Особенности политики Московского государства по отношению мусульманской конфессии в XVII веке
XVII век в русской историографии назван «бунташным веком», действительно в этот период в стране прокатилось две крестьянские войны (восстание под руководством Болотникова и Разина, и многочисленные антикрепостнические и антифеодальные бунты: медный, соляной и т.п.), но мало кто знает, что это время характеризуется подавлением массовых антирелигиозных, национально- освободительных восстаний народов Поволжья и Приуралья. Прежде всего башкир и татар. В ответ на колониальную политику царизма население края постоянно поднималось на борьбу с оружием в руках. Это происходило почти непрерывно весь XVII и ХVIII век.(1606-1607, 1615-1616, 1662-1664, 1681-1684, 1670-1671,1704-1711,1735-1740,1743,1747, 1755, 1773-1775.). Эти выступления возникали стихийно и плохо организованно, но они отражают все отчаяние нерусских народов не желающих мириться со своим угнетенным положением. Но жесточайшие погромы и убийства в ходе подавления этих восстаний не оставляли надежды на улучшение ситуации.
В эти годы мусульманская идентичность татар и башкир выдержала поразительные испытания. Многие исследователи отмечают, что духовной стойкости мусульман в пору жесточайших гонений способствовал ислам в суфийской интерпретации. [142]Необходимо отметить, что, суфизм представлял собой отклонение от ортодоксального ислама и заявлял его в мистико-аскетической форме. Являясь «религией сердца» ислам в суфийской интерпретации учил стойкости и мужеству на примере ранних подвижников пророка, однако он отвечал духовным чаяниям народа своего времени. К примеру, Алахияр (умер около 1720 г.) учил: «Бәлә угы кадалса, өргамай ах. (Не стенай, когда тебя поразит стрела несчастья) Кылыч башынга килсә , бозмагай рах.(Не сврачивай с пути, даже если меч коснулся головы)”.
Из-за не гаснущих восстаний в тридцатые-сороковые годы XVII в. всем "инородцам" края запретили заниматься кузнечным и ювелирным делом, а также покупать изделия из металла. Правительство считало, что таким образом народ может вооружиться и восстать против власти.
Как только в период смутного времени власть Москвы пошатнулась, служилые татары стали искать контакты с поляками и турками, а податные перестали платить ясак и активно участвовали в восстании под предводительством И. Болотникова (1606-1607).
В период смутного времени татарские и мордовские феодалы мещерского края по большей части были на стороне Лжедимитрия II. Темниковское войско под командованием Брюшея мурзы князя Еникеева и Еналея мурзы князя Шугурова, в составе которого были татары и мордва, пыталось захватить Казань, а затем планировали захватить все города, расположенные по Волге ниже Казани. Однако войско Царства Казанского, где были русские и татарские служилые люди, разгромило мишарско-мордовское войско под селом Бурундуки (ныне Татарстан). На этом примере мы видим, как власти умело используют одних служилых татар против других.
С воцарением Михаила Романова власть в стране окрепла, она стала с ещё большим рвением проводить колонизаторскую политику. Вся мощь аппарата обрушилась, прежде всего, на татарское податное сословие. В 1615 году правительство ввело дополнительный денежный налог с нерусского населения края. Это привело к восстанию народов края под руководством Джангали Шукурова (Еналея Шугурова). Восстание охватило территории от Сарапула до Мурома. Хотя восстание было потоплено в крови уже в 1616 г., тем не менее, отдельные выступления продолжались ещё в течение трёх лет. В подавлении народного восстания активно участвовали служилые татары.
Указанный период изобилует законодательными актами, напрямую ущемляющими права мусульман. Ярчайшим документом, подтверждающим этот факт, является Соборное Уложение 1649 года. В нем законодательно закреплена политика русского правительства по принципу "разделяй и властвуй". На этот раз татарам некрещеным противопоставлялись крещеные. Кроме уже известных привилегий крещеным "инородцам", добавлялись следующие: крепостной крестьянин, принявший православие, автоматически получал свободу, если его пытались продать. Крестьянину, принявшему христианство, помещик (если он не был православным) должен был выплатить 15 рублей.
Жесточайшими мерами пресекались попытки обращения православных в ислам. Статья 24 главы 22 гласила: " А буде кого бусурмане какими-нибудь мерами, насильством или обманом русского человека к своей бусурманской вере принуждать, и по своей бусурманской вере обрежет, а сыщется про то допряма: и того бусурманина по сыску казнить, сжечь огнём без всякого милосердия". При том, наказание ввиде сожжения на костре живьём ждало не только так называемого «совратителя», но и того кто принял ислам.
Этот закон действовал почти 130 лет. Известно, что по этому уложению в 1738 г. по распоряжению императрицы Анны Иоанновны и оренбургского губернатора В.Н. Татищева за возврат к исламу был сожжен живьем крещеный татарин Тойгильда Жуляков. В июне 1740 г. за переход в мусульманство сожгли «рудознатца» крещеного татарина Романа Исаева. Перед смертью он заявил, что знает, где находится серебряная руда, однако это ему не помогло: в назидание другим Исаев был сожжен[143].
Показательна судьба татарки Кисябики Байрясовой родом из Катайской волости. Она попала в плен во время одной из карательных экспедиций. Её привезли в Екатеринбург и отдали в крепостные писателю и переводчику Кириаку Кондратовичу. В плену Кисяйбики крестила жена местного протопопа, а после крещения её нарекли Катериной. Однако будучи верной своей религии, Кисяйбики трижды бежала на Родину. Когда её поймали в третий раз, Горная администрация обвинила ее в том, что она «живучи в Башкире, питалась от них, башкирцев, и ела вместе с ними вместе, и Богу молилась по их Закону, а не по христианскому». В приговоре от 8 февраля 1739 г. говорилось: «… оной татарке за три побега и что она, будучи в бегах, крещеная обасурманилась, учинить смертную казнь - сожечь».
Соборное уложение 1649 г. закрепляло первенствующее и главенствующее место православной религии в стране. Не случайно охранительная идея вынесена на первое место в законодательном сборнике (глава I – «О богохульниках и церковных мятежниках»). В статье первой читаем: «Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на господа бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на рождыную его пречистую владычицу нашу богородицу и приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив, казнити, зжечь»[144].
Законодательство устанавливало порядок принесения клятвы в ходе судебного разбирательства с участием нерусского населения. Статья 161 главы X «О суде» устанавливала, что «князи, и мурзы, и татары, и чюваша, и черемиса, и вотяки, и всякие ясачные людьми» должны были присягать «по их вере по шерти», то есть для мусульман на Коране.
Соборным уложением были предусмотрены наказания за действие «скопом и заговором», т.е. за участие в восстаниях и актах насилия против представителей власти. Статья 21-я второй главы гласила: «А кто учнет к царскому величеству, или на его государевых бояр и окольничих и думных и ближних людей, и в городе и в полках на воевод, и на приказных людей, или на кого ни буди приходить скопом и заговором, и учтут, кого грабить, или побивати, и тех людей, кто так учинит, за то по тому же казнить смертью безо всякой пощады ».
Оформление в стране крепостного права, укрепление феодального государства не могло не вызвать массового протеста. Широкие масштабы приобрело бегство крепостных крестьян из центральных районов России на ее окраины, в том числе в Среднее Поволжье. Именно здесь и произошли наиболее крупные выступления, в которых приняли участие беглые крестьяне из центра страны, местные крепостные крестьяне, казаки, ясачные люди разных национальностей.
Положение зависимого ясачного крестьянства в XVII было несколько легче, чем положение крепостных. Однако их так же каснулось общее усиление феодальных порядков в стране. В целом у нерусского населения края существовали, и свои причины активно поддержать Степана Разина. Большое недовольство вызывала продолжавшаяся колонизация Среднего Поволжья, в результате которой многие лучшие земли оказались в руках русских помещиков, церкви и монастырей. Земли ясачных и служилых людей заметно сократились. Кроме того, свою роль сыграла и набиравшая силу политика христианизации. Поэтому значительная часть населения Среднего Поволжья, в первую очередь ясачные крестьяне, присоединилась к повстанческому войску.
Во время крестьянской войны под предводительством С. Разина нерусское население края вновь поднимается на борьбу с правительством и с его представителями на местах: чиновниками, помещиками и духовенством. Поэтому неслучайно карательному отряду во главе с князем Барятинским пришлось четырежды серьёзно столкнуться с татарскими повстанцами в устье р. Казанки. Немалую роль сыграли в расширении ареала восстания "перелестные письма" Хасана Карачурина. В это же время вновь усиливается отходничество крещеных народов края к вере своих предков.
С. Разин рассылает во все стороны прелестные грамоты. В них он призывает местное население присоединиться к его войску и «заодно изменников вывалить и мирских кровопийцей выводить». На сегодня историкам известно лишь шесть таких документов, и один из них написан на татарском языке. Его автором являлся сподвижник Разина, самый известный организатор и руководитель повстанческих отрядов края Хасан Карачурин. По происхождению он был служилым татарином из Кадомского уезда, имел поместье и крепостных крестьян. Сам Разин позднее, на одном из допросов, называл Карачурина «пожиточным» (т.е. зажиточным) человеком, который призывал его идти на Казань. В составленном Карачуриным письме говорилось: «Буде вам ведома, казанским посадским бусурманам и обызам начальным, которые мечеть держат, бусурманским веродержцам, и которые над бедными сиротами и над вдовами милосердствуют. Икшею-мунле да Мамаю-мунле да Ханышу мурзе да Москову мурзе и всем обызам и всем слободским и уездным бусурманам от Степана Тимофеевича в этом свете и в будущем челобитье. Слово наше то — для бога и пророка и для государя и для войска, быть вам заодно; а буде заодно не будете, и Вам бы не пенять после. Бог тому свидетель ничево вам худова не будет, и мы вас радеем». Несколько писем на лубке с призывом присоединиться к Разину написал на русском и татарском языках Иштеряк Абыз из деревни Каратай.
Подавив восстание, правительство пошло на ряд уступок. Была прекращена раздача помещикам ясачных земель, ясачникам возвращались земли, ранее захваченные дворянами. Была списана часть недоимок по ясакам. Воеводы же получили распоряжение не допускать измены нерусского населения края и льготами добиваться обращения иноверцев в православие. [145]