Методическое обеспечение волонтерской деятельности.
5.1. Особенности проектной деятельности в реализации волонтёрских программ в организациях высшего профессионального образования.
Уже с 2010 года около 40 вузов страны развивают волонтёрство через проектную деятельность с использованием методических комплексов, разработанных для работников образовательных организациях и сферы государственной молодёжной политики [Например, Кармаев А.А. Метод «Обучение действием - Service Learning» в практике высшей школы: учебно-методическое пособие, Тетерский С.В. Социальное служение]. Отдельные студенческие проекты получили признание на федеральном уровне.
Так, только на Всероссийский конкурс молодёжных волонтёрских проектов в сфере пропаганды здорового образа жизни и массового спорта «Добрая воля, здоровое сердце, чистая страна!» 2016 года было подано 116 таких проектов. 26 лучших проектов, представляли различные регионы Российской Федерации – от Ямало-Ненецкого АО до Республики Крым.
Ниже представлены некоторые проекты, поданные на Конкурс, в которых студенты закрепляют на практике знания, полученные во время обучения по специальности, а также формируют необходимые социально-психологические компетенции.
Наряду с названием и описанием проектов обозначен перечень рекомендуемых специальностей, в рамках изучения которых[6] студентам было бы полезно участвовать в реализации проекта для развития своих профессиональных навыков.
1. «Школа здоровья и успеха» (ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург).
Рекомендуется для студентов, обучающихся по специальностям: «психология», «педагогика», «государственное и муниципальное управление», «управление персоналом» и т.п.
Данный проект, который направлен на формирование личностной мотивации на сохранение и укрепление своего здоровья, организацию здорового образа жизни у детей, подростков, студентов, родителей и педагогов, представляет собой многоуровневую программу первичной профилактики, которая реализуется на каждой ступени образования: «вуз – школа – детский сад».
В рамках проекта осуществляется комплексная работа со всеми субъектами образования: воспитанниками/учащимися/студентами, родителями, педагогами.
В рамках указанной деятельности организуются и проводятся: обучение волонтёров, ежемесячные мероприятия по профилактике в детско-подростковой, студенческой среде, семинары, консультации для родителей и педагогов, а также совместные семинары с привлечением специалистов «Министерства физической культуры спорта и молодёжной политики Свердловской области», «Управления ФСКН России по Свердловской области», «Областного наркологического диспансера», «Городского центра медицинской профилактики», «Уральского государственного медицинского университета».
Привлечение к профилактической деятельности студентов-волонтёров педагогических специальностей позволяет не только обеспечить эффективную работу с детско-подростковой, студенческой аудиторией по принципу «равный–равному», но и развить универсальные социально и профессионально значимые компетенции у будущих педагогов (организаторские и коммуникативные навыки, способность к самоорганизации, целеустремленность).
В проекте используются информационно-коммуникативные технологии, которые воплощаются в интерактивных формах работы (тренингах, играх, этических беседах, индивидуальных творческих заданиях, акциях, дискуссиях, презентациях).
По мнению авторов проекта, программа данного проекта является универсальной для указанных ступеней образования («вуз – школа – детский сад») и может быть использована в любых образовательных организациях с анализом и корректировкой условий реализации.
2. «Протяни руку помощи» (ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова», г. Санкт-Петербург).
Рекомендуется для студентов, обучающихся по специальностям: «лечебное дело», «медико-профилактическое дело», «общественное здравоохранение» и т.п.
В больницу имени Императора Петра Великого приезжают пациенты из разных городов России, часто не имеющие в Санкт-Петербурге никого из родных и знакомых, которые могли бы поддержать их в трудную минуту и оказать необходимую помощь. По статистике приёмного отделения больницы им. Петра Великого, наибольшей востребованностью среди иногородних больных пользуется отделение травматологии и ортопедии. В связи с этим волонтёрами-студентами медицинского университета было предпринято создание проекта по оказанию помощи одиноким пациентам больницы им. Петра Великого.
Общий замысел проекта – это широкий круг добровольческой деятельности, позволяющий напрямую включить студентов в будущую профессиональную сферу, включая традиционные медицинские формы помощи, которые осуществляются на благо общественности без расчета на денежное вознаграждение.
Каждый нуждающийся пациент до выписки из стационара курируется одной из трех сформированных групп волонтёров, которые посещают отделение травматологии и ортопедии как минимум три раза в неделю, чтобы провести необходимые мероприятия по общему уходу. В конце недели добровольцы отчитываются о проделанной работе куратору своей группы.
Участники движения также участвуют в решении проблем, связанных с асоциальностью неполных семей, оказывают пациентам морально-психологическую поддержку.
Отличительной чертой проекта является индивидуальный подход к закрепленным пациентам, с которыми также проводится профилактическая работа (например, беседы о вреде курения, употребления алкоголя и др.).
3. «Фестиваль народных видов спорта и ГТО – спартакиада школьников» (ФГБОУ ВО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта», г. Санкт-Петербург).
Рекомендуется для студентов, обучающихся по специальностям: «физическая культура», «спорт», «педагогика», «менеджмент» и т.п.
Организация фестиваля народных видов спорта способствует пропаганде здорового образа жизни посредством приобщения местного населения к народной спортивной культуре. Фестиваль включает соревнования по народным видам спорта и сдаче нормативов ГТО.
На красивом спортивном празднике представляются различные национальные виды спорта, как настольные, так и подвижные. Студенты-волонтёры рассказывают о них и проводят соответствующие мастер-классы.
Поскольку праздник проводился на территории Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга, который населяют преимущественно представители разных национальных диаспор, особенное внимание было уделено тому, чтобы участие в мероприятии было многонациональным. В связи с этим вниманию участников фестиваля были представлены не только дартс и шашки, но и подвижные национальные игры Казахстана и Азербайджана.
Основным содержанием проекта является взаимодействие студентов-волонтёров с различными группами населения (школьниками разных национальностей, пенсионерами, ветеранами спорта): для проведения мастер-классов по различным национальным играм приглашаются ветераны спорта; в качестве судей выступают студенты-волонтёры; непосредственными участниками турнира настольных игр являются учащиеся 7 и 8 классов школ Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга.
Сдача норм ГТО сейчас закрепляется нормативно-правовыми актами, всячески популяризируется и анонсируется в СМИ, и поэтому фестиваль также является площадкой по апробации реальных условий сдачи конкретных нормативов для представителей разных возрастов. Это даёт возможность участникам оценить свои реальные физические возможности и спланировать свои шаги по дальнейшему улучшению личных результатов.
4. «Подросток: справедливость, порядок, ответственность (ПСПО)» (ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), г. Челябинск).
Рекомендуется для студентов, обучающихся по специальностям: «юриспруденция», «правовое обеспечение национальной безопасности», «правоохранительная деятельность» и т.п.
Учитывая актуальность проблемы правового воспитания школьников, руководством факультета подготовки сотрудников правоохранительных органов ЮУрГУ было принято решение о создании временного творческого коллектива (далее – ВТК) из числа преподавателей и студентов с целью проведения правового просвещения в образовательных организациях.
Такая форма реализации проекта, как ВТК, позволяет активизировать деятельность участников по выполнению поставленных задач, привлечь их к совместной работе, мобилизовать творческий потенциал, помочь самореализации личности студента.
Для реализации проекта было сформировано 7 мобильных групп по 15 студентов-волонтёров 2-3 курсов в каждой.
Работа по реализации проекта «Подросток: справедливость, порядок, ответственность (ПСПО)» осуществляется по 2 направлениям:
1) проведение оргсобраний с волонтёрами ВТК по подготовке к выступлениям в школах;
2) непосредственное правовое просвещение в общеобразовательных организациях города.
В качестве формы правового просвещения было выбрано проведение деловой игры, которая включала в себя несколько разделов.
Начало игры – информационно-просветительский блок – предполагает деятельность по разъяснению молодёжи вопросов уголовной, административной, гражданско-правовой ответственности несовершеннолетних за противоправные деяния.
В основной части игры школьникам г. Челябинска были предложены ситуации, характеризующие преступления и правонарушения несовершеннолетних, которые предлагалось обсудить в малых группах, высказав мнение, относится ли данное деяние к преступлениям или правонарушениям, как этот поступок оценивается законом, каковы последствия для молодого человека, если ему исполнилось 16 лет и т.д.
Отдельный блок игры представлял собой инсценированное судебное заседание, где участники из числа школьников исполняли роли судьи, прокурора, адвоката.
Игровая форма, возрастная близость школьников и студентов помогли сделать пропаганду правовых знаний более доходчивой и эффективной. Волонтёрами были разработаны сценарии деловых игр и презентации на тему «Несовершеннолетние: преступление и наказание» для учащихся старшего и среднего школьного возраста.
Мероприятия проекта были проведены совместно с Управлением по делам образования г. Челябинска, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Челябинска.
Также на сайте «Молодёжное добровольчество» (http://edu-vol.ru) представлен ряд интересных проектов, которые можно привести в качестве примера волонтёрских практик, разработанных и реализованных студентами других специальностей.
Например, «Экологические походы»(ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный лингвистический университет», г. Пятигорск).
Рекомендуется для студентов, обучающихся по специальности: «экология», «лесное дело» и т.п.
Популяризация экологического воспитания приобретает региональную проблему. На территории Кавказских минеральных вод расположено большое количество естественных и искусственных лесных насаждений. Города Пятигорск, Железноводск, Кисловодск, Ессентуки окружены лесами и лесопосадками, и, к сожалению, здесь существует немало экологических проблем.
Экологическое образование – это психолого-педагогический процесс, направленный на формирование у учащихся знаний о научных основах природопользования, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Целью данного образования является развитие у молодёжи ответственного отношения к окружающей среде.
Цель проекта – проведение экологических походов и очистка лесных территорий силами студентов-экодеятелей.
Каждому участнику проекта выставляется оценка по результатам проведенного мероприятия, а затем составляется рейтинг.
Для реализации проекта необходимо наличие современных средств ориентирования – навигатора.
Этапы реализации проекта:
I этап – ответственное лицо с группой активистов проходит по лесной местности, нанося на навигатор точки свалок с точными географическими координаторами. Каждая свалка фиксируется и фотографируется для контроля за реализацией данного проекта. Каждый объект оценивается по 10 бальной системе (от 0 – не загрязнено до 10 – сильно загрязнено). Мусор необходимо рассортировать по целевому назначению.
Предполагается проведение систематических походов, примерно 1-2 раза в месяц, усиленная работа должна проводиться после таяния снежного покрова, а также в летний и осенний период, до заморозков.
II этап – поход преподавателя с обучающимися в группах на места свалок, указанных на навигаторе. Процесс уборки протоколируется, заносятся данные в навигатор. Данную информацию можно поместить в интернет, для отслеживания работы преподавателя и обучающихся. По возможности фиксируется объем собранного и вынесенного мусора. Ведется статистическая обработка полученных данных.
III этап – студенты-экодеятели составляют отчёт о каждом походе и проделанной работе, где проводится анализ деятельности, даются рекомендации, комментируются сделанные ошибки.
Особые рекомендации: для организации и проведения экопохода ответственное лицо проводит инструктажи со студентами по темам:
• правила поведения в лесной местности;
• оказание первой медицинской помощи в лесу;
• проведение работы с родителями несовершеннолетних учащихся.
Каждый участник проекта должен быть оснащен:
• текстильными и резиновыми перчатками;
• бутылкой питьевой воды;
• головным убором (если жаркий период времени);
• пакетами для мусора;
• индивидуальными средствами для сбора мусора.
Предполагается сотрудничество инициативных групп с активистами других учебных заведений как высшего, так и среднего профессионального образования.
Итак, как показывают приведённые выше примеры молодёжных волонтёрских инициатив, студенты готовы к социальному служению, которое им видится как одно из направлений их профессиональной деятельности. Благодаря участию в волонтёрстве они развивают социально-психологические компетенции, а также совершенствуются на профессиональном уровне.
Однако было бы намного эффективнее, если бы студенты могли не только эпизодически, «стихийно» участвовать в отдельных акциях: основными недостатками такого волонтёрства является его несистематический и спонтанный характер. В последние годы количество зарегистрированных молодых людей, желающих оказывать добровольную помощь, растёт, но регулярная работа с каждым из них не ведётся, в результате чего их интерес к социальному служению постепенно угасает.
Кроме того, резко падает качество оказываемых социальных услуг, поскольку считается, волонтёр сам знает, что делать, и учить его ничему не надо (см. подробнее: Белановский Ю. Минусы спонтанного волонтёрства // http://volonter-school.ru/2016/04/minusy-spontannogo-volontyorstva/).
Волонтёрство – это не ролевая игра, это не клуб по интересам и уж тем не более не способ потратить время! От волонтёров ждут конкретных результатов работы, а это уже требует от них наличие определённой квалификации. Если мы хотим, чтобы мероприятие, к проведению которого привлекаются волонтёры, прошло на достойном уровне, нужно их соответствующим образом подготовить.
Именно поэтому мы считаем, что волонтёрству можно и нужно учить, и только в этом случае можно рассчитывать, что у вовлечённых в добровольчество студентов появится желание продолжить свою работу, возрастёт качество реализации социально значимых проектов, а значит, у местного сообщества появится возможность решить свои проблемы более эффективно!