Становление современого казахстанского парламентаризма
Новый этап казахстанского парламентаризма начался с формирования двухпалатного Парламента в 1995 году. Выборы в Сенат и Мажилис Парламента первого созыва состоялись 9 декабря 1995 года.
В Сенат было избрано 40 депутатов - по два человека от 19 областей и столицы Республики Казахстан. Семь депутатов Сената были назначены Президентом Республики Казахстан. Все депутаты являлись дипломированными специалистами с высшим образованием, из них: 10- юристы. 10 экономисты, 9 – инженеры, 8 – специалисты сельского хозяйства. В составе депутатского корпуса работали 4 доктора, 11 кандидатов наук. Многие депутаты ранее избирались в законодательные органы, среди них – народные депутаты Казахской ССР, СССР, депутаты Верховного Совета Республики Казахстан двенадцатого и тринадцатого созывов, обладающие опытом профессиональный законотворческой деятельности. 30 января 1996 года на первом заседании Сената Парламента Республики Казахстан первого созыва по представлению Президента страны Председателем Сената был избран Омирбек Байгелди.
В Мажилис Парламента Республики Казахстан было избрано 67 депутатов. По результатам выборов в Мажилисе преобладали мужчины - 58 депутатов, женщин - 9.Все депутаты палаты имели высшее образование, из них 7 докторов наук, 10 кандидатов наук. 30 января 1996 года на первом заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан первого созыва Председателем Мажилиса был избран Марат Оспанов.
30 января 1996 года в ходе первого заседания Парламента Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев отметил: «...Мы стоим перед начатом истинного, цивилизованного парламентаризма в Казахстане». В стране начала формироваться профессиональная парламентская среда. Размышляя о путях развития парламентаризма в Казахстане, Абиш Кекилбаев отмечал: «Создание профессионального Парламента, пожалуй, можно без всякой натяжки назвать едва ли не самым крупным событием в общественно-политической жизни нынешнего года. Начало его работы, несомненно, войдет в казахстанский исторический календарь как одна из заметных вех в становлении новой государственности и демократии».
Основными направлениями в развитии парламентаризма являлись: профессионализация законодательной деятельности и как на уровне отдельных депутатов, так и Парламента в целом; переход от однопалатного к двухпалатному устройству; образование депутатских групп внутри Парламента. В отличие от прежнего Верховного Совета, который созывался на сессию два-три раза в год, двухпалатный Парламент стал постоянным высшим представительным органом, осуществляющим законодательные функции страны. Его сессии начинали работу с первого сентября и постоянно действовали до конца последнего рабочего дня июня следующего года. Это позволяло систематизировать, качественно улучшить и ускорить всю законодательную работу. Так, Парламент, избранный в 1995 году, принял около 500 законов.
Согласно пункту I статьи 61 Конституции, право законодательной инициативы было предоставлено Президенту Республики Казахстан, депутатам Парламента и Правительству.Уменьшение субъектов права законодательной инициативы являлось фактором, дающим возможность качественно осуществлять основные функции Парламента.
Вместе с законодательной деятельностью Парламент контролирует исполнение законов. В соответствии с 53 статьей Конституции Республики Казахстан Парламент рассматривает и утверждает отчет Правительства о выполнении республиканского бюджета. Неутверждение Парламентом такого отчета означает недоверие Парламента Правительству. В соответствии со статьей 57 Конституции каждая палата Парламента самостоятельно, без участия другой палаты назначает трех членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета на пятилетний срок.
Казахстанский Парламент осуществляет свои функции контроля через парламентские слушания, «парламентские часы». Согласно закону «О Парламенте Республики Казахстан», по решению бюро и комитетов палаты парламентские слушания проводятся в открытом и закрытом режиме. На парламентских слушаниях имеет место обмен мнениями, анализ действий представителей исполнительной власти различного уровня и общественности по законопроектам или определенным актуальным проблемам.
Одним из способов парламентского контроля является депутатский запрос. Отправляя запросы членам правительства, депутаты могли получить информацию об их деятельности. В депутатских запросах поднимаются вопросы как государственного уровня, так и касающиеся отдельных регионов страны. Количество депутатских запросов увеличивалось с каждым годом. Например, если в течение четырехлетней работы Пapламента первого созыва депутаты Мажилиса направили 188 запросов, то в Парламенте второго созыва этот показатель достиг 2349. Увеличение количества запросов является показателем профессионализма депутатов, показывает их глубокую осведомленность в насущных проблемах своих избирателей. Но депутатские запросы также связаны с депутатскими слушаниями. Члены Правительства не всегда спешат конкретно отвечать на депутатские запросы и нередко дают ответы формального характера. Но в тоже время депутатские запросы являются важным резервом во взаимоотношениях законодательной и исполнительной власти.
Значение нового этапа казахстанского парламентаризма, начавшегося в 1996 году и по большому счету продолжающегося до настоящего времени, заключается в том, что Парламент стал полноценным коллективным политическим союзником Президента в реформировании общества. После 1995 года характер взаимоотношений Главы государства и Парламента конструктивно изменился, что сразу же дало положительные результаты. Так, если последний Верховный Совет за год принял всего 7 законов, то Мажилис уже в июне 1996 года (за первые 5 месяцев своей работы) – 35 законов. «Парламенту удалось обеспечить, - сказал 28 июня 1996 года на совместном заседании палат Н.А. Назарбаев, - во-первых, устойчивое равновесие сил между исполнительной и законодательной властями, во-вторых, отладить эффективный внутрипарламентский механизм проработки законопроектов... Парламент как профессиональный и достаточно компетентный законодательный орган показал себя способным обеспечить сочетание республиканских и региональных интересов, добиться достаточно высокого качества законопроектной работы... В целом, заключил Президент, - мы видим, что Парламент демонстрирует свою устойчивость, политическую зрелость».
В работе нового Парламента но второй половине 1990-х годов ключевую роль играл его спикер Мажилиса М.Т.Оспанов, проявивший себя как конструктивный политический лидер, мастер компромиссов и переговорных процессов. При поддержке Президента М.Т.Оспанов и депутатский корпус внесли существенный вклад в становление и развитие парламентаризма в Казахстане.
События данного периода создали прочную основу для успешного развития парламентаризма в последующие годы. Полномасштабная миссия Парламентской ассамблеи ОБСЕ, впервые осуществлявшая наблюдение за ходом парламентских выборов в октябре 1999 года в Казахстане на многопартийной основе, выразила удовлетворение происходящими демократическими преобразованиями в стране. Вице-президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ Игорь Осташ, в частности, отмечал: «Мы внимательно следим за событиями в Казахстане, они нам близки. В республике идут глубокие демократические процессы».
В развитии парламентаризма и усовершенствовании законодательных контрольных функций Парламента огромное значение имеют изменения и дополнения, внесенные в Конституцию в 1990-х годах.