Государственный пожарный надзор

Государственный пожарный надзор осуществляется в целях соб­людения правил пожарной безопасности, пресечения их нарушений, а также обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Данный надзор возложен на Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Российской федерации, право­вые основы организации и деятельности которой закреплены в Зако­не Российской Федерации от 18 ноября 1994 года «О пожарной без­опасности»,* Положении о Государственной противопожарной служ­бе Министерства внутренних дел Российской Федерации,** утверж­денном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 года.

______________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 35. Ст. 3649.

** Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 37. Ст.3454.

В систему Государственной противопожарной службы входят:

Главное управление Государственной противопожарной службы Ми­нистерства внутренних дел Российской Федерации, управления (от­делы) Государственной противопожарной службы министерств внутренних дел республик, органы управления Государственной противо­пожарной службы краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петер­бурга, которые функционируют в структуре соответствующих управ­лений (главных управлений) внутренних дел, территориальные и специальные подразделения, осуществляющие организацию преду­преждения пожаров и их тушение и др.

В населенных пунктах, по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, могут создаваться подраз­деления Государственной противопожарной службы, на которые воз­лагаются функции государственного пожарного надзора.

На органы государственного пожарного надзора возложены сле­дующие основные функции: надзор за соблюдением требований по­жарной безопасности органами исполнительной власти, органами ме­стного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организа­циями, должностными лицами и гражданами; внесение предложений в органы исполнительной власти, органы местного самоуправления по вопросам мер пожарной безопасности; организация разработки и осуществление государственных мер в области пожарной безопас­ности; учет пожаров, выяснение причин и условий их возникновения и др.

Значительное место в деятельности органов государственного пожарного надзора занимает работа нормативно-технического харак­тера. На них возложена разработка и утверждение либо самостоя­тельно, либо совместно с заинтересованными органами и организа­циями обязательных для исполнения требований, норм и правил в области пожарной безопасности, производства пожарной техники и средств пожаротушения. Им представляются на рассмотрение и сог­ласование соответствующими организациями проекты стандартов, норм, правил, градостроительная и проектно-сметная документация на строительство, ремонт, реконструкцию, техническое перевооруже­ние предприятий, зданий, сооружений, содержащих требования пожарной безопасности. Тем самым они осуществляют предупреди­тельный контроль за выполнением проектными и строительными организациями требований пожарной безопасности.

В соответствии с законодательством органы государственного пожарного надзора участвуют в работе комиссий по приемке в экс­плуатацию законченных строительством различных объектов, осуще­ствляя проверку соответствия этих объектов требованиям пожарной безопасности.

В целях предупреждения нарушений противопожарных правил и возникновения пожаров они проводят противопожарную пропаганду, привлекают общественность, население к работе по профилактике в этой области и к борьбе с пожарами.

Для выполнения возложенных на них задач и функций, органы государственного пожарного надзора наделены государственно-власт­ными полномочиями. Они вправе беспрепятственно входить на тер­риторию и в помещения предприятий, учреждений, организаций, в жилые помещения, на земельные участки граждан при наличии до­стоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, которые создают угрозу возникновения пожара или безопасности лю­дей, либо в целях обследования их противопожарного состояния; по­лучать от министерств, ведомств, предприятий, должностных лиц и граждан сведения и документы о состоянии пожарной безопасности; давать руководителям предприятий, учреждений, организаций, дол­жностным лицам и гражданам обязательные для исполнения пред­писания об устранении нарушений правил пожарной безопасности.

В случае нарушений правил пожарной безопасности, создающих непосредственную угрозу возникновения пожара, органы государст­венного пожарного надзора приостанавливают полностью или час­тично работу предприятий (отдельных производств), производствен­ных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, поме­щений, проведение отдельных видов работ. Эта мера пресечения при­меняется ими также в случае невыполнения противопожарных тре­бований, предусмотренных проектами или нормами проектирования при строительстве, реконструкции предприятий, зданий и соору­жений.

Действующее законодательство закрепило право органов госу­дарственного пожарного надзора производить дознание по делам о нарушениях требований пожарной безопасности и пожарах, а также осуществлять досудебную подготовку материалов о преступлениях, связанных с пожарами.

Органы государственного пожарного надзора, при обнаружении нарушений требований пожарной безопасности, имеют право нала­гать на граждан, должностных лиц и на юридические лица адми­нистративные взыскания (предупреждение, штраф). Эти взыскания могут налагаться и за неисполнение или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц Государственной противопожарной службы.

Паспортная система

Паспортная система в Российской Федерации представляет собой совокупность правовых норм, определяющих и закрепляющих поря­док выдачи, обмена, изъятия паспортов, регистрационного учета граждан. На сегодняшний день паспортная система играет сущест­венную роль в деле учета населения, в реализации прав и обязанностей граждан, в охране общественного порядка и обеспечения обще­ственной безопасности. Она необходима также в деле борьбы с пре­ступностью, в профилактике различных правонарушений, в розыске лиц и т.п.

Важное значение паспортной системы обусловлено на сегодняш­ний день и тем, что в Российскую Федерацию идет большой поток граждан из бывших республик СССР, беженцев из «горячих точек», которым государство обязано помогать в трудоустройстве, выдаче со­ответствующих документов, в получении жилья, в прописке по ново­му месту жительства (либо регистрации) и т.п.

Основным правовым актом, непосредственно регулирующим воп­росы паспортной системы, является Положение о паспорте гражда­нина Российской Федерации, утвержденное постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 8 июля 1997 года.* В соответствии с требованиями норм названного Положения все граждане Россий­ской Федерации, достигшие 14-летнего возраста, обязаны иметь пас­порт, который является основным документом, удостоверяющим лич­ность гражданина и его принадлежность к российскому гражданству, которое предполагает, что гражданин обладает комплексом экономи­ческих, политических, социальных, личных прав и свобод, установ­ленных российским законодательством и гарантируемых Конститу­цией Российской Федерации.

____________________

* Российская газета. 1997. 16 июля

В паспорт могут вноситься только те основные сведения о граж­данине, которые предусмотрены законодательством. К ним относятся: фамилия, имя, отчество гражданина, пол, число, месяц, год и место его рождения, отметки о регистрации и расторжении брака, о детях, об отношении к военной службе; о регистрации по месту жительства и снятии гражданина с регистрационного учета. По просьбе владель­ца паспорта медицинские учреждения могут ставить в паспорте отметку о группе крови и ее резус-факторе.

Паспорт не может быть изъят у гражданина, кроме случаев, пре­дусмотренных законодательством. Он не может быть также взят под залог. Действие паспорта ограничивается определенным сроком. По достижении гражданином 20 и 45 лет паспорт подлежит замене. Пос­ле 45 лет паспорт действует бессрочно. Выдача, обмен паспортов, вклеивание в них фотографий осуществляется органами внутренних дел по месту жительства.

Для отдельных категорий граждан вместо паспорта предусмотре­ны иные документы. Так, военнослужащие вместо паспорта имеют удостоверение личности либо военные билеты, членам экипажей су­дов морского, торгового и рыбного флота выдается паспорт моряка.*

Значительные изменения паспортная система претерпела с при­нятием Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор ме­ста пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».** Провозглашая право каждого гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пре­делах Российской Федерации, закон отменил институт прописки и выписки граждан, заменив его регистрационным учетом граждан.*** Его суть состоит в том, что гражданин подлежит регистрации по мес­ту жительства в органах внутренних дел либо в местной админист­рации.

___________________

* См.: Положение о паспорте моряка // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 10. Ст. 784.

** Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 32. Ст. 1227.

*** См. также Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерациии // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №30. Ст. 2939.

К основаниям снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства закон относит изменение места жительства; при­зыв на военную службу; осуждение к лишению свободы; признание безвестно отсутствующим; смерть или объявление решением суда умершим; выселение из занимаемого жилого помещения или приз­нание утратившим право пользования жилым помещением; обнару­жение не соответствующих действительности сведений или докумен­тов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации.

Если гражданин изменил место жительства, то он обязан в те­чении 7 дней с момента прибытия на новое место жительства обратиться в органы регистрационного учета с заявлением и соответ­ствующими документами для оформления регистрации. Эти органы должны зарегистрировать гражданина не позднее 3 дней с момента представления им соответствующих документов.

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без снятия с регистрационного учета по месту жительства.

В целях обеспечения безопасности граждан, предотвращения уг­розы их жизни и здоровью, охраны государственных тайн, обеспе­чения режима Государственной границы, права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства может огра­ничиваться в пограничной полосе, в закрытых военных городках и административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территории действия режима чрезвычайного поло­жения, а также на территориях, на которых, в случае опасности рас­пространения инфекционных и неинфекционных массовых заболева­ний людей, введены особые условия и режим проживания населения.

Контроль за соблюдением норм паспортной системы осуществля­ется органами внутренних дел, которые, при обнаружении наруше­ний правил паспортной системы, вправе привлекать к администра­тивной ответственности граждан и должностных лиц.

Внутренние войска

В систему Министерства внутренних дел Российской Федерации входят внутренние войска. Их задачи, права, обязанности, порядок прохождения в них службы закреплены в Законе Российской Феде­рации от 6 февраля 1997 года «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»*.

______________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 6. Ст. 711

Основное назначение внутренних войск как воинского формиро­вания состоит в защите интересов личности, общества, государства, конституционных прав и свобод граждан от противоправных посяга­тельств. Перед ними Законом закреплен целый комплекс задач, ос­новными из которых являются: содействие в случае необходимости органам внутренних дел в охране общественного порядка, обеспече­ния общественной безопасности и правового режима чрезвычайного положения; осуществление охраны важных государственных объек­тов и специальных грузов, исправительных учреждений, а также конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу. При оп­ределенных ситуациях, закрепленных в законодательстве, на них возлагается задача совместно с войсками Министерства обороны Рос­сийской Федерации и пограничными войсками участвовать в обороне территории Российской Федерации.

Внутренние войска имеют свою структуру, в которую входят та­кие подразделения, как: соединения и воинские части оперативного назначения, по охране важных государственных объектов и специ­альных грузов, исправительных учреждений, специальные моторизо­ванные части, авиационные и морские воинские части. В состав внут­ренних войск входят также органы управления, учреждения и воин­ские части обеспечения деятельности самих внутренних войск и во­енно-учебные заведения.

Руководство внутренними войсками возложено на министра внутренних дел Российской Федерации. Непосредственное оператив­ное управление осуществляет главнокомандующий внутренними войсками, который назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению министра внутренних дел Российской Федерации. Для четкой организации в управлении внутренними вой­сками существует Главное командование внутренних войск, его воен­ный совет, а также военные советы округов.

Соединения и воинские части объединяются в округа, которые являются оперативно-территориальными объединениями внутренних войск.

Основной состав внутренних войск состоит из военнослужащих, которые либо призываются на военную службу во внутренние войска в соответствии с Законом Российской Федерации «О воинской обя­занности и военной службе», либо граждане поступают на службу в добровольном порядке, заключая соответствующий контракт.

Все военнослужащие принимают Военную присягу Российской Федерации и на них распространяется действие названного выше За­кона, Устава внутренних войск, других правовых актов, а также нор­мативных актов Министерства внутренних дел Российской федера­ции, касающихся вопросов прохождения военной службы в войсках.

На внутренние войска возложен большой объем обязанностей, основными из которых являются: участие совместно с органами внут­ренних дел в охране общественного порядка и обеспечении общест­венной безопасности при проведении различных массовых меропри­ятий; охрана исправительных учреждений, конвоирование осужден­ных и лиц, заключенных под стражу; охрана складов и военных баз Министерства внутренних дел Российской Федерации, важных госу­дарственных объектов; участие в ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и др.

При исполнении своих обязанностей военнослужащие внутрен­них войск вправе требовать от граждан и должностных лиц соблю­дения общественного порядка и при наличии достаточных на то осно­ваний проверять у них документы, удостоверяющие личность; пресе­кать правонарушения и осуществлять административное задержание, доставляя лиц, совершивших правонарушение, в органы милиции; производить досмотр транспортных средств, нарушивших правила, установленные на охраняемых объектах; входить беспрепятственно в любое время суток на территорию и в помещения охраняемых пред­приятий, учреждений, организаций и осматривать их в целях пресе­чения правонарушений и т.п.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», а также Законом Российской Федерации от 17 мая 1991 года «О чрез­вычайном положении»* внутренним войскам во время обеспечения правового режима чрезвычайного положения предоставлено право беспрепятственно входить в жилые дома и помещения, занимаемые гражданами, на принадлежащие им земельные участки, на террито­рию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, ор­ганизациями независимо от форм собственности и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления; временно запрещать или» ограничивать движение транспортных средств и пешеходов; в случае необходимости использовать транспор­тные средства предприятий, учреждений, организаций, обществен­ных объединений и граждан; задерживать граждан, нарушивших режим комендантского часа до его окончания и т.п.

________________

* Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991.

№ 22. Ст.773.

Внутренние войска, как и милиция, в случаях, предусмотренных законом, вправе применять физическую силу, специальные средства и оружие. Кроме того, они могут применять боевую технику, состоящую на вооружении во внутренних войсках.

За всей деятельностью внутренних войск осуществляется ведом­ственный контроль со стороны министра внутренних дел Российской Федерации. Надзор за надлежащим исполнением и соблюдением за­конодательства во внутренних войсках осуществляется органами Прокуратуры Российской федерации.


Наши рекомендации