Развитие народного образования до Великой Октябрьской Социалистической революции.

История моей школы.

Содержание

1. Введение.

2. Развитие народного образования до Великой Октябрьской революции.

1) Домашняя школа.

2) Школы грамоты – религиозное обучение.

3. Развитие народного образования после Великой Октябрьской революции.

1) Договорная школа.

2) Государственная школа.

4. Развитие народного образования после Великой Отечественной Войны.

5. Развитие народного образования в 1970 – 2000 годы.

6. Школа сегодня.

7. Библиографический обзор.

8. Заключение.

Введение

«Кто не помнит старое, тот не видит будущее…

Есть в истории школы святые страницы,

Ими будем всегда мы по праву гордиться!»

"ДОРОЖИ ПРОШЛЫМ И СЕГОДНЯШНИМ СВОЕЙ ОТЧИЗНЫ".

Родной край и люди его, неповторимый облик родной природы - все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы. Знать свой край, его историю - значит любить его, понять единство истории родного края с историей, жизнью всей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого человека, каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойными наследниками лучших традиций родного края. Гражданин нового Башкортостана должен любить свой родной край, свою Родину, любить и уважать своих односельчан, соседей, старшее поколение, быть патриотом своей Родины. А любить и уважать что-то или кого-то, можно только тогда, когда знаешь их глубоко.

Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе.

Школа - это, конечно, не только здание. Это люди. Те, кто учится и те, кто учит, те, кто ведет своих детей сюда учиться и те, кто следит за чистотой и уютом, те, кто помогает, чтобы она существовала и не старела.

Школа помнит и гордится всеми, кто возглавлял ее на протяжении десятилетий и внес в ее жизнь что-нибудь свое, новое и неповторимое.

Целью моей работы является:

1) изучение материалов об истории школы, об учителях, которые внесли большой вклад в развитие народного образования;

2) пополнение материалов о школе, об учителях;

3) привлечение внимания к историческому наследию своей местности.

В ходе своей работы я изучал материалы из школьного музея, совершил визиты к учителям-пенсионерам. Много полезного узнал от рассказов Яппаровой Венеры Мингазовны, Шафиевой Файмы Бадыговны, которые внесли большой вклад в развитие образования.

Развитие народного образования до Великой Октябрьской Социалистической революции.

18 век - "домашняя школа" - основной путь распространения грамотности, используемый в среде всех категорий российских крестьян, в том числе крестьян деревни Никифарово Белебеевского уезда. Грамота передавалась от отца к сыну, от старших к младшим.

19 век - школы грамоты - колективный найм учителей крестьянами. Учителя-"мастера грамоты" обучали молодёжь навыкам чтения, письма, а потом и счёта. "Мастерами грамоты" выступали служители сельской мечети – мулла и абыстай. Как правило обучение осуществлялось на дому у "мастеров грамоты".

До великой Октябрьской Социалистической революции в деревне Никифарово было три мечети итри махаллы. Каждая мечеть обслуживалась муллой и его помощником моазином. Учебно – воспитательную работу вел мулла – халфа и его жена - абыстай.. В деревне Никифарово было 5 медресе, где мулла учил детей – мальчиков. Девочек учила абыстай у себя дома. Детей начинали обучать с 12 – 14 лет. В первый год учили «иман шарты». Начинали учить со слов, не с алфавита, поэтому детям было очень трудно учиться. Содержания не понимали, а только выучивали наизусть. За незнанье халфа избивал прутьями.

В 1904 году из города Уфы приехал молодой мулла Исмагил. Он начал обучать по новому методу, который назывался «жадит». Учащиеся научились писать и читать.

20 век – Аксеновское уездное земство принимает решение открыть в деревне русскую деревенскую школу. Сельское общество берёт на себя расходы по найму учителей, помещения, ремонту, отоплению, освещению. Программа обучения расширяется за счет уроков обьяснительного чтения, учителя дают детям знания по истории, географии, природы. Но муллы не допускали детей к учебе в этой школе. Говорили, что дети мусульман станут русскими. Дед Кашапова Р. Р. Саббахов Кашаф абый рассказывал, как он учился у муллы и абсолютно ни к чему не научился. Но он окончил русскую школу и хотел поступить в Земскую школу (ныне Аксеновский сельхозтехникум). Но ему вернули резолюцию «В данную школу ты не принимаешься, так как являешься сыном крестьянина».

3. После Великой Октябрьской Социалистической революции.

1920-30 годы в деревне Никифарово продолжались религиозные обучения в школах. Школа называлась договорной.. Обучение в школе было платной, наряду с религией обучали грамоте и арифметике.. Кроме этого была государственная, которая называлась сетевой или начальной школой. Учителям этой школы платило государство. Первыми учителями этой школы были:

Гумеров Исмагил,

Маркелов Иван,

Павлова.

Один из них учил татарский язык, другой русский язык, третий – по арифметике. В этой школе учились 25 учащихся. Кроме школьного воспитания в деревне шла борьба за ликвидацию неграмотности. Разделив деревню на участки обучали неграмотных. Обучали в группах по 20-25 человек. Учили сложению и вычитанию. После прохождения определенного курса учителя проводили испытания. Учителя, которые работали в ликбезе:

Развитие народного образования до Великой Октябрьской Социалистической революции. - student2.ru

Терегулова Сара, Хакимов Закир, Хабирова Фатима.

1920 год.

Развитие народного образования до Великой Октябрьской Социалистической революции. - student2.ru

1930-40 годы.

В 1932 году в деревне Никифарово была только начальная школа. Учителями работали Файрузов Кашфель (заведующий школой), Хабирова Фатима, Уразлин Харрис. Все они были без педагогического образования. Тогда классы назывались группами, в них занимались по 20-25 человек. В школе были счеты, карта, классная доска.

В 1933 году школа стала семилетней, школа стала называться неполной средней школой – Никифаровская неполная средняя школа. Преподавателями были:

Уразлина Гайша, Султанов Биктимер, Султанова Марьям, Уразлин Харрис, Терегулова Гайша, Газизова Мадина, Лукманова Сазида.

Директором НСШ в 1933 году работал Уразин Хасан Зиязетдинович.

С 1935 года директором начал работать Уразлин Харрис Идрисович.

В 7 классе было 30 учащихся, о чем свидетельствует сохранившиеся у Зарипова Мухлисуллы, который много лет работал главным бухгалтером колхоза «Правда». Из первого выпуска много лет работал председателем колхоза «Правда» Зиннатуллин Ахмет Ахметович, Фатхулов Мухаррам Гандрисламович, который работал заведующим Альшеевским райфо; Кабирова Камал работала учительницей в Айдагуловской начальной школе; Султанов Назип работал ветеринарным врачом.

Развитие народного образования до Великой Октябрьской Социалистической революции. - student2.ru

В 1939 году открывается Никифаровская средняя школа. Решением общего собрания колхозников колхоз для школы выделил одну лошадь, корову, зерно, продукцию для разового питания. В 1943 году состоялся первый выпуск Никифаровской среднй школы. Первыми выпускниками были Маликова Аниса, Закирова Гульчира, Ганиева Халида, Сабахов Раис Кашапович, который работал учителем НСШ.

В 1939-40 годах в НСШ работали: завуч- Мустаева Фарида с высшим образованием, Арапов Гаяз, Арапов Васим, Арапова Марьям, Гайнетдинов, Яппарова Хатира.

1940-50 годы.

В 1943 году директором НСШ стал работать Султанов Биктимер.

В 1944 году выпуск не состоялся. В 1946-47 учебном году состоялся 2-ой выпуск.

Наши рекомендации