История развития нравственности
Нравственность – это исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативыи оценки человеческих поступков. Нравственное начало предписывает прежде всего заботиться об общем благе, так как без этого заботы о личной нравственности становятся эгоистичными, т.е. безнравственными. Нравственный идеал позволяет не только оценивать поведение людей, он, прежде всего, является ориентиром для самосовершенствования.
Нравственный человек наделен чуткой совестью – удивительной способностью самоконтроля. Механизм совести устраняет раздвоенность личности.
Нравственность – это и определенная сторона объективных отношений людей, их поступков, форма сознания. Основное проявление нравственной жизни человека - чувство ответственности перед окружающими и самим собой.
Правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности: они формируются стихийно, но им все подчиняются как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения. Правильной мерой требования или воздаяния является справедливость.
Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятия решения и ответственности за содеянное.
Если бы поведение людей фатальным образом предопределялось сверхъестественными силами, внешними условиями или врожденными инстинктами, то не имело бы смысла говорить о нравственности. Нравственности не могло бы быть и в том случае, если бы человеческие поступки ничем не обусловливались, если бы царила стихия свободной абсолютной воли, т.е. полный произвол. Тогда не могло бы существовать социальных норм, в том числе нравственных.
Признаками нравственного развития являются:
¾ возрастание объема духовной свободы личности и расширение возможностей ее духовного совершенствования;
¾ усиление воздействия нравственных начал на все сферы общественной жизни;
¾ способность морали преодолевать конфликтные ситуации;
¾ наличие нравственного протеста против бездуховности и аморализма;
¾ развитие морали, постоянное обогащение ее научной основы - этики;
¾ определение новых, более совершенных, способов воздействия на поведение людей и контроля за их нравственностью.
Особенностью нравственности современного общества является то, что знания и умения, которые требуются от работника, все более сращиваются с моральными качествами личности. Профессиональные решения накладывают на личность тяжелейшие нравственные нагрузки, а этическая взыскательность и ответственность становятся объективно необходимы для обеспечения позитивных результатов профессиональной деятельности. От общества все в большей степени требуется умение находить такие механизмы функционирования учреждений и организаций, коллективов, отдельных личностей, которые успешно выполнят свои задачи, в том числе нравственно безупречно.
История развития нравственности
Истоки нравственности восходят к обычаям, закреплявшим те поступки, которые, как показал опыт поколений, стали полезны для сохранения и развития общества и человека, отвечали потребностям и интересам исторического прогресса. Нравственное выступало как стихийно обобщенный и устойчивый образ действий людей, как их нравы. Уже в глубокой древности сложились такие нравственные традиции, как уважение к старшим, почтение к предкам, взаимопомощь в труде, храбрость в сражении и т.д. В совместной работе постепенно складываются нравственные нормы общежития. При этом каждое новое поколение не создает заново всех норм поведения, а заимствует нравственные ценности прошлых эпох, видоизменяя и развивая их, т.е. нравственность, развиваясь исторически, обладает некоторой преемственностью, относительной самостоятельностью.
Нравственность исторически возникла в связи с утверждением форм культуры в поведении и образе жизни людей. До нравственности существовали обычаи, которые были характерны для различных племен. С формированием более крупных межплеменных объединений возникла необходимость в общих нормах поведения людей, которыми и стали моральные нормы.
Теологические концепции происхождения нравственности связывают этот процесс с волей Бога, который и определил общие для всех нормы поведения. Другие концепции происхождения нравственности связывают появление норм морали с поведением и волей людей.
Нравственность совершенствовалась в связи с совершенствованием общества, его культуры и образа жизни. Различают несколько основных периодов в развитии общества и его типов нравственности. Историческое развитие нравственности включают в смену типов моральной регуляции общества: патриархальную нравственность, мораль рабовладельческого общества, сословно-феодальную мораль и мораль буржуазного общества.
Патриархальная мораль – первый тип морали, возникающий в условиях древней цивилизации. Этот тип нравственности характеризуется переходом регуляции поведения людей от обычаев и традиций к моральным нормам. Об этом периоде жизни людей говорится, например, в первых пяти книгах Библии. В это время возникли Десять заповедей Моисея (Десятисловие).
Мораль рабовладельческого общества характеризуется, прежде всего, тем, что общество делится на свободных и рабов. Нормы нравственности относились только к свободным людям. Будучи собственностью рабовладельцев рабы не имели своего достоинства, их продавали как вещи.
Феодальный тип нравственности характеризуется тем, что нравственность носила сословный характер. Существовали сословия дворян, духовное сословие, военные, мещане и самое низшее сословие – крепостные. Каждое сословие имело свое представление о чести и достоинстве, о своих правах и обязанностях. Определяющее влияние на нравственность оказывала церковь.
Мораль буржуазного общества возникла в Западной Европе в XVI – XVIII вв., затем получила распространение в других странах. Нравственность буржуазного типа характеризуется признанием каждого члена общества лично свободным и равным с другими перед законом. Уровень достоинства человека здесь определяется, прежде всего, размером частной собственности, которой он владеет. Успехи в предпринимательской и банковской деятельности провозглашаются наиболее важными мотивами и формами деятельности. Личный интерес каждого является ведущим движущим стимулом поступков людей. Современное общество наследует именно данный тип нравственности, является определенным этапом развития нравственности буржуазного общества.
Современные представления о достойной человека жизни сформулированы во Всеобщей декларации прав человека. Но расширение социальных свобод человека еще не тождественно нравственному совершенствованию. В жизни людей и на современном этапе сохраняется множество негативных процессов.
Каждый новый этап в развитии человечества достигался через борьбу добра и зла, ответственности и безответственности, позитивных и негативных тенденций. На современном этапе обществу нужно совершить новый виток нравственного совершенствования. Предстоит сложный процесс отрицания отживших моральных норм и установок, критически-позитивного переосмысления всего того, что может быть использовано сейчас в созидательных целях, обогащения теории и практики морали новыми духовными ценностями.
Таким образом, в нравственности, как и во всех других областях человеческой деятельности, наблюдается некоторый исторический прогресс. В то же время есть и относительно незыблемые нравственные императивы – общечеловеческие нормы нравственности (представления о добре, гуманности, благе, справедливости, достоинстве, долге и т.д.), важность которых человечество осознало в ХХ в. Современный мир стал более взаимозависим, средства коммуникации столь прочно связали все части света между собой, что человечество смогло наконец осознать себя единой семьей.