Упадок сельского хозяйства
Развитие капиталистического уклада в экономике Индии
В 70—90-е годы в Индии сравнительно быстрыми темпами шло строительство крупных капиталистических предприятий. В 1886 г. хлопчатобумажная промышленность насчитывала уже 95 фабрик. На них было занято 74 тыс. рабочих. Число шахт выросло с 56 в 1880 г. до 286 в 1900 г.
На развитие промышленности, особенно добывающей, большое влияние оказал быстрый рост железных дорог в стране. Их протяженность составляла: в 1860 г.— 1300, в 1880 г.— 14 745, а в 1900 г.— 39 835 км. Строительство железных дорог приносило огромные прибыли капиталистам Англии, стимулировало развитие тяжелой промышленности в метрополии, а главное — железные дороги позволяли английским капиталистам значительно увеличить сбыт своих товаров в глубинных районах Индии и облегчали вывоз оттуда сырья и продовольствия. Железнодорожная сеть повышала роль Индии как плацдарма для новых захватов в сопредельных странах. Она делала мобильной англо-индийскую армию, что облегчало иноземным властям борьбу против народных восстаний. По замыслам колониальных правителей, железные дороги должны были закрепить Индию на положении аграрно-сырьевого придатка Англии. Однако еще в 1853 г. Маркс писал, что железные дороги в этой стране станут предвестником современной промышленности. Действительно, вслед за железными дорогами начали строиться механические и чугунолитейные мастерские. Возрастал спрос на уголь, что стимулировало развитие горнодобывающей промышленности.
Развитие капитализма в Индии, запоздавшее на многие десятилетия по сравнению с европейскими странами, происходило неравномерно, однобоко. Росла главным образом промышленность легкая, в основном текстильная, и промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья. Из отраслей тяжелой промышленности развивались лишь добывающие. Исключением были единичные небольшие предприятия тяжелой обрабатывающей промышленности, как, например, металлургический завод, основанный в Калькутте английской фирмой «Бенгал айрон энд стил компани».
Промышленные предприятия были сосредоточены главным образом на морских побережьях. В начале 80-х годов из 20 джутовых фабрик 17 находились в Калькутте и ее окрестностях. Там же концентрировались почти все доки. Примерно 75% хлопчатобумажных фабрик было расположено в районе Бомбея. Английский капитал господствовал во всех отраслях промышленности, за исключением хлопчатобумажной, где преобладающую роль играли индийские капиталисты. Последние занимали также главное место в низших формах капиталистического предпринимательства: мануфактурах, капиталистической работе на дому.
Тормозом в развитии индийской промышленности были ее зависимость от импорта английского оборудования, отсутствие дешевого капиталистического кредита, система железнодорожных тарифов, благоприятная для английских импортеров таможенная политика и т. п. Фабричное оборудование в Индии стоило в несколько раз дороже, чем в Англии. Британские капиталисты всесторонне использовали свое политическое господство, для того чтобы препятствовать индустриализации Индии и сохранить ее экономическую зависимость от метрополии. В итоге, к концу XIX в. капиталистический уклад являлся незначительным по удельному весу в полуфеодальной колониальной экономике Индии.
Упадок сельского хозяйства
Уровень развития сельского хозяйства был крайне низким. Орудия обработки земли сохранились неизменными с незапамятных времен. Создание колониальной администрцией отдельных ирригационных сооружений в Пенджабе, Синде и некоторых других районах существенно положения не изменило. К концу XIX в. искусственно орошалось примерно 20% засеянной площади. Это было меньше, чем в Могольской империи. Строительство оросительных систем, их эксплуатация и связанные с этим новые налоги и повинности легли дополнительной тяжестью на плечи крестьян.
В деревне продолжала господствовать феодально-помещичья собственность и полукрепостнические формы и методы эксплуатации крестьян. Их всемерно поддерживал колониальный режим. Помещики — заминдары, феодальные князья и британские колонизаторы сдавали землю крестьянам на условиях кабальной аренды и взимали с них 50—70% урожая. Подавляющее большинство крестьян было малоземельными и безземельными арендаторами. Число слуг и долговых рабов исчислялось миллионами.
Капиталистические отношения проникали в деревню, главным образом в плантационное хозяйство (по выращиванию чая, джута и пр.), очень медленно. Предпринимателями были, как правило, англичане. При поддержке колониальных властей они установили для рабочих-кули режим, в котором причудливо переплетались капиталистические, рабовладельческие и крепостнические методы эксплуатации.
В последней четверти XIX в. сельское хозяйство Индии было окончательно втянуто в мировой товарооборот. Страна была связана пароходными линиями с Западом. Однако Индия была вовлечена в мировой капиталистический рынок не как его самостоятельный участник, а как аграрно-сырьевой придаток Англии. Экспорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья из Индии быстро возрастал. Вывоз зерновых культур, в первую очередь риса и пшеницы, вырос в стоимостном выражении с 3800 тыс. ф. ст. в 1858 г. до 9300 тыс. ф. ст. в 1901 г. Экспорт джута увеличился с 1833 по 1914 г. в 126 раз. Английские фирмы снабжали индийскими техническими культурами — хлопком, джутом, индиго и др. — не только отечественных предпринимателей, но и фабрикантов других стран, в том числе России. Британские капиталисты, таким образом, наживались вдвойне: на ограблении индийских крестьян и на посреднической торговле.
Быстро возрастала специализация сельского хозяйства, определились районы монокультур. Бенгалия стала главным поставщиков джута, Ассам — чая, Бомбейская и Центральные провинции — хлопка, Пенджаб — пшеницы.Производство джута стало мировой монополией английскихкапиталистов, обладание которой служило для них средством ограбления крестьян Бенгалии и получения наивысших прибылей.
Рост товарности сельского хозяйства в условиях колониальной, полуфеодальной Индии совершался не вследствие улучшения техникии культуры обработки земли, а главным образом за счет усиления налогового гнета и полукрепостнической эксплуатации трудящихся масс. Крестьяне, у которых помещики и колониальные власти изымали не только прибавочный, но и часть необходимого продукта, разорялись и попадали во все большую зависимость от ростовщиков. Последние охватывали своими щупальцами всю Индию. В одном только Пенджабе число банкиров и ростовщиков (вместе с семьями) увеличилось с 53 тыс. в 1868 г. до 193 890 человек в 191.1 г. Крестьянин, попавший в сети ростовщиков, не мог, как правило, выбраться из них. Заложенная земля в подавляющем большинстве случаев переходила к заимодавцу, ростовщику, помещику. Особенно быстрыми темпами совершался переход арендованных крестьянами участков земли в руки ростовщиков и торговцев в районах райятвари. Выражением растущего упадка сельского хозяйства и разорения крестьянства являлся голод, постигавший Индию все чаще и чаще. В 1851—1875 гг. голод повторялся в стране 6 раз, а в 1876—1900 гг. —18 раз. В 90-х годах число погибших от голода превысило 18 млн. человек.