Социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности
1. Основными задачами лечебно-трудовой деятельности граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания (далее именуются, соответственно, - граждане, стационарные учреждения), являются трудовая терапия и улучшение общего состояния здоровья граждан, их трудовое обучение и переобучение с целью освоения новой профессии в соответствии с их физическими возможностями, медицинскими показаниями и иными способностями.
2. Вовлечение граждан в лечебно-трудовую деятельность осуществляется на добровольной основе с учетом их состояния здоровья, интересов, желаний и на основании заключения врача стационарного учреждения ( для инвалидов – в соответствии с рекомендациями врачебно-трудовой экспертной комиссии).
3. В стационарных учреждениях организуются разнообразные виды лечебно-трудовой деятельности, отличающиеся по своему характеру и сложности и отвечающие возможностям граждан с различным уровнем интеллекта, физического дефекта, остаточной трудоспособности.
Лечебно-трудовая деятельность может организовываться также в виде работы в подсобных сельских хозяйствах стационарных учреждений.
4. Лечебно-трудовая деятельность граждан в стационарных учреждениях проводится инструкторами по труду и инструкторами по подготовке рабочих в соответствии с планами-расписаниями и индивидуальными программами реабилитации.
Для выполнения работ, необходимых для организации лечебно-трудовой деятельности, могут привлекаться специалисты и рабочие.
5. Продолжительность лечебно-трудовой деятельности граждан не должна превышать 4 часов в день.
6. на каждого гражданина, участвующего в лечебно-трудовой деятельности, врачом стационарного учреждения ведется индивидуальная карта лечебно-трудовой деятельности.
7. Определение вида и продолжительности лечебно-трудовой деятельности осуществляется врачом стационарного учреждения конкретно для каждого гражданина с учетом его желания, о чем делается соответствующая запись в истории болезни и индивидуальной карте лечебно-трудовой деятельности.
8. Лечебно-трудовая деятельность каждого гражданина осуществляется под наблюдением и контролем врача стационарного учреждения, и результаты ее проведения фиксируются в индивидуальной карте лечебно-трудовой деятельности.
9. Перевод граждан с одного вида лечебно-трудовой деятельности на другой, увеличение ее продолжительности без разрешения врача стационарного учреждения, контролирующего лечебно-трудовую деятельность, а также без согласия самих граждан запрещаются.
10. В стационарных учреждениях помещение и оборудование для лечебно-трудовой деятельности должны соответствовать требованиям безопасности и гигиены труда, а также быть доступными для граждан с учетом их физического и психического состояния и возраста.
Граждане, участвующие в лечебно-трудовой деятельности, обеспечиваются в соответствии с действующим законодательством специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты по установленным нормам с учетом вида и характера деятельности.
11. Гражданам, участвующим в лечебно-трудовой деятельности, выплачивается вознаграждение в размере 75% стоимости выполненных работ с зачислением остальных 25% на счета стационарных учреждений, в которых проживают эти граждане, для использования на улучшение материально-бытового, социально-медицинского обслуживания граждан и на другие их нужды.
Администрация стационарного учреждения в случаях, установленных действующим законодательством, оказывает содействие в правильном и целесообразном расходовании денежных средств, полученных в результате лечебно-трудовой деятельности, тем гражданам, которые в силу особенностей заболевания не могут рационально их расходовать.
12. При отсутствии условий для организации лечебно-трудовой деятельности (одного из видов) в самом стационарном учрежедениями, предприятиями и организациями, в которых организуется лечебно-трудовая деятельность, определяются заключаемым между ними договором.
В договоре, в частности, предусматривается обязанности учреждения, предприятия и организации, в которых организуется лечебно-трудовая деятельность, по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, доступности для граждан рабочих мест, предоставлению помещений и рабочих мест, соответствующих санитарным нормам и правилам, организации надлежащего санитарно-бытового обслуживания.
Выплата вознаграждения за участие в лечебно-трудовой деятельности вне стационарного учреждения производится в соответствии с пунктом 11 настоящего порядка.
13. Граждане, участвующие а лечебно-трудовой деятельности, должны быть предварительно ознакомлены с ее условиями, порядком содержания и уборки оборудования, аппаратуры, инструментария и рабочего места, устройством оборудования и аппаратуры и их назначением, правилами, нормами и инструкциями по охране труда при выполнении тех или иных видов работ.
О проведении инструктажа должна быть сделана соответствующая отметка в индивидуальной карте лечебно-трудовой деятельности.
14. Запрещается участие в лечебно-трудовой деятельности граждан, не прошедших в установленном порядке инструктаж по охране труда, а также при несоблюдении или невозможности создания условий, указанных в пунктах 2,7,10 или 11 настоящего порядка.
15. Принуждение граждан к лечебно-трудовой деятельности не допускается.
ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»от 24 ноября 1995 года (ред.28.04.2009)
Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие "инвалид", основания определения группы инвалидности
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
(в ред. Федерального закона от 17.07.1999 № 172-ФЗ)
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
(часть вторая введена Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов
Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения).
Статья 4. Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов
К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся:
1) определение государственной политики в отношении инвалидов;
2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов;
3) заключение международных договоров (соглашений) Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов;
4) установление общих принципов организации и осуществление медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
5) определение критериев, установление условий для признания лица инвалидом;
6) установление стандартов на технические средства реабилитации, средства связи и информатики, установление норм и правил, обеспечивающих доступность для инвалидов среды жизнедеятельности; определение соответствующих сертификационных требований;
(в ред. Федеральных законов от 23.10.2003 № 132-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
7) установление порядка аккредитации организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ)
8) осуществление аккредитации предприятий, учреждений и организаций, находящихся в федеральной собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ)
9) разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением;
10) утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду;
(п. 10 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
11) создание федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, осуществление контроля за их деятельностью;
(п. 11 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
12) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ;
13) координация научных исследований, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам инвалидности и инвалидов;
14) разработка методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;
15) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ;
16) содействие в работе всероссийских общественных объединений инвалидов и оказание им помощи;
17) - 18) утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ;
19) формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов;
20) установление единой системы учета инвалидов в Российской Федерации, в том числе детей-инвалидов, и организация на основе этой системы статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов и их демографическим составом.
(пп. 20 введен Федеральным законом от 17.07.1999 № 172-ФЗ)
Статья 5. Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов относятся:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
1) реализация государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;
2) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ;
3) определение приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития территории субъекта Российской Федерации;
4) создание предприятий, учреждений и организаций Государственной службы реабилитационной индустрии, осуществление контроля за их деятельностью;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
5) аккредитация предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ)
6) - 7) утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ;
8) создание и управление объектами в области социальной защиты инвалидов, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации;
9) организация и координация деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов;
10) координация и финансирование научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов;
11) разработка в пределах своей компетенции методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;
12) содействие в работе и оказание помощи общественным объединениям инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;
13) - 15) утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ.
Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ.
Статья 6. Ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности
За причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности, лица, виновные в этом, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.