Организационно-правовые формы управления иностранными делами
Российская Федерация строит свои отношения с другими странами на основе равенства, невмешательства во внутренние дела, нерушимости границ и территориальной целостности государств, взаимного отказа от применения силы и решения возникающих споров мирным путем, взаимовыгодного сотрудничества, равенства народов и т.п.
Внешнеполитическая деятельность Российской Федерации направлена на создание и обеспечение таких международных условий, которые способствовали бы ее выходу из экономического кризиса, становлению и упрочению рыночных отношений в экономике, построению демократического государства, предотвращению войн в мире и мирному сосуществованию всех стран, защите своих государственных интересов.
Важнейшим направлением внешней политики Российской Федерации является также налаживание тесного сотрудничества (политического, экономического и др.) со всеми странами СНГ, а также с другими республиками бывшего СССР.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 80) основные направления внешней политики государства определяет Президент Российской Федерации. На него возложено также и руководство внешней политикой Российской Федерации.
Осуществляя данную деятельность, Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях, ведет переговоры с руководителями иностранных государств и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает на должность министра иностранных дел Российской Федерации; назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; присваивает ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника Российской Федерации; решает вопросы предоставления политического убежища и т.д.
В целях создания условий для определения Президентом Российской Федерации основных направлений внешней политики, принятия им мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 1995 года образован Совет по внешней политике при Президенте Российской Федерации.*
___________________
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 48.
Основными задачами Совета являются: подготовка для Президента Российской Федерации предложений и рекомендаций по определению основ внешней политики Российской Федерации и осуществлению руководства ею в соответствии с его полномочиями; разработка для Президента Российской Федерации предложений по обеспечению согласованного взаимодействия федеральных органов государственной власти в области внешней политики; информирование Президента Российской Федерации о внешнеполитических аспектах деятельности федеральных органов государственной власти; анализ и прогнозирование международной обстановки и др.
В процессе своей деятельности Совет имеет право запрашивать и получать необходимую информацию от федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных учреждений и организаций; заслушивать на своих заседаниях информацию руководителей федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации ими государственной внешней политики и т.д.
Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 114) осуществляет меры по реализации внешней политики Российской Федерации; обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; принимает меры к исполнению международных договоров; заключает межправительственные соглашения; координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, компетенция которых позволяет устанавливать отношения с органами, организациями иностранных государств.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области иностранных дел, является Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России), деятельность которого непосредственно связана с реализацией внешней политики Российской Федерации и подчинена Президенту Российской Федерации.
В своей деятельности оно руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормами международного права, международных договоров и соглашений, подписанных Российской Федерацией, а также Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации.*
________________________
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 12. Ст. 1033.
Основными задачами МИД России являются: реализация внешней политики Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами; защита ее политических, экономических и других интересов, а также интересов физических и юридических лиц во взаимоотношениях с другими государствами; наблюдение за исполнением международных договоров и соглашений Российской Федерации.
В процессе своей деятельности МИД России разрабатывает для Президента и Правительства Российской Федерации предложения по основным вопросам внешней политики Российской Федерации; проекты международных договоров и соглашений Российской Федерации и предложения по их заключению; обеспечивает Президента и Правительство Российской Федерации необходимой информацией по вопросам международной политики; содействует развитию международных связей федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений, государственных организаций; координирует международные связи субъектов Российской Федерации; осуществляет руководство и координацию деятельности дипломатических и консульских представительств; организует консульскую работу на территории Российской Федерации и осуществляет постоянные контакты с посольствами и консульствами иностранных государств, находящихся на территории Российской Федерации; осуществляет организацию приема иностранных государственных и правительственных организаций; оформляет паспортно-визовую документацию.
На МИД России возложена регистрация международных договоров Российской Федерации в Секретариате ООН, а также в иных органах международных организаций.
Одной из основных задач МИД России является координация деятельности и контроль за работой других федеральных органов исполнительной власти, целью которой является обеспечение проведения единой внешнеполитической линии Российской федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.
Для реализации этой задачи Президентом Российской Федерации издан Указ от 12 марта 1996 года «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации».* В соответствии с данным Указом МИД России призван способствовать согласованному взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти с тем, чтобы участие указанных органов, а также их должностных лиц в международной деятельности обеспечивало соблюдение принципа единства внешней политики и выполнение международных обязательств Российской Федерации.
_______________________
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996.№ 12. Ст. 1061.
МИД России является головным органом в системе федеральных органов исполнительной власти по вопросам отношений с иностранными государствами и международными организациями, а это обязывает федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации информировать МИД России об осуществляемых ими международной деятельности и международных связях. В Указе закреплены и другие полномочия МИД России.
В процессе своей деятельности МИД России издает в пределах своей компетенции инструкции, указания, которые обязательны для министерств, ведомств, других органов и организаций при осуществлении ими международных связей и контактов.
Важные функции в области управления иностранными делами возложены на министра иностранных дел Российской Федерации, который осуществляет международное представительство Российской Федерации, непосредственно ведет переговоры от имени Президента и Правительства Российской Федерации с официальными представителями зарубежных стран либо участвует в них; выступает с официальными заявлениями и инициативами по вопросам внешней политики Российской Федерации; принимает дипломатических представителей иностранных государств; назначает на должность Поверенных в Делах Российской Федерации, консулов и т.д.
Многие функции МИД России осуществляет через свои зарубежные органы.
Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
Зарубежными органами МИДа России являются дипломатические представительства и консульские учреждения. Организационными формами дипломатических представительств являются посольства и миссии. Они образуются в тех странах, с которыми Российской Федерацией установлены дипломатические отношения.*
____________________
* Следует иметь в виду, что современные дипломатические отношения Российской Федерации, как и бывшего СССР, с другими государствами осуществляются, как правило, на уровне посольств.
Являясь государственным органом внешних сношений Российской Федерации и осуществляя представительство Российской Федерации в государстве пребывания, посольство ведет свою деятельность в соответствии с международными нормами, соглашениями Российской Федерации с правительствами государств пребывания, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Положением о Посольстве Российской Федерации: утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 года:* Положением о Министерстве иностранных дел Российской федерации и другими нормативными актами.
______________________
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 45. Ст. 5090.
На посольство возложена функция представительства Российской Федерации в государстве пребывания. Осуществление данной функции предполагает обеспечение проведения единой внешнеполитической линии Российской Федерации в отношениях с государством пребывания: защиту ее политических: экономических: национальных интересов, граждан, организаций и учреждений Российской федерации, находящихся в государстве пребывания.
Дипломатическим путем посольство осуществляет сбор информации политического, экономического и иного характера о государстве пребывания. На основе полученной информации оно информирует Президента Российской федерации, Правительство Российской Федерации, МИД России, другие федеральные органы исполнительной власти по вопросам внешней и внутренней политики государства пребывания и вносит свои предложения Президенту Российской Федерации, а также соответствующим органам государственной власти по развитию отношений Российской Федерации с государством пребывания и обеспечению в нем интересов Российской Федерации.
На посольство возложено обеспечение дипломатическими средствами развития дружественных отношений, укрепления и развития сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях между Российской федерацией и государством пребывания.
В процессе реализации своих функций и полномочий дипломатические представительства осуществляют координацию деятельности и контроль за работой находящихся в стране пребывания иных представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, предприятий и организаций, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов Российской Федерации, открываемых в установленном порядке на территории отдельных субъектов, административно-территориальных образований. В свою очередь названные представительства, делегации и группы специалистов оказывают посольству содействие в осуществлении его функций, информируют его о своей деятельности.
В современных условиях резко увеличился поток иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию в различном качестве. В связи с этим важное значение приобретает деятельность дипломатических представительств по оформлению и выдаче виз на въезд в Российскую Федерацию.
Руководит деятельностью представительства глава дипломатического представительства (дипломатический представитель). Во главе посольства стоит Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации, а во главе миссии — Чрезвычайный и Полномочный Посланник Российской Федерации или Поверенный в Делах Российской Федерации.*
_________________
* См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1981. № 7. Ст. 156.
Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации, Поверенный в Делах Российской Федерации — министром иностранных дел Российской федерации.
Глава дипломатического представительства несет персональную ответственность за организацию и деятельность представительства, его персонала, который включает в себя: а) дипломатический; б) вспомогательный; в) обслуживающий персонал. В состав дипломатического персонала входят: посол, посланник; советники по политическим, экономическим, культурным и другим вопросам; первый, второй и третий секретари; атташе и другие сотрудники.
Дипломатический персонал, члены их семей пользуются дипломатическим иммунитетом, суть которого состоит в личной неприкосновенности, неприкосновенности их жилища, исключение из юрисдикции государства пребывания. Дипломатический персонал и члены их семей освобождаются от налогов, сборов в государстве пребывания, от досмотра на таможне личного багажа. Они имеют право беспрепятственно связываться со своей страной.
Являясь правопреемницей СССР, Российская Федерация имеет постоянные представительства при международных организациях: ООН, ЮНЕСКО и др.
Консульские учреждения образуются на основе взаимного соглашения Российской Федерации с другими государствами. Они функционируют в крупных городах, морских, речных портах государства пребывания.
Консульскими учреждениями являются: консульские отделы дипломатических представительств Российской Федерации, генеральные консульства, консульства, вицеконсульства, консульские агентства. Их правовой статус закреплен Консульским уставом СССР,* международными нормами, а также соответствующими соглашениями между государствами, решившими установить друг с другом консульские отношения. Если в государстве пребывания отсутствует посольство, то с его согласия на консульское учреждение могут быть возложены функции дипломатического представительства.
__________________
* См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 27. Ст. 404
Основным содержанием деятельности консульских учреждений является защита интересов Российской Федерации, ее граждан, учреждений и организаций, находящихся в государстве пребывания.
Они содействуют развитию дружественных, экономических, торговых, научно-технических, культурных, туристических связей Российской Федерации с соответствующим государством пребывания; оказывают помощь и содействие представителям государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, морским и воздушным судам, а также гражданам Российской Федерации, находящимся в государстве пребывания.
На них возложен учет российских граждан, в том числе военнообязанных, постоянно или временно проживающих в государстве пребывания; совершение нотариальных действий; регистрация актов гражданского состояния; выдача, продление паспортов гражданам Российской федерации; оформление виз на въезд, выезд и транзитный проезд через территорию Российской Федерации и т.п.
Генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства возглавляют соответственно генеральные консулы, вице-консулы, консульские агенты, которые назначаются и освобождаются от должности министром иностранных дел Российской Федерации.
В своей деятельности консульские учреждения подчиняются Министерству иностранных дел Российской Федерации, а общее руководство ими осуществляют главы дипломатических представительств в государстве пребывания.
В состав сотрудников консульского учреждения входят должностные лица, административно-технический и обслуживающий персонал.
Персонал консульских учреждений имеет ряд определенных привилегий в государстве пребывания (например, освобождение от налогов и сборов). Сотрудники консульства обладают иммунитетом от юрисдикции государства пребывания в отношении тех действий, которые совершены ими в процессе осуществления своих служебных обязанностей; пользуются личной неприкосновенностью, служебной переписки и т.д.