Я слушал это выступление по радио, его переводили, но дело даже не в содержании, а в тоне. Я помню этот пафос спасителя Отечества
— Да. Но, что любопытно, тогда уже было телевидение, однако де Голль по телевидению выступать не стал. Потому что в течение ночи писал текст речи, и, чтобы его прочесть, он должен был надеть очки, а выглядеть стареньким дедушкой генерал не хотел. Когда в апреле 1961-го во время «путча генералов» в Алжире он выступал по телевидению, то французы увидели его в военном мундире. Громовым голосом де Голль заявил, что путч будет подавлен, порядок восстановлен. Теперь, в мае 1968-го, он решил по телевидению не выступать, чтобы не производить невыгодного для себя впечатления. Но по радио президент де Голль по-прежнему звучал уверенно. Смысл его речи примерно таков: Франции грозит диктатура тоталитарного коммунизма. Порядок должен быть восстановлен. Французы, защитим Республику!
И в этот же день, вряд ли стихийно, хотя какой-то элемент стихийности, конечно, был, по Елисейским полям прошествовала манифестация в поддержку главы государства, сопоставимая по числу участников (до 300 тысяч человек) с демонстрацией 13 мая. Люди пели «Марсельезу», выкрикивали лозунги «Де Голль, ты не один!», «Коммунизм не пройдет!».
Что это за публика была?
— Это были люди среднего и пожилого возраста, респектабельные, явно дорожащие тем, что имеют, и не желающие это потерять, да и вообще обречь себя на неопределенность. И они не желали больше потрясений. В своем выступлении по радио де Голль объявил, что распускает Национальное собрание и объявляет досрочные выборы.
И это стало переломным моментом. Забастовка утратила всеобщий характер, и беспорядки пошли на убыль, хотя еще и продолжались некоторое время. Было объявлено о роспуске 11 леворадикальных организаций, проявлявших наибольшую активность. Арестован и выслан в Германию Кон-Бендит. Интересно, что все беспорядки начались, когда его исключали из университета, а тут его арестовали, и ничего не произошло — порыв прошел.
В начале студенческих волнений лидер французской компартии Жорж Марше (на фото) заявил, что студенты, участвующие в протестах, «быстро забудут про революционный задор, когда придет их черед управлять папочкиной фирмой и эксплуатировать там рабочих». Но после подавления студенческих выступлений полицией профсоюзы и ФКП поддержали студентов
Фото: East News
Итак, 23 июня проходит первый тур выборов, 30-го — второй тур. И невиданная совершенно победа правящей партии, которая накануне поменяла название с «Союза за новую республику» на «Союз в защиту республики», ЮДР вместо ЮНР. Голлистская ЮДР получает 46 процентов голосов. В результате у голлистов абсолютное большинство в парламенте. Французы проголосовали за стабильность. Они поиграли в бунт и поняли, что от добра добра не ищут. Левые партии — коммунисты и социалисты — потеряли на этих выборах более миллиона голосов. А вчерашние кумиры, герои улиц и баррикад, гошисты, не собрали даже пяти процентов.