На пути к Великой Октябрьской социалистической революции (июнь 1917г.)

С 3 по 24 июня 1917г. в Петрограде проходил 1-й Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Большевики имели на съезде только 105 делегатов из 1090. Порядок дня съезда: Революционная демократия и правительственная власть; Отношение к войне: вопросы обороны и борьбы за мир; Подготовка к Учредительному собранию; Национальный вопрос в России; Земельный вопрос и вопросы крестьянской, рабочей и солдатской жизни; Организация производства, распределения транспорта и контроль над ним; Продовольственный вопрос; Вопросы финансовой политики, Местное самоуправление; Организационные вопросы и выборы.

4 июня с докладом от имени Исполкома Петроградского Совета по вопросу об отношении к Временному правительству выступил меньшевик М. Либер, оправдывавший вступление меньшевиков и эсеров в коалиционное правительство и пытавшийся доказать, что Советы не могли взять власть. Выступавший затем министр почт и телеграфа меньшевик Церетели отверг предложение большевиков о передаче власти Советам, и заявил, что «В настоящий момент в России нет политической партии, которая говорила бы: дайте в наши руки власть, уйдите, мы займём ваше место… Такой партии в России нет!». Ленин, выступая после него, в ответ сказал: «Я отвечаю: «есть! Ни одна партия от этого отказываться не может, и наша партия от этого не отказывается: каждую минуту она готова взять власть целиком». Не о «захвате власти» говорил Ленин, а о её переходе к многопартийным Советам. И о готовности большевиков предложить программу и сформировать советское правительство в том случае, если Советами им (боль-шевикам) будет оказано доверие. Через несколько дней Ленин специально разъяснит этот вопрос в «Правде»: чтобы удовлетворить требования народа, «надо быть властью в государстве. Станьте ей, господа теперешние вожди Совета, - мы за это, хотя вы наши противники... Пока у вас нет власти общегосударственной, пока вы терпите над собой власть 10-ти министров из буржуазии, - вы запутались в своей собственной слабости и нерешительности».

Большевики предложили проект резолюции об отношении к Временному правительству: «Констатируя…полный крах политики соглашения с капиталистами, Съезд признаёт единствен-ным выходом переход всей государственной власти в руки Всероссийского Совета Р.С. и Кр.Д.». Близким к большевистскому был проект резолюции социал-демократов интернационалистов, внесённый Луначарским. Эсеро-меньшевистское большинство съезда отклонило оба проекта и приняло проект резолюции, внесённый меньшевиком Ф. Даном. Резолюция одобряла создание коалиционного Временного правительства и осуждала переход власти к Советам.

Недовольство масс деятельностью Временного правительства, разрухой, приказом о наступлении на фронте вылилось в движение рабочих и солдат за проведение политической демонстрации. 4 июня несколько сот кронштадцев прибыли на Марсово поле почтить память тех, кто пал в дни Февраля. Выступали только большевики. 6 июня состоялось совместное заседание ЦК, исполнительной комиссии ПК и Военного комитета. «Военка» докладывала о готовности к выступлению до 60 тыс. солдат. Растёт влияние анархистов, но с большевиками они не конфликтовали – общим было борьба против Временного правительства и его политики. 8 июня забастовали рабочие 29 заводов Петрограда. ЦК РСДРП(б), чтобы придать выступлению организованный характер, в тот же день назначило на 10 июня мирную демонстрацию рабочих и солдат. Вторая речь Ленина на съезде, произнесённая утром 9 июня, была посвящена вопросу о войне и мире. Фактически, он стал читать делегатам лекцию об империализме, об экономических и политических причинах вызревания мировой войны, о её связи с интересами определённых классов и, в частности, российского капитала. Самое удивительное – его не только слушали, но и прерывали аплодисментами. Он говорил, что из-за внешней политики эсеров и меньшевиков революционные рабочие и трудящиеся крестьяне попали в невероятно запутанное положение. Как трудящиеся классы, они не заинтересованы в захватных стремлениях. Только в силу обмана их буржуазией, эсерами и меньшевиками они в значительной своей массе оказались на позициях оборончества. Массы ещё не понимают, что данная война есть продолжение политики империалистической буржуазии разных стран. Выход из этой войны только в победе социалисти-ческой революции. Ленин говорил: «В мертвой схватке схватились две гигантские группы. Либо служи одной, либо другой, либо свергай обе эти группы, никакого иного пути тут нет… Мы говорим: выход из этой войны только в революции …Все остальное –посулы или фразы, или не-винные добрые пожелания». Ленин разоблачил политику меньшевиков и эсеров, призывающих «бороться» с империалистической войной манифестами, резолюциями, «социалистическими» съездами. Многие из тех, кто слушал Ленина, через несколько месяцев станут левыми эсерами и большевиками. Большевики внесли проекты резолюций – об отношении к войне и по вопросу о мире. Однако съезд их отверг и принял эсеро-меньшевистские резолюции.

Эсеро-меньшевистское большинство президиума съезда Советов выступило 9 июня от имени съезда против назначенной большевиками демонстрации, обвинив их в «военном заговоре» с целью низвержения Временного правительства и Советов. Не подчиниться этому решению значило противопоставить себя съезду Советов. Поэтому ЦК РСДРП(б) в ночь с 9 на 10 июня постановил отменить демонстрацию. Что побудило ЦК: -формальный запрет съезда и угроза исключения большевиков из состава съезда; -информация о подготовленном контрвыс-туплении черносотенцев и офицеров, которое грозило кровавым побоищем. Большевики с трудом удерживали революционный энтузиазм рабочих и солдат. Кадеты, эсеры, меньшевики обрушились с нападками на большевиков, рабочих и революционных солдат. Опасаясь полной потери влияния в массах, президиум съезда вынужден был принять решение о проведении 18 июня общеполитической демонстрации под знаком доверия Временному правительству. Они имели ввиду, что на этот день Керенским было назначено наступление на фронте, и рассчитывали этой «процессией» добиться от масс поддержки Временного правительства. Вопреки ожиданиям соглашателей, подготовлявшаяся большевиками демонстрация, в которой участвовало около 500 тыс. чел., прошла под лозунгами «Вся власть Советам!», «Долой 10 министров-капиталистов!», «Хлеба, мира, свободы!». Гигантский размах демонстрации и преобладание в ней большевистс-ких лозунгов говорили, что массы не доверяют не только Временному правительству, но и поли-тике соглашения с буржуазией, проводимой эсерами и меньшевиками. Под этими же лозунгами прошли демонстрации в Москве, Минске, Иваново-Вознесенске, Твери, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах. Наступил июньский кризис власти. Июньская демонстрация показала, по выражению Ленина, что «кризис неслыханных размеров надвинулся на Россию…».

Выполняя обязательства, данные Англии и Франции ещё царским правительством, Времен-ное правительство 18 июня начало на фронте наступление. В случае успеха буржуазия рассчитывала взять в свои руки всю полноту власти и разгромить революционные силы в стране и армии, а при неудаче – свалить вину за развал армии на большевиков. В результате кровавой авантюры Временного правительства общие потери русской армии на всех фронтах превысили 150 тыс. чел. Июньское наступление и его провал обнажили контрреволюционную политику Временного правительства и эсеров-меньшевиков, вызвав бурный протест трудящихся масс и солдат, и, способствовавшее росту авторитета большевиков, выступавших за немедленное прекращение войны.

На съезде 19 июня с сообщением о начале наступления русских армий на фронте выступил Церетели. От фракции меньшевиков и эсеров было внесено предложение о посылке воззвания к солдатам фронта с выражением поддержки наступления. Большевики выступили с разъяснением положения, создавшегося в связи с демонстрацией 18 июня и с осуждением начавшегося наступления. Однако съезд одобрил эсеро-меньшевистскую резолюцию, продемонстрировав тем самым дальнейший отход меньшевиков и эсеров от революции.

Развёртыванию работы среди солдат способствовала Всероссийская конференция фронтовых и тыловых военных организаций РСДРП(б), проходившая с 16 по 23 июня. Выступая на ней с докладом по текущему моменту, Ленин призвал всесторонне готовить силы пролетариата и революционной армии к новому этапу революции, с величайшей бдительностью следить за попытками контрреволюции разоружить революционных рабочих и раскассировать революционные полки, особенно в столице.

Июньский кризис не вылился в кризис буржуазной власти, но он выявил крепнущее единство требований и действий рабочих и солдат, возросшее влияние партии большевиков в массах. Причины возникновения июньского кризиса не были устранены.

Наши рекомендации