Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия

Мораль— это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п: (Определение права было дано выше.)

( Мораль и нравственность можно рассматривать в качестве синонимов. Этикаже есть наука о морали (нравственности).

Единство между правом и моралью:

в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;

у них единый объект регулирования — общественные отношения;

3) исходят в конечном счете от общества.
Различия между правом и моралью:

по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то право — вместе с государством);

по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право — в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму);

по сфере действия (если мораль может регулировать практически все общественные отношения, то право — наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить);

по времени введения в действие (если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые — в конкретно установленный срок);

по способу, обеспечения (если нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права — мерами государственного воздействия);

по критериям оценки (если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права — с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного).

Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных (не убий, не укради и т.п.).

Вместе с тем возможны и противоречия между ними, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право

меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов).

Право и обычай

Обычай — это исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и ставшее в силу этого регулятором общественных отношений.

Под обычаями можно понимать сложившиеся традиции, ритуалы, обряды, имеющие социальную значимость. Обычаи весьма многообразны, ибо складываются в рамках жизнедеятельности того или иного народа, нации, территориальной либо профессиональной группы и т.п. Обычаи — исторически первая группа социальных норм, возникшая одновременно с возникновением самого общества. Обычаи воплощают в себе определенные итоги жизнедеятельности, общественный опыт, закрепляют то, что сложилось в результате длительной социальной практики.

Обычаи не столь тесно связаны с правом, как нормы морали. Однако, выступая особой разновидностью социальных норм, обычаи имеют следующие связи с правовыми нормами:

1) древнейшее право возникало именно во многом из обычаев, которые санкционировались государством, приобретая тем самым юридический характер. В качестве примера здесь можно назвать и законы XII таблиц, и Русскую Правду, и т.д. И сегодня в ряде стран отдельные обычаи в случае необходимости трансформируются в правовые нормы, т.е. приобретают форму правового обычая. Так, ст. 129 действующего Кодекса торгового мореплавания РФ от 31 марта 1999 г. устанавливает, что день и час подачи уведомления о готовности судна к

погрузке определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения — обычаями данного порта;

правовые нормы могут поддерживать социально ценные обычаи, создавать для них режим наибольшего благоприятствования, стимулировать их осуществление (при празднованиях юбилеев, приведении к присяге соответствующих лиц и т.п.). Государство, которое стремится обеспечить соблюдение норм права, должно использовать «плюсы» обычаев, их сильные стороны (такие, как устойчивость, массовость, повторяемость, известность, апробированность и пр.);

правовые нормы могут запрещать социально вредные обычаи, соблюдение которых противоречит сложившемуся образу жизни в конкретном обществе, могут ограничивать сферу их действия. Так, в п. «л» ст. 105 УК РФ устанавливается ответственность за убийство на почве кровной мести, т.е. предусматривается' уголовное наказание за соблюдение обычая кровной мести;

правовые нормы могут относиться нейтрально к тем обычаям, которые не имеют ярко выраженного социально ценного либо социально вредного характера (торжественная регистрация брака, празднование дня рождения и т.д.).

Наши рекомендации