Методические рекомендации по подготовке к семинару. При подготовке к первому вопросу семинара, необходимо сосредоточить внимание, во-первых, на определение самого понятия «форма государства» и
При подготовке к первому вопросу семинара, необходимо сосредоточить внимание, во-первых, на определение самого понятия «форма государства» и, во-вторых, на то, как античные мыслители определяли понятие формы государства. Общеизвестно, что каждое государство, как особая политическая организация, все свои содержательные признаки проявляет в той или иной форме. На это обращали внимание ещё с древних времён. У Платона и Аристотеля сама идея государства воплощена в определённые формы. Римские юристы считали, что только форма дает бытие «вещи». Иначе и быть не может. Содержание любого феномена непременно «формировано», существует и проявляется вовне обязательно в какой-то форме. Государство не составляет отсюда исключение. Оно необходимо имеет ту или иную форму, без изучения которой не представляется возможным понять его природу, назначение и роль в обществе. И. Кант относился к форме государства как к способу упорядочения государственности, единения ее слагаемых.
В настоящее время под формой государства понимают способ образования, организации и осуществления государственной власти.
Платон (428 или 427г. – 348 или 347 г. до н.э.), древне-греческий философ и учёный, ученик Сократа (ок. 470-399гг. до н.э.), выделял три правильные формы государства: 1)царскую власть – законную монархию, то есть правление одного лица на основе законов; 2)аристократию – законную власть немногих и 3)законную демократию – власть демоса на основе законов. К неправильным формам государства он относил: 1)тиранию – незаконную власть одного, 2)олигархию – незаконную власть немногих и 3)незаконную демократию – власть демоса не на основе законов.
Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.), древне-греческий философ и учёный, учился у Платона в Афинах, писал, что правильными формами государства являются: 1)царская власть; 2)аристократия и 3)полития – правление большинства на основе законов. К неправильным формам государства он относил: 1)тиранию, 2)олигархию и 3)демократию – правление демоса, большинства не на основе законов. (См. Азаров, Н.И. Политология, - М.:1999.-С.125.)
Таким образом, к группе правильных форм они относили те государства, где власть осуществляется на основе законов и в общих интересах. К неправильным формам они относили те государства, где власть не опирается на законы и служит интересам лишь правителей.
Древнегреческий мыслитель Полибий (210-123 гг. до н.э.) в своей работе «История в сорока книгах» отразил историю возникновения государственности и последующей смены государственных форм как естественный процесс, совершающийся по «закону природы». Он считал, что в мире существует порядок зарождения и смены шести основных форм государства: 1-царская власть, 2-тирания, 3-аристократия, 4-олигархия, 5-демократия, и 6-охлократия. Он писал, что слабость людей побуждает их собираться в толпу. Вождём толпы является тот, кто превосходит всех силой и душевной отвагой. Вождь становится царём. Постепенно царская власть начинает передаваться по наследству. Цари превращаются в тиранов. Благородные и отважные люди восстают против тирании. Их поддерживает народ. Возникает аристократия, ставящая своей целью заботу о благе общества. С течением времени аристократия вследствие злоупотреблений и бесконтрольности становится олигархией, которой свойственны злоупотребление властью, корыстолюбие, беззаконное стяжательство, пьянство и обжорство. Народ выступает против олигархии, свергает её, и устанавливается демократия – власть народа. При демократии ценятся равенство и свобода. Постепенно народ выбирает в вожди отважного демагога и сам отстраняется от власти. Демократия вырождается в охлократию – господство толпы, которая вокруг вождя занимается убийствами и переделом собственности. Такой режим всему населению становится невыносим и народ выбирает царя.
Таким образом, происходит круговорот форм правления, и всё начинается сначала. Государство развивается по бесконечному кругу, который включает в себя фазы зарождения, становления, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую и цикл повторяется вновь, то есть, как считал Полибий, развитие государства, его обновление и изменение – это замкнутый круг (См. Голосов, Г.В. Сравнительная политология. -Новосибирск, 1995. – С.83).
В настоящее время понятие «Форма государства» носит многоплановый характер, проявляется в разных плоскостях, имеет несколько измерений. В специальной литературе господствует мнение, что она складывается из формы государственного правления, формы государственного устройства и из формы политического (государственного) режима. Именно в таком сочетании и многообразии в этом понятии охватываются и порядок образования, и организации высших органов государственной власти, и способы территориального устройства государства, и взаимосвязей его составных частей, и степень самостоятельности этих частей, и характер участия населения в формировании и деятельности государственных органов, и методы и реальные процессы осуществления всей государственной власти.
Необходимо помнить, что «форма государства» выступает в первую очередь как выражение его сущности и содержания и что на неё влияют и многие иные факторы, такие, например, как национальный состав населения, национальные традиции, религиозные и иные идеологические ориентиры, место расположения территории, взаимоотношения с соседями, конкретно-исторические события, уровень экономического развития государства, соотношение классовых сил и т.д.
Изучая материал о соотношении типа и формы государства, необходимо запомнить, что понятие «тип государства» используется с позиции формационного подхода, а понятие «форма государства» - с позиции «формы правления». Поэтому, с одной стороны, государства каждого типа в рамках одного исторического типа облекаются во множество форм.
В частности, для рабовладельческого типа государств были характерны 1)монархии (например, древневосточные деспотии – Ассирия, Вавилон, Египет, Индия Китай, и др.), и 2)республики республики – (или аристократические – например, Римская империя с VI по I век до н.э. и др., или демократические – например, Афинское государство и др.).
Для феодального типа государств характерны также монархии (раннефеодальные, периода феодальной раздробленности, сословно-представительные и абсолютные) и городские республики (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.).
Для буржуазного типа государств характерны конституционные (ограниченные) монархии и демократические (парламентские, президентские, смешенные) республики.
Для государств социалистического типа – характерны: Парижская Коммуна, советские республики и республики народной демократии.
С другой стороны, все государства определённого исторического типа имеют и некоторые формы, присущие только им, например, только феодальному типу государств свойственна сословно-представительная монархия, а буржуазному типу – парламентская монархия и демократическая республика и т.д.
Таким образом, государство любого исторического типа (повторяем, в формационном подходе) не может воплощаться в любые иные формы, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Например, нельзя представить себе рабовладельческое государство в форме ограниченной монархии или демократической республики с общенациональными представительными (законодательными) органами и учреждениями и т.п. Следовательно, каждая конкретная форма государства, таким образом, предопределяется историческим типом государства.
Изучая учебный материал ко второму, третьему и четвертому вопросам семинара, необходимо, во-первых, выучить определение «политического (государственного) режима» или как его еще называют «политико-правовой режим» - это совокупность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер, во-вторых, привести примеры классификаций (виды) режимов, в-третьих, привести примеры государств, имеющих тот или иной вид политико-правового режима и, в-четвертых, дать характеристику различным его видам.
О характере политико-правового режима, существующего в настоящее время в том или ином государстве, могут свидетельствовать самые разнообразные факторы. К наиболее важным из них следует отнести следующие: 1)способы и порядок формирования органов государственной власти; 2)порядок распределения между различными государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений; 3)степень реальной гарантированности прав и свобод граждан; 4)роль права в жизни общества и в решении государственных дел; 5)место и роль в государственном механизме армии, полиции (милиции), контрразведки, разведки и других аналогичных им структур; 6)степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством; 7)основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов и др.
Юридической науке известно несколько вариантов классификации политико-правовых режимов. Их подразделяют, прежде всего, на демократические и недемократические или на либеральные и авторитарные. Иногда классификацию соотносят с различными историческими типами государств, а иногда дают лишь только общую классификацию режимов: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский (расистский), авторитарный, либеральный, демократический и т.д.
В современной политической науке под «демократическим режимом» понимается такой политико-правовой режим который, основан на признании народа источником и субъектом власти.
Признаками демократического режима считают: 1)признание народа единственным источником власти; 2)признание прав и свобод граждан, прежде всего, политических, в равной мере за всеми гражданами государства; 3)обязательное участие в осуществлении государственной власти выборных представительных органов; 4)легальное существование и функционирование политических партий и движений (т.е. наличие многопартийности), оппозиционных правительству (политический плюрализм); 5)правовой характер деятельности государственных органов и др. 6)существованием оппозиции и её финансовой поддержкой со стороны государственной власти; 7)формированием государственных органов путём проведения выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий или даже и отдельных кандидатов; 8)наличием децентрализации в государственном управлении и правовом регулировании. Центральная государственная власть берёт на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть, сами организации и простые граждане и др. То есть, государство с демократическим режимом только устанавливает общие рамки свободной конкуренции товаропроизводителей и выступает в качестве арбитра при разрешении между ними споров;
Либеральные (либерально-демократические)– от лат. – свободный - режимы (существуют в тех развитых государствах, которые отличаются высоким уровнем экономического, политического и социального развития, где получили развитие рыночные отношения) характеризуются: 1)формальным равенством всех граждан, так как рыночные отношения могут существовать только между равными и самостоятельными субъектами. Фактического же равенства в условиях невмешательства государства в социальную сферу пока нет и быть не может; 2)провозглашением свободы слова. Плюрализм мнений выглядит часто как вольнодумство и даже как попустительство, например, отношение к сексуальным меньшинствам, к роли женщины в обществе и т.п.; 3)невмешательством государства в экономическую деятельность людей и др.
Недемократический режим – это политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод человека и установлении диктатуры одного человека или группы лиц. Недемократические режимы подразделяют на тоталитарные, авторитарные и военные.
Тоталитарный режим – это политико-правовой режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства. Тоталитарный политико-правовой режим (от позднелат. – полный, целый, всеобъемлющий) иначе можно назвать всеохватывающей властью. Понятие тоталитаризма было введено итальянским философом, идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале ХХ века. В итальянском парламенте оно впервые прозвучало в 1925 году. В политический же лексикон термин «тоталитаризм» для характеристики своего движения ввёл Б. Муссолини.
Тоталитарный политико-правовой режим характеризуют следующие моменты: 1)монизм (отсутствие плюрализма) во всех сферах общественной и государственной жизни: 2)тоталитарная политическая система основана на монизме власти; 3)претензия тоталитарной системы на монопольное обладание истиной; 4)коллективистско-механистическое мировоззрение (государство – «машина», человек – «винтик» и т.п.); 5)идеологизация всей общественной жизни, введение на государственном уровне единой для всех идеологии; 6)крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, запрет всяких других идеологий, демагогия и догматизм; 7)монополия на информацию; 8)полный контроль над средствами массовой информации; 9)полное устранение гражданского общества, всякой частной жизни; 10)распространение на все сферы жизни уравнительного принципа, подавление человеческой индивидуальности; 11)систематический массовый террор против своего населения; 12)наличие одной партии и запрет на существование других политических партий и движений; 13)жёсткая централизация власти, иерархию которой возглавляет культовая фигура вождя и др.
Западные политологи (З.Бжезинский, К.Фридрих и др.) выделяют ещё и такие признаки тоталитарного политико-правового режима: 14)наличие единственной массовой партии, фактически сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером-диктатором, его обожествление и пожизненная несменяемость; 15)наличие официальной господствующей в обществе тоталитарной идеологии (коммунизм, национал-социализм, фашизм). Для данной идеологии характерна вера в скорое наступление «светлого будущего». Общественное развитие представляется как телеологический, т.е. направленный к определенной цели, процесс. 16)идеология не подлежит критике и отступление от нее строго карается государством; 17)монополия власти на информацию, ее полный контроль над СМИ; 18)монополия государства на средства вооруженной борьбы; 19)наличие мощного аппарата контроля и принуждения, массовый террор по отношению к так называемым «врагам народа»; 20)внешнеэкономическое принуждение к труду; 21)фиктивность законодательства; 22)подчинение экономики (как правило, милитаризованной) государству, командно-административная система управления и др.
Необходимо также помнить, что в современной философско-политической литературе существует также и иной подход к изучению феномена тоталитаризма. В его основе лежит анализ положения личности в тоталитарном обществе (Э.Фромм, К.Ясперс, Х.Ортега-и-Гасет, Ф.Хайек и др.). Основное внимание в этом подходе уделяется анализу механизма рождения массового общества и появлению «человека массы», который является опорой тоталитарного режима. Существование тоталитаризма данная точка зрения связывает не с подавлением и уничтожением личности «сверху», т.е. государством, а с востребованностью обществом тоталитарной системы в те исторические периоды, когда наиболее остро проявляют себя противоречия его модернизации. Хотя тоталитарный режим и претендует на установление всеобщего равенства и ориентирован на создание социально однородного общества, на самом же деле он порождает глубокое неравенство между бюрократическим аппаратом и населением.
Авторитарный (от лат. – властный) политико-правовой режим – это политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль за политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом.
Признаками авторитарного политико-правового режима являются: 1)носителем власти является один человек или группа лиц (правящая элита), народ отчужден от власти; 2)чрезмерность централизации власти и ее не подконтрольность гражданам; 3)органы государственной власти не формируются и не контролируются народом, хотя формально представительные органы существуют; 4)наличие правящей элиты, которая себя не ограничивает правом, а живёт по своим правилам. Внутри правящей элиты выделяется лидер, его влияние значительно, однако он в отличие от вождя не склонен принимать решения единолично; 5)принятие государственной властью таких решений, которые не учитывают экономические, национальные, географические и другие особенности тех или иных групп населения; 6)широкая опора центральных органов государственной власти на полицейский и военный аппарат; 7)применение внесудебных методов расправы с отдельными гражданами, широкое использование психиатрических больниц, выдворение неугодных лиц за границу и т.п.; 8)политическая оппозиция при авторитарном режиме не допускается, личность не пользуется конституционными правами и свободами, хотя они формально и провозглашаются на бумаге и др. 9)отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во внешнеполитические сферы жизни и др.
Таким образом, авторитарный политико-правовой режим, в основном, занимается обеспечением собственной безопасности и стабильности. Считается, что авторитарный режим является переходным между тоталитарным и демократическим, так как общество, освободившееся от тотального контроля государства, не всегда готово воспользоваться властью. Во многих посттоталитарных государствах отсутствуют необходимые предпосылки для демократии (политическая культура масс, гражданское общество, уважение к закону и т.п.). Попытка «перескочить» авторитарный режим приводит к анархии и, как следствие, к новой диктатуре.
Ученые-юристы выделяют также прогрессивные и консервативные, менее жесткие и более жесткие авторитарные режимы. Целью прихода к власти прогрессивных режимов является догоняющее индустриальное развитие на основе экономического принуждения. Консервативные же режимы возникают в условиях разрушения традиционного общества и представляют собой реакцию традиционно правящей политической элиты на ослабление ее господства. Авторитарное воздействие на общество происходит независимо от воли большинства его членов.
Военный режим – это политико-правовой режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота.
Признаками военного режима являются: 1)переход власти в результате военного переворота к хунте; 2)отмена конституции и замена её актами военных властей; 3)роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными; 4)ограничение действия политических прав и свобод человека; 5)создание при хунте консультативных органов из технократов и др.
Нередко военные перевороты происходят под прогрессивными лозунгами проведения экономических реформ, установления политической стабильности, ликвидации коррупции и т.п.
Следовательно, недемократические политико-правовые режимы устанавливались, были и остаются в государствах, где власть сосредоточена в руках узкой социальной группы, где органы формируются по назначению или путём сугубо формальных выборов, где распределение властных функций между ними носит условный характер, где власть опирается преимущественно на силовые структуры, где личность подавляется, ее права, свободы и естественные интересы ущемляются, где средства массовой информации, профсоюзы и многие общественно-политические образования огосударствляются, где государство имеет примат над правом, где государственные органы фактически связаны не только правовыми нормами, сколько указаниями сверху. Такие режимы могут существенно отличаться друг от друга. Примерами таких государств, где и ныне существуют недемократические политико-правовые режимы, являются: 1.Бахрейн – северо-запад Персидского залива, где запрещена деятельность политических партий и профсоюзов и где государственная религия – ислам; 2.Ватикан – город-государство на западной части Рима, где монополия одной религиозной идеологии – католической, не допускающей деятельность какой-либо другой партии или религии; 3.Саудовская Аравия – глава государства и духовный владыка – король, который одновременно является премьер-министром, главнокомандующим и верховным судьёй, деятельность политических партий и профсоюзов официально запрещена; 4.Катар – государство в восточной части Аравийского полуострова, вся полнота власти принадлежит Эмиру, правящая семья которого насчитывает около трех тысяч человек и где деятельность политических партий и профсоюзов запрещена.
Фашистский (расистский) политико-правовой режим (от лат – пучок, связка, объединение) впервые был установлен в Италии в 1922г., его разновидность - национал-социализм - возник в Германии в 1933г. и характеризуется: 1)националистической (расистской, шовинистической) идеологией, которая возводится в ранг государственной; 2)неравенством людей перед законом, их права и обязанности зависят главным образом от национальности; 3)наличием одной ведущей нации в государстве или даже в мировом сообществе. Существование других наций допускается, но на подсобных ролях; 4)милитаризацией, поиском внешнего врага, склонностью к развязыванию войн и, наконец, военной экспансией и др.
Деспотический политико-правовой режим (от греч. – despoteia – неограниченная власть) характерен для абсолютной монархии. При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Но поскольку фактически деспот один управлять не может, он вынужден перепоручать некоторые управленческие дела другому лицу, пользующемуся у него особым доверием (в России это были Малюта Скуратов, Меншиков, Аракчеев, на Востоке – это лицо называли визирем). За собою деспот непременно оставлял карательную и налоговую функции. Воля деспота произвольна и иной раз проявляется не только как самовластие, но и как самодурство. Главное в деспотическом государстве – повиновение, исполнение воли правителя. Но есть сила, способная противостоять воле деспота, это – религия, она является обязательной и для государя.
Для деспотии характерно жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают своей суровостью, причем они, как правило, не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Главной санкцией, применяемой наиболее часто, является смертная казнь. При этом власть стремится к её наглядности, с тем чтобы посеять в народе страх и обеспечить его повиновение. Деспотический режим характеризуется, кроме того, полнейшим бесправием подданных. Отсутствие у них элементарных прав и свобод сводит их на положение животных.
Тиранический политико-правовой режим (от греч. – мучитель) устанавливается, как правило, на территории, подвергшейся военному завоеванию и характеризуется: 1)единоличным правлением; 2)наличием так называемого института наместника, но не института доверенного лица (визиря); 3)жестокостью властью тирана. Стремясь подавить всякое сопротивление, он казнит не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел на этот счёт, то есть наказание превентивно, чтобы посеять страх среди населения; 4)наличием не только физического но и морального насилия не только над людьми, но и над обычаями народа и др.
Тиранический режим по сравнению с деспотией представляется всё же чуть менее суровым режимом. «Смягчающим обстоятельством» служит здесь факт угнетения не своего, а чужого народа.
Однако, это всё разновидности недемократического политико-правового режима с теми или иными его особенностями.
При подготовке к пятому, шестому и седьмому вопросам семинара, необходимо выучить определение понятия, виды и характеристику форм государственного правления. Форма правления - это способы организации высших органов государственной власти, распределения между ними властных полномочий и привлечения граждан в их осуществление. Форма правления показывает, как создаются высшие органы государства, каково их устройство, какой принцип лежит в основе взаимоотношений между ними, какими полномочиями они наделяются и каким образом население участвует в их работе.
При выделении разновидностей форм правления за основу берутся, прежде всего, статус главы государства и наличие коллегиального законодательного органа, избираемого населением. Как раз в зависимости от того, кто и благодаря чему считается главой государства и «делит» ли он верховную власть с коллегиальным выборным органом, различаются две разновидности формы правления - монархии и республики.
Термин «монархия» греческого происхождения (monarchia -единовластие, самодержавие, власть одного), термин «республика» - латинского (respublica - общественное дело, государство). Это - лишнее доказательство существования государства в этих формах с древних времен. Соответственно принято говорить о монархических и республиканских государствах, имея в виду, что в первых из них правление имеет монархическую, во вторых - республиканскую формы.
Монархическую форму имеет государство, в котором верховная власть принадлежит одному лицу и переходит, как правило, по наследству. Это лицо - источник и носитель власти. Оно считается главой государства, пользуется верховной властью по своему усмотрению, без деления ее с каким-либо выборным законодательным органом и по праву, которое не делегировано ему ни населением, ни легитимными политическими структурами страны. Хотя истории известны отдельные случаи, когда начало той или иной монархической династии связано с выборами (например, дом Романовых в России), всё же в дальнейшем монарх приобретает власть по наследству, по принципу крови, а ответственность за свои дела несёт разве лишь «перед единым небесным царём», как об этом говорилось в российской «Утверждённой грамоте» 1613 года.
Монархом может быть князь, царь, султан, шах, шейх, герцог, король или император и т.д., но от этого форма правления не меняется. В руках правителя сосредоточена верховная власть, он издаёт законы и придаёт законную силу другим нормативным актам, возглавляет исполнительную власть и вооружённые силы, единолично представляет своё государство на международной арене, от его имени отправляется правосудие.
Для этой формы характерны следующие признаки: 1)единоличный правитель, наделённый всей полнотой верховной, нераздельной и суверенной (независимой) власти; 2)наделение верховной властью пожизненно, то есть бессрочно; 3)наследственный порядок передачи власти по принципу крови. (Существует несколько систем наследования престола: а)кастильская, принятая в странах Скандинавии, не делает различия между мужчиной и женщиной. Решающее значение при наследовании престола имеет не пол наследника, а старшинство. То есть наличие в семье монарха старшей дочери не даёт возможности стать королём младшему сыну; б)салическая, допускающая к престолу женщин только в том случае, если у короля нет сыновей. Другими словами, младший брат исключает возможность для старшей сестры занять престол; в)австрийская – самая жестокая система, принятая в России после правления Екатерины II, допускающая женщин к престолу только в том случае, если в царском роду вообще не останется мужчин). 4)осуществление власти по личному усмотрению, не связанному с какой-либо юридической ответственностью за принятые решения, действия и «дела», то есть юридическая безответственность монарха;
Эти признаки фактически присущи всем монархическим государствам, начиная с Нового времени, когда стали чётко вырисовываться очертания их разновидностей.
Различают абсолютную и ограниченную монархии. Абсолютная монархия, при которой власть правителя ничем не ограничена, в XIY-XYI в.в. существовала в Англии, Франции, Пруссии и некоторых других государствах, а также и ныне кое-где ещё встречается на арабском Востоке. При ограниченной монархии власть осуществляется при участии других государственных структур, независимых от монарха. Эта разновидность в прошлом выражалась в сословно-представительных монархиях (Англия, Франция), ныне распространена как конституционная монархия, которая, в свою очередь, подразделяется на представительную (дуалистическую) и парламентарную (иногда её называют конституционной).
В дуалистических монархиях наряду с монархом (монарший двор, институт монарха), имеющим подчиненный ему аппарат исполнительной власти в центре и на местах, существуют какие-либо представительные учреждения. Де-юре власть разделена между правительством, формируемым монархом, и представительным органом. Де-факто монарх имеет сильное влияние на парламент: может наложить вето на принимаемые им законы, издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, а то и распускать парламент.
В парламентарных (или конституционных) монархиях законодательная власть находится в руках парламента, избираемого населением. Ему же подотчётно правительство, формируемое из представителей партии, одержавшей победу на очередных выборах. Лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест в парламенте, становится главой правительства. Монарх, хотя и считается главой государства, но его власть весьма ограничена. Назначаемые им министры зависят от вотума доверия парламента, его повеления наделяются юридической силой только при условии подтверждения их подписью соответствующего министра, правом вето на решения парламента или роспуска последнего он может пользоваться строго в случаях, указанных в законе. На таких началах функционируют нынешние парламентарные монархии в Англии, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и некоторых других странах.
Монархические государства могут быть объединены в унии – личные или реальные. Они возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице. Если это происходит в силу случайных совпадений различных способов престолонаследия, то имеет место личная уния. Реальная уния возникает как результат соглашения монархов различных государств. В качестве исторического примера унии можно привести Австро-Венгрию.
Республика - это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами и лицами, избираемыми на определенный срок. В республиках государственная власть не переходит по наследству, она «вручается» избирателями, осуществляется с учетом их взглядов и интересов. Существует взаимная ответственность власти и граждан, предусмотренная законом.
Республике присущи следующие признаки: 1)правление осуществляется коллективно, то есть не одним лицом, а системой государственных органов; 2)республиканское правление основано на принципе разделения государственной власти на три ветви (института): законодательную, исполнительную и судебную; 3)в формировании власти участвует народ; в процессе выборов власти могут применяться различные избирательные системы, одни менее, другие более демократичные; 4)представительные органы власти и высшие должностные лица избираются на определенный срок; 5)высшие должностные лица несут ответственность перед органом, их избравшим, или народом и др.
Республиканская форма правления впервые сформировалась еще в далеком прошлом, например, Афинская демократическая республика (У-У1 в.в. до н.э.), Спартанская и Римская аристократические республики (У-11 в.в. до н.э.), феодальные республики в лице крупных вольных городов, где выбирались свои органы власти, издавались собственные законы, отправлялось правосудие (например, Флоренция, Венеция и Генуя в Италии).
В Х1Х –ХХ веках укоренились две разновидности республик – парламентские и президентские. В парламентской республике ведущая роль в осуществлении государственной власти принадлежит парламенту, наделенному широкими законодательными и контрольными функциями. Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов от партий, которые располагают большинством голосов в парламенте. Оно осуществляет исполнительную власть, несет ответственность перед парламентом, нуждается в его доверии и в случае утраты такого доверия либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов. При этой разновидности республики глава государства избирается парламентом или образуемой им специальной коллегией: исключение есть в Австрии, где его избирает население страны. В ряде государств он считается президентом, однако от этого парламентская форма правления не меняется. Такой президент не возглавляет исполнительную власть, не назначает по своему усмотрению членов правительства и не контролирует его работу. Он обнародует законы, издает некоторые декреты, может при наличии указанных в законе условий распустить парламент, считается главнокомандующим вооруженными силами, но, тем не менее, его полномочия весьма ограничены.
Президентская республика, в отличие от парламентской, позволяет сосредоточить в руках президента более широкие полномочия. В ней президент избирается внепарламентским путем (населением, коллегией выборщиков). Он либо является одновременно главой государства и главой правительства (например, в США), либо, будучи главой государства, по своему усмотрению или с согласия парламента назначает главу правительства и непосредственно участвует в формировании всего кабинета министров (Россия, Индия, Франция и др.). В любом случае он подписывает законы, принимаемые парламентом, вправе председательствовать на заседаниях правительства, контролирует его деятельность, считается главнокомандующим вооруженными силами и осуществляет ряд иных важных полномочий. Президент ответственен перед населением страны, однако парламентом может быть отрешён от должности, если для этого есть достаточное конституционное основание.
Отметим, что в последние десятилетия парламентская республика, президентская республика и конституционная монархия, ставшие классическими формами правления, кое-где вытесняются смешенными, «гибридными» или просто «извращёнными» формами. Ныне можно столкнуться с «республиканской монархией» или, напротив, с «монархической республикой». В смешенных формах по-разному сочетаются признаки парламентаризма, президентуры и конституционной монархии. Некоторые республики провозглашают себя парламентско-президентскими или президентско-парламентскими в зависимости от того, в чьих руках больше сосредоточены властные полномочия. Соответственно этому, наряду с доктринами «зрелого», «монистического» и «дуалистического» парламентаризма, появилась и научная концепция, объясняющая данные формы правления, - концепция «рационализированного» парламентаризма.
Изучение учебного материала к девятому, десятому и одиннадцатому вопросамсеминара, необходимо также начинать с определения понятия «форма государственного устройства» - это способ национального и административно-территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти. Рекомендуется также в виде таблицы вычертить классификацию государств по форме государственного устройства и их признаки в виде следующей таблицы:
_____________
Вопросы ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
для ______________________________________________________________
сравнения унитарное государство федерация
1.Территория. Делится на администра- Субъекты федерации имеют
тивно-территориальные собственное административное
единицы. деление.
2.Статус Не обладают какой-либо Обладают частичным
административ- политической самостоя- суверенитетом, определённой
но-территори- тельностью. политической самостоятельностью
альных единиц.
3.Государ- Имеет единую структуру Существует два уровня гос.
ственный на всей территории госу- аппарата: федеральный уровень
аппарат. дарства. и уровень субъекта федерации.
4.Гражданство. Единое. Двойное.
5.Правовая Единая система Две правовые системы
система. права. (федеральная и субъектов
федерации).
6.Судебная Единая; осуществляет Наряду с федеральной судебной
система. правосудие на территории системой, субъекты федерации
всего государства могут иметь собственные суды.
7.Налоговая Одноканальная: Двухканальная:
система. налоги поступают наряду с федеральными налогами,
в центр, а оттуда поступающими в федеральную
распределяются казну, существуют и налоги
по регионам. Субъектов федерации.
8.Современные Египет, Турция, Франция Индия, Россия, США, ФРГ и др.
государства. Швеция и др. ________________________________________________________
Унитарные государства в зависимости от степени централизации власти принято разделять на: централизованные и относительно децентрализованные. В первой группе таких государств реальная власть на местах принадлежит назначенным из центра чиновникам, во второй – во всех звеньях административно-территориального деления существуют только выборные органы или должностные лица. Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности народности, допускает образование автономий. (Это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми и т.п. особенностями, например, Крым на Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии и др.).
В зависимости от объема полномочий существуют две формы территориальной автономии: «административная» (местная) и «политическая» (законодательная). Административная автономия не обладает правом издавать собственные местные законы (она может издавать только постановления и иные нормативные акты), однако по сравнению с обычными административно-территориальными единицами наделена некоторыми дополнительными правами (например, в Китае такие автономии могут участвовать во внешнеэкономических отношениях с другими государствами). Во второй - её органы имеют право издания местных законов по строго определенным вопросам, точно зафиксированным в конституции либо иных законах государства (например, в Финляндии Аландские острова, населенные преимущественно шведами).
В некоторых государствах, где национальности проживают не компактно, а разрозненно, может быть создана «национально-культурная автономия». Такая автономия носит экстерриториальный характер. Представители определенной национальности этой автономии создают свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта и культуры.
После Второй мировой войны возникла новая форма территориально-политического устройства, которая отличается и от сложного унитарного государства с автономией, и от федерации. Территория такого государств состоит из автономных образований, которые имеют право принимать местные законы, но сфера местного законодательства четко очерчивается в конституции и контролируется специальным представителем центра. Однако в отличие от федерации у них нет совместной компетенции с центральными органами. Юристы называют эту форму как переходную от унитаризма к федерализму.
Среди федеративных государств по форме государственного устройства выделяют национально-территориальные и административно-территориальные федерации. Первый вид федерации обычно имеет место в многонациональном государстве и его создание предопределяется национальными факторами. Субъекты в такой федерации образуются по национально-территориальному признаку (например, часть субъектов Российской Федерации). В основе же административно-территориальной федерации, как правило, лежат экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы (например, США, ФРГ и др.). Различают также договорные и учредительные федерации. Договорные федерации создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленного в договоре (США, СССР). Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств или договорных федераций, когда они сами создают в своем составе собственные субъекты, наделяя их частью суверенитета (например, Российская Федерация).
Необходимо также знать, что один сложных вопросов федерации связан с правом наций на самоопределение и выходом из состава федерации (право сецессии). Сецессия – это односторонний выход субъекта федерации из ее состава. В абсолютном большинстве современных федераций это право конституционно не закреплено (исключение составляет Эфиопия). Однако необходимо помнить, что в Конституции СССР 1977 г. такое право у союзных республик было, что и явилось формальным основанием для их выхода из СССР в 1990-1991годах.
Изучая материал к двенадцатому вопросу семинара, необходимо помнить, что некоторые ученые-юристы выделяют ещё один вид формы государственного устройства – конфедерацию. Проф. М.Н. Марченко считает, что её можно относить и к формам государственного устройства, и к «чисто» классическим международным организациям. Проф. Л.А. Морозова пишет, что все входящие в конфедерацию государства сохраняют свой суверенитет и нового государства не образуют. Их, конфедераций, на современном этапе в «чистом» виде не существует. Есть и иные подходы к определению этого понятия. Кроме того, в последние десятилетия в мире возникает множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество и др. К их числу можно отнести: 1.Организацию Объединённых Наций – это международная организация, созданная в целях поддержания и укрепления международного мира, безопасности и развития сотрудничества, в которую входит около 190 государств; 2.Европейский Союз, который ранее назывался Экономическим сообществом, затем – просто Сообществом, который включает в себя: Европейский Совет (входят Главы государств и правительств), Комиссию Европейских Сообществ (КЕС), Европейский Суд по правам человека, Европейский парламент, Конгресс местных и региональных органов власти Европы, Международный Секретариат; 3. Европейский инвестиционный банк; 4. Европейский банк реконструкции и развития; 5. Организация Североатлантического договора (НАТО); 6.Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ); 7. Ассоциация государств юго-восточной Азии (АСЕАН); 8. Азиатский и африканский банки развития; 9. (Организация африканского единства (ОАЕ); 10. Лига арабских государств; 11. Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК); 12. Содружество Независимых Государств (СНГ) и др. В результате усиления интеграционных процессов всё больше и больше государств эволюционирует в сторону создания единого Мирового государства и Мирового правительства. Еще одним примером надгосударственного объединения является Британское Содружество наций, состоящее из Англии и её бывших колоний.
Конфедерации, когда-либо существовавшие на Земле, характеризовались следующим: во-первых, все государства объединялись с определёнными целями, чаще всего – экономическими, политическими и военными – для решения международных задач и реализации своих интересов; во-вторых, основой объединения государств был международный договор, заключаемый на добровольной основе; в-третьих, для координации и решения общих задач создавались соответствующие органы конфедерации и др.
В истории человечества были ещё и империи. Империя – это насильственное объединение государств, осуществленное либо путем завоевания, либо в результате иного вида давления – экономического, политического и т.п.. Их государственное устройство составляли, как правило, различные отдельные свойства (признаки) унитарного государства.