Анализ российских и международных профессиональных стандартов по схожим видам профессиональной деятельности.
Основой профессиональных стандартов в Европе и США является стандарт ИСО-9000, на котором базируются системы управления качеством, в центре которых стоит сертифицированный работник. При этом процедуру сертификации осуществляют компетентные негосударственные, в т.ч. международные, органы, создаваемые ассоциациями работодателей (Ремесленная палата, Торгово-промышленная палата, общество Ллойда, Германский всеобщий технический союз, Британский объединённый экзаменационный совет, Общество сварщиков США и др.). А диплом об окончании профильного колледжа или университета лишь даёт право на сдачу экзамена для получения профессионального сертификата, определяющего уровень профессиональной квалификации (компетенции) или уровень ответственности, который может принять на себя работник. В США существует три вида профессиональных стандартов:
кодекс профессиональной этики, содержащий указания этического характера;
кодекс квалификационных стандартов, содержащий указания относительно опыта и уровня образования, необходимых для работы;
кодекс стандартов профессиональной деятельности, содержащий конкретные инструкции по выполнению той или иной работы.
В США действуют отдельные стандарты для государственных служащих федерального уровня. По закону, квалификационные требования к руководителям высшего уровня (executive qualifications) при их найме на работу в федеральные структуры государственной власти должны быть подтверждены (сертифицированы) независимой квалификационной комиссией (Qualifications Review Board) на основе критериев, разработанных и утверждённых Офисом управления персоналом (Office of Personnel Management - OPM). Базовые квалификации для руководителей данного уровня в основном описывают требования к лидерским умениям и требованиям в области корпоративной культуры (SES corporate culture). Корпоративная культура для руководителей правительственных ведомств высшего звена предполагает наличие способности осуществлять стратегическое лидерство и приверженность государственной политике, а также миссии того агентства, которое они будут возглавлять.
Такой подход может быть в определённой степени экстраполирован и на разработку профессионального стандарта специалистов в сфере охранной деятельности.
В Испании в данной области работает Национальный институт квалификаций, координирующий работу технических комитетов территориального уровня, которые совместными усилиями разрабатывают национальный (модульный) каталог профессиональных квалификаций, отвечающий экономическим реалиям и, в особенности, состоянию рынка труда и уровню развития производства в конкретных отраслях и на территориях. Каждый орган (Агентство или Институт квалификаций) разрабатывает стандарты самостоятельно — для своей отрасли или территории; результаты разработки попадают в общий каталог, и ими могут воспользоваться все желающие. Работая в таком режиме, Испания планирует охватить профессиональными стандартами основные направления деятельности, активно представленные в пределах страны.
Таким образом, проблема профессиональных стандартов не нова для международной практики. Как показывает анализ современных публикаций по данной проблеме, в различных странах существует как общее, так и особенное в понимании сущности и социальной значимости профессиональных стандартов. В США и большинстве европейских стран под профессиональным стандартом понимается подробная характеристика измеряемых требований к результатам и качеству выполнения работниками своих функций в рамках конкретного вида профессиональной деятельности (профессии), выраженной в терминах компетенций.
При этом устанавливается, что профессиональные стандарты должны быть основаны на функциональном анализе трудовой деятельности и требований к ней, и подлежат постоянному мониторингу и обновлению. Практическая польза от профессиональных стандартов заключается в том, что они применяются для решения следующих задач:
обеспечение качества профессиональной деятельности в профессиональной области на основе единых требований к выполняемым функциям;
формирование стандартов профессионального образования и модульных программ обучения, основанных на компетенциях;
разработка механизмов оценки выпускников учебных заведений профессионального образования, а также персонала различных уровней в ходе процедур сертификации (аттестации);
формирование национальной рамки и системы квалификаций;
построение систем сертификации руководителей и специалистов в рамках отрасли или в национальном масштабе.
Профессиональный стандарт может носить «обязательный характер». В этом случае он утверждается государством и разрабатывается согласно официально утвержденным процедурам (например, как это происходит в Великобритании). Стандарт может носить «добровольный характер». В этом случае он разрабатывается отраслью и утверждается отраслевыми объединениями работодателей. Если же стандарты формируются на основе «общественного договора», они признаются в соответствующем профессиональном сообществе (например, Швеция).
В любом случае миссия профессиональных стандартов состоит в обеспечении единых признаваемых требований к профессиональной деятельности, позволяющих поддерживать ее качество, а также разрабатывать программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации в данной области.
Системное, полное описание трудовых функций охранной деятельности позволит решить комплекс задач:
в области управления охранной организацией – качественное выполнение всех трудовых функций, описанных в профессиональном стандарте, и обеспечивающих в совокупности достижение цели(ей) профессиональной деятельности, за счет рационального их распределения и организации взаимодействия специалистов;
в области подготовки кадров - определение перечня основных и дополнительных образовательных программ, обеспечивающих подготовку в сфере охранной деятельности, разработка их содержания, организационных моделей непрерывного образования специалистов охранных организаций.
Указанный выше опыт иностранных государств учитывают и отечественные профессиональные стандарты, в том числе, и в области охранной деятельности. 11 декабря 2015 года Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации утвердило профессиональный стандарт «Работник по обеспечению охраны учреждений образования» (12.003). Несмотря на то, что указанный профессиональный стандарт соответствует требованиям законодательства, он имеет одну характерную особенность – сферу применения вида деятельности. На сегодняшний день подготовлен проект профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны учреждений здравоохранения». Таким образом, единый вид деятельности искусственно разбивается на сферы вида деятельности. Особенности несения службы ставятся выше общих требований к должности. Так как сфер вида деятельности может быть не ограниченное количество, это существенно осложняет процесс подготовки специалиста.
Логика, практика и здравый смысл подсказывают, что для вида деятельности должны быть единые профессиональные стандарты, учитывающие основные должности руководителей, специалистов и служащих, обеспечивающих осуществление вида деятельности.