Армения под игом кочевых племен xiii- xv вв.
§ 1. Армения под монгольским игом вXIII- XIV вв.
В 1221 г. 20-тысячная армия монголов под предводитель ством полководцев Субедея и Джебе совершила разведо вательную экспедицию в Закавказье. Разграбив Армению и Албанию, монгольская армия двинулась на Тифлис. Врешаю щей битве армяно-грузинские войска под предводительством
1щря Грузии Георгия Лаша и правителя Армении Иванэ
'Закаряна потерnели поражение. Пройдя Закавказье, монголы
11роследовали на Северный Кавказ, разгромили половцев, а в
1 223 г. в битве при Калке разбили отряды русских князей. Собрав богатую добычу и сведения о странах, через которые они прошли, монголы повернули назад.
Основной nоход монголов в Закавказье прошел в 1236 г. lloкa армии Батыя захватывали русские земли, другая армия монголов покоряла Иран и Закавказье. ВАрмении монголы носле долгой осады захватили и разграбили города Двин, Лни, Каре, Карин, Ван. Более мелкие города превратились в руины. Население беспощадно уничтожалось или было у1·нано в рабство в Монголию. К 1244 r. монголы завершили
•юкорение Армении,захватили Северный Ирак и Сирию. Грузинские цари и армянские князья вын ужденно покорились монголам, став их данниками, и были обязаны участвовать в
монгольских nоходах.
Монгольское иго имело тяжелые последствия. Армения б ьша разграблена, экономика страны nолностью развалилась, I'Ородская жизнь замерла. Кочевникам-монголам нужны бы JI и безлюдные nастбища. Города уничтожались, так как могли служить центрами сопротивления, земледелие их не
11нтересовало.
Монголы провели перепись населения и обложили остав
••• ихся в живых непомерными налогами. Сбор налогов conpo-
нождался притеснениями и беззаконием. Несколько раз арм яне и грузины поднимали восстания, но всякий раз они жестоко подавлялись. Монголы проводили политику ослаб ления и униlпожения местных правителей, благодаря их стараниям многие княжеские роды угасли.
Пока монголы сохраняли свою языческую веру, христиан ская церковь и духовенство были в привилегированном по ложении. Монголы разрешали восстанавливать церкви и
исповедовать свою веру. Но уже с конца хrпвека, когда
правящий слой монголов стал принимать ислам, начались
гонения против церкви и христианской веры. Положение Ар мении еще более ухудшилось в XIV веке, когда единое мон гольское государство распалось нанезависимые ханства. Пос тоянные междоусобицы монгольских ханов nодвергали
страну новым разрушениям.
В конце XIY века в Средней Азии образовалось государство Тамерлана.Своей жестокостью он nревзошел даже монголов. В 1386, 1394, 1398, 1403 армии Тамерлана опустошили Арме нию.Городская жизнь окончательно замерла. Население вновь было nеребито или угнано в рабство. Армения nочти обезлюдела, исход населения из страны принял массовый характер.
§ 2. Армения под властью 11оркских кочевых племен в XV в.
Тюркские племена, которые nереселились в Армению при монголах и захватили лучшие земли, после nадения власти монголов стали независимыми и вовсю хозяйничали в стране. В центральной Армении обоснавались nлемена Каракоюнлу,а в юга-заnадных областях- nлемена Аккоюнлу.Постоянные войны между ними в конце XJV и в начале XV века окончательно разрушили страну.
Первоначально в этой борьбе победили Каракоюнлу, кото рым удалось создать свое государство на территории Армении. Их nредводитель Кара-Юсуф стал носить титул "Шах и Армен" - правитель Армении. Наступила краткая полоса мирной жизни. Армянский народ снова взялся за созида-
r·сльный труд, восстанавливая церкви, налаживая городскую жизнь. В Сюнике, Арцахе, Сасуне, Хлате, Гугарке и Васпура кане сохранились небольшие армянские княжества. Для того,
•rтобы добиться расположения и убедиться в преданности армянского населения, Кара-Юсуф и его преемники покро вительствовали Армянской церкви и стали назначать армянс ких князей правителями областей.
К середине XV века экономическим центром Армении вновь становится Айраратская область, а ее новым административным центром - Ереван. В этих условиях встал волрос о леренесении Преетала Католикоса обратно в Армению. Еще в период на шествий сельджуков он был перенесен из г. Ани в Киликию
- новый центр Армянской государственности. Однако после
11адения Киликийскоrо Армянского царства, Киликия перес пша быть им. Правители Каракоюилу сnособствовали пере llесению католикосата в пределы своих владений. Когда ка юликос Григор отказался переехать из Сиса в Айрарат, в
1441 г. в Эчмиадзиttе собрались представители духовенства JScex областей Армении и избрали нового Католикоса. С тех пор и по сей день Католикос Всех Армян имеет резиденцию в
':)чмиадзин е. Перенесение католикоского nреетала в Эчмиад
·шн еще более повысило национально-политическое значение
области Айрарат.
В 1468 r. предводитель Аккоюнлу Узун-Хасан отвоевал Армению, и на короткое время страна оказалась в составе его государства. Узун-Хасан провел перепись и упорядочил
r r aлorи. Сбор налогов на местах он доверял в основном
армянам. Правление Аккоюнлу также оказалось недолгим из-за начавшихся в конце XV в. династических распрей.
§ 3. Турецко-персидские войны. Разделы Армении между Османской Турцией и Сефевидским Ираном
Одно из тюркских племен в период монгольских нашест
вий обосновалось в северо-западной части Малой Азии. В
1299 г. предводитель племени Осман провозгласил себя не
зависимым nравителем и основал государство, которое по
его имени стали называть Османской Турцией. В 1453 г. тур ки-османы захватили Константинополь и уничтожили Визан тийскую империю. Османская Турция превратилась в силь нейшее государство Ближнего Востока, под ее властью оказались Балканские страны и вся Малая Азия.
В 1502 г. в за падных областях Ирана шах Исмаил из рода Сефевидов основал новое Персидекое государство. Разгромив Аккоюнлу, шах Исмаил овладел Закавказьем, Ираком и вскоре подчинил себе весь Иран. Столицей государства стал город Тебриз.
Объединение Ирана в единое государство встревожило Османскую Турцию. Султан Селим 1 с большой армией дви нулся против Ирана. В 1512 г. он разбил в сражении шаха Исмаила и взял Тебриз. Вскоре он овладел также Ираком, Сирией, Аравией и Египтом. Все Закавказье оказалось под властью Османской Турции, которая после завоеваний Сели ма 1 превратилась в огромную имnерию.
Шах Исмаил не смирился с поражением. Собрав новую армию, он вскоре сумел изгнать турок из Ирана и Закавказья. Война с переменным усnехом продолжалась почти полвека. Военные действия проходили в основном на территории Армении, которую обе воюющие стороны много раз nодвергли новым опустошениям. В 1555 r. устав от бесперспективных войн, Османская Турция и Иран заключили мир. По мирному договору в Амасии стороны поделили Армению и все Закав казье между собой. Это был третий раздел Армении.
Однако мир длился недолго. В конце XVI в. находящаяся в зените своего могущества Османская империя начала новую войну и захватила все Закавказье. Молодой шах Аббас в 1590 был вынужден уступить эти территории. Иран оказался не готов к войне.
Шах Аббас начал готовиться к новой войне. При помощи англичан он создал мощную артиллерию, реорганизовал пер сидскую армию и в 1603 г. начал новую войну против Ос манской Турции. Персидекие войска оккупировали Арме нию. Когда турецкая армия двинулась навстречу, персидекая армия отступила. Чтобы лишить турок продовольствия и
крова, шах Аббас приказал разрушить все селения, переселив все армянское население из области Айрарат.
Насильственному переселению подверглось более 300 тысяч человек, многие утонули при перенраве через реку Араке. Армянских переселенцев поселили в разных областьях Ирана, а жителей города Джуга (богатых купцов и ремеслен ников) шах Аббас поселил близ своей столицы Исфахана, построив специальный пригород - Новая Джуга. Война с переменным успехом продолжалась более 30 лет, пока наконец стороны не заключили мир.
По мирному договору 1639 r. Армения и все Закавказье вновь были разделены между Османской Турцией и Ираном. Линия раздела проходила по реке Ахурян и потом, почти прямо, делила Армению пополам. Это был четвертый раздел Армении.
§4. Армянская культура X-XIV вв.
Период мирного созидательного труда и государственной
11езависимости Армении при династии Багратуни в Армении Великой и после, в Киликийском Армянском царстве, спо собствовали бурному расцвету науки и культуры.
Сразу после принятия христианства в Армении возниюrи r(ерковные школы. Здесь готовили кадры для духовной и l'осударственной службы. Начальные школы, основанные на средства государства и церкви, действовали в городах и крупных селах. Практиковалась посылка молодых людей для
11 родолжения учебы в известные в то время образовательные центры.
В больших городах и монастырских комплексах в lX-X нв. возникли вардапетараны (высшие школы), где изучали "7 свободных искусств". Обучение длилось 7-8 лет. Выпускники
11олучали звание нардапета (бакалавра) и право преподавать.
/ сйствовали также специальные медицинские варда
rr стараны.
О Заnадной Европе в начале XIII некоторые церковные шко J r ы, где преподавали известные ученые, превратились в уни
|
|
-тета- богословский и
· М!юридический. Посту-
пить сюда можно было
;; только по окончании
вардапетарана. Обуче
ние длилось 3-4 года. Преподавали в Глад зореком университете
+ ::L.::::.:::.:.:=.:=...!:..:..:.::===:..:..::...------ известные ученые того времени- Нерсес М ше
ци, Есайи Нчеци, Овнан Воротнеци и др. В конце XIV века, спасаясь от постоянных набегов кочевников, университет переехал в более защищенный Татэвекий монастырь, где просуществовал до 1444 г. Последним руководителем Татэв ского университета был знаменитый философ Гриrор Татэ ваци.В столице Киликийекай Армении Сисе до середин ы XIV века тоже существовал университет.
Университеты и вардапетараны способствовали развитию науки. Известным ученым своего времени бьш Гриrор Ма rистрос Пахлавуни,который перевел на армянский язык и дал истолкование "Геометрии" Эвклида. Знаменитым врачом был Мхитар Гераци. Его труд по врачебному искусству был написан на доступном всем языке и широко использо вался в народе.
Широкое развитие получила юридическая мысль. Бардапет Мхитар Гошв XIII веке создал первый Армянский "Су дебник". На основе действующего тогда традиционного права и церковных постановлений он выработал свод светских зако-
нов. Независимо от него "Судебник" для Киликийекай Арме
нии создал Константин Коннетабль.
Традиционная Армянская историография обогатилась но выми произведениям и. ОванесДрасханакертцив своей "Исто рии" изложил ход событий IX-X веков. Товма Арцрунинапи сал "Историю рода Арцруни", а Степанос Орбелянизложил "Историю Сюника". В Xl в. Аристакес Ластивертцидал описание событий X-XI веков с историческими экскурсами в историю Виза нтии и сельджуков. Другой автор того же периода Степа.юс Таронаципо прозвищу "Асохик", впервые в армянской историографии, попытался изложить историю Армении в свете событий всемирной истории. Благодаря "Истории" Киракоса Гандзакецимы имеем довольно полное представле11ие о событиях XII - Xlllвеков, nроисходивших не только в Армении и Килликии , но и на всем Ближнем Востоке.
Татевекий мопастирь
Па.мят11ик герою нацио11алыюго
эпоса Давиду Сасу11ци в Еревапе
В X-XIV веках период возрождения пережи вала Армянская литература. В многовековой борьбе против арабских захват чиков создавался Ар мянский национальный эпос "Давид Сасунский".Несмотря на то, что кор ни эпического повество вания уходят далеко в глубь веков ко времени nротивостоянияАссирии и Ванекого царства , глав наяканвасобытий непос редственно отражает борьбу армянского наро да против халифата. Ос- новная идея эnоса - это
nраво каждого народа на свободу. Именно ее защищают
герои эпоса.
Самым выдающимся nредставителем Армянского Ренес санса в литературе был Гриrор Нарекаци.Его знаменитая поэ ма "Книга скорбных песнопений", имеющая всемирное признание, переведена на многие языки мира. Писал он и прекрасные песни о любви и счастье. Крупным националь ным деятелем и поэтом был Нерсес Шнорали.Писал он не только шараканы - духовные песни, но и поэмы и стихи об обыденной жизни. Большой популярностью пользовзлись его загадки. Известным баснописцем был Вардан Айrекци. Всвоих баснях он бичевал алчность, предательство, жестокость, восхвалял честность и преданность. Большой популярностью пользовзлись в народе басни известного правоведа Мхитара Гоша.
Народные поэты этого периода Фрик и Наапет Кучакписали стихи на простом, понятном для народа языке, воспе вая дружбу, преданноть родине, поднимая свой голос против несправедливости в жизни, против иноземного ига.
Период своего расцвета переживала армянская музыка. Были созданы многие шедевры хоровой религиозной музыки. Именно тогда были изобретены "Хазы"- специальная сис тема знаков для записи музыки. Развивалась также народная музыка. Бродячие музыканты - гусаны, пели близкие сердцу простых людей песни о любви , героизме, о добре и зле, декламировали эпические песни в музыкальном сопровож дении.
Продолжались традиции народного театра. На городских рынках и ярмарках в дни больших торгов бродячие актеры давали представления в масках, выступали дрессировщики животных, клоуны, музыканты, канатоходцы.
В X-X1V веках расцвела армянская архитектура. Были построены такие шедевры армянской среденевековой архи тектуры , как монастырские комплексы Санаина, Ахпата , Кечариса, Агарцина, Гошаванка. Уникален монастырский комплекс Гегарда, часть которого вырублена в скале, а другие его постройки органически вписываются в ландшафт.
Моносты ский комплекс Гега д
В больших городах и царских резиденциях были построены
11рекрасные церкви, богато декорированные снаружи и разук
рашенные фресками изнутри. Особенно выделялся кафед
ральный собор столицы Армении - города Ани. Его автор - архитектор Трдат,кроме того пост роил в Ани церковь - копию знаменитого тре хэтажного храма Звартноц, который к тому времен и уже был в руинах. Трдат взялся вос произвести разрушен ный землетрясением ку пол храма Св. Софии в Константинополе, когда греческие архитекторы оказались не в состоянии это сделать. Воестанов
+Х:рам "Су:._р;_бХац" 1ш остр:ове Ахтамар:'-----ленный Трдатом купол
Св. Софии держится до
сих пор.
Архитектор Маивелсоз дал друтой шедевр ар мянского зодчества храм "Сурб Хач" на острове Ах тамар. Храм имел от дельный царский вход на второй этаж, был богато украшен снаружи и распи сан фресками изнутри. Кроме того Маивел пост роил на острове большой царский дворец и порт для множества кораблей.
Архитектор Момикпостроил прекрасную цер ковь Нораванк, удачно
|
'Jаж, богато декорировав порт
ретами Бога Отца и ангелов,
•по было новшеством в армянс
кой архитектуре. Тот же Момик
$1ВЛяется создателем множества
хачкаров.
Хачкары- крест-камни, это особый, чисто армянский вид каменного декоративно-прик ладного искусства. Корни соз л.ания хачкаров уходят глубоко в нзыческую эпоху, когда на перек рестках, у источников, или в священных местах ставились ох ранные камни. Обязательным
атрибутом хачкара являлся крест. Он выполнялся иногда очень затейливо и больше символизировал Древо Жизни. Помещали на хачкарах часто и другие символы. Все это покрывалось различными узорами и переплетением линий. Ни один хачкар, даже одного итого же мастера, не повторяется. Каждый хачкар уникален. В средние века хачкары начали ставить и на могилах усопших.
rlВ
Хачкары в Гегарде
В Х-XIV вв. наqинается расцвет армянской кнИЖRой миниатюры. Выдающимся миниатюристом Киликии бьm Торос Рослин. Всохранившихся рукописях можно увидеть изображения ангелов и святых, портреты заказчика и всей его родни. Сохранились расписанные им Евангелия с миниатюрами царя Левона и его семьи.
Средневековая минятюра
ТЕМА 1ё!:··'