Государственная граница и ее охрана

Российская Федерация, как и любое государство в мире, имеет свою государственную границу, охрана и обеспечение неприкосно­венности которой является одной из функций государства.

Основным законодательным актом, непосредственно закрепляю­щим и регулирующим вопросы охраны границы, ее режима, пог­раничного режима и т.д., является Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года «О Государственной границе Российской Феде­рации».*

___________________

* Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 17. Ст. 594.

Данный Закон определяет государственную границу Российской Федерации как линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющую пределы государственной территории (суши, воды, недр и воздушного пространства) Российской федера­ции. Государственной границей на море является линия внешнего предела территориального моря.

К территориальным морям Российской Федерации относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль. Они отсчиты­ваются от линии наибольшего отлива как на материке, так и вокруг островов, принадлежащих Российской Федерации. Если береговая линия глубоко изрезана, имеет много извилин, то линия границы определяется от прямых исходных линий, соединяющих соответству­ющие точки и географические координаты.

Таким образом, граница Российской Федерации представляет со­бой пространственный предел, в рамках которого определяется ее го­сударственный суверенитет.

Защита и охрана государственной границы является одной из важнейших функций государства по обеспечению безопасности Рос­сийской Федерации.

Закон Российской Федерации от 4 октября 1996 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государ­ственной границе Российской Федерации»* раскрывает суть защиты и охраны государственной границы.

__________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 50. Ст. 5610.

Защита государственной границы является неотъемлемой частью системы безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации. Она заклю­чается в согласованной деятельности федеральных органов государст­венной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, органи­зационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оператив­но-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер.

Защита государственной границы предполагает обеспечение жиз­ненно важных интересов личности, общества и государства на госу­дарственной границе в пределах приграничной территории (погра­ничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, территориального моря и внутренних вод Российской Фе­дерации, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска че­рез государственную границу, а также территорий административ­ных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска). Она осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

Охрана государственной границы осуществляется с целью недо­пущения противоправного изменения ее прохождения, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государ­ственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропу­ска через государственную границу. Перечисленные меры по охране государственной границы (пограничные меры) входят составной час­тью в систему мер безопасности, которые осуществляются в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности Россий­ской Федерации.

Охрана государственной границы предполагает функционирова­ние соответствующих правовых режимов. Законом закрепляются сле­дующие режимы:

а) режим государственной границы; б) пограничный режим; в) режим в пунктах пропуска через государственную границу.

Режим государственной границы — совокупность правил, уста­навливающих порядок ее содержания, пересечения гражданами и транспортными средствами; перемещения через границу товаров и животных; ведения на ней хозяйственной, промысловой и иной дея­тельности; разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением режима границы.

Пограничный режим — совокупность правил въезда (прохода), временного пребывания лиц и транспортных средств в пограничной

полосе; осуществление в ее пределах хозяйственной, промысловой и иной деятельности; проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной полосе и т.п.

Пограничная полоса — часть территории Российской Феде­рации, непосредственно прилегающей к государственной границе на всем ее протяжении. Ширина полосы устанавливается до 5 километ­ров.

В соответствии с требованиями режима государственной границы ее пересечение осуществляется через пункты пропуска, под кото­рыми понимается территория в пределах железнодорожного, авто­мобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэродрома, открытого для международных сообщений, а также иное, специально оборудованное место, где осуществляется пограничный, а при необ­ходимости и другие виды контроля и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, товаров и животных.

Режим в пунктах пропуска через государственную границу есть совокупность правил въезда в названные пункты, пребывания и вы­езда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза товаров и животных. Этот режим необходим для осуществления пог­раничного, таможенного, ветеринарного и других видов контроля.

Охрана государственной границы Российской Федерации на суше, море, реках, озерах и других водоемах осуществляется орга­нами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации (ФПС России); воздушного пространства — войсками противовоздушной обороны; участков границы в подводной среде — Военно-Морским Флотом.

Организация охраны государственной границы, территориально­го моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации возложена на Федеральную погранич­ную службу Российской федерации, Положение о которой утвержде­но Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1995 года.* Являясь федеральным органом исполнительной власти, она возглав­ляет единую централизованную систему, в которую входят органы пограничного контроля; орган внешней разведки; оперативные орга­ны, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность, деятельность по обеспечению собственной безопасности системы ФПС России; органы пограничной стражи и другие органы пограничной службы; пограничные войска ФПС России; военные образовательные учреждения профессионального образования, предприятия, учреждения и организации, находя­щиеся в подчинении ФПС России.

_____________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 10. Ст. 863 с дополнениями и изменениями // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3598.

В процессе своей деятельности ФПС России тесно взаимодействует с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом она координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам своей компетенции.

Основными задачами ФПС России являются: руководство органами и войсками ФПС России; организация охраны государственной границы Российской Федерации и государств-участников СНГ на основе двусторонних соглашений (договоров); организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации; организация разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности органов пограничной службы и др.

Выполняя возложенные на нее задачи, ФПС России участвует в разработке и реализации государственной пограничной политики, пограничных программ Российской федерации, подготовке законода­тельных актов и других правовых актов по вопросам охраны государственной границы.

ФПС России разрабатывает меры по предупреждению и пресечению незаконного изменения прохождения государственной грани­ца Российской Федерации, по поддержанию режима государственной границы, соблюдению пограничного режима и режима в пунктах 1ропуска через государственную границу Российской Федерации.

Являясь составной частью сил обеспечения безопасности, ФПС России добывает и обрабатывает информацию об угрозах безопасности Российской Федерации в сфере охраны государственной границы, представляя ее Президенту Российской Федерации, Правительству Российской федерации, а также заинтересованным федеральным ор­ганам государственной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации и т.д.

ФПС России осуществляет руководство пограничными представителями, которые назначаются на определенные участки государственной границы Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Основное назначение пограничных представителей заключается в осуществлении контроля за соблюдением режима государственной границы Российской Феде­рации, в принятии мер для недопущения нарушений порядка содер­жания государственной границы, ее пересечения лицами и транспортными средствами, перемещения через государственную границу гру­зов, товаров и животных, ведения на государственной границе

Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятель­ности, для обеспечения выполнения международных договоров о го­сударственной границе Российской Федерации и ее режиме.

На пограничных представителей возложена разработка и осуще­ствление мер по предупреждению и урегулированию пограничных инцидентов, а также проведение в одностороннем порядке или совме­стно с пограничными представителями сопредельных с Российской Федерацией государств расследования пограничных инцидентов.*

__________________

* См.: Положение о пограничных представителях Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1971.

Основная нагрузка по охране государственной границы ложится на пограничные войска ФПС России. Они призваны обеспечивать всеми имеющимися у них средствами недопущение противоправного изменения прохождения границы на местности; отражать вооружен­ные вторжения на территорию Российской Федерации; проводить оперативно-розыскную деятельность. На них возложен непосредст­венный контроль за соблюдением правил режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу.

Пограничные войска наделены широким кругом полномочий. В частности, они вправе проверять документы у граждан, а также доку­менты транспортных средств; в случае необходимости осуществлять задержание и личный досмотр граждан, досмотр транспортных средств и перевозимых грузов на них; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правона­рушениях и т.п.

Закон Российской Федерации «О Государственной границе Рос­сийской Федерации» предусматривает возможность граждан участво­вать на добровольной основе в охране государственной границы. Эту деятельность они осуществляют в составе добровольных народных дружин по охране государственной границы Российской Федерации в составе иных общественных объединений, в качестве внештатных сотрудников пограничной службы и др. Их задачи и полномочия определены в правовом акте «Порядок привлечения граждан к охране государственной границы Российской Федерации», который был ут­вержден Постановлением Правительства Российской федерации от 15 апреля 1995 года.*

__________________

* Собрание законодательства Российской Федерации 1995. № 17. Ст. 1545.

В определенных законодательством случаях в охране государст­венной границе участвуют ФСБ России, федеральные органы внеш­ней разведки, войска Минобороны России, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации и др.

Наши рекомендации