Выявить и описать проблемы в процессе ведения и использования общероссийских классификаторов и справочных данных, используемых в государственных и муниципальных информационных системах.
Результатом работы является Аналитический отчёт «Анализ состава общероссийских классификаторов и справочных данных, используемых в государственных и муниципальных информационных системах, в том числе классификаторов и справочных данных, используемых в Реестре государственных услуг, Портале государственных услуг и ГАС ОГФУ».
Разработка предложений по систематизации и унификации классификаторов и справочных данных, определение первоочередных и наиболее востребованных классификаторов и справочных данных.
В рамках решения описанной задачи Исполнитель должен:
Разработать методику систематизации и унификации классификаторов и справочных данных.
· В рамках методики необходимо предложить параметры и показатели (не менее 8) по которым возможно сравнение классификаторов и справочных данных.
· Методика должна обеспечить единство подхода к оценке всех данных, возможность сравнительной оценки рассматриваемых данных, в том числе по значимости, востребованности (частоте использования), востребованности (по количеству пользователей), объему (и другим показателям, предложенным в рамках разработки методики).
· Необходимо предусмотреть раздельный учет по общефедеральным классификаторам и справочным данным и ведомственным и местным данным, имеющих ограниченное применение.
· В рамках методики необходимо предложить механизм выбора первоочередных классификаторов и справочных данных.
· Необходимо предложить подход к систематизации и унификации классификаторов и справочных данных и обеспечить формирование не менее 4-х системных групп, существенно отличающихся по своим параметрам. Необходимо обосновать предлагаемый состав групп и критерии отнесения к ним систематизируемых объектов, .
Построить «рейтинги» классификаторов и справочных данных по степени из значимости, частоты использования, индекса включенности и универсальности (и другим показателям, предложенным в рамках разработки методики) и разработать перечень первоочередных классификаторов.
· Необходимо выделить первоочередные классификаторы и справочные данные для целей дальнейшего детального анализа и первоочередного включения в целевую ИС – ЕС НСИ.
· В рамках работы необходимо обосновать отнесение классификаторов и справочных данных к первоочередным и предложить и обосновать количество таких классификаторов и справочных данных.
Подготовленный перечень первоочередных классификаторов и справочных данных должен быть согласован с Заказчиком.
Подготовить предложения по систематизации и унификации классификаторов и справочных данных, в частности оценить в соответствии с разработанной методикой все классификаторы и справочные данные и распределить их по системным группам.
· В рамках работы необходимо выявить параметры, по которым возможна унификация классификаторов и справочных данных.
· В рамках работы необходимо подготовить предложения по унификации всех рассматриваемых классификаторов и справочных данных, при этом допускается формирование единых предложений для группы классификаторов и справочных данных.
Результатом работы является Аналитический отчёт «Разработка предложений по систематизации и унификации классификаторов и справочных данных, определение первоочередных и наиболее востребованных классификаторов и справочных данных».
Разработка целевой информационной и организационной модели единой системы справочников и классификаторов и определение ответственных за их ведение, способы и механизмы их актуализации и предоставления заинтересованным лицам
В рамках решения описанной задачи Исполнитель должен разработать целевую информационную и организационную модель единой системы справочников и классификаторов.
Модель должна обеспечить единое, полное и непротиворечивое представление целевой информации и быть пригодна для автоматизации в рамках создания специализированной ИС – АИС ЕС НСИ.
Модель должна описывать все стадии и этапы жизненного цикла целевой информации.
В частности, информационная и организационная модель должна позволять:
· определить состав и структуру данных, передаваемых между конкретными органами в рамках межведомственного и межуровневого взаимодействия,
· определять ответственных за ведение (внесение, актуализацию) данных,
· предусматривать хранение всех данных, необходимых для непрерывного использования хранимой НСИ,
· предусматривать внесение новых данных и категорий данных, их изменение, изъятие, а также включать описания форматов (и способов) передачи данных.
· предусматривать хранение необходимой технической информации, схем данных, электронных адресов.
Необходимо предусмотреть хранение информации о структуре и форматах данных и поддержку длительного предоставления данных в едином формате, в том числе путем поддержки нескольких форматов (вариантов представления) данных. (Например, старого и нового, для случая модернизации формата данных).
1.3.1. В состав информационной модели должны войти как минимум:
· наименование базового источника данных (справочника, классификатора, реестра);
· структура данных, включая описание полей и типов данных;
· перечень документов-оснований или иной необходимой информации для ведения НСИ;
· периодичность и порядок обновления информации (в том числе по полям, если различается), включая перечень используемых документов, оснований;
· правила форматно-логического контроля данных;
· требования (сведения) по обеспечению доступа к информации, включая:
· описание возможных запросов (как на получение данных, так и на их размещение, изменение);
· описание допустимых участников запросов.
· описание правовых оснований на запрос.
· состав сведений, передаваемых в составе ответов на запросы;
· способы и сроки направления запроса и ответа на запрос;
· требования по способам передачи данных, их верификации при передаче. Необходимо предусмотреть как минимум поддержку технологии обмена данными посредством WEB сервисов.
· Требования (сведения) о технических параметрах доступа к информации, включая:
· Параметры и адреса соответствующих WEB сервисов.
· Схемы данных (в соответствии со всеми предполагаемыми запросами и составом хранимых данных).
Необходимо предусмотреть поддержку хранения нескольких версий (разрезов) соответствующей информации и ее статуса (актуальности, времени (источника) внесения, обновления, потери актуальности).
1.3.2. В состав организационной модели единой системы справочников и классификаторов должны войти как минимум:
· перечень ответственных органов, осуществляющих ведение соответствующей НСИ;
· перечень ответственных органов, отвечающих за предоставление соответствующих сведений;
· перечень участников взаимодействия (подающих запросы и получающих сведения);
· правовые основания для направления запросов на получение информации.
Для целей апробации предлагаемой Исполнителем модели, необходимо наполнить модель сведениями (данными) по первоочередным классификаторам и справочным данным, определенным в рамках настоящей работы ранее.
Описание модели данных должно включать текстовую (описательную) часть и информационную модель данных в виде XML структуры.
Внесение данных должно осуществляться в рамках XML структуры, а для не менее 10 объектов учета сопровождаться текстовой версией представления (на бумажном носителе).
Разработанная модель данных с внесенными в нее сведениями по первоочередным классификаторам и справочным данным должна быть согласована с Заказчиком.
Выявленные в ходе внесения данных и согласования модели с Заказчиком недостатки должны быть устранены в рамках доработки модели (в рамках настоящих работ).
Исполнитель должен разработать пояснительную записку к разработанной модели, описывающую принятые решения.
Результатом работы является:
· Аналитический отчёт «Разработка целевой информационной и организационной модели единой системы справочников и классификаторов и определение ответственных за их ведение, способы и механизмы их актуализации и предоставления заинтересованным лицам»;
· XML файл (на электронном носителе данных) содержащий модель, наполненную по первоочередным классификаторам и справочным данным.
1.4. Разработка требований по созданию и использованию единой системы справочников и классификаторов, требований к способам и интерфейсам размещения и получения данных справочников и классификаторв, подготовка методических рекомендаций по созданию и использованию и разработка технического задания на единую информационную систему справочников и классификаторов (ЕС НСИ);
1.4.1. Разработка требований по использованию ЕС НСИ и соответствующих методических рекомендаций.
Необходимо разработать модель использования НСИ, хранимой в целевой информационной системе ЕС НСИ.
Модель должна, в том числе, предусматривать:
· хранение целевой информации;
· хранение сведений о форматах и способах ее получения (включая детальные описания форматов и схемы данных)
· ведение и поддержание в актуальном состоянии хранимой информации, в том числе размещение обновленных схем данных ответственными ведомствами в автоматическом режиме в электронной форме (как минимум, посредством соответствующих WEB сервисов)
· получение информации заинтересованными лицами, в том числе в электронной форме, путем обращения к целевому информационному ресурсу (как минимум, посредством соответствующих WEB сервисов)
Модель использования НСИ должна быть опробована на примере ГАС «Управление». Должна быть разработана и описана схема (модель) использования НСИ со стороны ГАС «Управления». Модель должна строиться в предположении, что все сведения НСИ, справочников и классификаторов, используемых в ГАС «Управление» будут передаваться (и получаться) посредством целевой информационной системы ЕС НСИ.
По результатам построения модели на примере ГАС «Управления» модель использования НСИ должна быть доработана с целью устранения выявленных недостатков.
Доработанная модель использования НСИ должна быть согласована с Заказчиком.
На основании созданной модели использования должны быть разработаны:
· требования к способам и интерфейсам размещения (обновления) целевых данных;
· требования к способам и интерфейсам получения целевых данных;
· методические рекомендации по порядку размещения (обновления, верификации) хранимых данных;
· методические рекомендации по порядку получения целевых данных.
Требования к интерфейсам должны сопровождаться детальными техническими спецификациями соответствующих форматов (WEB сервисов, иных форматов, если они будут предусмотрены), достаточных для создания смежных программных интерфейсов в рамках других (смежных) информационных систем.
1.4.2. Разработка требований по созданию ЕС НСИ.
Необходимо разработать требования к информационной системе ЕС НСИ, обеспечивающие хранение и представление целевых данных в соответствии с информационной и организационной моделью единой системы справочников и классификаторов и моделью использования НСИ хранимой в целевой информационной системе ЕС НСИ.
Необходимо:
· определить объемы хранимой и передаваемой информации, интенсивность обмена данными (в соответствии с проведенным в рамках настоящей работы анализом), предусмотреть не менее чем 3-х кратный рост соответствующих количественных показателей в среднесрочной (3 года) перспективе;
· определить требования к составу и категориям пользователей, как внешних, по отношению к системе, так и административного персонала, обслуживающего систему;
· определить требования к отказоустойчивости системы, резервированию (в том числе территориально распределенному), быстродействию и нагрузочной способности системы;
· предложить архитектуру системы, основные способы ее реализации;
· сформулировать требования к созданию Интернет-ресурса для публикации информации, связанной с системой.
Должно быть предусмотрено требование использования при создании АИС ЕС НСИ и всех ее элементов только ПО, не отягощенного коммерческими лицензиями (СПО).