Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.5) защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Российской Федерации, которые реализуются, как правило, через прохождение действительной военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Организация комплектования Вооруженных Сил определяется двумя основными законами: «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне».
Установлено, что все мужчины — граждане Российской Федерации — обязаны проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. В отдельных случаях, предусмотренных законом, вместо военной службы граждане могут пройти альтернативную службу, правовые основы организации и прохождения которой, к сожалению, еще не получили достаточно полного своего закрепления. Женщины в возрасте от 20 до 40 лет, имеющие медицинскую подготовку или прошедшие специальную военную подготовку, могут проходить военную службу в добровольном порядке, на основе заключения контракта.
Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» закреплена смешанная система комплектования Вооруженных Сил, сочетающая службу на основе призыва граждан на военную службу и службу в добровольном порядке (по контракту). На сегодняшний день Вооруженные Силы комплектуются в основном за счет призыва граждан на военную службу. Служба по контракту по ряду причин, прежде всего экономических, еще не получила должного развития.
На действительную военную службу призываются граждане в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете и не имеющие право на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.
Для проведения организованного призыва в районах и городах образуются призывные комиссии, на которые возлагается организация медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву, и принятие в отношении каждого из них индивидуального решения. Такими решениями могут быть: а) о призыве гражданина на военную службу; б) о направлении на альтернативную службу; в) о предоставлении отсрочки от призыва; г) об освобождении от воинской обязанности.
Комиссия принимает также решение о виде, роде войск Вооруженных Сил или других войск, в которые направляется признанный годным к военной службе гражданин. Если гражданин не согласен с решением призывной комиссии, то он вправе его обжаловать в призывную комиссию субъекта Российской Федерации либо в суд.
Контрактная система комплектования Вооруженных Сил предполагает добровольное заключение письменного контракта о прохождении военной службы между гражданином и Минобороны России. Предварительно гражданин подлежит медицинскому освидетельствованию. Он должен соответствовать также требованиям, установленным в законе по общеобразовательному цензу; по уровню профессиональной подготовки; по морально-психологическим качествам; по выполнению нормативов физической подготовки. Только при соответствии предъявляемым требованиям и состояния здоровья гражданин может заключить контракт о прохождении военной службы.
Законом закреплено три вида контрактов: 1) контракт о прохождении военной службы в кадрах Вооруженных Сил; 2) контракт о прохождении военной службы в кадрах конкретной воинской части; 3) контракт о прохождении военной службы на конкретной должности в конкретной воинской части.
Успешное комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации в значительной мере зависит от организации подготовки молодежи к военной службе. Эту подготовку, которая предусматривает получение необходимых знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, приобретение навыков в области гражданской обороны, занятия прикладными видами спорта, овладение военными специальностями и т.д., граждане могут получить в гражданских образовательных учреждениях на факультативной основе с их согласия и согласия их родителей. Такой порядок подготовки молодежи к военной службе закреплен Законом Российской федерации от 10 июля 1992 года «Об образовании» в редакции Закона Российской Федерации от 12 июля 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».*
_________________________
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 150.
Военная служба
Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» определяет военную службу как особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках. Порядок организации и прохождения военной службы в Вооруженных Силах закрепляется не только упомянутым законом, но и Законом Российской Федерации «Об обороне», воинскими уставами и другими нормативными актами органов государственной власти.
Военную службу могут проходить лишь граждане Российской Федерации. Она подразделяется на действительную службу и службу в запасе.
Действительная военная служба — это служба граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации (в воинских частях, подразделениях, учебных заведениях, организациях). Граждане, проходящие действительную военную службу, являются военнослужащими, правовое положение которых определяется, кроме названных законов, Законом Российской Федерации от 22 января 1993 года «О статусе военнослужащих».*
__________________
*Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 6. Ст. 188.
Прохождение действительной военной службы предполагает исполнение военнослужащими воинских обязанностей, к которым относятся: участие в боевых действиях; исполнение должностных обязанностей; несение боевого дежурства (боевой службы); участие в походах и учениях; выполнение приказов, распоряжений; нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени; нахождение в служебной командировке;
прохождение военных сборов; оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка и т.п.
Прохождение действительной военной службы сопровождается принятием военнослужащим присяги на верность Российской Федерации, которая принимается по месту прохождения военной службы или военных сборов после прохождения начальной военной подготовки.
Все военнослужащие делятся на составы: солдаты и матросы, сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; офицеры (младшие, старшие, высшие).
Законом Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 7 апреля 1995 года* для военнослужащих определены сроки военной службы. Так, для проходящих военную службу по призыву срок определен в два года; для имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву — 12 месяцев; для проходящих военную службу по контракту — на срок контракта (3,5 или 10 лет).
___________________
*Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 18. Ст. 1597.
По окончании срока службы и достижения установленного законом предельного возраста военнослужащие увольняются с действительной военной службы и зачисляются в запас, получая правовой статус военнообязанного запаса.
Военнообязанные, находящиеся в запасе и достигшие предельного возраста пребывания в запасе либо признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся в отставку и снимается с воинского учета.
Управление безопасностью