Применение правовых норм как особая форма реализации права. Необходимость применения. Стадии процесса применения норм права.
Билет №1
1. Понятие и функции государства. Соотношение их с целями и задачами государства. Форма осуществления функций государства.
Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обладающая аппаратом управления и принуждения и регулирующая общественные отношения с помощью права.
Функции государства – это основные направления его деятельности.
Виды: а) внутренние (осуществляются внутри государства)б) внешние (осуществляются за его пределами)
Форма государства – это совокупность его внешних признаков.Форма государства состоит из 3-х элементов:
Форма государственного правления- Характеризует порядок формирования высших органов государственной власти
1. Монархия: абсолютная, ограниченная
2. Республика: президентская, парламентская,смешанная
Форма государственного устройства- Определяет, из каких частей состоит государство и каков их статус
1. Унитарная.
2. Федеральная.
Государственный или политический режим- Определяет, какими средствами и методами осуществляется государственная власть
1. Тоталитарный.
2. Авторитарный.
3. Демократический.
Многообразные функции Российского государства можно классифицировать по разным основаниям:
1) отталкиваясь от длительности осуществления ими той или другой деятельности, функции государства можно разделить на постоянные (которые государство реализует в течение всего развития) и временные (носят краткосрочный характер, перестают действовать после решения конкретной задачи);
2) по значимости – основные и вспомогательные. С помощью первых реализуются наиболее важные направления государства, исполнение основных стратегических целей и задач;
3) учитывая направленность государственной деятельности, – общесоциальные и классовые;
4) в зависимости от сферы государственной деятельности – внутренние и внешние.
В современной юридической литературе распространена единая классификация функций государства вне зависимости от его типа и сферы деятельности, а именно:
1) экономическая функция — направленная на обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в частности через организацию общественных работ, охрану существующих форм собственности, планирование производства, организацию внешнеэкономических связей и др.;
2) политическая функция — связана с обеспечением государственной и общественной безопасности, национального и социального согласия, сдерживание сопротивления противоборствующих социальных сил, охраной суверенитета государства от внешних посягательств и т. д.;
3) социальная функция — согласно ей государство осуществляет охрану прав и свобод населения или определенной его части, осуществляет меры по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию достойного уровня жизни населения, соблюдению необходимых условий труда и т. п.;
4) идеологическая функция — поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др.
Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача – это то, что требует разрешения, а функция – вид деятельности, направленной на такое разрешение (задачи и Ф являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные историч периоды приоритетными становятся различные задачи и цели Г, а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких либо задач ведет к исчезновению одних Ф, появление новых – к возникновению других). Функции Г устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед Г на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач Г определяется различными внутренними и внешними факторами. Так, кризисные явления в экономической жизни страны требуют концентрации усилий Г, всех его органов на решении экономических задач. Рост преступности заставляет Г своевременно предпринимать серьезные практические действия по усилению борьбы с ней, выявлению и устранению причин и условий, которые ее порождают. Угроза внешней агрессии мобилизует государственный механизм на подготовку населения страны к ее отражению.
2. Понятие правовой жизни. Правовая жизнь как специфическая разновидность общественной жизни. Правовая жизнь как институт цивилизации общества. Правовая жизнь и правовая система.
Правовая жизнь — совокупность многообразных видов и форм деятельности и поведения людей, их коллективов в сфере действия права, направленных на обеспечение условий и средств существования, реализации частных и публичных, индивидуальных и групповых интересов, утверждения соответствующих им ценностей. Правовая жизнь характеризует рассматриваемые в единстве предметные формы бытия человека и общества, их отношение к праву, использованию правовых средств для осуществления индивидами и их объединениями своих интересов и потребностей. Правовая жизнь обусловлена феноменом действующего права и в этом смысле представляет собой мир упорядоченных (предусмотренных) нормами права реалий (действий, поступков, отношений). Правовая жизнь как явление «богаче», насыщеннее права.
Правовая жизнь характеризует специфику и уровень правового развития данной страны, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов.
Понятия "правовая жизнь" и "правовая система" во многом должны соотноситься подобно соотношению понятий "политическая жизнь" и "политическая система" (а в экономической науке - понятий "экономическая жизнь" и "экономическая система").
Правовая система создает условия для нормального протекания правовой жизни, обеспечения ее стабильности, нейтрализации и вытеснения из нее негативных юридических явлений (правонарушений, злоупотреблений и иной "злокачественной юридической опухоли"). Другими словами, она по отношению к правовой жизни играет организующую роль, придает ей определенное единство, правомерные начала. Отсюда важно совершенствовать и укреплять элементы правовой системы российского общества, что будет содействовать обогащению и оптимизации его правовой жизни.
Между тем правовая система выступает лишь составной нормативно-упорядочивающей частью самой правовой жизни, ибо последнее явление (и понятие) шире первого.
Элементами правовой системы выступают прежде всего те, которые необходимы для процесса правового регулирования, для целенаправленного воздействия на сознание и поведение субъектов. Негативные же правовые явления - преступность, правонарушения, деформации и т.п., тоже имеющие отношение к бытию права и обладающие определенной юридической окраской, к элементам правовой системы не относятся.
3. Форма (источники) права. Понятие «форма», «источник» права и их соотношение. Классификация форм права.
Источники права – это исходящие от гос-ва или признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.
Выделяют 4 осн формы права:
1) Нормативный акт – это прав. акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общест. отношений
2) Прав. обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее к прав. последствиям
3) Юрид-ий прецедент – это судебное и адм. решение по конкретному юр. делу, коту придается сила нормы права и кот руководствуются при разрешении схожих дел
4) Нормативный договор – соглашение м/у правотворческими субъектами, в результате кот возникает новая норма права.
Внешнее выражение норм - источники права. Источниками права принято рассматривать с точек зрения. Чаще всего источники права рассматривают в материальном, идеологическом и формально-юрид-ом смысле. Под источниками права в юрид-ом смысле подразумеваются сами общ-ые отношения, поскольку принято считать, что право коренится в самих общ-ых отношениях, вытекает из них и определяется ими. По этому первоначальный исток находится в самих общ-ых отношениях. По источниками права в идеологическом смысле подразумевается опред-ые идеи, представления о праве т.е. это какие о правовые идеи. Источники права в формально юр-ом смысле понимают способы установления правовых норм и внешние формы их выражения. Обычно источники права рассматривают в формально юр-ом смысле, в этой связи источники права отождествляются с внешними формами права, и между понятиями источник права и форма права ставят знак равенства.
Формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения. Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий “форма права” и “источник права”. Если исходить из общепринятого значения слова “источник” как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки, то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора: 1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.); 2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.); 3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права.
Билет №2
1. Собственность как экономическая и правовая категория. Формы собственности. Российское законодательство о собственности.
Собственность – это отношение к средствам производства с целью получения дохода, право владеть, пользоваться и распоряжаться средствами производства. Экономические отношения – отношения собственности на средства производства.
Экономическая категория собственности — исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом собственности. Совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту (собственнику), составляет имущество соответствующего лица, поэтому отношения собственности называются также имущественными отношениями.
Правовая категория собственности – отношения присвоения по поводу собственности (закреплены в нормах права). Собственность как правовая категория представляет собой отношения между людьми по поводу владения, пользования и распоряжения имуществом, где воля одних людей является границей для воли других. Право оперирует с существующим имуществом, поэтому его возможности отражения динамики благ, превращаемых в имущество ограничены. Право не отвечает на вопрос о том, как происходит увеличение собственности, как происходит ее распределение, в результате чего одни становятся суперсобственниками, а другие – псевдособственниками. Законами реального процесса присвоения в производстве и распределения благ занимается экономическая теория.
Формы.В РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.(частная и публичная).
Все собственники равны, но на нек выды собственности законом могут вводится ограничения. Количество и стоимость имущ не ограничиваются, если иное по закону. Все имущ за искл гос и мун предпр внесенное в уставн фон юр лиц явля их собственностью (а не учредителей). Для фондов общ и религиозн объединений, приобретенное имущ исп-я для достижения предусм целей орг-ии, в случае ликвидации, все средства идут все равно на цель этой орг-ии.Все что не принадлежит юр и физ лицам – государственное. Имущ в гос собств закрепл-я за гос предприятиями. Незакр-е средства составл казну РФ,SРФ,края,обл. Имущ города и сельск поселений и др муниц обр-й явл муниц собственностью. Все как в гос, только от имени муниц собств выступают о.м.с.у.
В соответствии с п.2 ст.212 ГК субъектами права собственности могут выступать: граждане; юридические лица; Российская Федерация; субъект Российской Федерации: муниципальное образование. Этот перечень надо считать исчерпывающим. Не случайно понятие "иные формы собственности" хотя и используется в законе, ни в Конституции, ни в ГК не раскрывается.
Что касается права собственности на имущество иностранных граждан и юридических лиц то, по общему правилу, оно определяется по праву страны, где это имущество находится (ст.164 Основ гражданского законодательства). Следовательно, на территории России действует законодательство о праве собственности граждан и юридических лиц Российской Федерации. Изъятия из этого правила установлены и иными коллизионными нормами (ст.164 Основ гражданского законодательства).
Частная собственность, субъектами которой выступают граждане и юридические лица, призвана обслуживать исключительно их интересы. Право частной собственности охраняется законом (ст.35 Конституции).
Государственная и муниципальная собственность призвана обеспечивать интересы больших групп людей: народа Российской Федерации в целом; населения, проживающею на территории субъекта Российской Федерации; лиц, проживающих на территории городского или сельского поселения либо иного муниципального образования. В этих случаях субъектами права собственности выступают соответственно Российская Федерация в целом (федеральная государственная собственность), субъект Российской Федерации (государственная собственность субъекта Российской Федерации), муниципальное образование (муниципальная собственность).
2. Правовая политика: понятие и признаки. Соотношение правовой идеологии, правовой политики и иных видов политики.
Правовая политика - комплекс идей, мер, задач, целей, программ, методов, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права. Подавляющая часть внутренней и внешней политики государства реализуется через право, его нормы, прежде всего конституционные; облекается в законодательные формы и опирается на возможность принуждения со стороны "особого аппарата". Она базируется также на международно-правовых принципах и стандартах, выработанных мировым сообществом. Политика правового Г (правовая политика) не м/б свободна от требований конституции и др. законов, а также норм международного права. Государство должно их неукоснительно соблюдать во всех своих политических решениях.
На основании изложенного можно определить наиболее важные признаки правовой политики, через которые проявляется ее сущность как политико-правового явления: 1) основана на праве и связана с ним; 2) осуществляется правовыми методами; 3) охватывает правовую сферу деятельности; 4) имеет государственно-волевой характер; 5) опирается, когда необходимо, на принуждение; 6) является публичной; 7) отличается нормативно-организационными началами; 8) в ее формировании участвуют многочисленные субъекты; 9) соответствует интересам личности, общества и государства; 10) служит эффективным средством преобразования общества и ограничения власти законом.
Политика и идеология тесно связаны: • политика привлекает на свою сторону людей, основываясь на интересах;
• идеология овладевает людьми, используя идеи и общественные идеалы.
В совокупности они выступают как созидательная сила, мобилизующая людей на достижение поставленных целей. В процессе их взаимодействия теоретические концепции способствуют обоснованию принимаемых политических решений и действий, а практические оценки политических событий и явлений влияют на идеологические постулаты. Следовательно, идеология обосновывает целесообразность политических решений и действий, а политика выдвигает перед идеологией практические задачи, требующие идеологического осмысления.
3. Место юриста и правового образования в становлении российского гражданского общества. Организация юридического всеобуча. Эффективность правового воспитания.
Правовое образование можно рассматривать как условие получения знаний, формирования индивидуальных способностей и навыков социального функционирования в области права. Оно выполняет две основные функции: передача правовых знаний, навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности; формирование правовых идей, чувств, убеждений в сознании в отличие от других видов социального воспитания личности.
Социокультурные функции образования связаны с решением задач социализации личности. Приобщение человека к социокультурным ценностям (искусству, нравственности, науке, праву, хозяйству) – вот цель любого образования. Поэтому его смысл можно обнаружить не столько в самой образовательной практике, сколько в контексте проблем, которые выходят за её пределы и имеют более широкое социокультурное значение.
В воспитании молодежи образование играет огромную роль как важнейшая неотъемлемая составная часть культуры. Еще со времен Петра Великого образование считалось государственной заботой. Но в последние годы государство недостаточно уделяет внимания образованию, науке, культуре, что привело к крайне негативным последствиям. По нашему мнению, к причинам и тенденциям снижения роли и значения образования в жизни российского общества, его влияния на интеллектуальное развитие подрастающего поколения относятся:
- отсутствие обоснованной взвешенной политики в области науки и образования;
- появление невостребованности интеллектуального потенциала в современном российском обществе;
- отсутствие продуманных и научно обоснованных моделей реформирования образования. Конечно же, мы согласны с тем, что необходимо привносить новые веяния в систему образования, но в то же время нужно брать за основу то лучшее, что было в советской системе образования, а не полностью ее разрушать. Иначе произойдет утрата всей нашей системы образования;
- недостаточное финансирование из года в год в течение многих лет сферы образования и науки;
- не всегда обоснованная тотальная коммерциализация всей системы образования;
- зависимость зарплаты преподавателей вузов, особенно в платных учебных заведениях, от материального положения учащихся;
- падение престижа профессий в интеллектуальной сфере деятельности, науке и научном обеспечении, образовании, культуре, медицине и т.д.;
- резкое снижение уровня жизни населения в целом, особенно рядовых граждан, социальное неравенство, в том числе и в жизненном уровне жителей центра и регионов. От уровня правового образования зависит правовая культура личности, быстрота превращения социальной и правовой нормы в реальность повседневной деятельности, перевод нормативных требований в привычку. Система правового образования должна подготавливать людей уметь не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать такое общество.
Формирование гражданского правового общества необходимо начинать, прежде всего, с правового образования и формирования правовой культуры, как отдельных граждан, так и общества в целом. На основании данных проведенных эмпирических исследований были выявлены факторы правового образования, влияющие на формирование гражданского общества в современной России, в частности это накопление правовых знаний гражданами, которые преодолеют правовое «невежество», нацеленность на применение права только при помощи закона, а также создание установки гражданского правосознания, нацеленной на понимание того, что гражданин является частью правовой культуры и правового сознания. Актуальными направлениями в работе правового образования должны явиться:
- проведение юридического всеобуча и переаттестации государственных служащих (в частности депутатов различных уровней законодательной и исполнительной властей);
- издание и распространение российских правовых актов, посвященных правам человека и способам их защиты;
- включение в образовательные стандарты дисциплин по правам человека, прежде всего, при подготовке юристов, государственных служащих, политологов, социологов.
Билет 3.
1. Признаки государства: 1) территория.Государство- это единая территориальная организация политической власти в масштабе всей страны. Власть распространяется на население в пределах этой территории. Территориальные единицы: районы, области, округа, края и т.д., ограниченные границами. 2) население. Принадлежность людей к данной территории. 3)публичная власть. В каждом государстве своя власть, которая управляет обществом для обеспечения его нормальной жизнидеятельности. 4) суверенитет.Это независимость государства от других государств. Суверенитет народа- это право выбора народом власти, право контроля действий исполнительной власти. 5) издание правовых норм
Демократия – это политическая система, в которой народ свободно осуществляет свою волю в пределах законодательства.
демократия делится на:прямую (непосредственную) и представительную.
Прямая демократия - это непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Сейчас она возможна в небольших населенных пунктах, общинах, на предприятиях и т. п. при решении вопросов, не требующих высокой квалификации.
Плебисцитная демократия — это вид прямой демократии, который также подразумевает непосредственное волеизъявление народа, но здесь граждане могут посредством голосования только одобрить или отвергнуть проект закона либо другого решения, который подготовлен правительством, партией или инициативной группой. Такая форма демократии допускает возможность манипулирования волей граждан с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование.
Представительная демократия — ведущая форма политического участия граждан в современных политических системах. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы, от их имени издавать законы и отдавать распоряжения. Такая форма демократии необходима в условиях огромных социальных систем и сложности принимаемых решений.
2. Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
Правовое воспитание представляет систему элементов, образующих правовоспитательный процесс. Субъекты:государство и его органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане; Объекты: отдельные индивиды, группы населения — молодежь, военнослужащие и т. д.;Содержание воспитания - передача воспитуемым юридического опыта общества; Формы правового воспитания: правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе); правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.); правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);
юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности). Средства: материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.); устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).Методы правового воспитания - это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят:убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др.
3. Одни выступают за религию, другие- против, а третьи наблюдают за первыми и вторыми.
От того, как государство ответит на эти вопросы и как выйдет из сложившейся ситуации, возможно, зависит дальнейшая судьба самого государства, так как известно немало примеров, когда религиозный фактор так или иначе влиял на создание и разрушение целых империй. И даже сегодня нельзя сказать, что достигнут пик сотрудничества светского и религиозного в России, хотя уже сейчас невозможно найти какую-либо сферу, которую можно было бы обозначить как исключительно светскую или религиозную. Возьмём, к примеру, науку и образование. Не секрет, что довольно долгое время в этой сфере места религиозному не было. Сейчас же картина меняется. Создаётся всё больше православных институтов, исламских университетов и других религиозных учебных заведений. В них помимо привычных для любой школы и университета предметов преподают еще и религиозные. Сегодня на законодательном уровне ведется работа по уравнению в правах выпускников светских и религиозных образовательных учреждений, а также о предоставлении права последним аккредитовывать свои образовательные программы по государственному стандарту. Итак, можно утверждать, что религиозное и светское в России довольно тесно сотрудничают. Выразителем светскости является государство. Взаимодействие религиозного и светского имеет свои границы, и выйти за рамки этих границ невозможно хотя бы потому, что само общество к этому еще не готово. На данный момент происходит взаимопроникновение государства и религии для улучшения материального и духовного качества жизни в обществе. Если же начнется процесс поглощения одного другим, то это вызовет конфликт, так как сторонники поглощаемого будут категорически против. Поэтому сторонам необходимо всегда придерживаться такта и взаимоуважения.
Конфуциа́нство - этико-философское учение, разработанное Конфуцием и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия.
В Китае это учение известно под названием «школа учёных», «школа учёных книжников» или «школа образованных людей»; Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение во время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. В императорском Китае конфуцианство играло роль основной религии вплоть до начала XX века, когда учение было заменено на «три народных принципа» Китайской Республики.
Уже после провозглашения КНР конфуцианство порицалось как учение, стоящее на пути к прогрессу. В конце 1971-х культ Конфуция начал возрождаться, и в настоящее время конфуцианство играет важную роль в духовной жизни Китая Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. д. Формально в конфуцианстве никогда не было института церкви, но по своей значимости, степени проникновения в душу и воспитания сознания народа, воздействию на формирование стереотипа поведения, оно успешно выполняло функцию религии.
Билет №4
1. Форма государства -это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Данная совокупность внешних признаков позволяет отличить одно государство от другого.
Россия на протяжении многих веков прошла множество важнейших этапа развития: раннефеодальное государство, феодально-раздробленное государство, централизованное государство, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, конституционная монархия, советский строй, современная федеративная республика. Формирование российского государства соединяло в себе 2 процесса
1. включение в орбиту власти центра, уже сложившихся политико-территориальных единиц — княжеских и боярских уделов;
2. присоединение новых территорий (Сибири), где политико-территориальные единицы приходилось создавать заново.
До 1917 г. Россия была по форме правления монархией, а по форме территориального устройства — унитарным государством. В разные периоды истории Россия была и сословно представительной монархией (до середины17в существовал Земский собор как сословно-представительный орган) и абсолютной монархией (с конца 17в характерно максимальное сосредоточение власти как светской, так и духовной в руках монарха), в начале 20в начался процесс формирования конституционной монархии. В 1906 г. были приняты Основные законы Российской Империи, закрепляющие положение всех звеньев верховной власти. Статья 4 устанавливала; "императору России принадлежит верховная самодержавная власть". Эта власть не признавалась неограниченной, а совмещалась с парламентаризмом. Законотворческую деятельность император осуществлял совместно с Государственной думой и Государственным советом, которому был придан статус второй палаты парламента.
Россия как унитарное государство имела одну единую систему государственной власти, единую систему законодательства, существовали в тот период только территориально-административные единицы, политико-территориальные — отсутствовали. В основных чертах это административно-территориальное деление сложилось в XVIII в. благодаря реформам Петра I, способствующих упорядочению территориальной организации государства. Страна была разделена на восемь губернией, которые делились на уезды. Такое административно-территориальное деление служило основой для осуществления управления и организации системы власти на местах. К концу XVIII в. число губерний увеличилось до 20 как за счет расширения территорий России, так и путем разделения некоторых старых губерний. В системе административно-территориального деления было выделено новое, промежуточное звено, — провинции в количество 50 единиц. Укрепление централизованной власти и усиление административного аппарата на местах во времена Екатерины II потребовало разделение страны на более мелкие территориальные единицы — 40 губерний. Увеличилось и количество уездов. В последствии система административно-территориального деления существенных изменений не претерпела. С присоединением к России новых территорий создавались новые губернии и уезды, которые позднее разделились на более мелкие единицы — волости. В начале XX в. количество губерний достигло 68, а уездов — 687. Кроме того, на окраинных территориях образовалось 14 областей на правах губерний.
Россия, формально провозглашенная федерацией в 1918 г., прошла сложный и противоречивый путь развития. По Конституции РСФСР 1918 г. государственное устройство носило федеративный характер, субъектами были национальные республики, и областные союзы, состоящие из нескольких национальных областей. Высшим органом власти провозглашался Всероссийский съезд советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал Всероссийский Исполнительный Комитет (ВЦИК), который формировал Правительство РСФСР — Совет Народных Комиссаров (СНК). Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские советы. Изначально федерация в России была сложной по своему составу и сочетала унитарно-административный принцип объединения административных единиц с автономным принципом объединения национальных субъектов, который, в свою очередь, реализовывался в виде различных по правовому статусу образований. В основе государственной власти лежал принцип "полновластия Советов". Высшим органом власти являлся Всероссийский съезд народных депутатов. Первоначально он формировался путем многоступенчатых выборов из числа представителей местных (городских и губернских) съездов Советов, в последние годы — путем всенародных выборов. Конституция, прямо не именуя съезд законодательным органом государственной власти, все же указывала на его законодательный характер. Для осуществления значительного объема законодательных полномочий в системе федеральных органов государственной власти, помимо съезда, существовал еще один орган на постоянной основе — ВЦИК (Всероссийский Исполнительный комитет), позднее Верховный Совет. Верховный Совет обладал значительным объемом полномочий: чисто законодательные; часть исполнительных, например, утверждение проектов перспективных государственных планов, установление части доходов поступающих в государственный бюджет; контрольные функции. Верховными органами власти в республиках были республиканские съезды Советов.
В годы советской власти административно-территориальное деление Российской империи (губерния — уезд — волость) постепенно была заменена новыми административно-территориальными единицами область (край) — район. По форме государственного режима советское государство соответствует понятию тоталитарный режим, т к в наличие следующие признаки: полный контроль государства над общественной жизнью, огосударствование общественных организаций, отсутствие реальных прав и свобод, примат государства над правом, диктатура одной партии, преследование за религиозные и иные убеждения и т.д.
Современная Россия является по форме правления республикой, по форме территориального устройства — федерацией. Россию — это как записано в Конституции "демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления".
Существует две системы власти — федеральная и субъектов федерации; имеются Конституция РФ и конституции республик, уставы субъектов Федерации. Территория РФ состоит из территорий ее субъектов. РФ — государство с уникальной структурой, в состав которого входят 89 субъектов (21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов). Согласно Конституции существуют шесть видов субъектов Федерации, равных по своим конституционным правам. Смешанная национально-государственная и административно-территориальная система государственного устройства в значительной степени приближена к единой форме территориального устройства. Закрепление равных прав для субъектов Федерации означает, что все они — государственные образования и имеют равные права во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Сохранение шести видов субъектов является лишь исторической преемственностью. Кроме того девять национальных округов имеют статус субъектов Федерации, но входят в состав других субъектов.
В силу многих исторических причин и в дооктябрьский период и после право в России не имело необходимого условия ценности и самоценности. Гражданам российской империи свойственно было искать высшую справедливость, не в праве, а в монархе, верховном правителе и т.д. , стоящие у власти всегда объявляли правом свою волю, на огромной территории государства господствовали имперские способы властвования. После революции к перечисленным причинам добавились новые:
• обесценивание права и закона в ходе революции и гражданской войны,
• отсутствие правовой культуры в революционной среде,
• возвышение исполнительного органа над законодательным, отсутствие разделения властей на независимые ветви,
• признание "политической целесообразности",
• отсутствие примата права над государством.
"Социалистическое право" советского государства провозглашало широкий круг прав и свобод граждан, принципа законности в деятельности государственных органов вл