ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ см. Политическое государственное общение.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ(англ. public managemtnt) — 1) целенаправленное воздействие одной относительно самостоятельной системы — государства — на другие с целью вызвать изменения в управляемых системных объектах; 2) особый тип социального управления,характеризующийся всеобъемлющими властными полномочиями и функциями, что обусловлено потребностями в регулировании почти всех видов общественных ресурсов и сфер публичной жизни; 3) совокупность субпроцессов, связанных с выработкой государственной стратегии и ведением повседневной публичной политики.
ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕНТРИСТСКАЯ (ВЕСТФАЛЬСКАЯ) МОДЕЛЬ МИРА —1) аналитическая схема международных отношений, в которой главный объект рассмотрения — суверенное государство, его взаимодействия с подобными емугосударствами как основными акторами на международной сцене; 2) сформированная Вестфальским договором 1648 г. система мироустройства, представляющая собой совокупность наций-государств, ведущих самостоятельную внешнюю политику. В рамках Вестфальской системы суверенитет впервые становится атрибутом государства, а не монарха.
ГОСУДАРСТВО (произвол, от рус. господин, государь) (определение дано в упрощенном виде) — совокупность взаимосвязанных между собой учреждений и организаций, управляющих обществом; звено политической системы общества с властными полномочиями. Государство обладает суверенитетом и территориальностью, т.е. осуществляет власть над конкретным политико-географическим пространством, устанавливает систему права. Обладая монополией на насилие, оно принуждает ко всеобщему исполнению законов и в целом обеспечивает охрану существующего порядка. Основные государственные органы — правительственный аппарат, административная и финансовая системы, вооруженные силы, полиция, карательные учреждения и пр.
ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА (англ. civic calture ) — 1) смешанный тип политической культуры (по Г. Алмонду и С. Вербе), в котором наряду с преобладанием составляющих культуры участнического (активистского) типа (плюрализм, рационализм, взаимное доверие, согласие относительно целей политики, базовых ценностей и легитимности основных политических институтов, ориентация на практическую вовлеченность в политику) органически присутствуют элементы приходской (патриархальной) и подданнической культур (отсюда — наличие умеренной политической пассивности и некоторых традиционных ценностей); считается наиболее подходящей для стабильного демократического устройства; 2) обозначение политической культуры развитых демократий (в особенности американо-британской).
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — совокупность множества межличностных отношений, семейных, социальных, экономических, культурных, религиозных и других ассоциаций и структур, которые развиваются в данном сообществе вне рамок государства и без его непосредственного вмешательства либо помощи. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (комплекс политических институтов, в т.ч. государство) и глобальное общество (самая широкая социальная общность, которая осуществляет наивысший уровень интеграции индивидов и автономна по отношению к своему окружению).
ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ — все виды негосударственного политического института, для которого характерны: 1) добровольность объединения людей в коллективы и организации с формальной структурой (обычно нежесткой); 2) общие представления и цели членов группы; 3) соединение личных требований с общественно-полезными материальными и духовными мотивами, которые выражаются внутри своего коллектива с помощью сотрудничества и различных воздействий либо адресуются иным группам, политическим институтам, законодательной и исполнительной властям; 4) как правило, отсутствие бюрократических структур.
ГУМАНИЗМ (лат. humanus — человечный) — 1) отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе, уважением к человеческому достоинству; 2) мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности связей между людьми
ДВОЙНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ (англ dual есопоmу) — феномен, образованный взаимодействием развитых стран с развивающимися. Как результат — дисбаланс в экономиках государств третьего мира: одни отрасли становятся сверхсовременными, открытыми для внешнего мира, процветающими и конкурентоспособными, а другие остаются чуть ли не архаичными, отсталыми.
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ (как специфически политическое явление) — это совокупность изменений в политической сфере, ведущих к институционализации открытой конкуренции за право контролировать правительство; предполагает признание вместе с институциональным обеспечением широких политических прав и свобод всех граждан конкретного государства для приумножения их политического участия, а также свободные выборы, в результате которых определяется состав правительства; имеет национальное (например, смена авторитарного режима демократически ориентированным в конкретной стране) и международное (территориальное распространение демократии в концепции «волн» демократизации) измерения.
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ДЕЛИБЕРАЦИЯ (англ. delebiration — обдумывание, обсуждение, осмотрительность) — постоянно возобновляемый политическим сообществом процесс поиска, оценки и переоценки принятых политических решений и их альтернатив; означает потенциальный отказ от придания любому решению статуса абсолютно истинного и окончательного, что открывает возможности для его дальнейшей коррекции.
Принцип демократической делиберации позволяет максимально полно учитывать разнородные интересы в политике, изменения в политической системе и окружающей ее среде, хотя и является фактором определенной нестабильности, уменьшение которой возможно при поддержании открытости и динамичности политического процесса в целом.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ МИР— теория международных отношений, основанная на положении о том, что современные либерально-демократические государства благодаря общим политическим принципам (в т. ч. ответственности) не склонны для достижения своих целей вступать в военные конфликты друг с другом и выбирают мирные средства разрешения противоречий.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ТРАНЗИТ (лат. transitus— переход, прохождение) — понятие, объединяющее многообразные по форме процессы перехода от одного общественного и политического состояния (та или иная разновидность недемократии) к другому, причем в качестве конечного пункта перехода вовсе не обязательно (и даже редко) выступает именно консолидированная демократия.
ДИСКУРС (лат. discursys— беседа, разговор) - термин, широко используемый в гуманитарных дисциплинах, но не имеющий единого общепринятого определения. Обычно под дискурсом понимается: 1) любая совокупность высказываний, объединенных тем или иным набором социально заданных характеристик (цели высказывания, предметная область, типичный лексикон, характерные риторические приемы и т.д.). Иными словами, дискурс - это речевая деятельность, понимаемая как социальная практика. Такое понимание термина сложилось в 1960-1970-е гг. До этого под дискурсом понимался: 2) метод познания, основанный на рассудочном, рациональном, построенном на логике постижении истины и противопоставляемый интуитивному познанию. В этом смысле понятие дискурс восходит к основополагающей для европейского рационализма работе Р. Декарта «Рассуждение о методе» («В18ссшге ее 1а тёйтоск»). Следует выделить употребление термина дискурс, введенное немецким философом Ю. Хабермасом в начале 1970-х гг. Он предложил называть дискурсом 3) особый идеальный вид речевой коммуникации, осуществляемый в максимально возможном отстранении от социальной реальности, авторитетов, интересов, мотивации и т.д., позволяющем сформировать никем не оспариваемый минимум проблем и решений, а также критически обсудить взгляды и намерения участников.
ДИСЦИПЛИНА(лат. disciplina— учение)— 1) самостоятельная отрасль научного знания (в этом значении дисциплина и наука — синонимы); 2) учебный предмет.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА— права и свободы, присущие человеку от рождения, т.е. данные природой, проистекающие из ее основных законов. Будучи «до-социальными», эти права первичны по отношению ко всем нормам, установлениям общества и государства; они неотъемлемы, действуют везде и на протяжении всей истории. Либеральная концепция естественных прав, разрабатывавшаяся Дж. Лок-ком, Ш.Л. Монтескье и др., была зафиксирована в американской Декларации независимости 1776 г., провозгласившей такие естественные права человека, как право на жизнь, свободу, стремление к счастью, «самоочевидными истинами», для обеспечения которых «учреждаются правительства», и во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., назвавшей основами естественных прав свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
ИДЕАЛИЗМ(во внешней политике) — внешнеполитический подход, основанный на оптимистическом представлении о природе человека и формируемых им сообществ (разумность, стремление к благу, способность к мирному общежитию и к справедливости). Он предполагает миропорядок, устроенный на демократических принципах, сотрудничестве и морали. Идеализм особенно был распространен в 1919-1939 гг., представляя собой попытку через международные институты, в первую очередь Лигу Наций, обеспечить мир и кооперацию между государствами.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ— психологический процесс отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, общностью, помогающий ему успешно овладевать разными видами социальной деятельности, усваивать нормы и ценности данного сообщества.
ИДЕНТИЧНОСТЬ(лат. idtntificus — тождественный, одинаковый) — качество, являющееся результатом индивидуального или группового самовосприятия в виде определенного субъекта.
ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ— распространение в массовом сознании политических идей, представлений, концепций и доктрин об устройстве и принципах функционирования данного общества, составляющих его идеологическую систему, и их закрепление в политической практике. Наивысшая идеологизация — это индоктрина-ция (фр. сюсптпаке — человек, слепо следующий какому-либо учению).
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ (ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ) СПЕКТР- 1) логически упорядоченная совокупность политически значимых идейных (идеологических) направлений и течений, а также выражающих их носителей (партий и движений), которые включены в политическую жизнь общества; 2) аналитический инструмент для классификации и сравнения распространенных в обществе фундаментальных политических идей и ценностей, их представителей, конкурирующих между собой по принципиальным целям и проблемам. Локализация идеологии или ее носителя в идеологическом спектре совершается, как правило, по одной из двух пересекающихся осей: левые — правые, либерализм — консерватизм. Иногда добавляют третью: радикализм - реформизм.
ИДЕОЛОГИЯ(гр. Меа — идея, образ, logos — учение) — относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, представлений, концепций и доктрин как об устройстве и принципах функционирования общества, так и о способах достижения отвечающего интересам носителя этих идей состояния общества, которая создает основу для организованной политической деятельности независимо от того, является ли целью идеологии сохранение, преобразование или разрушение наличной политической действительности.
В политической науке существует влиятельная традиция понимания феномена идеологии, связанная с работами К. Маркса и К. Мангейма: идеология — форма сознания, отражающая искаженный и частичный образ реальности, обусловленный социально-историческими обстоятельствами в целом, а в частности, особенностями познания реальности, ее интеллектуальной реконструкции познающим субъектом и его интересами (отсюда — представления о «ложности», «иллюзорности» идеологии). В этом смысле идеология понимается как противоположность претендующему на объективность и аналитичность научному постижению действительности.
Менее распространена интерпретация идеологии как закрытой, негибкой системы догматических положений, преимущественно коммунистического и фашистского толка, притязающей на обладание абсолютной истиной (К. Поппер, Дж. Тэл-мон, X. Арендт). В данной версии идеология воспринимается как инструмент социального контроля на службе тоталитарного режима или, шире, как орудие властвования правящей элиты, подчиняющее себе даже эстетическое и религиозное сознание (Г. Моска, В. Парето).
Для прикладного политического анализа идеология — это ориентированная на определенное действие система связанных идей; акцент в изучении идеологии делается на ее практическом участии в формировании общественного мнения и политических пристрастий.
ИМПИЧМЕНТ(англ. imptschment) — особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о нарушениях закона высшими должностными лицами государства. При импичменте право привлечения к ответственности и предания суду принадлежит нижней палате, а право рассмотрения дела — верхней. Применяется в США, Великобритании, Японии и др. государствах.
ИНИЦИАТИВА(лат. initiare — начинать) — инструмент прямой демократии, который дает право группе граждан (зарегистрированных избирателей) с установленным законом количеством участников или собравшей необходимое число подписей (например, в Швейцарии — 50 тыс., в Калифорнии, США — 5% от электората, голосовавшего на последних выборах губернатора) потребовать вынесения на голосование сформулированного ею вопроса (законопроекта, изменений и дополнений какого-либо существующего закона, в т.ч. конституции). Инициатива может быть прямой (вопрос сразу выносится на рассмотрение/голосование граждан) или непрямой (вопрос сначала обсуждается в законодательном органе и только при негативном ответе передается на всенародное голосование, иногда с альтернативным вариантом, предложенным законодателями). Получила широкое распространение в Швейцарии (впервые — в 1845 г.), 23 штатах США (в основном западных), Италии. Инициативу как легальный способ заполнить пробелы в законодательстве или изменить его нормы часто используют группы интересов, обладающие достаточными ресурсами для сбора подписей и мобилизации политического участия граждан.
ИНСТИТУТ(лат. institutum - установление, учреждение) — совокупность фундаментальных форм или структур общественной организации, установленных законом или обычаями конкретного человеческого сообщества. В политологии — определенная организация деятельности и отношений в сфере политики, воплощающая общественные нормы и правила поведения людей.
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ— 1) учреждение каких-либо новых общественных институтов; 2) правовое и организационное закрепление тех или иных социальных отношений. Термин чаще всего используется в политическом плане.
КАТЕГОРИЯ(гр. kategoria- высказывание; признак)— 1) в науке: наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее существенные свойства и отношения какого-либо явления действительности или процесса; 2) разряд, группа явлений, лиц, объединенных общностью некоторых признаков.
КЛИКА(в политическом смысле) (фр. klique — шайка, банда) — группа людей, объединенная корпоративными — экономическими, социальными, политическими и др. — интересами, осуществляющая своекорыстные требования через институты и каналы государства (как правило, авторитарного).
КОММУНИКАЦИЯ(лат. согшгштсагю от соттшпсо - делаю общим, связываю, общаюсь)— 1) акт общения или связь между двумя и более индивидами, основанная на взаимопонимании; передача информации от человека к человеку; 2) массовая коммуникация — процесс сообщения информации с помощью высокотехнологичных средств (печать, радио, телевидение, Интернет и пр.) масштабным и рассредоточенным в пространстве аудиториям.
КОНСЕРВАТИЗМ(лат. communicaion — охранять, сохранять) — многоуровневое и сложное общественное явление; это: 1) социально-психологическое качество индивида, выражающееся, в частности, в акцентировании опыта и в предпочтении существующего порядка вещей, в чем бы он ни состоял, нововведениями; 2) политическая идеология, выдвигающая в качестве приоритетов поддержание морально-этических основ общества, естественноисторически сложившихся институтов государства и политических процедур, а также сохранение стабильности (порядка) и преемственности как факторов устойчивого развития общества; 3) совокупность партий и движений, занимающих основные позиции в правой части идейно-политического спектра. Есть и особые ситуационные трактовки консерватизма — С. Хантингтон, например, предложил считать его явлением с исторически изменяющимся ценностным содержанием: это «система идей, которая служит сохранению существующего порядка, независимо от того, где и когда он имеет место, и направлена против любых попыток его разрушения».
Главные образующие принципы консерватизма как метаидеологии — преемственность, эволюционность, традиционные ценности и порядок Современный консерватизм, оставаясь построенным на стереотипах охранительного сознания, представляет собой синкретическую (смешанную) систему взглядов, в которой сочетаются принцип уважения свободы индивида (взятый у классического либерализма) с уверенной ориентацией на защиту традиционных ценностей, институтов и процедур, с.критикой коллективистских тенденций и социально-экономических программ «большого государства». Все эти особенности обусловливают по-прежнему значительное влияние консерватизма в политике.
КОНСОЛИДАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ(лат. сonsolidation — укреплять, уплотнять, сращивать) — 1) наблюдаемая в глобальной «волне» демократизации тенденция, аналитически противопоставляемая тенденции количественного роста группы формально демократических государств (экспансия демократии), состоящая в «усилении демократических институтов и демократической практики в каждой из стран, а также в укреплении межгосударственных связей в сообществе демократических наций» (С. Хантингтон); 2) совокупность социально-экономических, политических и др. процессов, ведущих к становлению в стране консолидированной демократии (англ. сопзоЦсЫед ёетосгасу), т.е. таких политических условий, в которых демократические принципы признаны основными в сфере политики и демократические перемены являются необратимыми.
Американские политологи X. Линц и А. Степан определяют консолидированную демократию как политический режим, при котором соблюдаются следующие условия: 1) не существует сколько-нибудь влиятельных, распоряжающихся значительными ресурсами акторов, представленных этническими, социальными, экономическими, политическими и др. группами, которые добиваются своих целей путем создания недемократического режима, применения насилия или отделения от государства; 2) устойчивое большинство граждан убеждены, что демократические процедуры и институты — самые оптимальные средства организации политической жизни их общества; соответственно, доля выступающих против демократического порядка невелика и невлиятельна; эти антисистемные силы маргинальны и не пользуются какой-либо существенной поддержкой населения; 3) государственные и негосударственные акторы согласны разрешать любые возникающие конфликты на основании закона или в рамках сложившихся демократических политических институтов и в соответствии с установленными процедурами.
КОНСОЦИАТИВНАЯ (СООБЩЕСТВЕННАЯ) ДЕМОКРАТИЯ(англ. сопsociational democгасу) — альтернативная мажоритарной (т.е. опирающейся на большинство) форма демократии, являющаяся наиболее приемлемой для плюралистических (многосоставных, мультикультуральных) обществ, в которых особенно сильно выражено разделение на сегменты (группы) по этническим, религиозным, идеологическим, региональным и др. признакам. Начало распространению термина положила книга А. Лейпхарта «Демократия в многосоставных обществах» (1977). Сейчас в переводной и отечественной литературе чаще используется равнозначное понятие плюралистического общества
Политический режим, основанный на такой форме демократии, отличается следующим: 1) разделение полномочий в сфере исполнительной власти предполагает осуществление управления в виде большой коалиции представителей основных сегментов (групп) общества; 2) коалиционность означает, что решения, затрагивающие интересы всех сегментов общества, принимаются совместно их представителями, но вопросы, касающиеся только одного из них, решаются им самостоятельно (т.е. речь идет о значительной автономии сегментов), а институционально данный принцип чаще всего выражается в федеративном устройстве государства, хотя может иметь и нетерриториальное истолкование; 3) пропорциональность является основным принципом при реализации политического представительства, в т.ч. меньшинств, получающих таким образом возможность артикулировать (заявлять) и защищать свои интересы в назначениях на государственные должности и при формировании бюджета; 4) право вето меньшинств, участвующих в коалиции, заставляет учитывать их потребности при принятии важных решений.
Консоциативная демократия утверждается и эффективно функционирует при соблюдении ряда условий, среди которых: отсутствие в плюралистическом обществе абсолютно доминирующего сегмента; равное влияние основных сегментов; ограниченное (3-5) количество сегментов; наличие внешней угрозы, одинаково воспринимаемой всеми сегментами и т.д. Примеры относительно успешных консоциа-тивных демократических режимов — Швейцария (с 1943), Бельгия (после Первой мировой войны); частично консоциативные режимы — Канада, Австрия и др.
КОНСОЦИАТИВНОСТЬ— принцип организации власти, основанный на сотрудничестве в рамках сложившейся институциональной структуры политических элит, представляющих различные относительно автономные сегменты общества; соблюдение принципа консоциативности позволяет поддерживать достаточно высокий уровень «национального единства», а таюке добиться стабильности демократии в стране с «фрагментированной политической культурой» (А.Лейпхарт). Термин «консоциация» (группа общественного единения) изначально применялся для обозначения пресвитерианских организаций в Шотландии, а в политологии его впервые использовал Д. Аптер.
Консоциативность предполагает элитарный характер организации системы власти, а значит, ее эффективность зависит от готовности частей политической элиты к сотрудничеству, толерантности их лидеров и гибкости институциональной структуры межэлитного сотрудничества. Если эти условия отсутствуют, то неизбежен распад политической системы, который обычно сопровождается насилием (Ливан, Кипр, Югославия).
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ(лат. constitutic — установление) —процесс обретения государственными институтами конституционных (т.е. легально-рациональных, установленных главным законом государства) оснований, обеспечивающих их деятельность в соответствии с закрепленными законом (реже — традициями) правилами и процедурами.
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ— 1) принцип строгого соблюдения буквы и духа основного закона (конституции) или совокупности самых важных законов государства, обладающих высшей юридической силой, конституционных процедур и установлений; порядок, при котором обеспечивается власть закона, т.е. государственные органы и должностные лица действуют не произвольно, а в соответствии с правовыми предписаниями; 2) направление политической мысли, отстаивающее власть закона в качестве главенствующих принципа и инструмента политического властвования.
Англосаксонская политическая традиция ставит знак равенства между конституционализмом и конституционной системой правления, центральными элеметами которой являются: процедурная стабильность (основные процедуры иправила, включая права человека, неприкосновенны, т.е. не могут быть изменены или отменены); ответственность (подотчетность) правительства перед избирателями; представительный характер власти; разделение властей и полномочий; открытость (публичность) политики.
КОНФЕДЕРАЦИЯ(позднелат. Confogeratio — объединение) — постоянный союз государственных образований, сохраняющих свою независимость (суверенитет), располагающих собственными структурами власти, которые объединяются для координации действий по некоторым внутри- и внешнеполитическим вопросам и создают специальные совместные органы.
КОРПОРАТИЗМ(лат. согрогаtiо — объединение, сообщество) — по Ф.Шмиттеру — система представительства интересов, в которой ограниченное число единичных, недобровольных, несоревновательных, иерархически организованных, функционально различных, признанных или созданных государством элементов получают монопольное представительство в обмен на контроль над избранием лидеров и артикуляцией требований.
КРАТОЛОГИЯ(гр. kratos - власть) — направление в политологии, исследующее комплекс проблем, связанных с понятием власти, формами и способами ее осуществления и/или распределения.
ЛЕГАЛЬНОСТЬ(лат. legalis — законный) — санкция со стороны власти на придание законной силы какому-то политическому институту, документу ипр., а также формальное соответствие правовым нормам решений иактов органов государственной власти.
ЛЕГИТИМНОСТЬ(лат. legitimus — законный, надлежащий, правильный) — соответствие политической власти основным ценностям большинства общества и его устремлениям. В широком смысле понятия легитимным является любое правление, которое отвечает критериям относительно долговременного общественного согласия с ним, восприятия его людьми как оправданного, должного, оптимального. Таким образом, источник легитимности — народ, а управляемые вовлечены через различные процедуры (связанные с волеизъявлением) в процесс выработки политических решений.
ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ— обретение действующей политической властью легитимности.
ЛИБЕРАЛИЗМ(лат. liberalis — свободный) — 1. Политическая идеология, выдвигающая в качестве своих приоритетов обеспечение: а) максимально возможной свободы индивида во всех сферах жизни общества — она имеет строгие гарантии, но не абсолютна, ибо ограничена в разумных пределах законом; б) индивидуализма как главного экономического, политического и социального принципа (в классическом либерализме); в) правового и политического равенства, а также равенства возможностей; г) терпимости и плюрализма как важных принципов социально-политического взаимодействия; д) участия в политике через различные формы представительства. 2. Совокупность партий и движений, занимающих в идейно-политическом спектре позиции центра и несколько левее центра.
Либерализм — это метаидеология, которая (наряду с социализмом и консерватизмом) закладывает фундаментальные принципы и направления идейно-политического содержания общественного развития: свободу и веру в возможность рационального постижения и переустройства мира. В качестве метаидеологии либерализм в большей мере, чем другие, оказался способен к серьезной эволюции, в разное время сочетая в себе малосовместимые идеи, концепции и доктрины (например, о государственном регулировании экономики), но при этом сохраняя ряд главных для него положений, среди которых выделяется признание возможностей: индивидуальной свободы («равной свободы», по Дж. Уолдрону), если не в экономике, то во всех других сферах общественной жизни; критического отношения каждого индивида к общественному строю; уважения со стороны государства и его равного отношения к любому индивиду (Р. Дворкин).
Современный либерализм — сложное духовное образование, где появились идейные течения, пытающиеся синтезировать его основные ценности с социально ориентированными идеями и концепциями «большого государства» или «государства всеобщего благоденствия» (Дж. Роулс) либо с представлениями, полностью отрицающими социальную направленность деятельности государства (Р. Нозик).
ЛИБЕРТАРИЗМ— экономоцентрическое направление в современном консерватизме (некоторые относят его к неолиберализму или «либерализму экономических консерваторов»), основанное на идее максимизации индивидуальной свободы, прежде всего свободы личного выбора как главного жизненного принципа. Достижение данной цели предполагает, согласно идеологам либертаризма (Ф. Хайек, Л. фон Мизес, М. Фридман, Р. Нозик), сокращение масштабов государственного вмешательства в социально-экономическую сферу (требования уменьшения размеров госаппарата и налогов, устранение практики перераспределения доходов и т.д.) и почти полный отказ государства от участия в проблемах, связанных с социальной справедливостью и равенством (они рассматриваются только с позиции свободной рыночной конкуренции как единственного условия реализации способностей и свобод индивида). Либертаризм в американском варианте предусматривает также отказ от большей части ограничений в плане абортов, наркотиков, огнестрельного оружия и дорожных скоростных режимов. Все эти положения входят в программу Либертаристской партии в США (основана в 1971), добившейся некоторых успехов в 1970-1980-х гг. Либертаристский подход был популярен в анархистских движениях. Отдельных принципов либертаризма придерживались такие известные руководители государств, как Р. Рейган (США) и М. Тэтчер (Великобритания).
ЛИГА НАЦИИ— международная организация, учрежденная на Парижской мирной конференции (Устав был принят в 1919 г.; торжественно открыта в 1920 г.) по инициативе союзников-победителей в Первой мировой войне для развития сотрудничества между народами, обеспечения мира и безопасности (в Уставе был заложен принцип коллективной безопасности), мирного решения межгосударственных противоречий (третейским разбирательством. Советом Лиги или ее Ассамблеей), сокращения вооружений и т.п. Лига не стала всемирной организацией — не все великие державы входили в нее (например, Германия и Япония вышли из ее состава в 1934 г., членство СССР — 1934-1939 гг.), потому была не в состоянии пресечь многочисленные агрессии в предвоенный период (из-за неспособности организовать коллективные действия) и предотвратить Вторую мировую войну. Она фактически прекратила свое существование с 1939 г. (формально распущена в 1946 г.), однако многие элементы ее структуры, процедуры и цели восприняла ООН
ЛИЧНОСТЬ(в политической психологии) — квалификация индивида, освоившего социальные функции, осознавшего свою самотождественность и неповторимость как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества и субъекта мира политики.
ЛОГОС(гр. logos) — одновременно: слово (высказывание, речь) и смысл (понятие, суждение, основание). Позднее данное понятие стало восприниматься как «учение»; ...логия — вторая часть сложных слов, означающая: наука, знание.
МАРКСИЗМ— интеллектуально сконструированная («научная») политическая идеология, основанная на следующем: исторический материализм («материалистическое понимание истории»); диалектический характер развития мира; неприятие капитализма вследствие отчуждения рабочего от продукта своего труда; классовая борьба ради искоренения частной собственности; пролетарская революция как путь разрешения противоречия между трудом и капиталом; достижение коммунизма в качестве конечного идеала и цели общественного развития.
Марксизм прошел ряд этапов развития, среди которых выделяются: 1) адаптация к конкретному национальному контексту (Г.В. Плеханов и др.); 2) марксизм «ревизионистского» толка, пересматривавший учение К. Маркса, внеся в него положение о возможности мирного перехода к социализму и отвергнув неизбежность классовой борьбы (К. Каутский, Э. Бернштейн и др.); он стал идеологической основой для западной социал-демократии; 3) ортодоксальный коммунизм как официальная идеология, сформировавшаяся при становлении социалистических режимов и радикализированная постулатами о классовой борьбе, насильственной диктатуре пролетариата и т.д. (В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин, Мао Цзэдун и др.); 4) неомарксизм, сохранивший основы в виде исторического и диалектического материализма, но отличающийся акцентом на гуманизм и теоретические проблемы человека (Д. Лукач и др.). Значительный вклад в развитие неомарксизма внесли представители Франкфуртской школы социальной философии (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Э. Фромм), разработавшие так называемую критическую теорию — совокупность положений марксистской политэкономии, философии Г.В.Ф. Гегеля и психологии 3. Фрейда, повлиявшую на левое движение в 1960-1970-х гг.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЖИМЫ(англ. international regimes) — сформулированный набор принципов, норм, правил и процедур принятия решений, в отношении которых совпадают ожидания членов мирового сообщества в конкретной сфере международных отношений (например, в тарифах и торговле, финансовой политике, использовании космоса и т.п.).
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ(англ. international relatios) — самостоятельная дисциплина в сфере политических наук (выделилась в начале XX в.), традиционно занимающаяся исследованием межгосударственных взаимодействий (интеракций) в мировом масштабе, а также национальных интересов государств.
МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ(англ. intergovermmental oganization — ЮОз) — институты, учреждаемые национальными правительствами для достижения общих целей. В качестве устойчивой формы сотрудничества государств они создают постоянную организационную инфраструктуру, а также содействуют многосторонней дипломатии, основанной на уважении суверенитета участников. Подразделяются на универсальные (прежде Лига Наций, затем ООН), региональные (например, Организация арабского единства, ОБСЕ) и по сферам компетенции (общие, специальные).
МЕНТАЛИТЕТ(лат. mens, mentis — ум, рассудок) — общий склад мышления, особенности сознания, умонастроений, психологические и нравственные предрасположенности какой-либо общности; устойчивый способ мировосприятия, объединяющий рациональные, эмоциональные, ценностные и пр. воззрения, нормы и стереотипы.
МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ— совокупность технологий, приемов и процедур, с помощью которых государство регулирует соотношение и распределение общественных ресурсов и упорядочивает публичную жизнь.
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА(англ. world politics) — сформировавшееся в 1970-е гг. в рамках неолиберализма научное направление (его развитие связывается с авторами журнала «intergovermmental oganization», а также с работой Р. Кеохейна и Дж. Ная «Транснациональные отношения и мировая политика».).
Хотя понятия «международные отношения» и «мировая политика» используются часто как синонимы, в первом случае акцент делается обычно на межгосударственных проблемах, а во втором - на том, что рассматривается более широкий круг акторов (включая неправительтсвенные) и проблем (в том числе связанных с глобализацией, а также экологических и т.д.). Таким образом, в большинстве современных исследований по данной проблематике международные отношения выступают частью мировой политики.
МИР-СИСТЕМА— по И. Валлерстайну — достаточно широкая («мир») социальная система со своими границами, структурами, группами как ее элементами, правилами легитимизации и внутренней соподчиненностью. Она обладает характеристиками живого организма, в частности определенной продолжительностью жизни, в течение которой одни ее свойства изменяются, а другие остаются стабильными. Процессы жизнедеятельности мир-системы как материально-экономического образования во многом являются самоподдерживающимися (на основании широкого функционального и географического разделения труда, культурного многообразия), а динамик<