Становление современого казахстанского парламентаризма

Новый этап казахстанского пар­ламентаризма начался с формирования двухпалатного Парламента в 1995 году. Выборы в Сенат и Мажилис Парламента первого созыва состоялись 9 декабря 1995 года.

В Сенат было избрано 40 депутатов - по два человека от 19 областей и столицы Республики Казахстан. Семь депутатов Сената были назначены Президентом Республики Казахстан. Все депутаты являлись дипломированными специалистами с высшим образованием, из них: 10- юристы. 10 экономисты, 9 – инженеры, 8 – специалисты сельского хозяйства. В составе депутатского корпуса работали 4 доктора, 11 кандидатов наук. Многие де­путаты ранее избирались в законодательные органы, среди них – народные депутаты Казахской ССР, СССР, депутаты Верховного Совета Республики Казахстан двенадцатого и тринадцатого созывов, обладающие опытом профессиональный законотворческой деятельности. 30 января 1996 года на пер­вом заседании Сената Парламента Республики Казахстан первого созыва по представлению Президента страны Председателем Сената был избран Омирбек Байгелди.

В Мажилис Парламента Республики Казахстан было избрано 67 депутатов. По результатам выборов в Мажилисе преобладали мужчины - 58 депутатов, женщин - 9.Все депутаты палаты имели высшее образование, из них 7 докторов наук, 10 кандидатов наук. 30 января 1996 года на первом заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан первого созыва Председателем Мажилиса был избран Марат Оспанов.

30 января 1996 года в ходе первого заседания Парламента Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев отметил: «...Мы стоим перед нача­том истинного, цивилизованного парламентаризма в Казахстане». В стране начала формироваться профессиональная парламентская среда. Размышляя о путях развития парламентаризма в Казахстане, Абиш Кекилбаев отмечал: «Создание профессионального Парламента, пожалуй, можно без всякой натяжки назвать едва ли не самым крупным событием в общественно-политической жизни нынешнего года. Начало его работы, несомненно, войдет в казахстанский исторический календарь как одна из заметных вех в станов­лении новой государственности и демократии».

Основными направлениями в развитии парламентаризма являлись: профессионализация законодательной деятельности и как на уровне отдельных депутатов, так и Парламента в целом; переход от однопалатного к двухпа­латному устройству; образование депутатских групп внутри Парламента. В отличие от прежнего Верховного Совета, который созывался на сессию два-три раза в год, двухпалатный Парламент стал постоянным высшим представительным органом, осуществляющим законодательные функции страны. Его сессии начинали работу с первого сентября и постоянно действовали до конца последнего рабочего дня июня следующего года. Это позволяло систематизировать, качественно улучшить и ускорить всю законодательную работу. Так, Парламент, избранный в 1995 году, принял около 500 законов.

Согласно пункту I статьи 61 Конституции, право законодательной инициативы было предоставлено Президенту Республики Казахстан, депутатам Парламента и Правительству.Уменьшение субъектов права законодатель­ной инициативы являлось фактором, дающим возможность качественно осуществлять основные функции Парламента.

Вместе с законодательной деятельностью Парламент контролирует исполнение законов. В соответствии с 53 статьей Конституции Республики Ка­захстан Парламент рассматривает и утверждает отчет Правительства о выполнении республиканского бюджета. Неутверждение Парламентом такого отчета означает недоверие Парламента Правительству. В соответствии со статьей 57 Конституции каждая палата Парламента самостоятельно, без учас­тия другой палаты назначает трех членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета на пятилетний срок.

Казахстанский Парламент осуществляет свои функции контроля че­рез парламентские слушания, «парламентские часы». Согласно закону «О Парламенте Республики Казахстан», по решению бюро и комитетов палаты парламентские слушания проводятся в открытом и закрытом режиме. На парламентских слушаниях имеет место обмен мнениями, анализ действий представителей исполнительной власти различного уровня и обществен­ности по законопроектам или определенным актуальным проблемам.

Одним из способов парламентского контроля является депутатский запрос. Отправляя запросы членам правительства, депутаты могли получить информацию об их деятельности. В депутатских запросах поднимаются вопросы как государственного уровня, так и касающиеся отдельных регионов страны. Количество депутатских запросов увеличивалось с каждым годом. Например, если в течение четырехлетней работы Пapламента первого созыва депутаты Мажилиса направили 188 запросов, то в Парламенте второго созыва этот показатель достиг 2349. Увеличение количества запросов является показателем профессионализма депутатов, показывает их глубокую ос­ведомленность в насущных проблемах своих избирателей. Но депутатские запросы также связаны с депутатскими слушаниями. Члены Правительства не всегда спешат конкретно отвечать на депутатские запросы и нередко дают ответы формального характера. Но в тоже время депутатские запросы являются важным резервом во взаимоотношениях законодательной и исполнительной власти.

Значение нового этапа казахстанского парламентаризма, начавшегося в 1996 году и по большому счету продолжающегося до настоящего време­ни, заключается в том, что Парламент стал полноценным коллективным политическим союзником Президента в реформировании общества. После 1995 года характер взаимоотношений Главы государства и Парла­мента конструктивно изменился, что сразу же дало положительные резуль­таты. Так, если последний Верховный Совет за год принял всего 7 законов, то Мажилис уже в июне 1996 года (за первые 5 месяцев своей работы) – 35 законов. «Парламенту удалось обеспечить, - сказал 28 июня 1996 года на совместном заседании палат Н.А. Назарбаев, - во-первых, устойчивое равновесие сил между исполнительной и законодательной властями, во-вторых, отладить эффективный внутрипарламентский механизм проработки законопроектов... Парламент как профессиональный и достаточно компетентный законодательный орган показал себя способным обеспечить соче­тание республиканских и региональных интересов, добиться достаточно высокого качества законопроектной работы... В целом, заключил Прези­дент, - мы видим, что Парламент демонстрирует свою устойчивость, политическую зрелость».

В работе нового Парламента но второй половине 1990-х годов ключевую роль играл его спикер Мажилиса М.Т.Оспанов, проявивший себя как конструктивный политический лидер, мастер компромиссов и переговорных процес­сов. При поддержке Президента М.Т.Оспанов и депутатский корпус внесли существенный вклад в становление и развитие парламентаризма в Казахстане.

События данного периода создали прочную основу для успешного развития парламентаризма в последующие годы. Полномасштабная миссия Парламентской ассамблеи ОБСЕ, впервые осуществлявшая наблюдение за ходом парламент­ских выборов в октябре 1999 года в Казахстане на многопартийной основе, выразила удовлетворение происходящими демократическими преобразова­ниями в стране. Вице-президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ Игорь Осташ, в частности, отмечал: «Мы внимательно следим за событиями в Казахстане, они нам близки. В республике идут глубокие демократические процессы».

В развитии парламентаризма и усовершенствовании законодательных контрольных функций Парламента огромное значение имеют изменения и дополнения, внесенные в Конституцию в 1990-х годах.

Наши рекомендации