Политическое знание и политическая наука
Сама структура слова политологияуказывает на то, что название этой научной и учебной дисциплины связано с полисом — вполне конкретным политическим образованием, известным из античной истории. Богатое содержание вкладывается в понятие логос*— одну из главных категорий древнегреческой философии, введенную в научный оборот Гераклитом (конец VI — начало V в. до н.э.). Мыслитель определил логос как универсальную осмысленность и закономерность процесса изменения форм бытия, тождественную первостихии огня, как судьбу, подчиняющую себе даже богов. По Гераклиту, вся природа устроена согласно «истинному рассуждению», открытие которого составляет задачу философа. Логосом в те давние времена называли мировой закон, или разум, оформляющий мир, космос. Позднее Платон, не отказываясь от такого понимания логоса, добавил к нему еще и значение суждения, теории. Однако для Аристотеля логос был уже только определением, доказательством. На протяжении двух с половиной тысячелетий данная категория была использована во многих философских учениях и в различных контекстах в силу многозначности своего содержания.
Обратите внимание В христианском учении логос — «и Слово было Бог» — понималось в виде творческого начала мира, веры в личность Христа как в само слово Божие, т.е. как полное воплощение и раскрытие Бога в человеке. В идеалистической философии логос — духовное первоначало, мировой разум, абсолют (вечная, бесконечная духовная первооснова Вселенной). |
Здесь уместно упомянуть о том, что изучение политологии не следует путать с политическим образованием, которое французский писатель и общественный деятель Анри Барбюс (1873 - 1935) предельно ясно определил: это «перевод идей и действий с государственного языка на человеческий». Исходя из современной сути политического образования, его называют также воспитанием гражданственности.
Как и всякая наука, политология не появилась в более или менее завершенном виде, а складывается и развивается при превращении различных форм знания в ходе приращения учености (англ. advancement of learning). В становлении всего обширного комплекса знания о политикевыделяются по меньшей мере три последовательно вырастающие друг из друга, «надстраивающиеся» системы интеллектуального освоения политической практики.
1. Прежде всего это обыденное знание как обобщение непосредственного политического опыта. В наше время оно отражено в публикациях, выступлениях, воспоминаниях политиков, в рассуждениях политических комментаторов и т.п.
2. Очередной уровень представлен многообразными политическими учениями. Они создавались в основном пророками, законоучителями и мудрецами, включая античных философов. Их усилия позволили осуществить переход от мифа и мифологического знания через различные формы учений, связанных с отдельными фигурами, например устное философствование Сократа (около 470 - 399 до н.э.), к догматическому знанию — довольно систематизированному, но некритическому описанию основных положений тех или иных веро- и законоучений. Тем самым степень основательности знания о политике становилась значительно выше. Однако это достигалось за счет, с одной стороны, догматизации, т.е. превращения в бесспорную истину, признаваемую без доказательств и учета конкретных условий каких-либо интеллектуальных построений, а с другой — ограничения самого предмета осмысления. Как правило, подобные подходы были связаны с моральным, юридическим или иным долженствованием (т.е. требованиями, распространяющимися на всех людей). Над политикой и действующими в этой сфере людьми стоит некий закон — божественный либо человеческий, — который определяет правила политического поведения. Пример такого знания в современной политике — различные идеологии (их Арон образно назвал доктринами, занимающими в душе человека место веры и стремящимися в будущем в какой-либо форме социального порядка «спасти человечество»).
3. Переход на следующий уровень политического знания — к знанию критическому — связан с поисками смысла и логики в самой политике. Важную роль в этом процессе исполнили гуманисты эпохи Возрождения, прежде всего Макиавелли. Они противопоставили догме практический опыт. Так на деле были созданы предпосылки политической науки,или политологии(в континентально-европейском наименовании). Объект изучения политологии (предмет) — собственно политика во всем многообразии ее проявлений.
Вместе с тем нельзя считать, что научное знание «лучше» догматического и обыденного — каждое из них уместно в тех областях жизнедеятельности и для тех людей, которым вполне соответствует.
В науке трудно создать что-либо качественное без использования результатов и опыта постижения политики в любых их формах. Потому политологу необходимо осваивать не только строгую науку*(академическую дисциплину*), но и разнообразные политические учения, трактовки событий государственными и общественными деятелями, их советниками, публицистами, журналистами.
Для уяснения особенностей природы политической науки нужно определить некоторые ее характеристики, стандарты и само понятие профессионализма в данной области познания. В этом смысле в течение всего XX столетия шла постоянная полемика, связанная с оценкой социального знания вообще и политического в частности. Одни ученые усматривают в политическом анализе скорее «искусство» либо «ремесло», чем строгую науку (Аарон Вильдавски; 1930-1993), другие вслед за Вебером полагают, что изучение политики — это «призвание», профессия, т.е. род занятий человека, владеющего совокупностью особых теоретических знаний, практических навыков и обладающего опытом известной деятельности. Самый распространенный на сегодня подход к политологическим исследованиям — как к особой профессии (англ. profession означает не только собственно профессию, но и вероисповедание). Дуайт Вальдо (1913-2000) в работе с показательным названием «Политическая наука: традиция, дисциплина, профессиональная наука, предприятие» (1975) так выразил свое отношение к политологии и людям, занятым в данной области: «Науки знают, а ученые исповедуют». Эту мысль убедительно развивают политологи Роберт Гудин (Австралия) и Ханс-Дитер Клингеманн (Германия).
Интерпретация В общественной мысли со Средневековья и по сей день довольно распространено определение политики в виде искусства возможного. Но есть и другое объяснение подхода к политике как к искусству— в ней усматривают совокупность практических, технических (гр. techne — искусство, мастерство) умений оптимального управления социальными группами и процессами (в частности, путем выработки и осуществления коллективных решений). Речь идет о профессиональном владении предметом деятельности и необходимыми для этого приемами — по аналогии с искусством врачевания, военным или ораторским искусством. С этим связано и понимание политики (здесь: специальной отрасли знания) как искусства и науки управления. В данном смысле политологию тоже можно трактовать в качестве сложного комплекса практических навыков - искусства осмысления политики, притязающего на научность познания. |