ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ см. Политическое государственное общение.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ(англ. public managemtnt) — 1) це­ленаправленное воздействие одной относительно самостоятельной системы — го­сударства — на другие с целью вызвать изменения в управляемых системных объек­тах; 2) особый тип социального управления,характеризующийся всеобъемлющи­ми властными полномочиями и функциями, что обусловлено потребностями в регулировании почти всех видов общественных ресурсов и сфер публичной жизни; 3) совокупность субпроцессов, связанных с выработкой государственной стратегии и ведением повседневной публичной политики.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕНТРИСТСКАЯ (ВЕСТФАЛЬСКАЯ) МОДЕЛЬ МИРА —1) аналитическая схема международных отношений, в которой главный объект рассмотрения — суверенное государство, его взаимодействия с подобными емугосударствами как основными акторами на международной сцене; 2) сформированная Вестфальским договором 1648 г. система мироустройства, представляю­щая собой совокупность наций-государств, ведущих самостоятельную внешнюю политику. В рамках Вестфальской системы суверенитет впервые становится атри­бутом государства, а не монарха.

ГОСУДАРСТВО (произвол, от рус. господин, государь) (определение дано в упрощенном виде) — совокупность взаимосвязанных между собой учреждений и организаций, управляющих обществом; звено политической системы общества с властными полномочиями. Государство обладает суверенитетом и территориаль­ностью, т.е. осуществляет власть над конкретным политико-географическим про­странством, устанавливает систему права. Обладая монополией на насилие, оно принуждает ко всеобщему исполнению законов и в целом обеспечивает охрану су­ществующего порядка. Основные государственные органы — правительственный аппарат, административная и финансовая системы, вооруженные силы, полиция, карательные учреждения и пр.

ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА (англ. civic calture ) — 1) смешанный тип по­литической культуры (по Г. Алмонду и С. Вербе), в котором наряду с преоблада­нием составляющих культуры участнического (активистского) типа (плюрализм, рационализм, взаимное доверие, согласие относительно целей политики, базовых ценностей и легитимности основных политических институтов, ориентация на практическую вовлеченность в политику) органически присутствуют элементы приходской (патриархальной) и подданнической культур (отсюда — наличие уме­ренной политической пассивности и некоторых традиционных ценностей); счита­ется наиболее подходящей для стабильного демократического устройства; 2) обо­значение политической культуры развитых демократий (в особенности америка­но-британской).

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — совокупность множества межличност­ных отношений, семейных, социальных, экономических, культурных, религиоз­ных и других ассоциаций и структур, которые развиваются в данном сообществе вне рамок государства и без его непосредственного вмешательства либо помощи. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (комплекс политических институтов, в т.ч. государство) и глобальное общество (самая ши­рокая социальная общность, которая осуществляет наивысший уровень интегра­ции индивидов и автономна по отношению к своему окружению).

ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ — все виды негосударственного политического института, для которого характерны: 1) добровольность объединения людей в коллективы и организации с формальной структурой (обычно нежесткой); 2) об­щие представления и цели членов группы; 3) соединение личных требований с общественно-полезными материальными и духовными мотивами, которые вы­ражаются внутри своего коллектива с помощью сотрудничества и различных воздействий либо адресуются иным группам, политическим институтам, зако­нодательной и исполнительной властям; 4) как правило, отсутствие бюрократи­ческих структур.

ГУМАНИЗМ (лат. humanus — человечный) — 1) отношение к людям, про­никнутое любовью к человеку, заботой о его благе, уважением к человеческому до­стоинству; 2) мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливос­ти, человечности связей между людьми

ДВОЙНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ (англ dual есопоmу) — фено­мен, образованный взаимодействием развитых стран с развивающимися. Как резуль­тат — дисбаланс в экономиках государств третьего мира: одни отрасли становятся сверхсовременными, открытыми для внешнего мира, процветающими и конкурен­тоспособными, а другие остаются чуть ли не архаичными, отсталыми.

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ (как специфически политическое явление) — это со­вокупность изменений в политической сфере, ведущих к институционализации от­крытой конкуренции за право контролировать правительство; предполагает при­знание вместе с институциональным обеспечением широких политических прав и свобод всех граждан конкретного государства для приумножения их политического участия, а также свободные выборы, в результате которых определяется состав пра­вительства; имеет национальное (например, смена авторитарного режима демокра­тически ориентированным в конкретной стране) и международное (территориаль­ное распространение демократии в концепции «волн» демократизации) измерения.

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ДЕЛИБЕРАЦИЯ (англ. delebiration — обдумывание, обсуждение, осмотрительность) — постоянно возобновляемый политическим со­обществом процесс поиска, оценки и переоценки принятых политических решений и их альтернатив; означает потенциальный отказ от придания любому решению статуса абсолютно истинного и окончательного, что открывает возможности для его дальнейшей коррекции.

Принцип демократической делиберации позволяет максимально полно учи­тывать разнородные интересы в политике, изменения в политической системе и окружающей ее среде, хотя и является фактором определенной нестабильности, уменьшение которой возможно при поддержании открытости и динамичности по­литического процесса в целом.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ МИР— теория международных отношений, основан­ная на положении о том, что современные либерально-демократические государства благодаря общим политическим принципам (в т. ч. ответственности) не склонны для достижения своих целей вступать в военные конфликты друг с другом и выбирают мирные средства разрешения противоречий.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ТРАНЗИТ (лат. transitus— переход, прохождение) — понятие, объединяющее многообразные по форме процессы перехода от одного общественного и политического состояния (та или иная разновидность недемокра­тии) к другому, причем в качестве конечного пункта перехода вовсе не обязательно (и даже редко) выступает именно консолидированная демократия.

ДИСКУРС (лат. discursys— беседа, разговор) - термин, широко используе­мый в гуманитарных дисциплинах, но не имеющий единого общепринятого опре­деления. Обычно под дискурсом понимается: 1) любая совокупность высказыва­ний, объединенных тем или иным набором социально заданных характеристик (цели высказывания, предметная область, типичный лексикон, характерные риторические приемы и т.д.). Иными словами, дискурс - это речевая деятельность, понимаемая как социальная практика. Такое понимание термина сложилось в 1960-1970-е гг. До этого под дискурсом понимался: 2) метод познания, основанный на рассудочном, рациональном, построенном на логике постижении истины и противопоставляе­мый интуитивному познанию. В этом смысле понятие дискурс восходит к осново­полагающей для европейского рационализма работе Р. Декарта «Рассуждение о методе» («В18ссшге ее 1а тёйтоск»). Следует выделить употребление термина дискурс, введенное немецким философом Ю. Хабермасом в начале 1970-х гг. Он предложил называть дискурсом 3) особый идеальный вид речевой коммуникации, осуществля­емый в максимально возможном отстранении от социальной реальности, авторите­тов, интересов, мотивации и т.д., позволяющем сформировать никем не оспаривае­мый минимум проблем и решений, а также критически обсудить взгляды и намере­ния участников.

ДИСЦИПЛИНА(лат. disciplina— учение)— 1) самостоятельная отрасль научного знания (в этом значении дисциплина и наука — синонимы); 2) учебный предмет.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА— права и свободы, присущие человеку от рож­дения, т.е. данные природой, проистекающие из ее основных законов. Будучи «до-социальными», эти права первичны по отношению ко всем нормам, установлениям общества и государства; они неотъемлемы, действуют везде и на протяжении всей истории. Либеральная концепция естественных прав, разрабатывавшаяся Дж. Лок-ком, Ш.Л. Монтескье и др., была зафиксирована в американской Декларации неза­висимости 1776 г., провозгласившей такие естественные права человека, как право на жизнь, свободу, стремление к счастью, «самоочевидными истинами», для обес­печения которых «учреждаются правительства», и во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., назвавшей основами естественных прав свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

ИДЕАЛИЗМ(во внешней политике) — внешнеполитический подход, осно­ванный на оптимистическом представлении о природе человека и формируемых им сообществ (разумность, стремление к благу, способность к мирному общежи­тию и к справедливости). Он предполагает миропорядок, устроенный на демок­ратических принципах, сотрудничестве и морали. Идеализм особенно был рас­пространен в 1919-1939 гг., представляя собой попытку через международные институты, в первую очередь Лигу Наций, обеспечить мир и кооперацию между государствами.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ— психологический процесс отождествления индиви­дом себя с другим человеком, группой, общностью, помогающий ему успешно ов­ладевать разными видами социальной деятельности, усваивать нормы и ценности данного сообщества.

ИДЕНТИЧНОСТЬ(лат. idtntificus — тождественный, одинаковый) — каче­ство, являющееся результатом индивидуального или группового самовосприятия в виде определенного субъекта.

ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ— распространение в массовом сознании политических идей, представлений, концепций и доктрин об устройстве и принципах функциони­рования данного общества, составляющих его идеологическую систему, и их зак­репление в политической практике. Наивысшая идеологизация — это индоктрина-ция (фр. сюсптпаке — человек, слепо следующий какому-либо учению).

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ (ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ) СПЕКТР- 1) ло­гически упорядоченная совокупность политически значимых идейных (идеологи­ческих) направлений и течений, а также выражающих их носителей (партий и движений), которые включены в политическую жизнь общества; 2) аналитический ин­струмент для классификации и сравнения распространенных в обществе фунда­ментальных политических идей и ценностей, их представителей, конкурирующих между собой по принципиальным целям и проблемам. Локализация идеологии или ее носителя в идеологическом спектре совершается, как правило, по одной из двух пересекающихся осей: левые — правые, либерализм — консерватизм. Иногда до­бавляют третью: радикализм - реформизм.

ИДЕОЛОГИЯ(гр. Меа — идея, образ, logos — учение) — относительно сис­тематизированная совокупность взаимосвязанных идей, представлений, концепций и доктрин как об устройстве и принципах функционирования общества, так и о способах достижения отвечающего интересам носителя этих идей состояния обще­ства, которая создает основу для организованной политической деятельности неза­висимо от того, является ли целью идеологии сохранение, преобразование или раз­рушение наличной политической действительности.

В политической науке существует влиятельная традиция понимания феномена идеологии, связанная с работами К. Маркса и К. Мангейма: идеология — форма со­знания, отражающая искаженный и частичный образ реальности, обусловленный со­циально-историческими обстоятельствами в целом, а в частности, особенностями по­знания реальности, ее интеллектуальной реконструкции познающим субъектом и его интересами (отсюда — представления о «ложности», «иллюзорности» идеологии). В этом смысле идеология понимается как противоположность претендующему на объек­тивность и аналитичность научному постижению действительности.

Менее распространена интерпретация идеологии как закрытой, негибкой сис­темы догматических положений, преимущественно коммунистического и фашист­ского толка, притязающей на обладание абсолютной истиной (К. Поппер, Дж. Тэл-мон, X. Арендт). В данной версии идеология воспринимается как инструмент соци­ального контроля на службе тоталитарного режима или, шире, как орудие властвования правящей элиты, подчиняющее себе даже эстетическое и религиоз­ное сознание (Г. Моска, В. Парето).

Для прикладного политического анализа идеология — это ориентированная на определенное действие система связанных идей; акцент в изучении идеологии делается на ее практическом участии в формировании общественного мнения и политических пристрастий.

ИМПИЧМЕНТ(англ. imptschment) — особый порядок привлечения к ответ­ственности и судебного рассмотрения дел о нарушениях закона высшими должнос­тными лицами государства. При импичменте право привлечения к ответственности и предания суду принадлежит нижней палате, а право рассмотрения дела — верх­ней. Применяется в США, Великобритании, Японии и др. государствах.

ИНИЦИАТИВА(лат. initiare — начинать) — инструмент прямой демократии, который дает право группе граждан (зарегистрированных избирателей) с установ­ленным законом количеством участников или собравшей необходимое число под­писей (например, в Швейцарии — 50 тыс., в Калифорнии, США — 5% от электора­та, голосовавшего на последних выборах губернатора) потребовать вынесения на голосование сформулированного ею вопроса (законопроекта, изменений и допол­нений какого-либо существующего закона, в т.ч. конституции). Инициатива может быть прямой (вопрос сразу выносится на рассмотрение/голосование граждан) или непрямой (вопрос сначала обсуждается в законодательном органе и только при не­гативном ответе передается на всенародное голосование, иногда с альтернативным вариантом, предложенным законодателями). Получила широкое распространение в Швейцарии (впервые — в 1845 г.), 23 штатах США (в основном западных), Италии. Инициативу как легальный способ заполнить пробелы в законодательстве или из­менить его нормы часто используют группы интересов, обладающие достаточными ресурсами для сбора подписей и мобилизации политического участия граждан.

ИНСТИТУТ(лат. institutum - установление, учреждение) — совокупность фундаментальных форм или структур общественной организации, установленных законом или обычаями конкретного человеческого сообщества. В политологии — определенная организация деятельности и отношений в сфере политики, воплоща­ющая общественные нормы и правила поведения людей.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ— 1) учреждение каких-либо новых обще­ственных институтов; 2) правовое и организационное закрепление тех или иных социальных отношений. Термин чаще всего используется в политическом плане.

КАТЕГОРИЯ(гр. kategoria- высказывание; признак)— 1) в науке: наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее существенные свойства и отно­шения какого-либо явления действительности или процесса; 2) разряд, группа яв­лений, лиц, объединенных общностью некоторых признаков.

КЛИКА(в политическом смысле) (фр. klique — шайка, банда) — группа лю­дей, объединенная корпоративными — экономическими, социальными, политичес­кими и др. — интересами, осуществляющая своекорыстные требования через ин­ституты и каналы государства (как правило, авторитарного).

КОММУНИКАЦИЯ(лат. согшгштсагю от соттшпсо - делаю общим, свя­зываю, общаюсь)— 1) акт общения или связь между двумя и более индивидами, основанная на взаимопонимании; передача информации от человека к человеку; 2) массовая коммуникация — процесс сообщения информации с помощью высоко­технологичных средств (печать, радио, телевидение, Интернет и пр.) масштабным и рассредоточенным в пространстве аудиториям.

КОНСЕРВАТИЗМ(лат. communicaion — охранять, сохранять) — многоуровне­вое и сложное общественное явление; это: 1) социально-психологическое качество индивида, выражающееся, в частности, в акцентировании опыта и в предпочтении существующего порядка вещей, в чем бы он ни состоял, нововведениями; 2) поли­тическая идеология, выдвигающая в качестве приоритетов поддержание морально-этических основ общества, естественноисторически сложившихся институтов го­сударства и политических процедур, а также сохранение стабильности (порядка) и преемственности как факторов устойчивого развития общества; 3) совокупность партий и движений, занимающих основные позиции в правой части идейно-поли­тического спектра. Есть и особые ситуационные трактовки консерватизма — С. Хан­тингтон, например, предложил считать его явлением с исторически изменяющимся ценностным содержанием: это «система идей, которая служит сохранению суще­ствующего порядка, независимо от того, где и когда он имеет место, и направлена против любых попыток его разрушения».

Главные образующие принципы консерватизма как метаидеологии — преем­ственность, эволюционность, традиционные ценности и порядок Современный консерватизм, оставаясь построенным на стереотипах охрани­тельного сознания, представляет собой синкретическую (смешанную) систему взгля­дов, в которой сочетаются принцип уважения свободы индивида (взятый у класси­ческого либерализма) с уверенной ориентацией на защиту традиционных ценнос­тей, институтов и процедур, с.критикой коллективистских тенденций и социально-экономических программ «большого государства». Все эти особеннос­ти обусловливают по-прежнему значительное влияние консерватизма в политике.

КОНСОЛИДАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ(лат. сonsolidation — укреплять, уплот­нять, сращивать) — 1) наблюдаемая в глобальной «волне» демократизации тенден­ция, аналитически противопоставляемая тенденции количественного роста группы формально демократических государств (экспансия демократии), состоящая в «уси­лении демократических институтов и демократической практики в каждой из стран, а также в укреплении межгосударственных связей в сообществе демократи­ческих наций» (С. Хантингтон); 2) совокупность социально-экономических, поли­тических и др. процессов, ведущих к становлению в стране консолидированной де­мократии (англ. сопзоЦсЫед ёетосгасу), т.е. таких политических условий, в кото­рых демократические принципы признаны основными в сфере политики и демо­кратические перемены являются необратимыми.

Американские политологи X. Линц и А. Степан определяют консолидирован­ную демократию как политический режим, при котором соблюдаются следующие условия: 1) не существует сколько-нибудь влиятельных, распоряжающихся значи­тельными ресурсами акторов, представленных этническими, социальными, эконо­мическими, политическими и др. группами, которые добиваются своих целей пу­тем создания недемократического режима, применения насилия или отделения от государства; 2) устойчивое большинство граждан убеждены, что демократические процедуры и институты — самые оптимальные средства организации политичес­кой жизни их общества; соответственно, доля выступающих против демократичес­кого порядка невелика и невлиятельна; эти антисистемные силы маргинальны и не пользуются какой-либо существенной поддержкой населения; 3) государственные и негосударственные акторы согласны разрешать любые возникающие конфликты на основании закона или в рамках сложившихся демократических политических институтов и в соответствии с установленными процедурами.

КОНСОЦИАТИВНАЯ (СООБЩЕСТВЕННАЯ) ДЕМОКРАТИЯ(англ. сопsociational democгасу) — альтернативная мажоритарной (т.е. опирающейся на большинство) форма демократии, являющаяся наиболее приемлемой для плюрали­стических (многосоставных, мультикультуральных) обществ, в которых особенно сильно выражено разделение на сегменты (группы) по этническим, религиозным, идеологическим, региональным и др. признакам. Начало распространению терми­на положила книга А. Лейпхарта «Демократия в многосоставных обществах» (1977). Сейчас в переводной и отечественной литературе чаще используется равно­значное понятие плюралистического общества

Политический режим, основанный на такой форме демократии, отличается следующим: 1) разделение полномочий в сфере исполнительной власти предпола­гает осуществление управления в виде большой коалиции представителей основ­ных сегментов (групп) общества; 2) коалиционность означает, что решения, затра­гивающие интересы всех сегментов общества, принимаются совместно их представителями, но вопросы, касающиеся только одного из них, решаются им самостоя­тельно (т.е. речь идет о значительной автономии сегментов), а институционально данный принцип чаще всего выражается в федеративном устройстве государства, хотя может иметь и нетерриториальное истолкование; 3) пропорциональность яв­ляется основным принципом при реализации политического представительства, в т.ч. меньшинств, получающих таким образом возможность артикулировать (заяв­лять) и защищать свои интересы в назначениях на государственные должности и при формировании бюджета; 4) право вето меньшинств, участвующих в коалиции, заставляет учитывать их потребности при принятии важных решений.

Консоциативная демократия утверждается и эффективно функционирует при соблюдении ряда условий, среди которых: отсутствие в плюралистическом обще­стве абсолютно доминирующего сегмента; равное влияние основных сегментов; ограниченное (3-5) количество сегментов; наличие внешней угрозы, одинаково вос­принимаемой всеми сегментами и т.д. Примеры относительно успешных консоциа-тивных демократических режимов — Швейцария (с 1943), Бельгия (после Первой мировой войны); частично консоциативные режимы — Канада, Австрия и др.

КОНСОЦИАТИВНОСТЬ— принцип организации власти, основанный на сотрудничестве в рамках сложившейся институциональной структуры политических элит, представляющих различные относительно автоном­ные сегменты общества; соблюдение принципа консоциативности позволяет под­держивать достаточно высокий уровень «национального единства», а таюке добиться стабильности демократии в стране с «фрагментированной политической культурой» (А.Лейпхарт). Термин «консоциация» (группа общественного единения) изначаль­но применялся для обозначения пресвитерианских организаций в Шотландии, а в политологии его впервые использовал Д. Аптер.

Консоциативность предполагает элитарный характер организации системы власти, а значит, ее эффективность зависит от готовности частей политической эли­ты к сотрудничеству, толерантности их лидеров и гибкости институциональной структуры межэлитного сотрудничества. Если эти условия отсутствуют, то неизбе­жен распад политической системы, который обычно сопровождается насилием (Ли­ван, Кипр, Югославия).

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ(лат. constitutic — установление) —процесс обретения государственными институтами конституционных (т.е. легально-рацио­нальных, установленных главным законом государства) оснований, обеспечиваю­щих их деятельность в соответствии с закрепленными законом (реже — традиция­ми) правилами и процедурами.

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ— 1) принцип строгого соблюдения буквы и духа основного закона (конституции) или совокупности самых важных законов государ­ства, обладающих высшей юридической силой, конституционных процедур и уста­новлений; порядок, при котором обеспечивается власть закона, т.е. государствен­ные органы и должностные лица действуют не произвольно, а в соответствии с правовыми предписаниями; 2) направление политической мысли, отстаивающее власть закона в качестве главенствующих принципа и инструмента политического властвования.

Англосаксонская политическая традиция ставит знак равенства между кон­ституционализмом и конституционной системой правления, центральными элеметами которой являются: процедурная стабильность (основные процедуры иправи­ла, включая права человека, неприкосновенны, т.е. не могут быть изменены или отменены); ответственность (подотчетность) правительства перед избирателями; представительный характер власти; разделение властей и полномочий; открытость (публичность) политики.

КОНФЕДЕРАЦИЯ(позднелат. Confogeratio — объединение) — постоянный союз государственных образований, сохраняющих свою независимость (суверени­тет), располагающих собственными структурами власти, которые объединяются для координации действий по некоторым внутри- и внешнеполитическим вопросам и создают специальные совместные органы.

КОРПОРАТИЗМ(лат. согрогаtiо — объединение, сообщество) — по Ф.Шмиттеру — система представительства интересов, в которой ограниченное число еди­ничных, недобровольных, несоревновательных, иерархически организованных, фун­кционально различных, признанных или созданных государством элементов полу­чают монопольное представительство в обмен на контроль над избранием лидеров и артикуляцией требований.

КРАТОЛОГИЯ(гр. kratos - власть) — направление в политологии, исследу­ющее комплекс проблем, связанных с понятием власти, формами и способами ее осуществления и/или распределения.

ЛЕГАЛЬНОСТЬ(лат. legalis — законный) — санкция со стороны власти на придание законной силы какому-то политическому институту, документу ипр., а также формальное соответствие правовым нормам решений иактов органов госу­дарственной власти.

ЛЕГИТИМНОСТЬ(лат. legitimus — законный, надлежащий, правильный) — соответствие политической власти основным ценностям большинства общества и его устремлениям. В широком смысле понятия легитимным является любое правление, которое отвечает критериям относительно долговременного общественного согла­сия с ним, восприятия его людьми как оправданного, должного, оптимального. Таким образом, источник легитимности — народ, а управляемые вовлечены через различ­ные процедуры (связанные с волеизъявлением) в процесс выработки политических решений.

ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ— обретение действующей политической властью ле­гитимности.

ЛИБЕРАЛИЗМ(лат. liberalis — свободный) — 1. Политическая идеология, выдвигающая в качестве своих приоритетов обеспечение: а) максимально возмож­ной свободы индивида во всех сферах жизни общества — она имеет строгие гаран­тии, но не абсолютна, ибо ограничена в разумных пределах законом; б) индивидуализ­ма как главного экономического, политического и социального принципа (в класси­ческом либерализме); в) правового и политического равенства, а также равенства возможностей; г) терпимости и плюрализма как важных принципов социально-по­литического взаимодействия; д) участия в политике через различные формы предста­вительства. 2. Совокупность партий и движений, занимающих в идейно-политичес­ком спектре позиции центра и несколько левее центра.

Либерализм — это метаидеология, которая (наряду с социализмом и консерва­тизмом) закладывает фундаментальные принципы и направления идейно-политического содержания общественного развития: свободу и веру в возможность рацио­нального постижения и переустройства мира. В качестве метаидеологии либера­лизм в большей мере, чем другие, оказался способен к серьезной эволюции, в раз­ное время сочетая в себе малосовместимые идеи, концепции и доктрины (напри­мер, о государственном регулировании экономики), но при этом сохраняя ряд главных для него положений, среди которых выделяется признание возможностей: индиви­дуальной свободы («равной свободы», по Дж. Уолдрону), если не в экономике, то во всех других сферах общественной жизни; критического отношения каждого ин­дивида к общественному строю; уважения со стороны государства и его равного отношения к любому индивиду (Р. Дворкин).

Современный либерализм — сложное духовное образование, где появились идейные течения, пытающиеся синтезировать его основные ценности с социально ориентированными идеями и концепциями «большого государства» или «государ­ства всеобщего благоденствия» (Дж. Роулс) либо с представлениями, полностью отрицающими социальную направленность деятельности государства (Р. Нозик).

ЛИБЕРТАРИЗМ— экономоцентрическое направление в современном кон­серватизме (некоторые относят его к неолиберализму или «либерализму экономи­ческих консерваторов»), основанное на идее максимизации индивидуальной сво­боды, прежде всего свободы личного выбора как главного жизненного принципа. Достижение данной цели предполагает, согласно идеологам либертаризма (Ф. Хайек, Л. фон Мизес, М. Фридман, Р. Нозик), сокращение масштабов государственного вмешательства в социально-экономическую сферу (требования уменьшения разме­ров госаппарата и налогов, устранение практики перераспределения доходов и т.д.) и почти полный отказ государства от участия в проблемах, связанных с социальной справедливостью и равенством (они рассматриваются только с позиции свободной рыночной конкуренции как единственного условия реализации способностей и сво­бод индивида). Либертаризм в американском варианте предусматривает также от­каз от большей части ограничений в плане абортов, наркотиков, огнестрельного оружия и дорожных скоростных режимов. Все эти положения входят в программу Либертаристской партии в США (основана в 1971), добившейся некоторых успехов в 1970-1980-х гг. Либертаристский подход был популярен в анархистских движе­ниях. Отдельных принципов либертаризма придерживались такие известные руко­водители государств, как Р. Рейган (США) и М. Тэтчер (Великобритания).

ЛИГА НАЦИИ— международная организация, учрежденная на Парижской мирной конференции (Устав был принят в 1919 г.; торжественно открыта в 1920 г.) по инициативе союзников-победителей в Первой мировой войне для развития со­трудничества между народами, обеспечения мира и безопасности (в Уставе был за­ложен принцип коллективной безопасности), мирного решения межгосударствен­ных противоречий (третейским разбирательством. Советом Лиги или ее Ассамбле­ей), сокращения вооружений и т.п. Лига не стала всемирной организацией — не все великие державы входили в нее (например, Германия и Япония вышли из ее состава в 1934 г., членство СССР — 1934-1939 гг.), потому была не в состоянии пресечь многочисленные агрессии в предвоенный период (из-за неспособности организо­вать коллективные действия) и предотвратить Вторую мировую войну. Она факти­чески прекратила свое существование с 1939 г. (формально распущена в 1946 г.), однако многие элементы ее структуры, процедуры и цели восприняла ООН

ЛИЧНОСТЬ(в политической психологии) — квалификация индивида, осво­ившего социальные функции, осознавшего свою самотождественность и неповто­римость как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве чле­на общества и субъекта мира политики.

ЛОГОС(гр. logos) — одновременно: слово (высказывание, речь) и смысл (по­нятие, суждение, основание). Позднее данное понятие стало восприниматься как «учение»; ...логия — вторая часть сложных слов, означающая: наука, знание.

МАРКСИЗМ— интеллектуально сконструированная («научная») политичес­кая идеология, основанная на следующем: исторический материализм («материа­листическое понимание истории»); диалектический характер развития мира; непри­ятие капитализма вследствие отчуждения рабочего от продукта своего труда; клас­совая борьба ради искоренения частной собственности; пролетарская революция как путь разрешения противоречия между трудом и капиталом; достижение комму­низма в качестве конечного идеала и цели общественного развития.

Марксизм прошел ряд этапов развития, среди которых выделяются: 1) адапта­ция к конкретному национальному контексту (Г.В. Плеханов и др.); 2) марксизм «ревизионистского» толка, пересматривавший учение К. Маркса, внеся в него по­ложение о возможности мирного перехода к социализму и отвергнув неизбежность классовой борьбы (К. Каутский, Э. Бернштейн и др.); он стал идеологической осно­вой для западной социал-демократии; 3) ортодоксальный коммунизм как офици­альная идеология, сформировавшаяся при становлении социалистических режимов и радикализированная постулатами о классовой борьбе, насильственной диктатуре пролетариата и т.д. (В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин, Мао Цзэдун и др.); 4) неомарксизм, сохранивший основы в виде исторического и диалектического мате­риализма, но отличающийся акцентом на гуманизм и теоретические проблемы чело­века (Д. Лукач и др.). Значительный вклад в развитие неомарксизма внесли предста­вители Франкфуртской школы социальной философии (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Э. Фромм), разработавшие так называемую критическую теорию — совокупность положений марксистской политэкономии, философии Г.В.Ф. Гегеля и психологии 3. Фрейда, повлиявшую на левое движение в 1960-1970-х гг.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЖИМЫ(англ. international regimes) — сформули­рованный набор принципов, норм, правил и процедур принятия решений, в отно­шении которых совпадают ожидания членов мирового сообщества в конкретной сфере международных отношений (например, в тарифах и торговле, финансовой политике, использовании космоса и т.п.).

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ(англ. international relatios) — само­стоятельная дисциплина в сфере политических наук (выделилась в начале XX в.), традиционно занимающаяся исследованием межгосударственных взаимодействий (интеракций) в мировом масштабе, а также национальных интересов государств.

МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ(англ. intergovermmental oganization — ЮОз) — институты, учреждаемые национальными правительства­ми для достижения общих целей. В качестве устойчивой формы сотрудничества государств они создают постоянную организационную инфраструктуру, а также содействуют многосторонней дипломатии, основанной на уважении суверенитета участников. Подразделяются на универсальные (прежде Лига Наций, затем ООН), региональные (например, Организация арабского единства, ОБСЕ) и по сферам ком­петенции (общие, специальные).

МЕНТАЛИТЕТ(лат. mens, mentis — ум, рассудок) — общий склад мышле­ния, особенности сознания, умонастроений, психологические и нравственные пред­расположенности какой-либо общности; устойчивый способ мировосприятия, объе­диняющий рациональные, эмоциональные, ценностные и пр. воззрения, нормы и стереотипы.

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ— совокупность тех­нологий, приемов и процедур, с помощью которых государство регулирует соотно­шение и распределение общественных ресурсов и упорядочивает публичную жизнь.

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА(англ. world politics) — сформировавшееся в 1970-е гг. в рамках неолиберализма научное направление (его развитие связывается с автора­ми журнала «intergovermmental oganization», а также с работой Р. Кеохейна и Дж. Ная «Транснациональные отношения и мировая политика».).

Хотя понятия «международные отношения» и «мировая политика» использу­ются часто как синонимы, в первом случае акцент делается обычно на межгосудар­ственных проблемах, а во втором - на том, что рассматривается более широкий круг акторов (включая неправительтсвенные) и проблем (в том числе связанных с глобализацией, а также экологических и т.д.). Таким образом, в большинстве совре­менных исследований по данной проблематике международные отношения высту­пают частью мировой политики.

МИР-СИСТЕМА— по И. Валлерстайну — достаточно широкая («мир») со­циальная система со своими границами, структурами, группами как ее элементами, правилами легитимизации и внутренней соподчиненностью. Она обладает харак­теристиками живого организма, в частности определенной продолжительностью жизни, в течение которой одни ее свойства изменяются, а другие остаются стабиль­ными. Процессы жизнедеятельности мир-системы как материально-экономическо­го образования во многом являются самоподдерживающимися (на основании ши­рокого функционального и географического разделения труда, культурного много­образия), а динамик<

Наши рекомендации