Методы, стили и порядок властвования

Политическую власть на практике осуществляют разными конкрет­ными (порой индивидуализированными) способами, а стилистические черты (совокупность своеобразных приемов) властвования — важная осо­бенность политической системы как таковой. В самом общем виде про­цесс реализации власти включает в себя: 1) принятие политических ре­шений с выбором целей и средств их достижения; 2) проведение этих ре­шений в жизнь путем последовательных действий по мобилизации необходимых ресурсов и нейтрализации сопротивления оппозиции.

Методы властвованияполитологи классифицируют по разным осно­ваниям; их, например, ранжируют (т.е. выстраивают последовательный ряд) в зависимости от соотношения в управлении принуждающего насилия и согласия. Подходы к властвованию обычно распределяют на три группы: принуждение, убеждение, стимулирование.В основу каждого из этих методов могут быть заложены самые разнообразные средства и механизмы осуществления власти. Весьма характерно, что необходимый порядок от­ношений управителей и управляемых образуется за счет «конвертирова­ния» либо физических ресурсов (силы и других способностей, геополити­ческих преимуществ и т.п.), либо символических посредников из смежных с политикой сфер: денег (экономика), влияния (социальные связи), ценнос­тных ориентации (культура) и т.п.

Методы, стили и порядок властвования - student2.ru Три основных метода в распоряжении властвующих групп: убежде­ние, материальная выгода и насилие. Насилие, видимо, наиболее эф­фективный в краткосрочной перспективе метод, однако он малоре­зультативен в качестве основного подхода к сохранению власти на длительный срок, ибо он принуждает (особенно в современных ус­ловиях) к ужесточению приемов властвования и все более широко­му распространению этой жесткости. Самым эффективным (иначе — самым дешевым) методом, конечно, остается убеждение. Однако все три приема — убеждение, выгода и насилие — всегда используются при всех формах правления.   Ф. Нойманн, «Подходы к исследованию политической власти»

При характеристике способов вла­ствования нередко учитывают черты сти­ля поведения правителей. Психологичес­кое разделение Макиавелли и представи­телей властей предержащих на «львов» (приверженцев прямолинейного господ­ства, склонных к насилию) и «лис» (пра­вителей скрытных и гибких) впоследствии было использовано в работах знаменитого итальянского обществоведа Вильфредо Парето (1848 - 1923) об оптимизации вла­сти, о ее организации и о важнейшей роли в этих процессах элит. Разработку стиле­вых характеристик продолжают специали­сты по политической психологии, которые предложили множество классификаций политических лидеров в зависимости от их стилевого подхода к правлению («знаменосец», «пожарный» и т.п.).

Методы, стили и порядок властвования - student2.ru Кроме того, власть по способам осуществления часто подразделяют на явную(эксплицитную) и неявную(имплицитную). Выражением яв­ной власти будет ситуация, когда А совершенно определенным образом, не допускающим разночтений, укажет Б, что ему надлежит делать (или от чего воздержаться). При неявном властвовании Б делает то, что желает А, но без прямого предписания с его стороны. В этом случае Б знает (или догадывается) об устремлениях А и по разным причинам выполняет их.

Простые примеры подобного предугадывания желаний властной пер­соны дают неформальные отношения в относительно замкнутых группах (семья, команда политического лидера, клика, клиентела и т.п.). Для иллю­страции имплицитной власти иногда ссылаются на основанное на истори­ческих фактах предание. Английский монарх Генрих II(1133 - 1189), выве­денный из себя затяжным конфликтом с архиепископом Кентерберийским Т. Бекетом (1118 - 1170), однажды в гневе воскликнул: «Неужели никто не избавит меня от этого человека?!» Четыре верных рыцаря суверена той же ночью умертвили архиепископа, хотя явного, или эксплицитного, приказа сделать подобное они не получали.

Методы, стили и порядок властвования - student2.ru Обратите внимание По мнению многих политологов, власти присуща изрядная хитрость: она сплошь и рядом прибегает к манипуляциям, создавая иллюзию автономии граждан. Вот лишь некоторые приемы правителей: игра на конформизме многих людей; демагогия; церемониальные эффекты; разделяемое с наролом сознание преступного характера неких ак­ций; возбуждение любви к тирану и т.д. Итак, отношения управи­тель/управляемый создаются не только насилием или принуждени­ем, но также правдой и ложью, пороком и угодливостью, ощущени­ем достоинства либо неполноценности, предательством и любовью. Очень трудно провести границу между принуждением и согласием, тем более что при демократии речь идет не о согласий всех, а о со­гласии большинства с действиями власти.


Есть еще одна важнейшая тема, связанная с порядком властвования, — принципы ограниченияполитической власти и ее распределениямежду сторонами властных отношений. В современной практике используется очень много таких подходов, однако основные (разделение властей, типология политических режимов и т.д.) подробнее рассматриваются в других главах, а здесь кратко изложены лишь те из них, что непосредственно относятся к основной проблеме этого раздела — порядок осуществления власти.

Методы, стили и порядок властвования - student2.ru В прежние времена ни один монарх, какой бы всемогущей и абсо­лютной ни была его власть, не взялся бы единолично, без помощи промежуточных органов власти управлять всеми частями большой империи... Демократические народы ...пришли к вещам очень стран­ным. Так, они полагают, что граждане не способны сами вести мел­кие дела в соответствии с простым здравым смыслом. Когда же речь идет об управлении целым государством, то этим гражданам они готовы доверить необъятную власть. Люди поочередно становятся то игрушками в руках правителя, то его повелителями, то больше, чем королями, то меньше, чем простыми смертными. А. де Токвиль, «О демократии в Америке»

Из желательных и возможных ограничителей верховной политичес­кой власти вслед за Алексисом де Токвилем (1805 - 1859) до сих пор назы­вают религию и нормы нравственности; промежуточные территориаль­ные органы и «образования патриотического сплочения» (т.е. входящие в государство провинции и регионы, местные общины); группы интересов и социальной солидарности (различные элиты, ассоциации, партии, лоб­бистские организации); общественное мнение; независимую судебную власть. Позже к этому перечню добавилась и информационная власть.

Самый значимый и известный принцип взаимоограничения полно­мочий управителей — разделение властей— будет рассмотрен в главе о законодательно-функциональной типологии политических режимов. Это означает, что институты и политические силы (включая отдельного граж­данина) обращаются не к обобщенной власти как таковой, но к такой вла­сти-посреднику, которая занимается специфическими обязанностями, — творит законы, исполняет уже принятые решения и законы, следит за их соблюдением. Честь формулирования принципа «власть останавливает власть» для политики принадлежит Шарлю Луи Монтескье (1689 - 1755).

Методы, стили и порядок властвования - student2.ru Интерпретация Одним из первых философов политики, всерьез задумавшимся над вопросом, почему погиб Рим и как избежать его участи, был Мон­тескье. Он писал; «Несмотря на любовь людей к свободе, несмот­ря на их ненависть к насилию, большая часть народов все же под­чинилась деспотизму. И нетрудно понять, почему это произошло. Чтобы образовать умеренное правление, надо уметь комбинировать власти, регулировать их, умерять, приводить их в действие; под­бавлять, так сказать, балласту одной, чтобы она могла уравнове­сить другую; это такой шедевр законодательства, который редко удается выполнить случаю, и который редко позволяют выполнить благоразумию». По Монтескье, средство против вырождения де­мократии в тиранию — равноправие трех ветвей власти: «Чтобы не было возможностей злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы сдержи­вать друг друга» («О духе законов».1748).
Методы, стили и порядок властвования - student2.ru МОНТЕСКЬЕ(Montesquieu), Шарль Луи(1689, Шато Лабред, близ Бордо - 1755, Париж) французс­кий философ-просветитель, политический мыслитель, правовед, писатель. Авторряда работ, посвященных политике, среди которых роман-трактат «Персидские письма» (1721; устами своего героя - молодого перса, путешествую­щего по Европе и направляющего письма на родину (всего 161 письмо), Монтескье обличал деспотизм, кри­тиковал пороки аристократии и духовенства; в 83-м письме излагается типичная для Просвещения концеп­ция справедливости и правосудия: опорная категория в этой концепции - добро­детель); «Размышления о величии и падении римлян» (1733); «О духе законов» (1748; работа над этим сочинением продолжалась более 20 лет) и др. Часть работ Монтескье не дошла до наших дней - например, сохранились только сокращен­ное изложение и некоторые фрагменты «Трактата об обязанностях» (1725). Вклад в развитие политической мысли.В отличие от многих мыслите­лей Просвещения, Монтескье при изучении явлений общественно-полити­ческой жизни применял не абстрактно-априорные методы, а методы непос­редственного эмпирического наблюдения и сравнения. Принципы социаль­ного и исторического детерминизма позволили Монтескье отойти от предшествующих рационалистических концепций и заявить о невозможности построить на основе теории естественного права (хотя общие посылки этой теории он разделял) универсальную систему общественных законов, посколь­ку условия существования народов различны. На первый план Монтескье ста­вил факторы, определяющие «дух законов», или «образ правления»: «Мно­гие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат этого образуется общий дух народов» («О духе законов»). Под «духом закона» Монтескье понимал отно­шения, характеризующие совокупность позитивных политических, граждан­ских и исторических законов. Различающиеся условия и факторы, характери­зующие «дух закона», определяют также и характер формы правления. Он выделил три формы - республиканская (демократическая и аристократичес­кая), монархическая и деспотическая. Этим формам соответствуют опреде­ленные этико-политические принципы: добродетель - для республиканской, честь - для монархической, страх - для деспотической.

Французский политолог Жан-Люк Шабо справедливо полагает, что каковы бы ни были претензии политической власти, она не может всеце­ло господствовать над управляемым ею обществом, а значит, ей обяза­тельно нужны «физические» противовесы в виде так называемого право­вого государства*и конституционных гарантийгражданских свобод.

За несоблюдение принципа ограничения политической власти следу­ют санкции: они налагаются либо в юридическом порядке, либо применя­ется коллективная защита управляемых от действий управителей. В кон­ституциях разных государств эти санкции прописаны неодинаково, вместе с тем их можно свести в некий краткий каталог: правовая защита управля­емых (оспаривание нормативных актов, в т.ч. подзаконных, высшей влас­ти, персональная, обычно уголовная, ответственность управителей); конт­роль конституционности (как правило, прямое обращение граждан в Кон­ституционный или Верховный суд); лимитирование права представителей законодательной и исполнительной властей апеллировать в ряде случаев к судам; отрешение от должности управителей с помощью специальной уго­ловной процедуры и т.д.

Методы, стили и порядок властвования - student2.ru Интерпретация По мнению Шабо, изложенному им в учебнике «Введение в поли­тику» (1991), «очевидные преимущества писаного права— его определенность и всеобщая о нем осведомленность («никто не мо­жет отговариваться незнанием законов») — недостаточная гаран­тия его претворения в жизнь. Торжественность деклараций прав не является залогом уважения к ним в реальных действиях членов со­общества». Для эффективности норм права нужна совокупность трех условий: соответствие писаной нормы ценностям и соотношению сил в обществе; признание наивысшей ценности правовой системы норм (от конституции и ниже); наличие механизмов и ор­ганов, чья задача — эффективно обеспечивать законность по ее иерархии (т.е. контроль конституционности).

Ограничения политической власти ради защиты управляемых по­лучили действенную поддержку со стороны международно признанных правовых актов (Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., и т.д.).

Теперь вопрос о распределениивласти. Властные отношения оче­видно асимметричны: в них вовлечено правящее меньшинство и управ­ляемое большинство. Ряд политологов считают, что правящее меньшин­ство — это вневременная социальная категория, которая составляет от­носительно сплоченную группу — элиту*,— наделенную, по мнению ее представителей и с точки зрения общественности, выдающимися свой­ствами. Другие убеждены, что элиты — относительно недавние образо­вания, появившиеся лишь в Новое время благодаря высокой социальной мобильности и расслоению (стратификации) крупных массовидных об­ществ. Особо выделявшиеся до того группы традиционно воспринима­лись как объединения «лучших», «благородных», «либеральных» (здесь — свободных и щедрых), «чистых»; для них были характерны достаточно высокая замкнутость, нередко и единство происхождения.

Обладание властью обеспечивает правящей элите привилегирован­ные и господствующие позиции в обществе. Причем считается, что такое положение элиты в социальной структуре не зависит от персональных перестановок, частичного обновления ее состава, происходящих при со­циально-политических переменах и преобразовании способа организации власти (в т.ч. в случаях чередования у власти правящих и оппозиционных групп); почти неизменными остаются также ее социально-психологичес­кие характеристики.

Элиты, равно как прочие массовидные объединения (группы людей, выделяющиеся по определенному признаку — например, пенсионеры, школьники, избиратели какой-то партии и т.п.), некоторые ученые считают субъектами политической власти. Это спорная точка зрения. Возражающие ей спрашивают: могут ли все бизнесмены или рабочие, все женщины или любители пива выступать как единый политический актор? Ответ, по мень­шей мере, неочевиден, прежде всего потому, что в современных условиях один человек так или иначе включается в разные группы внутри общества. Более того, есть множество примеров, когда люди действуют вопреки инте­ресам своей группы или наперекор устремлениям большинства.

Однако в политике каждый отдельный человек, сложившиеся элиты и другие социальные группы, политические институты выполняют свойственные им роли и занимают определенные позиции при распределении власти. В традиционных политических системах они образовывали пирамидаль­ные структуры, когда вершину занимал самый мощный властитель, затем шли слои все менее значимых авторитетов, внизу же оказывались самые неавторитетные роли и институты. Тем самым возникали политические отношения иерархического типа. Для их описания удобна модель «верх — низ», «вышестоящие — подвластные».

При пространственном(территориальном) распределении власти та же логика может быть представлена с помощью модели «центр — перифе­рия». Она особенно удобна для налаживания функционирования более слож­ных, чем чисто иерархические, политических систем с гибкими принципа­ми организации. На основе этой модели продуктивное описание распреде­ления и циркуляции власти внутри Европы, отдельных национальных сообществ и субрегионов было осуществлено в 1970-1980-е гг. политоло­гами, интеллектуально объединенными выдающимся норвежским иссле­дователем Стейном Рокканом.

Методы, стили и порядок властвования - student2.ru РОККАН(Rokkan), Стейн(1921, Ваган - 1979, Берген) — норвежский социолог и политолог-компа­ративист, видный представитель западной послево­енной политической науки; один из основателей и первый председатель Европейского консорциума политических исследований (ECPR). Авторряда работ, в том числе: «Граждане, выбо­ры, партии: подходы к изучению сравнительного раз­вития» (1970); «Экономика, территория, идентич­ность: политика западноевропейских периферий» (1983, соавт. Д. Урвин). Кроме того, Роккан выступил редактором ряда книг: «Демократия в условиях мировой напряженности» (1951, совместно с Р. Маккеоном); «Партийные системы и размежевание избирателей» (1967, совмест­но с СМ. Липсетом; представляет собой результаты исследования электо­ральных процессов в Италии, Франции, Испании, ФРГ, Финляндии, Норве­гии, Японии, Бразилии и Западной Африке); «Кливажи, партии и массовая политика» (1970, совместно с Э. Аллардом); «Политика территориальной идентичности: исследования европейского регионализма» (1982, совместно с Д. Урвином) и др. Вклад в развитие политической мысли.Важной сферой научных ин­тересов Роккана были электоральные исследования, в особенности электо­ральное поведение в Норвегии (участие в Норвежской программе). Перво­начальным образцом таких исследований для европейских ученых стали до­статочно эффективные американские методики. Было выяснено, что на электоральное поведение в Норвегии влияют отличающиеся от американс­ких партийные альтернативы. Для объяснения этих и подобных различий Роккан и его коллеги обратились к историческим и региональным (эколого-географическим) факторам, также оказывающим влияние на современные политические ориентации избирателей. По данной причине в электораль­ные исследования в Норвегии почти с самого начала был включен эколого-географический компонент. Роккан отмечал большое значение в долгосроч­ной перспективе процессов первичной массовой политической мобилиза­ции, которые, в свою очередь, испытывают значительное воздействие институциональных факторов, в особенности таких, как время и способы введения всеобщего избирательного права в соотнесении с возникновением парламентского или подотчетного парламенту правительства. В связи с элек­торальными исследованиями в сферу научных интересов Роккана попали социальные кливажи (фр. clivage, англ. cleavage — расслаивание, разделе­ние), т.е. достаточно широкие и глубокие расколы общества по различным основаниям (классовым, расовым, религиозным и т.п.) или фундаменталь­ные различия и конфликты, определяющие, в частности, размер и качество национальных партийных систем. Роккан предложил немало аналитичес­ких схем, объясняющих причины политизации таких расколов. Общей чер­той этих схем было немалое внимание к отношениям центр - периферия: в процессе нациеобразования между модернизирующимся национальным цен­тром и периферией имеют место многочисленные экономические, юриди­ческие, культурные и т.п. противоречия. Кливажи сопровождаются появле­нием устойчивых комплексов (политических) предпочтений, вокруг кото­рых формировались европейские партии. После возникновения базовых электоральных структур (институтов, в т.ч. правил голосования) происхо­дит «отвердение» (англ. freezing) кливажей (расколов) и электоральных структур (институтов), их стабилизация: «Партийные системы 1960-х го­дов отражают с немногими, но существенными исключениями структуру кливажей 1920-х годов» («теорема отвердения» была выдвинута Рокканом в 1967 г. совместно с СМ. Липсетом). В поздних работах Роккан рассматривал вопросы, связанные с наниеобра-зованием и формированием государств, намереваясь создать «топологическую и типологическую макромодель Европы», требовавшую систематического сравнения больших массивов географических, экономических, политических и т.п. данных по европейским странам. Предложенная им «концептуальная карта Европы» («теория Европы») основана на сочетании методов ретро­спективного и перспективного анализа, чрезвычайно насыщена политичес­кими сущностями и охватывает временной период в несколько столетий.

Пространственное распределение, функциональная специализация могут привести к такому усложнению процессов циркуляции (круговоро­та) власти, что гражданам и их объединениям, вступающим через испол­нение ролей в политические отношения, окажется трудно разобраться с многоликостью ее проявлений. В таких случаях возникают вполне оправ­данные ощущения многовластия, а с ними — и стихийного безвластия. Именно это в античности выражало понятие полиархии(гр. polyarkhia — власть многих) как рассогласованности управления. Когда же создаются специальные институты, которые регулируют процессы распределения власти, задают правила ее делегирования, возвращения и функциональ­ного преобразования, многообразие локусов (лат. locus — место) власти люди способны обратить себе на пользу.

Например, даже в централизованном, т.е. унитарном (фр. unitaire — составляющий единое целое), государстве есть общенациональная власть и периферия с местным управлением. Однако здесь все внутренние и меж­дународные полномочия сосредоточены в руках первой. По определению Шабо, если государство из центра с помощью своих представителей ру­ководит местными территориальными единицами, это — деконцентрация; если оно передает часть своих полномочий локальным сообществам и контролирует выполнение ими надлежащих функций, то мы имеем дело с децентрализацией. Гораздо сложнее распределение власти в федератив­ных (лат. foedus — союз) государствах, где существуют одновременно два постоянных и формальных уровня управления. Своеобразие этого уст­ройства состоит в том, что сама федерация обладает всей полнотой внеш­него и частью внутреннего суверенитета; ее участник (субъект) — лишь некоторыми, в каждом случае особыми, признаками внутреннего сувере­нитета. Еще более разнообразно устройство власти в конфедерациях или в таких наднациональных образованиях, как Европейский союз.

Наши рекомендации