Крестьянские волнения в последней четверти ХIХ в.: этнононфессиональный аспект
Протестные движения татарских крестьян в конце 70-х по конец 90-х годов можно обозначить как упредительные меры из-за страха перед христианизацией. Установление контроля над мусульманской системой образования, введение русских классов в медресе, и неумелые действия земств по решению местных социальных проблем, не учитывающий конфессиональный фактор порождали в душах мусульман подозрение на разрушение внутриобщинной жизни и дальнейшую руссификацию вкупе с христианизацией. Сыграли свою роль и ложные слухи о насильственной христианизации, распространяемые миссионерами «Братства св. Гурия», волостными писарями и некоторыми русскими простолюдинами. Кроме того русско-турецкая война породила у татар мусульман нежелание сражаться против единоверцев турок. Наконец, неурожай и голод 1877 года окончательно вывел народ из себя.
В 1878 г. восстали одновременно крестьяне пяти уездов, в которых проживало в основном татарское население: в Спасском, Казанском, Чистопольском, Мамадышском и Тетюшском.Наиболее крупные выступления были зафиксированы в Б.Менгерской, Б.Атнинской и Мамсинской волостях Казанского уезда. Поводом к восстанию стала “Инструкция сельским обществам по выполнению возложенных на них законом обязанностей”. Некоторые пункты этой инструкции были абсолютно неприменимы к мусульманам. Вот что писал об этом известный востоковед и инструктор Казанского учебного округа В.В. Радлов: “Как татарину понимать, что это к ним не относится, если в §47 просто говориться так: мирскими повинностями называются те повинности, которые отправляются обществам на устройство и поддержание церквей, сельских училищ, содержание учителей, и когда старостам розданы таковые приказания за подписью губернатора, как обязательные для всех обществ”[413]. Татары восприняли этот документ как инструкцию к насильственному крещению. Эти подозрения усилили представители местной власти и миссионеры общества св. Гурия. Для выяснения истины мусульмане стали посылать письма в Оренбургское духовное управление. В ответ на это муфтий С.Тевкелев срочно направил письмо губернатору Н.Я.Скарятину. В письме он предупреждал о настроениях мусульман и призвал обратить серьезное внимание на деятельность начальников волостных управлений и писарей, распускающих слухи о крещении, вплоть до привлечении их к ответственности.[414] Но было уже поздно. Крестьяне отказывались избирать полицейских десятников, страховать свои усадьбы от пожара, стоить и содержать противопажарные сараи.Они отказались платить подати и земские сборы и содержать волостные правления, аргументируя тем, что ни в земствах, ни в волостных правлениях нет представителей от татарских крестьян. После объявления инструкции многие деревнские общины отправляли своих поверенных с петициями в Казань к губернатору, или в Петербург.
Наиболее активно события разворачивались в Больших Менгерах. Там собрались мужчины из 12 общин . Они избили полицейского, муллу, осадили уездного исправника и переизбрали всех старост, волостного старшину и писаря. Волнения по цепной реакции прекидывались на другие уезды и даже соседние губернии. ( Самарскую и Вятскую). Крестьянские выступления охватили около 150 сельских обществ татар и 14 других этнических групп. В Казанском уезде было сменено более 70% сельских старост. Татарское население трех волостей изгнало всех русских чиновников и предпринимателей (особенно тех, кто торговал алкоголем), а затем установило выборную легитимную власть в органах крестьянского самоуправления.
Губернатор Н.Я.Скарятин для усмирения татар попросил батальон солдат (500 человек), и крепких русских мужиков для порки крестьян . Расправу Скарятина в селе Большие Менгеры историк Н.Н.Фирсов описывает так: “ Губернатор Скарятин с полицейскими чинами и войском явился в селение Большие Менгеры и произвел здесь жестокую расправу над толпой крестян от 11-до 80 летнего возраста, численностью в 1000 человек, вызванных из Атнинской и Мамсинской волостей. Он велел этой толпе стать на колени и, окружив её войском, стал прохаживаться среди нее, кого рвал за бороду, кому наносил удары в грудь и пр. Потом перепорол 800 человек. Пощады не было никому. От ударов пали жертвами старцы и дети ... Избивая , губернатор твердил: “ Вот вам Мухаммед, вот вам Коран, вот вам за непринятие параграфов таких-то... “. Для кормления приведенных солдат было отобрано у татар много скота, от чего многие окончательно разорились.” [415]
В декабре 1879 года губернатор Н.Я.Скарятин с батальоном солдат в 500 штыков так же участвовал в подавлении беспорядков в селе Средние Тиганы Спасского уезда. В татарском баите[416] об этом говориться так: “Урта Авылга җыелды өч өязның халыгы” – “В Среднем ауле был собран народ трех уездов”. “ Җыендагы халыкны чолгап алды казаклар” – “Весь собравшийся народ был окружен казаками.” Далее интересно сравнить отчет губернатора и баит. Губернатор писал: “ При моём появлении, татары вместе с муллами кинулись на колени, прося прощения, тотчас приступили к выборам, составив по ним надлежащие пригворы, с приложением печатей и обещаясь безотлагательно внести страховые платежи. Таким образом повиновение было востановлено. Виду такого поведения крестьян мне и не пришлось прибегать к крутым мерам”. В народном же баите говориться, что еще до приезда губернатора военные грабили татарские аулы. “Губернатордан элгәре күп ратниклар килделәр, Сишәмбе көн кич белән йөз пот икмәк җыйдылар” - “Еще до приезда губернатора приехали много ратников. Во вторник вечером собрали сто пудов хлеба”. Дальше рассказывается как на протяжении нескольких дней казаки грабили крестьян, отбирая все что хотели.
Командылар килу белян, таганларын астылар,
Биш ротанын яртысы Иске авылга бордылар;
Иске аулнын казларын кочак-кочак жыйдылар,
Тимягез казга дигач , камчы белян кыйнадылар.
Как только прибыли команды, развесили котлы,
Половина солдат из пяти рот завернули в Старый аул,
В Старом ауле они стали охапками собирать гусей
Тех, кто кричал “Не трогайте гусей”, били ногайками.
Заканчивается баит такими словами: “Төнля белян команда фатир саен таралды; Беләр кеше булмас булды, күңнелләре каралды”.- “Ночью команды разместились по квартирам, Люди замкнулись в себе, их души почернели”.
Несмотря на то, что восстание крестьян было подавлено, татары показали властям непоколебимую решимость в отстаивании своей веры. Крестьяне отказывалсь избирать полицейских десятников, старосты сел пытавшиеся выполнить распоряжения властей были переизбраны, действия сельских старост были поставлены под контроль сельского схода, а муллы которые помогали усмерять крестьян, были избиты и изгнаны со своих приходов.После этого бунта мусульмане потребовали, чтобы муфтий не назначался правительством, а был избраем мусульманским населением. Властями были отменены все параграфы “инструкции”, ущемляющие права мусульманского населения, губернатор Н.Я.Скарятин был снят с должности . Начавшись как антирелигиозное движение крестьян 1878-1879 гг. переросло в национально - освободительное . Впервые татары –мусульмане изгнав русских чиновников и буржуазию избрали собственную власть на основе национально-религиозной и териториальной автономии.
Движение татарских крестьян 1878-1879 гг. показло социальную неоднородность мусульманского духовенства. Верхушечная часть его во главе с муфтием полностью была на стороне правиельства и помогала восстанавливать “порядок” , другая часть заняла выжидательную позицию сперва поддержав крестьян, а затем отойдя от них, и наконец третья часть , по мнению И.К. Загидуллина “самая незначительная”[417] поддержала волнения. Мусульманские священнослужители часто были авторами писем и жалоб, отправляемых муфтию или представителям верховной власти. Некоторые их них придавали уверенность крестьянам в борьбе против властей и всячески поддерживали их морально.