом, стратегия - это то главное, что надо сделать, чтобы достичь поставленной цели
Стратегия предусматривает достижение преимущества над соперником на самых важных участках избирательной кампании путем концентрации на этих направлениях собственных ресурсов и ослабления соперника.
Поэтому стратегия - это также и обобщенный план действий, ведущий кандидата или избирательный блок к победе на выборах.
Важность правильной стратегии избирательной кампании трудно переоценить. При примерном равенстве ресурсов именно стратегия определяет победу В дальнейшем роль стратегии в избирательных кампаниях будет только повышаться. Ведь «технологизация» избирательных кампаний приводит к тому, что большинство кандидатов используют сходные тактические приемы. В отличие от тактики, где уровень формализации приемов избирательной кампании достаточно высок - стратегия - та область, где очень велика роль творческих элементов.
Разработка стратегии кампании - один из важнейших элементов подготовки избирательной кампании. Многие кампании выигрываются за счет грамотно разработанной стратегии. Еще больше кампаний проигрывается из-за неправильно выбранной стратегии. Хотя некоторые консультанты уверены, что лучше совсем не иметь стратегии, чем ошибиться и придерживаться неправильной стратегии, все же это не совсем так Ведь, если команда кандидата сумела разработать какую-либо стратегию, пусть даже не очень удачную, то при необходимости сумеет быстро изменить ее, сформировать новую, более обоснованную.
Основное назначение стратегии - это концентрация избирательных ресурсов на приоритетных направлениях в соответствии с целью кампании и разрушение стратегии соперников.
Соответственно основные вопросы, на которые требуется ответить при разработке стратегии, - это:
1. Почему избиратели будут голосовать за кандидата?
2. Кто будет голосовать за кандидата?
3. Почему и кто собирается голосовать за соперников?
4. Что надо сделать для того, чтобы избиратели голосовализа кандидата и не голосовали за соперников?
Разработка стратегии сложная проблема, требующая учета большого числа составляющих. Одно из основных условий успешности этой работы - правильное представление разработчиков о том, как
принимают решение избиратели при голосовании за того или иного кандидата. Если организаторы правильно представляют себе поведение основной массы своих избирателей, то весьма вероятно, что ими будет разработана эффективная выборная стратегия.