Формы (источники) конституционного права.
Различают понятие источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах. В первом значении понимаются факторы, определяющие само содержание права (материальные условия жизни общества, его экономические отношения).
В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы, выражаются. Формами в этом случае выступают правовые акты ПА
Источниками КП являются ПА, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Ими считаются только действующие в настоящий период ПА.
Для источников права установлен как особый порядок их принятия, так и отмены. После отмены акта он перестает быть источником действующего права.
Особое место среди актов, действующих на территории РФ, занимает Конституция РФ. Она является основным источником отрасли.
Конституция РФ как основной источник отрасли служит формой установления норм, составляющих ядро КП, основу всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права.
К числу источников КП, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся законы РФ — ФЗ и ФКЗ. Закон — наиболее распространенная форма.
В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. предусматривается принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов.
ФКЗ принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией. Конституцией РФ предусмотрена возможность принятия ФКЗ о чрезвычайном положении, о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта, об изменении статуса субъекта РФ, о государственном флаге, гербе и гимне, о референдуме, о КС, ВС, ВАС.
ФКЗ имеют приоритет перед ФЗ и последние не должны им противоречить. Федеральные конституционные законы имеют усложненную процедуру принятия;
2) федеральный закон, например. ФЗ «О гражданстве РФ», Федеральный закон «О выборах Президента РФ» и др.;
В качестве источников выступают и содержащие конституционно-правовые нормы ПА, принимаемые Президентом РФ, СФ, ГД, Правительством. Это указы и прочие НА Президента, постановления палат Федерального собрания, постановления Правительства.
Источником отрасли являются регламенты Палат ФС, положения о различных вспомогательных органах, образуемых органами закон. и исполнительной власти.
Особое место среди источников КП занимают декларации: Декларация о гос. суверенитете, Декларация о языках народов РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина.
Такие декларации имеют правовое значение. В них формируются принципы, считающиеся обязательными для всего конституционно-правового развития государства, провозглашаются новые концепции, определяющие дальнейшее развитие государства.
К числу источников КП, действующих только на территории субъектов РФ, относятся уставы субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти. Конституции республик и уставы должны соответствовать Конституции РФ и ФЗ. Они обладают более высокой юридической силой по отношению к другим правовым актам субъекта Федерации.
Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются законы, постановления, иные НА, принимаемые органами законодательной и исполнительной власти. К источникам отрасли относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления.
Характеризуя виды источников КП, следует выделить договоры. Федеративный договор, между федеральными органами государственной власти и органами всех видов субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, договоры между РФ и Татарстаном.
Судебные решения также являются источниками КП. Принят ФКЗ «О КС РФ». Решения КС обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан.
Естественное право - присущее человеку состояние свободы и определенные неотъемлемые права. Конституция близка к естественно-правовой теории, закрепляет в ст. 2, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Конституция признает, а не устанавливает права человека. Эти права предшествуют Конституции и имеют приоритет перед другими нормами.