Выявить и описать проблемы в процессе ведения и использования общероссийских классификаторов и справочных данных, используемых в государственных и муниципальных информационных системах.

Результатом работы является Аналитический отчёт «Анализ состава общероссийских классификаторов и справочных данных, используемых в государственных и муниципальных информационных системах, в том числе классификаторов и справочных данных, используемых в Реестре государственных услуг, Портале государственных услуг и ГАС ОГФУ».

Разработка предложений по систематизации и унификации классификаторов и справочных данных, определение первоочередных и наиболее востребованных классификаторов и справочных данных.

В рамках решения описанной задачи Исполнитель должен:

Разработать методику систематизации и унификации классификаторов и справочных данных.

· В рамках методики необходимо предложить параметры и показатели (не менее 8) по которым возможно сравнение классификаторов и справочных данных.

· Методика должна обеспечить единство подхода к оценке всех данных, возможность сравнительной оценки рассматриваемых данных, в том числе по значимости, востребованности (частоте использования), востребованности (по количеству пользователей), объему (и другим показателям, предложенным в рамках разработки методики).

· Необходимо предусмотреть раздельный учет по общефедеральным классификаторам и справочным данным и ведомственным и местным данным, имеющих ограниченное применение.

· В рамках методики необходимо предложить механизм выбора первоочередных классификаторов и справочных данных.

· Необходимо предложить подход к систематизации и унификации классификаторов и справочных данных и обеспечить формирование не менее 4-х системных групп, существенно отличающихся по своим параметрам. Необходимо обосновать предлагаемый состав групп и критерии отнесения к ним систематизируемых объектов, .

Построить «рейтинги» классификаторов и справочных данных по степени из значимости, частоты использования, индекса включенности и универсальности (и другим показателям, предложенным в рамках разработки методики) и разработать перечень первоочередных классификаторов.

· Необходимо выделить первоочередные классификаторы и справочные данные для целей дальнейшего детального анализа и первоочередного включения в целевую ИС – ЕС НСИ.

· В рамках работы необходимо обосновать отнесение классификаторов и справочных данных к первоочередным и предложить и обосновать количество таких классификаторов и справочных данных.

Подготовленный перечень первоочередных классификаторов и справочных данных должен быть согласован с Заказчиком.

Подготовить предложения по систематизации и унификации классификаторов и справочных данных, в частности оценить в соответствии с разработанной методикой все классификаторы и справочные данные и распределить их по системным группам.

· В рамках работы необходимо выявить параметры, по которым возможна унификация классификаторов и справочных данных.

· В рамках работы необходимо подготовить предложения по унификации всех рассматриваемых классификаторов и справочных данных, при этом допускается формирование единых предложений для группы классификаторов и справочных данных.

Результатом работы является Аналитический отчёт «Разработка предложений по систематизации и унификации классификаторов и справочных данных, определение первоочередных и наиболее востребованных классификаторов и справочных данных».

Разработка целевой информационной и организационной модели единой системы справочников и классификаторов и определение ответственных за их ведение, способы и механизмы их актуализации и предоставления заинтересованным лицам

В рамках решения описанной задачи Исполнитель должен разработать целевую информационную и организационную модель единой системы справочников и классификаторов.

Модель должна обеспечить единое, полное и непротиворечивое представление целевой информации и быть пригодна для автоматизации в рамках создания специализированной ИС – АИС ЕС НСИ.

Модель должна описывать все стадии и этапы жизненного цикла целевой информации.

В частности, информационная и организационная модель должна позволять:

· определить состав и структуру данных, передаваемых между конкретными органами в рамках межведомственного и межуровневого взаимодействия,

· определять ответственных за ведение (внесение, актуализацию) данных,

· предусматривать хранение всех данных, необходимых для непрерывного использования хранимой НСИ,

· предусматривать внесение новых данных и категорий данных, их изменение, изъятие, а также включать описания форматов (и способов) передачи данных.

· предусматривать хранение необходимой технической информации, схем данных, электронных адресов.

Необходимо предусмотреть хранение информации о структуре и форматах данных и поддержку длительного предоставления данных в едином формате, в том числе путем поддержки нескольких форматов (вариантов представления) данных. (Например, старого и нового, для случая модернизации формата данных).

1.3.1. В состав информационной модели должны войти как минимум:

· наименование базового источника данных (справочника, классификатора, реестра);

· структура данных, включая описание полей и типов данных;

· перечень документов-оснований или иной необходимой информации для ведения НСИ;

· периодичность и порядок обновления информации (в том числе по полям, если различается), включая перечень используемых документов, оснований;

· правила форматно-логического контроля данных;

· требования (сведения) по обеспечению доступа к информации, включая:

· описание возможных запросов (как на получение данных, так и на их размещение, изменение);

· описание допустимых участников запросов.

· описание правовых оснований на запрос.

· состав сведений, передаваемых в составе ответов на запросы;

· способы и сроки направления запроса и ответа на запрос;

· требования по способам передачи данных, их верификации при передаче. Необходимо предусмотреть как минимум поддержку технологии обмена данными посредством WEB сервисов.

· Требования (сведения) о технических параметрах доступа к информации, включая:

· Параметры и адреса соответствующих WEB сервисов.

· Схемы данных (в соответствии со всеми предполагаемыми запросами и составом хранимых данных).

Необходимо предусмотреть поддержку хранения нескольких версий (разрезов) соответствующей информации и ее статуса (актуальности, времени (источника) внесения, обновления, потери актуальности).

1.3.2. В состав организационной модели единой системы справочников и классификаторов должны войти как минимум:

· перечень ответственных органов, осуществляющих ведение соответствующей НСИ;

· перечень ответственных органов, отвечающих за предоставление соответствующих сведений;

· перечень участников взаимодействия (подающих запросы и получающих сведения);

· правовые основания для направления запросов на получение информации.

Для целей апробации предлагаемой Исполнителем модели, необходимо наполнить модель сведениями (данными) по первоочередным классификаторам и справочным данным, определенным в рамках настоящей работы ранее.

Описание модели данных должно включать текстовую (описательную) часть и информационную модель данных в виде XML структуры.

Внесение данных должно осуществляться в рамках XML структуры, а для не менее 10 объектов учета сопровождаться текстовой версией представления (на бумажном носителе).

Разработанная модель данных с внесенными в нее сведениями по первоочередным классификаторам и справочным данным должна быть согласована с Заказчиком.

Выявленные в ходе внесения данных и согласования модели с Заказчиком недостатки должны быть устранены в рамках доработки модели (в рамках настоящих работ).

Исполнитель должен разработать пояснительную записку к разработанной модели, описывающую принятые решения.

Результатом работы является:

· Аналитический отчёт «Разработка целевой информационной и организационной модели единой системы справочников и классификаторов и определение ответственных за их ведение, способы и механизмы их актуализации и предоставления заинтересованным лицам»;

· XML файл (на электронном носителе данных) содержащий модель, наполненную по первоочередным классификаторам и справочным данным.

1.4. Разработка требований по созданию и использованию единой системы справочников и классификаторов, требований к способам и интерфейсам размещения и получения данных справочников и классификаторв, подготовка методических рекомендаций по созданию и использованию и разработка технического задания на единую информационную систему справочников и классификаторов (ЕС НСИ);

1.4.1. Разработка требований по использованию ЕС НСИ и соответствующих методических рекомендаций.

Необходимо разработать модель использования НСИ, хранимой в целевой информационной системе ЕС НСИ.

Модель должна, в том числе, предусматривать:

· хранение целевой информации;

· хранение сведений о форматах и способах ее получения (включая детальные описания форматов и схемы данных)

· ведение и поддержание в актуальном состоянии хранимой информации, в том числе размещение обновленных схем данных ответственными ведомствами в автоматическом режиме в электронной форме (как минимум, посредством соответствующих WEB сервисов)

· получение информации заинтересованными лицами, в том числе в электронной форме, путем обращения к целевому информационному ресурсу (как минимум, посредством соответствующих WEB сервисов)

Модель использования НСИ должна быть опробована на примере ГАС «Управление». Должна быть разработана и описана схема (модель) использования НСИ со стороны ГАС «Управления». Модель должна строиться в предположении, что все сведения НСИ, справочников и классификаторов, используемых в ГАС «Управление» будут передаваться (и получаться) посредством целевой информационной системы ЕС НСИ.

По результатам построения модели на примере ГАС «Управления» модель использования НСИ должна быть доработана с целью устранения выявленных недостатков.

Доработанная модель использования НСИ должна быть согласована с Заказчиком.

На основании созданной модели использования должны быть разработаны:

· требования к способам и интерфейсам размещения (обновления) целевых данных;

· требования к способам и интерфейсам получения целевых данных;

· методические рекомендации по порядку размещения (обновления, верификации) хранимых данных;

· методические рекомендации по порядку получения целевых данных.

Требования к интерфейсам должны сопровождаться детальными техническими спецификациями соответствующих форматов (WEB сервисов, иных форматов, если они будут предусмотрены), достаточных для создания смежных программных интерфейсов в рамках других (смежных) информационных систем.

1.4.2. Разработка требований по созданию ЕС НСИ.

Необходимо разработать требования к информационной системе ЕС НСИ, обеспечивающие хранение и представление целевых данных в соответствии с информационной и организационной моделью единой системы справочников и классификаторов и моделью использования НСИ хранимой в целевой информационной системе ЕС НСИ.

Необходимо:

· определить объемы хранимой и передаваемой информации, интенсивность обмена данными (в соответствии с проведенным в рамках настоящей работы анализом), предусмотреть не менее чем 3-х кратный рост соответствующих количественных показателей в среднесрочной (3 года) перспективе;

· определить требования к составу и категориям пользователей, как внешних, по отношению к системе, так и административного персонала, обслуживающего систему;

· определить требования к отказоустойчивости системы, резервированию (в том числе территориально распределенному), быстродействию и нагрузочной способности системы;

· предложить архитектуру системы, основные способы ее реализации;

· сформулировать требования к созданию Интернет-ресурса для публикации информации, связанной с системой.

Должно быть предусмотрено требование использования при создании АИС ЕС НСИ и всех ее элементов только ПО, не отягощенного коммерческими лицензиями (СПО).

Наши рекомендации