Административная реформа в России
Эти задачи лежат в основе определения функций, интеграции управления отдельными сферами и отраслями; благодаря возможностям интеграции возникают органы общей компетенции и координирующие органы. Особенно это важно для государственных органов исполнительной власти. Так наряду с председателем правительства учреждаются должности заместителей (вице-премьеров), отвечающих за крупные сферы и блоки отраслей. Затем из определяемых для управления жизненных сфер выявляется обособление разных функций, а на основе этого, выявляются специальные (отраслевые) компетенции, исключительные и альтернативные (конкурентные) предметы ведения. Осуществляется дифференциация управления различными органами в пределах отрасли, появляются новые отраслевые органы. Применяется часто и обратный порядок определения функций и компетенций: от отдельных функций к общим.
По Конституции РФ исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, состоящее из Председателя, заместителей Председателя, федеральных министров. В пределах ведения Федерации, совместных полномочий федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В системе исполнительной власти проводится реформа (административная реформа). Выявляются избыточные функции, устраняются лишние звенья. Инвентаризация функций 2003-2004 гг. обнаружила излишних функций около 5 тыс. Долго различные органы не хотели отказываться от своих функций. Затем вместо традиционных центральных органов государственного управления (министерств, ведомств, государственных комитетов, служб, имеющих в своем составе соответствующие управления и отделы), создана в основном 3-х уровневая система: «федеральные министерства – федеральные службы – федеральные агентства». Министерства осуществляют общее управление, занимаются нормотворчеством, службы направлены в основном на контрольно-ревизионную деятельность, а агентства создают государственные предприятия, ведут хозяйственную деятельность. Предлагается также службы как контрольные инстанции (федеральные службы) вывести из подчинения министерства и подчинить непосредственно правительству, чтобы усилить их компетенцию и сделать более независимыми от ведомственных интересов. Но и часть агентств (агентство по спорту и агентство по туризму) были подчинены непосредственно Правительству РФ.
Исполнительная власть в субъектах федерации принадлежит различным по названию органам: правительствам, областным или краевым администрациям, которые возглавляются соответствующими должностными лицами (губернаторами, главами администраций, председателями правительства и т.д.).
Тема 8
ФОРМА ГОСУДАРСТВА
Понятие формы государства
Для классификации государств применяются разные основания. В.Е.Чиркин выделяет такие основания: социальные признаки (характер государственной власти), виды государственного режима, форма (способ организации), способ возникновения государства (революция, соединение, разделение, распад государств. Есть классификации, в которых соединяется несколько оснований, например, у Н.Паркинсона выделяются монархии, олигархии, демократии, диктатуры. В западной юриспруденции, как и в современной российской, придают важное значение форме государства, как синтетическому основанию для классификации.
Территория, население, институты власти – основные компоненты, наряду с производными, характеризуют государство, в различном сочетании влияют на юридический (политико-правовой) облик государства, его конституционно-правовой статус, что проявляется в диалектике содержания и формы. Аристотель выражал такое соотношение в понятиях «материя» и «форма». Форма стремится заключить «материю» (содержание) в определенные рамки, придать ей внешний облик, и внутреннюю структуру, отличные от других вещей и явлений. Эти рамки отражаются в организации органов государственной власти, административно-территориальном устройстве, способах государственного управления и т.д. Все государства неповторимы по содержанию, но тем не менее, в них можно выразить неотъемлемые компоненты, выражающие сущность всех государств. Политико-правовое оформление содержания государства отражает его внутреннюю организацию, что позволяет ближе подходить к выделению общего и особенного в государствах, проводить их сравнительный (компаративный) анализ.
Особенности внутренней организации государства выражаются в понятии «форма государства». Это понятие, в свою очередь, включает в себя несколько форм внутренней организации – связи между собой территории, институтов власти, населения. Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Полезно запомнить эту условную формулу: форма государства = форма государственного правления + форма государственного устройства + государственный (политический) режим.
Категория «форма государства» отражает сочетание множества компонентов и признаков, определяющих, кто и как правит, каким образом связаны различные территориальные части государства между собой и с центром, как население на данной территории делегирует власть государственным органам, с помощью каких методов, приемов осуществляется государственная власть (соотношение убеждения и принуждения, характер политического лидерства). Таким образом, форма государства – это абстрактная категория, к которой опыт государственного строительства и теоретическая мысль привязывает различные исторические и современные реальные государственные образования с тем, чтобы можно было проводить типизацию (классификацию), вырабатывать практические рекомендации по совершению политико-правового оформления динамичной жизни общества, властных элит.
Форма государства – это его организационное строение, выражающееся как во внутренних (структурных) свойства, так и внешние (формальные) черты. На них отражается влияние социально-экономических факторов, природных, климатических условий, национально-исторических и религиозных особенностей, культурный уровень развития общества, экономика и т. п.
Существовали и существуют формы государств, которые не поддаются полностью данной классификации (типизации) – доминионы, полуколонии, империи, города-государства, теократические государства, непризнанные государственные образования, народы (движения), ведущие освободительную борьбу и претендующие на статус государства, как признанные, так и не признанные субъектами международного права.