Возникновение понятия политической культуры

В мире политики человек редко руководствуется в отношениях с себе подобными, тем более с политическими институтами, только ролевыми установками, предзаданными обществом и государством правилами и нор­мами поведения. Чаще всего он старается так или иначе одухотворить свое общение, надеясь и разочаровываясь, выказывая привычки и предрассуд­ки, доверяя власти либо атакуя ее, особенно в случаях политических кризи­сов, выборов и т.д. Такие проявления человеческой натуры не только слу­жат одним из важнейших факторов обновления политических структур и отношений, но порой вынуждают перестраивать всю систему власти. Не­удивительно поэтому, что даже одинаковые по функциям институты раз­ных стран отличаются своеобычным стилем деятельности и развития. Сверх того, если замечено, что политическая система иногда перестраивается, значит, она — зависимая переменная, на которую влияют специфические свойства данного общества. Что же тогда является независимой перемен­ной? Это складывающаяся веками политическая культура.

Во многом политическая культура каждого общества, которая слива­ется с подобными ей в более высокое культурное образование — цивилиза­цию, есть результат исторического опыта.

Возникновение понятия политической культуры - student2.ru Интерпретация Для исходного пояснения сложнейшего понятия политической куль­туры можно использовать естественнонаучный термин континуум (лат. continuo — без перерыва продолжать), означающий в матема­тике, к примеру, непрерывную совокупность всех точек прямой, а в физике — сплошную среду, свойства которой с течением времени постоянно изменяются в пространстве. Политическая культура — как особый пространственно-временной континуум — олицетво­ряет собой преемственность в историко-политическом развитии какой-либо общности и возможное распространение ее политичес­ких моделей за пределы изначальной территории.

Ученые давно осознали, что если изучать разнообразные аспекты субъективного отношения человека к политическому миру, его подсисте­мам, взаимосвязи людей в этой сфере с пристальным вниманием к разделяе­мым ими ценностям, мифологиям*, символам*, а также к менталитету* и пр., то открывается возможность глубже понять мотивацию политическо­го поведения граждан и институтов, выявить причины множества конф­ликтов, необъяснимых исходя из традиционных для политики причин — борьбы за власть, перераспределения ресурсов и пр.

Глубинное измерение политического сознания, его «дно» — мифы. Неверно связывать их исключительно с «темной стороной» человеческого разума. Миф — это основа основ сегодняшней системы ценностей; он не является чем-то законсервированным, а открыт для новых пополнений.

В классической работе «Власть и общество: структура политического анализа» (1950) Гарольд Лассуэлл и Абрахам Каплан (1918-1993) предло­жили концепцию политических символов в качестве важнейшего «посред­ника» между целями и средствами власти.

Мифы и символы самым сильным образом влияют на специфику на­ционального менталитета.

На протяжении всей политической истории — еще с античности — мыслители занимались разгадкой субъективного отношения человека к по­литике. Многое из того, что мы относим к проблематике современной поли­тической культуры, содержалось еще в Книге книг — Библии либо описыва­лось философами. Размышлениям о связи между сознанием и политическим поведением человека отдали дань Конфуций, Платон, Аристотель, Ник-коло Макиавелли, Шарль Луи Монтескье. Сам термин «политическая куль­тура», систематизировавший исследования субъективного измерения поли­тики, впервые был введен в научный оборот лишь в XVIII в. Иоганном Гер-дером. Теория же, предложившая изучать мир политики сквозь призму этого понятия (сейчас одно из самых продуктивных и интересных направлений политологии), сформировалась еще позднее — только на рубеже 1960-х гг. в русле западной научной традиции.

ГЕРДЕР (Herder), Иоганн Готфрид (1744, Моруп-ген — 1803, Веймар) — немецкий мыслитель, теоре­тик литературного движения «Буря и натиск», зани­мавшийся философией языка, истории и культуры. Был пастором в Риге, Веймаре; друг И.В. Гёте. В зре­лые годы стал одним из наиболее авторитетных ин­теллектуальных критиков рационализма и социально-политических доктрин Просвещения. Возникновение понятия политической культуры - student2.ru Автор знаменитого труда «Идеи к философии ис­тории человечества» (1784-1791), где изложил осно­вы своего учения о прогрессе в истории, поступатель­ном развитии человеческого рода и о последовательной гуманизации общества; а также сочинений: «Трактат о происхождении языка» (1772); «Народные пес­ни» (1778-1779); «Еще один опыт философии истории для воспитания человечества» (1774); «Письма для поощрения гуманности» (1793-1797), где из­ложил историю гуманизма, и др. Вклад в развитие политической мысли. Гердер обосновывал подход к пониманию нации как органической этнической группы, которой свойственны единство языка, культуры и «национального духа». Характер нации определя­ется природно-климатическими условиями и географией среды обитания, фор­мирующими жизненный уклад и трудовые навыки людей. В языке — истори­ческая память и опыт народа, и лишь в структуре языка можно увидеть под­линную человеческую суть. Более того, «только с речью возникает разум». Язык обладает огромной созидательной силой: «Поэт создает вокруг себя нацию... Он дает им мир, который они видят, и он владеет их душами, чтобы привести их в этот мир». Каждая нация обладает «национальным духом» — источником созидательных сил. В гердеровской концепции культура — важнейший элемент «народного духа» (нем. Volksgeist); она отражает самосознание народа, прояв­ляется в уважении и сохранении национальных традиций, коллективной памя­ти, в умении и готовности к созиданию. В поддержку политического объедине­ния Германии Гердер распространял свои идеи о сохранении традиций и разви­тии национального самосознания как более важных задач, чем цели политической власти. В данной связи он сформулировал ряд проблем, относя­щихся к существу того, что ныне называют политической культурой (напри­мер, влияние традиций и обычаев в политике). Позже идеи Гердера способствовали возрождению национального самосоз­нания в раздробленной Германии первой половины XIX в., росту интереса нем­цев к своей истории, языку, мифам и легендам; это мировидение распространи­лось по всей Европе.


Предпосылками к созданию теории политической культуры стали по­пулярные в послевоенное время исследования различных форм психичес­кой организации социальных групп в колониальных и европейских стра­нах. Эти коллективные предрассудки, стереотипы*, исторический опыт и другие психологические факторы жизнедеятельности людей, оказывавшие влияние на особенности и нормы взаимодействия власти (государства) и общества, обобщенно описывались в категориях национального характе­ра*, «национального духа», «национальной психологии», «фундаменталь­ных ценностей народа».

Такие социально-психологические исследования политологи воспри­няли как потребность в более обобщенных моделях субъективных сторон политической действительности. Это оказался подлинный гуманитарный прорыв. Габриэль Алмонд, описывая политическую систему, выделил два уровня ее анализа: институциональный (вполне традиционно определя­ющий институты и их функции, нормы, механизмы действия государства) и ориентационный (выражающий особые формы отношения людей к раз­нообразным политическим объектам). С помощью последнего и был оха­рактеризован особый класс политических явлений — политическая куль­тура, соединяющая институциональный и реальный уровни функциони­рования политической системы.

Возникновение понятия политической культуры - student2.ru Каждая политическая система покоится на своеобразной структуре ориентации относительно политического действия. Я счел полезным назвать это политической культурой. Есть два момента, которые не­обходимо отметить в связи с понятием политической культуры. Во-первых, она не совпадаег с данной политической системой или об­ществом. Структура ориентации относительно политики может про­стираться и обычно простирается за пределы политических систем. Второй момент заключается в том, что политическая культура не яв­ляется тем же самым, что и общая культура.   Г. Алмонд, «Сравнительные политические системы»

Наши рекомендации