Реформы в России в 60-70гг. 19века.
Реорганизация финансовой системы. Ещё в 1860 г. для содействия торговле и промышленности был основан Государственный банк. В 1862 г. все правительственные ведомства были лишены финансовой самостоятельности и появился единый бюджет, причем его доходные и расходные статьи подлежали публикации в печати. С 1864г. стал осуществляться регулярный контроль за финансовой деятельностью местных учреждений. В результате финансовая система страны стала более централизованной, контролируемой и в то же время более приспособленной для нужд экономического развития. С 1859 г. работала Податная комиссия для упорядочения и уравнения прямых налогов. Отменена система откупов, при которой большая часть косвенных налогов шла не в казну, а в карманы откупщиков. Вместе с тем пока ещё сохранялся и ряд элементов старой денежной политики: подушная подать с низших сословий, высокие косвенные налоги (т.е. на продажу определённых товаров), что ущемляло интересы потребителей.
Преобразования в области цензуры. Так, согласно «Временным правилам» 1856 г. ряд газет и журналов, а также - во многих случаях - печатание книг освобождались от предварительной цензуры, хотя за публикацию особенно «вредных» материалов и предусматривались различные кары, вплоть до закрытия изданий.
Народное образование. Потребность в грамотных людях и в специалистах быстро возрастала, а отмена крепостного права в свою очередь увеличивала поток желающих учиться. В 1863 г. в соответствии с новым университетским уставом в вузах восстанавливалась автономия. Вводилась также чёткая структура университетов, предусматривавшая наличие четырёх факультетов: историко-филологического, физико-математического, юридического и медицинского. Срок обучения составлял 4 года. Женщины в число студентов не допускались, но с 1859 г. они могли посещать лекции в качестве вольнослушательниц. В 1864 г. школы («начальные народные училища») получили новую, более широкую программу; открывать их теперь можно было не только государству, но также общественным организациям и частным лицам. Семиклассные мужские гимназии, дававшие среднее образование, делались отныне доступными для всех сословий, хотя обучение в них оставалось платным. Гимназии подразделялись на два вида - классические (отдававшие предпочтение филологическим дисциплинам) и реальные (где делался упор на математику и естественные науки). Такая система была весьма целесообразна: дворяне и состоятельные люди стремились давать своим детям классическое образование, обеспечивающее знание языков, литературы, истории. Люди поскромнее, понимавшие, что их детям самим придётся зарабатывать себе на жизнь, предпочитали более «практические» науки, а значит, и реальную гимназию. Женские семиклассные гимназии, возникшие в 1858 г., имели более ограниченную программу и должны были готовить своих учениц к будущей роли матери и хозяйки дома.
Земская реформа. «Положением о губернских и уездных земских учреждениях», утверждённым 1 января 1864 г. Он предусматривал, во-первых, выборность органов власти (т. е. самоуправление) и, во-вторых, их бессословный характер. Согласно реформе население уезда, включая крестьянство, избирало уездное земское собрание сроком на 3 года. Это собрание, члены которого именовались «гласными», представляло собой распорядительный орган; оно, в свою очередь, избирало орган исполнительный - уездную земскую управу. Уездные собрания, далее, выбирали из своей среды гласных в губернское земское собрание, которое, соответственно, создавало губернскую земскую управу. Выборы в уездные земские собрания проводились на трех избирательных съездах (по куриям): 1)уездных землевладельцев (землевладельцы, имевшие не менее 200 десятин земли, лица обладавшие другой недвижимой собственностью стоимостью не менее чем на 15 тыс.руб. или же получавшие годовой доход не менее 6 тыс.руб.: землевладельцы-дворяне и торгово-промышленная буржуазия); 2)городские избиратели (купцы всех трех гильдий, владельцы торговых и промышленных заведений в городах с годовым доходом свыше 6 тыс.руб, владельцы городской недвижимости, стоимостью 500 или 2тыс.руб: городская буржуазия); 3)выборные от сельских обществ. По первым двум куриям выборы прямые, по третей – многоступенчатая. Все эти местные органы (в просторечии - «земства») имели многочисленные функции. Они занимались хозяйственными делами (развитие промышленности, торговли, оказание продовольственной, агрономической и ветеринарной помощи, благоустройство, дорожное строительство и т.п.)» а также школами, больницами, благотворительными учреждениями, страхованием и многим другим. Вместе с тем правительство старалось сделать так, чтобы в земских учреждениях ведущую роль всё-таки играло дворянство. Это отразилось и в системе выборов в земства, дававшей дворянам преимущество, и в том, что новые органы не предусматривались в районах, где не было развитого дворянского землевладения, как, например, в Сибири. Однако эти ограничения не могли парализовать положительное значение земских учреждений. Они активизировали общественные силы на работу для народа, обеспечивали развитие сельского хозяйства и промышленности на местах, создали множество сельских больниц и школ (к 1880 г. таких школ было уже 12000), организовали превосходную почтовую службу; они занялись тщательным изучением народа и его жизни, выпускали прекрасные сборники разнообразных материалов, наладили великолепную статистику.
Судебная реформа. Указ «Об улучшении судебных установлений» 20 ноября 1864 г. В соответствии с ним суд делался бессословным, гласным, независимым, а судьи стали выборными и несменяемыми, что также гарантировало их независимость. В судебную практику вводилась состязательность сторон, в связи с чем учреждался институт присяжных поверенных, т. е. адвокатов. В России устанавливалась новая система судебных учреждений, состоявшая из нескольких инстанций - начиная от мирового судьи и кончая Сенатом. Вводились новые судебные учреждения: коронный суд (окружной суд, судебная палата). Особую важность имел так называемый окружной суд, рассматривавший основную массу гражданских и уголовных дел, причем наиболее значительные из них - с участием присяжных заседателей. Для разбора мелких правонарушений учреждался в уездах и городах мировой суд в составе одного судьи. Судебное дело в стране совершенно преобразилось и стало на европейский уровень, лишь в условиях такого суда могла быть гарантирована собственность и предпринимательская деятельность в целом. В 1863 г. в России были отменены телесные наказания. В 1872 г. было создано Особое Присутствие Правительствующего Сената специально для рассмотрения дел по политическим преступлениям.
Шестнадцатого июня 1870 г. последовала городская реформа. Теперь городская дума делалась бессословной, так как избирателями становились все жители, имевшие определенную собственность. Имущественный ценз усиливал значение буржуазии; она могла теперь больше влиять на городские дела, а значит, успешнее развивать предпринимательство, что было и в интересах государства. Дума являлась распорядительным органом. Она избирала инстанцию исполнительную - городскую управу, которой руководил городской голова.
Военная реформа. Д-А. Милютин, её важнейшим актом стал закон о воинской повинности, утвержденный 1 января 1874 г. Нет резерва. Отсталое вооружение, консерватизм в управлении, карьеризм и казнокрадство - таковы были давнишние язвы российской военной организации. Поражение в Крымской кампании многим открыло на это глаза. Начало перевооружения, создание военных учебных заведений и т. п. Но главное - это введение всеобщей воинской повинности и сокращение срока службы до 6 - 7 лет (что позволяло создать необходимый обученный резерв и, как следствие, сократить вооруженные силы в мирное время). Введена военно-конская повинность: на время войны годное для военных целей конское поголовье подлежало мобилизации с денежной компенсацией его владельцам. Теперь Россия могла иметь армию, похожую на европейскую, - бессословную, лучше обученную и вооруженную и не столь громоздкую. Конечно, «хвосты» из старого тянулись и сюда; наследие крепостных времен не так-то легко было преодолеть: дворяне все же преобладали среди офицеров, оставалось «тыкание» по отношению к нижним чинам; вследствие промышленного отставания России перевооружение проходило медленнее, чем следовало и т. д. И все же происходившие перемены имели принципиальный характер и совершенно меняли (хотя и постепенно) лицо русской армии.
Реформы этого времени, как и 60-х гг., означали ликвидацию немалого числа устаревших феодальных институтов и создавали такие учреждения, которые способствовали более свободному развитию России - по иному, объективно буржуазному пути.
.