Развитие культуры Московского государства (XIV - XVII вв.)

На рубеже XIII — XIV вв., в условиях ордынского завое­вания, начинается процесс формирования русского централизованного государства. На русскую культуру этого перио­да оказали влияние следующие факторы:

— были ликвидированы прежние городские вольности;

— московские правители, освобождаясь от власти ханов Зо­лотой Орды, перенимали их политическую культуру, методы управления;

— постепенно усиливалась зависимость всех слоев населе­ния от государства; шел процесс складывания крепостного права.

Со второй половины XIV в. начинается возрождение рус­ской культуры. Оно было вызвано успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над завоевателями в Ку­ликовской битве.

Подъем культуры на рубеже XIV — XV вв., совпавший с ростом национального самосознания, приобрел настолько широкие масштабы, что некоторые исследователи про­водят сопоставление с Возрождением или его элемента­ми. Д.С. Лихачев, ориентируясь на модель западноевро­пейского Ренессанса, определяет этот подъем как Предвозрождение, так и не перешедшее в Возрождение. Игумен И. Экономцев развивает теорию восточного Возрождения, у истоков которого находилось учение исихазма *.

*Исихазм — это многоаспектное учение о внутренней духовной сосредо­точенности, наиболее разработано Г. Паламой. Исихазм глубоко вошел в русскую культурную традицию. Он придал философскую глубину русско­му искусству, что особенно заметно в иконописи, подлинным шедевром которой по праву считается «Троица» Андрея Рублева.

Особенности развития русской культуры в XIV — XVII вв.:

1. Распространение идеи единства русской земли и борьбы с ордынским владычеством.

2. Возрастание значения Москвы как одного из главных культурных центров. Московское царство, не успев достаточно укрепиться, оказалось единственным в мире православным
государством. После захвата турками Византии в 1455 г., Москва вынужденно стала третьим Римом. Теория псковского старца Филофея «Москва — третий Рим» более известна сей­
час. В те времена было распространено понятие «Святая Русь».

3. Процессы, происходившие в социально-экономическом развитии Российского государства — интенсивное расширение экономических связей между регионами страны, длительные войны с внешними врагами, широкий поток миграции населения на юг и в Сибирь в поисках воли, объединение больших масс людей в ходе социальных движений — способ­ствовали консолидации русской нации, а взаимопроникновение прежде обособленных местных традиций вело к разви­тию общности русской культуры.

4. Освобождение единой русской культуры от византийс­кого влияния и приобретение ею самобытных национальных черт Значительно расширяется круг проблем, которые интересуют русскую культуру и искусство. Главной темой становится укрепление мощи единого государства. Но в то же время значительный интерес проявляется к семье, к человеку, к его внутреннему миру.

5. Главной особенностью культуры России ХVП и. стал, активно протекавший процесс ее «обмирщения» — освобожде­ния от церковного влияния. Обмирщение охватило все сфе­ры жизни и способствовало рождению новых жанров литера­туры, стилей архитектуры и живописи. Литературный язык максимально сближается с разговорной речью.

6. Рост международных связей способствует преодолению национальной замкнутости русской культуры.

Литература. Вэтот период получила развитие литература различных жанров. Один из распространенных видов - воинская повесть. В основу произведений были положены конкретные исторические факты и события, а персонажами являлись конкретные исторические лица. Выдающимся па­мятником литературы XIV в. является «Сказание о разорении Рязани Батыем». В ней рассказывается о взятии и разорении Рязани и о трагической судьбе княжеской семьи. Повесть включает и рассказ о герое — дружиннике Евпатии Коловрате и его отряде, наводившем ужас на врага.

Победа русских на Куликовом поле способствовала появ­лению многих литературных произведений. Самое яркое из них — « Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, яко победили супостата своего царя Мамая», иначе эту поэму называют «Задонщина».

В «Сказании о побоище на Дону» («Сказании о Мамаевом побоище») повествуется о поездке князя Дмитрия Донского в Троицкий монастырь к Сергию Радонежскому, прощании русских ратников с женами и выступлении войск в поход. В деталях описывается битва. Автор сообщает о возвращении русских домой, о гибели Мамая в Кафе, о появлении в Орде Тохтамыша.

В конце XIV в. были написаны «Сказание о взятии Москвы Тохтамышем», «Житие Дмитрия Донского» и жизнеописание его соперника тверского князя Михаила Александровича.

Итогом многолетнего путешествия по Северному Кавказу и Востоку (Ирану и Индии) в XV в. стала книга тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря».

В первой половине XVI в. с благословения митрополита Макария были созданы знаменитые Четьи Минеи. «Четьими» на Руси называли книги, предназначенные для чтения, в отличие от церковных книг, употреблявшихся при богослу­жении. «Минеи» — сборники, где все произведения распре­делены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать. Четьи Минеи вобрали в себя и сгруппировали все кни­ги, читавшиеся на Руси. Там были и жития, и поучения, и произведения, стоявшие вне круга церковной литературы. Четьи Минеи стали своего рода церковно-литературной эн­циклопедией русского средневекового общества.

В XVI в. был написан «Домострой», который содержал наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. «Домострой» проникнут идеей подчинения в государстве цар­ской власти, а в семье — ее главе.

В «Истории о великом князе Московском» и посланиях Ивану Грозному князь Андрей Курбский изложил свои взгля­ды на характер царской власти и ее взаимоотношения с подданными.

Проблема укрепления государственной власти, ее авто­ритета как внутри страны, так и за ее пределами, приво­дит к появлению нового литературного жанра — публицис­тики. Одним из самых интересных публицистов XVI в. был Иван Семенович Пересветов. В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он предложил проекты реформ, укрепляющих самодержавную власть царя, опи­рающегося на дворянство.

В XIV — XVI вв. наивысшего расцвета достигает героичес­кий былинный эпос. Главными темами и образами этого вре­мени были: Иван Грозный, Ермак, Марфа Посадница, взятие Казани, Новгорода, освоение Сибири. Произведения устного народного творчества — былины, пословицы, пес­ни, заговоры стали впервые записываться в XVII в., что вно­сило в литературу демократические черты.

В XVII в. расширяется жанровый круг исторических со­чинений. Наряду с традиционными летописными формами появились новые формы исторического повествования: мему­ары, сказания, повести. Летописная форма сохранилась в официальных исторических трудах — хронографах. Характер­ной чертой публицистики стало обращение к событиям Смут­ного времени.

В литературе XVII в. утверждается новое стилистическое направление — барокко (от итал. Bаrocco — странный, при­чудливый). В русской словесности в этот период появились два новых литературных жанра — драматургия и поэзия. Ав­тором стихотворных пьес «О Навуходоносоре царе» и комедии «Притчи о блудном сыне», написанных для придворного цар­ского театра был Симеон Полоцкий. Сильвестр Медведев являлся наиболее вероятным составителем первого русского библиографического труда «Оглавление книг. Кто их сложил».

В сатирических иносказательных повестях обличаются пороки — плутовство, ябедничество, обман («История о российском дворянине Фроле Скобелеве»), заносчивость ино­земцев на русской службе и их невежество («Лечебник»).

Многие сатиры, как могли, защищали старину. Напри­мер, в «Повести о Горе Злосчастии* герой — безымянный молодец, который пренебрег домостроевскими советами ро­дителей и стал жить своим умом. Пришел он к похвальбе, к пьяному разгулу, а в конце концов, впал в «злую немерную наготу, босоту и бесконечную нищету». Не знал, куда голо­ву приклонить, пока не ушел в монастырь и не стал иноком.

В числе произведений литературного жанра демократичес­кой сатиры, обличавших пороки духовенства и посадских людей, — пародии «Повесть о Шемякиной суде», «Повесть о Ерше Ершовиче». Ярким образцом народной литературы яв­ляется «Житие протопопа Аввакума», им самим написанное.

Образование.В XIV в. на Русь начали ввозить бумагу, с появлением которой книг стало больше (и они стали дешев­ле). С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом соборе в 1551 г. было при­нято решение об открытии в Москве и других городах при церквях и монастырях «книжных училищ». Обучением грамо­те стали заниматься и учителя недуховного звания, которые за «кашу да гривну денег» учили грамоте в течение двух лет. Появились первые «азбуковники» — краткие словари, в кото­рых содержались элементарные сведения по грамматике, арифметике, истории, географии. Самой распространенной формой получения образования в XVII в. было домашнее обучение. Дворяне и бояре приглашали для обучения своих детей и учителей из-за границы. Начиналось активное обучение иностранным языкам (главным образом, латыни и польскому).

В 1664 г. в Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашен Симеон Полоцкий. Он был не просто образованным человеком, но и писателем, ученым, переводчиком. По предложению Полоцкого в 1665 г. при московском Законоспасском монастыре была открыта госу­дарственная школа для подготовки образованных подьячих для приказов. В 1687 г. греками братьями Лихудами было откры­то первое в России учебное заведение — Славяно-греко-ла­тинское училище (позже — академия). Прием в него был разрешен детям любых сословий. Однако несмотря на рас­пространение просвещения, крепостное население и женщи­ны всех сословий оставались неграмотными.

Крупнейшим событием русской культуры стало возникно­вение книгопечатания. Оно началось по инициативе Ивана Грозного и при поддержке церкви. В 1563 — 1564 гг. в Мос­кве на Печатном дворе (казенной типографии) Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую книгу «Апостол». В 1565 г. был издан «Часословец» — пер­вая русская книга для обучения грамоте.

В домашнем и школьном обучении использовались такие издания, как «Букварь» Кариона Истомина, «Азбука» Васи­лия Бурцева, «Славянская грамматика» украинского ученого Милентия Смотрицкого и др. Во второй половине XVII в. Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей, около 150 тысяч церковных учебных книг и 10 — 15 тысяч книг ес­тественнонаучного содержания, что для того времени было значительным количеством. Большинство книг были дос­тупны для разных слоев населения (например, буквари сто­или 1 копейку).

Научные знаниянаходились на начальной стадии разви­тия. Их главным источником продолжали оставаться книги западноевропейских авторов, переведенные на русский язык. К XIV — XVI вв. заметно вырос уровень технических знаний. В строительном деле вели сложные математические расчеты. В соледобыче бурили землю на глубину до 90 м, перегоняли соляной раствор при помощи поршневого насо­са. Были знакомы с системой зубчатых колес и научились делать часы. Первые (солнечные) часы были установлены в 1404 г. в Московском кремле. Из-за границы в Россию доставлялись многие технические новинки. Так, уже в на­чале XVII в. (через пять лет после изобретения) в России появилась первая подзорная труба).

По мере освоения новых территорий происходило уточне­ние границ территории России, составление карт и географи­ческих справочников для путешественников. В XVI в. были составлены первые рукописные карты северного пути в Европу вокруг Скандинавии, а также отдельных районов Белого, Студеного, (Баренцева) и Карского морей. В XVII в. рус­ские путешественники собрали сведения о Таймыре, Чукот­ке, Камчатке, Курильских островах. Семен Иванович Дежнев открыл пролив между Северной Азией и Америкой и путь из Ледовитого океана в Тихий. Василий Данилович Поярков стал первым русским землепроходцем, совершившим плавание по Тихому океану. В 1643 — 1646 гг. он руководил экспедици­ей, которая впервые проникла в бассейн реки Амур и достигла его устья.

Енисейский казак (позже якутский казачий атаман) Ми­хаил Васильевич Стадухин был организатором похода на реки Оймякон и Анадырь (1641 — 1642 гг.). В 1649 г. в ходе сухо­путной экспедиции по русскому Северо-Востоку он дошел до Анадырского острога и вышел к Охотскому морю. Русский землепроходец Ерофей Павлович Хабаров предпринял ряд экспедиций в Приамурье в 1649 — 1653 гг., по результатам которых составил первый «Чертеж реки Амур». Героически­ми усилиями этих и других великих землепроходцев Россия не только прочно утвердилась на востоке Азии, но и дала миру первые научные знания об этих краях.

Религиозные споры.Религиозное мировоззрение было гос­подствующим в средние века, однако господство христиан­ства в средневековой Руси было далеко не полным. В народ­ных массах устойчиво сохранялись пережитки языческих ве­рований, что сказывалось в разных праздниках и обрядах и против чего упорную, но довольно безуспешную борьбу вела церковь. В народных обычаях и обрядах было много прояв­лений невежества, суеверий, но именно народные массы были той средой, которая в конечном счете питала многообразные проявления антицерковной идеологии в русской куль­туре XIV — XVI вв. Одним из важнейших и интереснейших явлений антицерковной идеологии были ереси:

стригольники: получили распространение в середине XIV в. в Новгороде и Пскове; идеолог вероучения — новгородский дьякон Карп; происхождение названия не известно (есть пред­положение, что еретики носили особую стрижку); обличали корыстолюбие и невежество духовенства, считали Иисуса Христа пророком, но не Богом;

антитринитарии: возникли в Новгороде, в дальнейшем получили распространение в Москве (кружок вольнодумцев во главе с государевым дьяком Федором Курицыным); на­звание связано с тем, что ее последователи отвергали основ­ное положение православного вероучения — учение о Святой Троице; требовали уничтожения внешних атрибутов христи­анского культа (икон, почитания мощей) и отказа от мона­стырского землевладения;

воззрения служилого человека Матвея Башкина: получи­ли хождения в середине XVI в. в Москве; воспевание разума и «книжного учения», критическое трактование библейских текстов, отказ от православных обрядов;

критика церкви Феодосием Косым, беглым холопом: отвер­гал «триединого Бога», считая Христа лишь богоугодным человеком, не признавал таинств и культа святых; проповедовал равенство людей независимо от их состояния, религии и национальности.

Ереси вызывали брожение в умах горожан, но они почти не затрагивали основное сословие России — крестьянство, поэтому не вылились в широкое реформационное движение. Тем не менее, в церковно-философских исканиях, искусстве, политической мысли Руси XV — XVI вв. появляются течения, родственные западноевропейскому Возрождению и Рефор­мации.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) в XIV — XVI вв. в запад­ной Европе означала переворот во взглядах на мир, Бога и человека. Появился большой интерес к науке, технике, образованию. Стали возрождаться идеалы античного — древ­негреческого и римского — искусства. Объектом присталь­ного внимания мыслителей, художников, поэтов стал чело­век, возникло понятие «гуманизм*.

Новые духовные искания затронули и церковную идеоло­гию. Была предпринята попытка возвратиться к правильно­му, первоначальному толкованию учения Христа, к созданию церкви, не отягощенной стяжательством и развратом. Воз­рождение вызвало к жизни Реформацию (широкое обществен­но-политическое движение, направленное на борьбу с като­лической церковью и феодальным строем).

Своеобразной формой реформационно-гуманистического движения в России явилось нестяжательство. Активные деятели — старец Нил Сорский, Вассиан Косой, Игумен Тро-ице-Сергиевского монастыря Артемий. Выступали против неправедного образа жизни; призывали духовенство совершить духовный подвиг — отказаться от владения вотчинами и про­чими богатствами, сосредоточиться на служении Богу.

Большинство церковных иерархов были против отказа цер­кви от собственности, которая, по их мнению, могла быть использована в благих целях. Лидером этой группировки во времена Нила Сорского являлся игумен Иосифо-Волоколам­ского монастыря Иосиф Волоцкий. Сторонников Иосифа на­зывали иосифлянами. Они выступали за чистоту православия. Интерес нестяжателей к трудам древнегреческих и римских авторов, отцов Западной церкви им был не свойственен. Иосифляне являлись сторонниками независимости Русской церкви от Константинополя. Учреждение Московского пат­риаршества в 1589 г. было их заслугой. Они считали себя ревностными слугами московских царей, признавали зависи­мость церкви от помазанника Божьего, нередко шли на ком­промиссы с церковными законами во имя государственных интересов.

Архитектура.С созданием единого государства формиру­ется общерусский архитектурный стиль. В конце XIII в. возобновилось каменное строительство. Развернувшееся в Москве грандиозное строительство притягивает лучших спе­циалистов из других городов и стран.

В конце XV в. на Русь из Италии завезли новый строи­тельный материал — кирпич. Итальянский зодчий Аристо­тель Фиораванти, возводивший Успенский собор в Кремле, построил первый на Руси кирпичный завод. Под руковод­ством итальянцев русские мастера сложили из кирпича сте мы и башни Московского Кремля, Успенский и Архангель­ский соборы, колокольню Ивана Великого. Кирпич не пол­ностью вытеснил белый камень, из которого по-прежнему выкладывали фундаменты и вырезали детали для украшений фасадов зданий. Марко Руффо и Пиетро Антонио Солари построили в Кремле Грановитую палату. Снаружи палата была выложена граненными камнями, от которых и получила свое название. Грановитая палата предназначалась для торжествен­ных приемов и праздников.

В XVI в. каменное храмовое зодчество объединяется с традициями русского деревянного зодчества. Итогом этого процесса стало появление шатрового стиля в русской архитек­туре. Величайшим памятником шатрового стиля стал храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 г. в честь рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего Ивана Грозного.

Вершиной русского зодчества по праву считается возведен­ный в 1555 — 1560 гг. на Красной площади в честь взятия Казани Покровский собор (его называют также собором Ва­силия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погре­бенного у его стен). Этот удивительный по своей красоте храм строили русские мастера Барма и Постник. Идея храма про­ста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатер храма объединяет в единое целое красочное разнообразие восьми отдельных несиммет­ричных разновеликих столпообразных храмов.

С этим собором связаны легенды. Одна говорит, что царь, подивившись красоте собора, велел выколоть глаза зодчим, чтобы они не могли больше нигде построить такой же. Дру­гая легенда гласит о том, что отступая из Москвы в октябре 1812 г., Наполеон приказал взорвать храм Василия Блажен­ного. Храм заминировали, но не то москвичи потушили го­рящие фитили, не то это сделал начавшийся дождь.

Сохранились Соловецкий и Кирилла-Белозерский монасты­ри, постройки XV — XVI вв. в Нижнем Новгороде, Сузда­ле, Смоленске и других городах.

В архитектуре XVII столетия прослеживаются три этапа. В первое тридцатилетие ведется активное строительство (пос­ле изгнания из страны интервентов); господствуют тенденции XVI в. В 40—60-е гг. идет интенсивный поиск и зарождается новый стиль. В конце века идет повсеместное распрост­ранение нового стиля.

Известные образцы зодчества первого этапа столетия — церковь в селе Рубцове под Москвой, украшенная великолеп­ной пирамидой кокошников; трехшатровая Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе, названная в народе за свое совершенство «Дивной»; храм Покрова в селе Медведкове под Москвой.

Был реконструирован Московский Кремль; в 1624-1625 гг. на приземистой прежде Спасской башне надстро­или еще один ярус, украсив его белокаменными узорами и статуями. Вслед за Спасской башней эти украшения к концу века были помещены и на других башнях Московс­кого Кремля. В 1635—1636 гг. на территории Кремля со­оружается архитектором Баженом Огурцовым крупнейшее по тем временам светское здание - Теремной дворец. Эта­лоном храмового зодчества 30-х гг. стала церковь Троицы в Никитниках в Москве.

Во второй половине 50-х гг. Никон запретил возводить шатровые храмы, утвердив в качестве образца традиционное пятиглавие. В этом стиле построены Патриаршие палаты в Кремле, Вознесенский, Новоиерусалимский и Иверско-Валлий­ский монастыри, царская усадьба в Измайлово. Строитель­ство патриаршего Новоиерусалимского монастыря продолжа­лось почти 40 лет под руководством зодчего Аверкия Мокее-ва, а затем Якова Бухвостова.

Великие храмы строили во второй половине XVII в. не только в Москве и Подмосковье, но и в других городах Рос­сии (Нижнем Новгороде, Ярославле, Костроме, Угличе, Вологде, Устюге и др.). Богатым архитектурным декором отличаются храмы Ярославля, одного из крупнейших ремес­ленных центров России XVII в. Среди них посадский храм Николы Надеина, выдающийся шедевр — храм Ильи Пророка; церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. Вершина ярославс­кого зодчества — церковь Иоанна Предтечи.

К концу XVII в. в столице сооружается множество обще­ственных зданий — Печатный и Монетный дворы, здание При­казов, Сретенские ворота Земляного города (Сухарева башня). Вершиной праздничного светского начала считается Надвор­ный теремок Крутицкого митрополичьего подворья в Москве.

Новым явлением стало строительство купцами и дворянами богато украшенных каменных жилых домов.

В конце века в русской архитектуре появился новый стиль, получивший название «нарышкинского» или «московского барокко». Его отличительными чертами были много-ярусность, устремленность ввысь, многоцветное украшение зданий (декоративной резьбой по белому камню, цветными изразцами, раскраской фасадов). Ярчайшие образцы «мос­ковского барокко» — церковь Покрова в Филях, усадебный храм Л. К. Нарышкина, храмы в подмосковных селах Спаса в Убо­рах и Троицы в Троице-Лыкове.

Живопись.Вторую половину XIV — начало XV вв. назы­вают «золотым веком» стенной живописи. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек (1340—1405), для творчества которого было характерно абстрактно-психологическое, внешне экспрессивное представление о духовности человека. В 1378 г. он «подписывает» церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде, а также вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца участвует как один из авторов иконостаса Благове­щенского собора Московского Кремля.

Наиболее ярким представителем русской национальной школы живописи был гениальный художник Андрей Руб­лев (ок. 1360—1430). В творчестве А. Рублева, величай­шего иконописца мира, канонизированного церковью в ранг «преподобного», представление о духовности чело­века более гармонизировано, умиротворенно, основано на евангельских образах и сюжетах. Его кисти принадле­жат росписи и иконы старого Благовещенского собора Кремля; фрески «Страшного суда» Успенского собора во Владимире, погибшие в XVII в.; фрески Спасского собора Андроникова монастыря; иконостас со знаменитой «Трои­цей» для Троицкого собора в Троице-Сергиевском мона­стыре.

Традиции Андрея Рублева продолжил Дионисий (1440— 1503). Им создаются фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря близ города Кириллова на Белом озере, иконы «Спас в силах», «Святой митрополит Петр с житием» и «Святоймитрополит Алексий с житием», «Воскре­сение Христа».

В середине XVI п. в Москве была написана огромная, четыре метра длиной, икона-картина «Церковь воинству­ющая», посвященная взятию Казани. Одно из новшеств XVI в.— широкое распространение зеленых фонов. Зна­чительные произведения этого периода — икона «Никола Зарайский с .житием», написанная по заказу в Новгороде и икона «Иоанн Предтеча. Ангел пустыни», вклад Ивана Грозного в Стефано-Махрищенский монастырь.

Новые тенденции в живописи, и, прежде всего, в иконописи, зарождаются в XVII вв. «Живость» изобра­зительного искусства была достигнута в творчестве царского изографа Симона Ушакова (1626—1686), со­здавшего целую живописную школу. У него икона утрачивает религиозно-мистический характер, а не­божители начинают походить на живых людей. Централь­ное место в творчестве занимало изображение чело­веческого лица (как правило, Христа). Наиболее извес­тные его работы — иконы «Спас Нерукотворный» и «Богоматерь Владимирская, или насаждение древа государ­ства Российского».

В XVII в. в искусстве живописи был распространен декоративный стиль, для которого характерны празднич­ность, интерес к деталям повседневной жизни. Новым явлением стало возникновение и развитие портретной живописи. Если в первой половине XVII в. портреты («парсуны») писались в старой иконописной манере (яичными красками на доске), то во второй половине века они создавались совсем в ином ключе — масляными красками на холсте. Известны изображения царя Федора Ивановича, князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, патриарха Никона, царя Алексея Михайло­вича и др.

Прикладное искусство.Сложились художественные цен­тры, наиболее известным из которых стала Оружейная палата. В ее коллекции насчитывались сотни произведе­ний прикладного искусства, особенно серебряные и золо­тые изделия. Среди экспонатов выделяется золотое блюдо царицы Марии Темрюковны, сделанное ко дню свадьбы ка­бардинской княжны и Ивана IV. Среди военных экспонатов — кольчуга Ермака Тимофеевича весом 12 кг из 16 ты­сяч крупных клепаных колец. Шедевром прикладного искусства является знаменитый кубок царя Михаила Федоровича, сделанный из золота, украшенный эмалью и крупными драгоценными камнями. Особый стиль оформ­ления серебряных изделий эмалями был создан в конце XVII в. мастерами северного русского города Сольвычегодска.

Театр.Новым явлением для русской культуры стало открытие при дворе Алексея Михайловича первого в Рос­сии театра. Его непосредственный организатор Артамон Сергеевич Матвеев (1625—1682) — один из наиболее просвещенных людей эпохи. Комедийная хоромина была построена в селе Преображенском по указу царя от 4 июня 1672 г. (просуществовал театр до 1672 г.). На сцене было сыграно девять пьес в основном на библейские сюжеты, один балетный спектакль с пением «Орфей». В театре работало около 200 человек. Зимой спектакли шли в Потешной палате Кремля. В конце XVII в. наряду с при­дворным был организован школьный театр, в котором спектакли разыгрывали ученики монастырских школ.

Музыка.В музыкальном искусстве шел процесс со­здания единого русского стиля. Русская песня развивалась на основе двух жанровых разновидностей песен — лиричес­кой и исторической. Возникают новые церковные распевы. В церковную музыку входят традиции многоголосья. Праздники и увеселения в повседневном быту, как и прежде, не обходились без скоморохов. В XVI в. поня­тие «скоморох» стало сближаться с понятием домашний «шут».

В XVII в. светская традиция в музыке проявилась в раз­витии жанра канта, который тесно соприкасался с народ­ной песней. Религиозная тематика продолжала оставать­ся в псалмах. Канты пелись в простой задушевной манере и были предвестниками камерной музыки. Историческая песня существовала как песня казачья и крестьянская. Осо­бенной содержательностью отличаются песни «Разинского цикла».

Наши рекомендации