Реформы в России в 60-70гг. 19века.

Реорганизация финансовой системы. Ещё в 1860 г. для содействия торговле и промышленности был основан Государст­венный банк. В 1862 г. все правительственные ведомства были лишены финансовой самостоятельности и появился единый бюджет, причем его доходные и расходные статьи подлежали публикации в печати. С 1864г. стал осуществляться регулярный контроль за финансовой дея­тельностью местных учреждений. В результате финансовая система страны стала более централизованной, контролируемой и в то же время более приспособленной для нужд экономического развития. С 1859 г. работала Податная комиссия для упорядочения и уравнения прямых налогов. Отменена система откупов, при которой большая часть косвенных налогов шла не в казну, а в карманы откупщиков. Вместе с тем пока ещё сохранялся и ряд элементов старой денеж­ной политики: подушная подать с низших сословий, высокие косвен­ные налоги (т.е. на продажу определённых товаров), что ущемляло интересы потребителей.

Преобразования в области цензуры. Так, согласно «Вре­менным правилам» 1856 г. ряд газет и журналов, а также - во многих случаях - печатание книг освобождались от предварительной цензуры, хотя за публикацию особенно «вредных» материалов и предусматрива­лись различные кары, вплоть до закрытия изданий.

Народное образование. Потреб­ность в грамотных людях и в специалистах быстро возрастала, а отмена крепостного права в свою очередь увеличивала поток желающих учиться. В 1863 г. в соответствии с новым университетским уставом в вузах восстанавливалась автономия. Вводилась также чёткая структура университетов, предусматривавшая наличие четырёх факультетов: историко-филологического, физико-математиче­ского, юридического и медицинского. Срок обучения составлял 4 года. Женщины в число студентов не допускались, но с 1859 г. они могли посещать лекции в качестве вольнослушательниц. В 1864 г. школы («начальные народные училища») получили новую, более широкую программу; открывать их теперь можно было не только государству, но также общественным организациям и частным лицам. Се­миклассные мужские гимназии, дававшие среднее образование, делались отныне доступными для всех сословий, хотя обучение в них оставалось платным. Гимназии подразделялись на два вида - классические (отдавав­шие предпочтение филологическим дисциплинам) и реальные (где делался упор на математику и естественные науки). Такая система была весьма це­лесообразна: дворяне и состоятельные люди стремились давать своим де­тям классическое образование, обеспечивающее знание языков, литера­туры, истории. Люди поскромнее, понимавшие, что их детям самим при­дётся зарабатывать себе на жизнь, предпочитали более «практические» науки, а значит, и реальную гимназию. Женские семиклассные гимназии, возникшие в 1858 г., имели более ограниченную программу и должны были готовить своих учениц к бу­дущей роли матери и хозяйки дома.

Земская реформа. «Положением о губернских и уездных зем­ских учреждениях», утверждённым 1 января 1864 г. Он предусматривал, во-первых, выборность органов власти (т. е. самоуправление) и, во-вторых, их бессословный характер. Согласно реформе население уезда, включая крестьянство, изби­рало уездное земское собрание сроком на 3 года. Это собрание, члены которого именовались «гласными», представляло собой распоряди­тельный орган; оно, в свою очередь, избирало орган исполнительный - уездную земскую управу. Уездные собрания, далее, выбирали из своей среды гласных в губернское земское собрание, которое, соответственно, создавало губернскую земскую управу. Выборы в уездные земские собрания проводились на трех избирательных съездах (по куриям): 1)уездных землевладельцев (землевладельцы, имевшие не менее 200 десятин земли, лица обладавшие другой недвижимой собственностью стоимостью не менее чем на 15 тыс.руб. или же получавшие годовой доход не менее 6 тыс.руб.: землевладельцы-дворяне и торгово-промышленная буржуазия); 2)городские избиратели (купцы всех трех гильдий, владельцы торговых и промышленных заведений в городах с годовым доходом свыше 6 тыс.руб, владельцы городской недвижимости, стоимостью 500 или 2тыс.руб: городская буржуазия); 3)выборные от сельских обществ. По первым двум куриям выборы прямые, по третей – многоступенчатая. Все эти местные органы (в просторечии - «земства») имели много­численные функции. Они занимались хозяйственными делами (разви­тие промышленности, торговли, оказание продовольственной, агроно­мической и ветеринарной помощи, благоустройство, дорожное строи­тельство и т.п.)» а также школами, больницами, благотворительными учреждениями, страхованием и многим другим. Вместе с тем прави­тельство старалось сделать так, чтобы в земских учреждениях ведущую роль всё-таки играло дворянство. Это отразилось и в системе выборов в земства, дававшей дворянам преимущество, и в том, что новые органы не предусматривались в районах, где не было развитого дворянского землевладения, как, например, в Сибири. Однако эти ограничения не могли парализовать положительное значение земских учреждений. Они ак­тивизировали общественные силы на работу для народа, обеспечивали развитие сельского хозяйства и промышленности на местах, создали множество сельских больниц и школ (к 1880 г. таких школ было уже 12000), организовали превосходную почтовую службу; они занялись тщательным изучением народа и его жизни, выпускали прекрасные сборники разнообразных материалов, наладили великолепную стати­стику.

Судебная реформа. Указ «Об улучшении судебных установлений» 20 ноября 1864 г. В соответствии с ним суд делался бессословным, гласным, независимым, а судьи стали выборными и несменяемыми, что также гарантировало их независи­мость. В судебную практику вводилась состязательность сторон, в связи с чем учреждался институт присяжных поверенных, т. е. адвокатов. В России устанавливалась новая система судебных учреждений, со­стоявшая из нескольких инстанций - начиная от мирового судьи и кон­чая Сенатом. Вводились новые судебные учреждения: коронный суд (окружной суд, судебная палата). Особую важность имел так называемый окружной суд, рас­сматривавший основную массу гражданских и уголовных дел, причем наиболее значительные из них - с участием присяжных заседателей. Для разбора мелких правонарушений учреждался в уездах и городах мировой суд в составе одного судьи. Судебное дело в стране совершенно преобразилось и ста­ло на европейский уровень, лишь в условиях такого суда могла быть гарантирована собственность и предпринимательская деятельность в целом. В 1863 г. в России были отмене­ны телесные наказания. В 1872 г. было создано Особое Присутствие Правительствующего Сената специально для рассмотрения дел по политическим преступлениям.

Шестнадцатого июня 1870 г. последовала городская реформа. Теперь городская дума делалась бессословной, так как избирате­лями становились все жители, имевшие определенную собственность. Имущественный ценз усиливал значение буржуазии; она могла теперь больше влиять на городские дела, а значит, успешнее раз­вивать предпринимательство, что было и в интересах государства. Дума являлась распорядительным органом. Она избирала инстан­цию исполнительную - городскую управу, которой руководил город­ской голова.

Военная реформа. Д-А. Милютин, её важнейшим актом стал закон о воинской по­винности, утвержденный 1 января 1874 г. Нет резерва. Отсталое вооружение, консерватизм в управле­нии, карьеризм и казнокрадство - таковы были давнишние язвы рос­сийской военной организации. Поражение в Крымской кампании мно­гим открыло на это глаза. Начало перевооружения, создание военных учебных заведений и т. п. Но глав­ное - это введение всеобщей воинской повинности и сокращение срока службы до 6 - 7 лет (что позволяло создать необходимый обученный резерв и, как следствие, сократить вооруженные силы в мирное время). Введена военно-конская повинность: на время войны годное для военных целей конское поголовье подлежало мобилизации с денежной компенсацией его владельцам. Теперь Россия могла иметь армию, похожую на европейскую, - бес­сословную, лучше обученную и вооруженную и не столь громоздкую. Конечно, «хвосты» из старого тянулись и сюда; наследие крепостных времен не так-то легко было преодолеть: дворяне все же преобладали среди офицеров, оставалось «тыкание» по отношению к нижним чинам; вследствие промышленного отстава­ния России перевооружение проходило медленнее, чем следовало и т. д. И все же происходившие перемены имели принципиальный харак­тер и совершенно меняли (хотя и постепенно) лицо русской армии.

Рефор­мы этого времени, как и 60-х гг., означали ликвидацию немалого числа устаревших феодальных институтов и создавали такие учреждения, ко­торые способствовали более свободному развитию России - по иному, объективно буржуазному пути.

.

Наши рекомендации