Система социальной помощи и поддержки детей-инвалидов
Государственная и социальная политика в области социальной защиты детей-инвалидов базируется на конституционно-правовых и международных законодательных пактах о правах и свободах человека.
В числе основных международных документов Организации Объединенных Наций (ООН), защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: Всеобщая Декларация прав человека; Декларация о правах инвалидов; Декларация о правах умственно отсталых лиц; Конвенция о правах ребенка; Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов; Конвенция о правах инвалидов; Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и др.Они отражают основополагающий принцип равенства прав, предоставляющий инвалидам те же права, что и всем людям.
В «Конвенции о правах ребенка», в частности, подчеркивается, что «государства – участники признают, что неполноценный в умственном и физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества». Другими словами, всем детям с недостатками физического и умственного развития должна быть обеспечена возможность определить себя, как личность и реализовать свои возможности в безопасности и благоприятных условиях, в среде семьи или попечителей. Признается право неполноценного ребенка на особую заботу. Пункт 3 статьи 23 предусматривает приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности.
В Конвенции о правах инвалидов также отмечается, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми. Здесь предусмотрено их право свободно выражать по всем затрагивающим их вопросам свои взгляды, которые получают должную весомость, соответствующую их возрасту и зрелости, наравне с другими детьми, и получать помощь, соответствующую инвалидности и возрасту, в реализации этого права.
Российское законодательство имеет основополагающее значение для наполнения конкретным содержанием социально-медико-психолого-педагогической деятельности в сфере помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями.
На основании Федерального закона «Об образовании» Правительством Российской Федерации разработаны и утверждены: типовые положения об образовательных специальных (коррекционных) учреждениях для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, оздоровительных санаторного типа для детей, нуждающихся в медико-социальной и психолого-педагогической помощи, а также порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, другие нормативно-правовые акты ведомственного и межведомственного характера.
Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» предусматривает широкую вариативность образовательных возможностей для таких детей, включая интегрированное обучение.
В России фактически по сегодняшний день существует три различных варианта образования детей-инвалидов:
· специальные интернаты, дома-интернаты, специальные детские сады, школы;
· общеобразовательные дошкольные учреждения, школы (интегрированное обучение);
· обучение детей-инвалидов на дому.
В «Основных направлениях государственной социальной политики в интересах детей Российской Федерации до 2010 года» определены цели, приоритетные задачи их жизнеобеспечения и направления обеспечения их прав.
Стратегической целью государственной социальной политики в интересах детей на период до 2010 года является создание необходимых правовых, социально-экономических, социально-культурных условий для физического, психологического, духовного, социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей и реальное обеспечение основных гарантий прав ребенка-инвалида в Российской Федерации на основе повышения уровня жизни населения и модернизации экономики в соответствии со Стратегией социально-экономического развития России.
В связи с этим, приоритетными направлениями государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, в том числе и с ограниченными возможностями, являются: охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни: обеспечение их качественного образования и воспитания; улучшение экономических условий жизнедеятельности детей; повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.
Таким образом, государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно стремится пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития, разработать формы и определенные виды социальной помощи и поддержки в новых социокультурных условиях.
За рубежом уже сложились определенные стандарты, формы и методы работы с детьми-инвалидами. При этом в каждой стране существуют свои особенности оказания помощи этой категории детей, обусловленные национальным своеобразием, социально-экономическими условиями, психолого-педагогическими традициями, ориентацией на определенные научные подходы. В то же время, существуют и некоторые общие тенденции, которые необходимо учитывать при создании системы оказания помощи таким детям. Во-первых, это максимально возможная интеграция ребенка-инвалида в общественную жизнь, в сообщество сверстников. Во-вторых, преимущественное воспитания этих детей в семье. В-третьих, направленность на раннюю диагностику нарушений и их лечение. В-четвертых, индивидуальный подход к абилитациии и реабилитациии ребенка в каждом конкретном случае.В настоящее время в мире разработан ряд программ, учитывающих данные тенденции. Одна из таких, предложенная ООН, называется «Реабилитация, базирующаяся на непосредственном окружении» (РНБО). Она определяется, как «стратегия развития общества, проводимая с целью уравнивания возможностей и социальной интеграции всех инвалидов. Ее цели: изменить положение дел в этой области, проводить обучение, с вовлечением правительства и общественности; разработать систему, способную оказать помощь всем нуждающимся инвалидам». Суть программы заключается в том, что семья и непосредственное окружение, освоив некоторые основные реабилитационные навыки, а так же сам инвалид, способны самостоятельно осуществлять реабилитацию. Кроме того, им оказывается помощь и поддержка соответствующих учреждений систем здравоохранения, образования, занятости и социальной защиты, чтобы сформировать и развить такие навыки у всех участников взаимодействия.В США действует программа «Инклюжен». Ее основы были заложены «Реабилитационным Актом» (закон № 93-112, 1973г.) и законом об обучении детей-инвалидов (1974-1975 гг.), в которые со временем было внесено несколько поправок и дополнений. Модель «Инклюжен» подразумевает, что даже ребенок с синдромом Дауна может обучаться с нормальными детьми. Конечно, для него разрабатывается отдельная программа, свои облегченные задания, при этом многое в успешности осуществления программы зависит от учителя. В основу инклюзивного обучения положена идея, которая исключает любую дискриминацию, обеспечивает доступную среду и равное отношение ко всем детям посредством создания условий для удовлетворения потребностей детей, имеющих ограниченные возможности. Инклюзивные подходы помогут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, уверенности в себе, предоставит возможность для их более эффективной социализации. В Великобритании помощь детям-инвалидам, оказывают три группы организаций: частные владельцы домов, обеспечивающие уход за определенную плату; общественный сектор; местные власти, которые обеспечивают большую часть социальных услуг. Социальные службы оказывают помощь на дому, в дневных центрах, интернатах или дневных школах. В перечисленных учреждениях при работе, например, с детьми с нарушенным интеллектом, особое внимание уделяется обучению навыкам общения, правилам поведения на улице, в общественных местах, для чего организуются специальные прогулки. Для детей-инвалидов и больных детей при госпиталях организуются специальные отделения трудотерапии, в которых социальные работники и ставят своей целью развитие у таких детей оптимального уровня независимости в повседневной жизни с точки зрения физической, психической и социальной. Социальный работник из Департамента социальных служб этой страны оказывает им помощь в виде совета, поддержки и консультирования по личным делам инвалида и его семьи; помогает в разработке индивидуальных программ реабилитации, которые согласовываются с клиентом и его семьей; организует нормальную, интересную культурную жизнь инвалида вне дома и т.п. Департамент может предоставить взаймы необходимое оборудование, выделить дотацию, оказывать помощь по телефону и т.д.В Великобритании также существуют частные реабилитационные фирмы, которые по заказу инвалида могут предоставить любое оборудование. Интеграция в обучении и наличие спецшкол рассматриваются как необходимые параллельные условия образования таких детей. Они поддерживают порядок и гибкость системы образования и позволяют таким детям включаться в нее и отходить от нее по мере того, как меняются их потребности.До поступления в школу в большинстве регионов Англии, а так же в некоторых других странах, используется система педагогического обслуживания на дому детей от рождения до 4-5 лет с задержками в развитии, которая зародилась в 1970 году в США, в основе которой индивидуальная программа, составляемая для каждого ребенка с учетом его особенностей, реабилитационных потенциалов.В работе с детьми с нарушениями интеллекта в ряде других стран, преимущественно Скандинавских, организуются дома, в которых проживает не более 30 детей и создается обстановка, максимально приближенная к семейной. Специалисты проводят наблюдения за детьми, определяют методы лечения и реабилитации, разрабатывают индивидуальные программы обучения, которые для всех категорий детей-инвалидов, в основном, осуществляется в общеобразовательных школах. Школьная и общественная политика направлены в этом случае на то, чтобы создать условия для установления максимально близких взаимоотношений между учениками различных категорий.Почти во всех западноевропейских странах функционируют Хосписы, некоторые из которых оказывают помощь детям с определенными заболеваниями, другие – всем нуждающимся тяжело больным людям. Самая крупная организация,решающая все психосоциальные проблемы, связанные свозникновением онкологического заболевания у детей и взрослых – «Норвежское общество борьбы с раком». Помощь, в основном, оказывается в окружных больницах (их пять), где работают психолог, специально обученнаямедсестра с подготовкой семейного терапевта, специалиста-соционома (социальный работник со специальной, втом числе и юридической, подготовкой) и, принеобходимости, другие специалисты. В основе работы всехспециалистов лежат следующие принципы: максимальнаяоткрытость, полное информирование о заболевании, егопоследствиях и т.д. в беседах с детьми и ихродителями; создание максимально благоприятных психологических и социальных условий для семьи. Особое вниманиеуделяется работе с родителями и сиблингами (родныебратья и сестры) больного ребенка. При хорошем прогнозе и благоприятном протекании лечения группа специалистов, в том числе и соционом, проводят для семьииндивидуальную семейную программу психосоциальной помощи.Деятельность социального работника, в основном, направлена на поддержание необходимого материально-бытового уровня семьи, помощь родителям в оформлении необходимых документов на получение денежных пособий, страховых выплат и т.п. При необходимости он помогает в улучшении жилищных условий, санитарного состояния жилья, транспортном обслуживании ит.д.Большое распространение при работе с онкологическими больными детьми во всем мире получила «Клоунотерапия». Так же активно используется «Арттерапия» в оказании помощи как детям, так и взрослым с ограниченными возможностями. Особенно важно это для детей, поскольку в детстве закладываются манеры и особенности поведения, формируется взгляд на мир, выявляются пристрастия. Развитие художественных способностей детей с нарушением интеллекта особенным образом совершенствует их личность, восприятие, самосознание, интеллект и коммуникативные возможности.Таким образом, в большинстве стран идет переход от раздельного образования и присмотра за детьми со специфическими нуждами к их полной интеграции, если это возможно. Этот переход регулируется соответствующим законодательством стран.В настоящее время и в России социальная помощь и поддержка детям-инвалидам получает все более широкое распространение. В самом общем смысле поддержка трактуется как деятельность специалиста по оказанию превентивной помощи детям с ограниченными возможностями, семьям, в которых они находятся, в решении их проблем в среде жизнедеятельности.Она, по О.С Газману, предусматривает: обеспечение внутренних условий (формирование установок, реализацию потребностей, развитие способностей) для развития «самости» через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания, физической и психической защиты, деятельности самоосуществления; создание благоприятных внешних условий (среды обитания) для полноценного и безопасного психического и физического существования (питание, одежда, мебель, коррекционно-развивающие, образовательные, реабилитационные программы); организация очеловеченной микросоциальной среды (гуманистические отношения, творческая деятельность, психологический климат в обществе). Следовательно, главная стратегия государственной политики в сфере защиты детей-инвалидов – оказание систематической, адекватной ситуации развития каждого такого ребенка, помощи и поддержки в раскрытии и реализации его ресурсов. Такая помощь и поддержка базируется на комплексном подходе, природосообразности, надситуативной активности, самоненасилии, толерантности, призвана ориентировать ребенка с ограниченными возможностями быть самим собой, прожить свою жизнь, реализовывать свою уникальность. Рассматриваемая помощь и поддержка могут осуществляться на макроуровне (со стороны государства и общества), на мезоуровне (со стороны средств массовой коммуникации, образовательных и социальных учреждений, общественных и конфессиональных объединений и организаций), микроуровне ( со стороны семьи и специалистов).Содержательно социальная помощь и поддержка детей-инвалидов осуществляется по нескольким направлениям: социально-педагогическая абилитация и реабилитация, социальная адаптация.Абилитация (лат. abilitatio; от лат. habilis – удобный, приспособительный) – лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам, направленные на адаптацию их к жизни, формирование новых и усиление старых и имеющихся социального, психического и физического ресурсов ребенка, на те способности, которые могли бы компенсировать имеющиеся у него недостатки. Абилитация предполагает создание новых возможностей для развития социального потенциала ребенка, его навыков самообслуживания и опыта общественной жизни. Социальная адаптация - это активное приспособление ребенка-инвалида к новым условиям среды жизнедеятельности путем усвоения и присвоения ценностей, принятых в конкретном сообществе, к структуре отношений в нем.Такая адаптация предусматривает:· обеспечение накопления ребенком социальных образцов и способов социально приемлемого безопасного поведения, которые позволяют детям-инвалидам осваивать социальное пространство;· освоение социальных ролей, позволяющих войти в конкретное сообщество взрослых и сверстников;· присвоение приемлемых для себя и окружающих социальных норм.Этому способствуют игры, тренинги, совместная деятельность.Реабилитация – (лат. rehabilitatio – восстановление) предполагает комплекс медицинских, психолого-педагогических, технических, профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов, более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных расстройством функций детского организма, на восстановление навыков обучения, самовоспитания, самосовершенствования, социального статуса.
Среди детей-инвалидов большинство имеют различные нарушения в психике и поведении. К сожалению, далеко не во всех семьях понимают необходимость не только ухода за ребенком, но и его воспитания, как личности, способной нормально взаимодействовать с окружающими людьми и трудиться. В то же время установлено, что именно таким детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.
Сегодня рекомендуется использовать одну из пяти тактик работы с родителями детей-инвалидов: непосредственная работа с конкретной семьей, в ходе которой демонстрируют нужные стратегии поведения, желательные приемы обучения, воспитания, оздоровления, решения проблем ребенка с ограниченными возможностями; опосредованная работа с конкретной семьей через контакты по телефону, передачу родителям карт, схем развития способностей такого ребенка, методических рекомендаций, сборников игр и упражнений, перечня телепрограмм, которые целесообразны для просмотра родителями вместе с детьми; непосредственная работа с группой родителей в форме занятий, обсуждения информации, проектирования совместной деятельности, анализа реабилитационных программ, тематических семинаров, привлечения к подготовке и проведению праздников и иных совместных культурно-досуговых мероприятий; опосредованная работа с группой родителей через рассылку информационных материалов, публикацию материалов на страницах СМИ, организацию тематических телепрограмм, использование технологии модерации; развитие контактов между семьями путем создания групп самопомощи и взаимопомощи.
Для того чтобы преодолевать трудности оказания помощи семье ребенка-инвалида полезно:
· организовывать работу в команде, где для каждого конкретного случая назначается куратор, координирующий действия всех;
· осуществлять обмен опытом, в результате которого происходит обсуждение достижений, трудностей, путей их предупреждения и преодоления;
· создавать группы поддержки, чтобы нейтрализовать влияние внешних и внутренних негативных факторов;
· иметь в наличии раздаточный материал (вырезки из периодической печати, видеоматериалы, учебно-методическая литература, разработки и подборки дел).
Таким образом, социальная реабилитация детей-инвалидов преследует цель восстановления у ребенка социального опыта через реализацию целенаправленных программ и действий, направленных на вхождение индивида в общество или культурную систему. Осуществление реабилитации предусматривает по следующим направлениям:
· патронаж семей с целью выявления проблем, изучение микроклимата семьи, жилищно-бытовых условий, нуждаемости в услугах узких специалистов, возможность организации помощи ребенку в центре, оказание адресной социальной помощи, а также возможности обучения в домашних условиях;
· непосредственную работу в учреждении, либо за его пределами со специалистами учреждения;
· работа с детьми и родителями детей-инвалидов.
Содержание социально-психолого-медико-педагогической реабилитации предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций; подключение компенсаторных возможностей.
Она строится на следующих принципах:
· раннее начало реабилитации. Раннее вмешательство зачастую позволяет устранить или компенсировать вредное воздействие инвалидизирующих нарушений, предотвратить накопление негативных последствий, и не допустить ухудшение состояния ребенка;
· комплексное воздействие реабилитации. Психические, физиологические и моторные функции ребенка, которые в высшей степени интегрированы, их невозможно представить изолированными. Комплексная реабилитация детей-инвалидов отражает тесное взаимодействие медицинской, психологической, социальной реабилитации с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;
· непрерывность реабилитационного воздействия, которая подразделяется на последовательность и этапность реабилитационных мероприятий;
· принцип индивидуального подхода.
Основными этапами социально-реабилитационной работы с детьми-инвалидами являются (по Б.А. Богданову):1. Определение исходного реабилитационного потенциала: · социально-бытовой аспект (оценка наличного уровня и возможностей развития социально-бытовых навыков);· медико-физиологический аспект (сбор аналитических данных);· медико-психологический аспект (выявление острых проблем, кризисного состояния);· педагогический аспект (определение уровня образовательной подготовки);· социально-трудовой аспект (выявление отношения к трудовой деятельности, уровня развития трудовых навыков).2. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации:· социально-бытовой аспект – развитие навыков самообслуживания;· медицинский аспект – составление комплекса оздоровительных и профилактических медицинских мероприятий, подбор упражнений адаптивной гимнастики;· психологический аспект – подбор комплекса индивидуально-ориентированных методик психокоррекционной терапии;· педагогический аспект – разработка индивидуального плана обучения и воспитания.3. Реализация программы:· социально-бытовой аспект – включение ребенка в социально-бытовой процесс социального или образовательного учреждения, в процесс самообслуживания;· медицинский аспект – диспансеризация; курсы поддерживающего медикаментозного и физиотерапевтического лечения, упражнения, направленные на закаливание, усиление иммунитета, повышение сопротивляемости организма, освоение здоровьесберегающих технологий;· психологический аспект – индивидуальное психологическое консультирование, включение в группы, где используются технологии сказкотерапии, музыкотерапии, игротерапии, арттерапии, гарденотарапии, театрализованные игры, драматизация и другие;· педагогический аспект – реализация индивидуального плана формирования учебных умений и навыков, умений сотрудничать и преодолевать трудности;· социально-трудовой аспект – воспитание положительного отношения к труду, формирование соответствующих трудовых умений и навыков, ориентирование в мире профессий.Социальная помощь и поддержка, следовательно, предусматривает включение ребенка в воспитательный процессУчебно-воспитательная деятельность организуется в восьми видах образовательных учреждений по обучению и реабилитации в рамках реализуемых образовательных программ. Кроме того, существуют две основные модели образовательной интеграции детей-инвалидов: интернальная – интеграция внутри системы специального образования (дети со сложными, сочетанными нарушениями в развитии) и экстернальная – взаимодействие специального и массового образования (интеграция в общеобразовательные учреждения детей-инвалидов).Дети-инвалиды дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях:
· детских садах компенсирующего вида;
· детских садах комбинированного вида;
· дошкольных группах, отделения в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах;
· образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад» компенсирующего вида.
В задачи комплексного развития таких детей в образовательно-воспитательных учреждениях:· социальное развитие;· познавательное развитие;· развитие общения и опыта коммуникативного взаимодействия;· физическое развитие и воспитание, формирование навыков самообслуживания;· предметная деятельность и игра;· формирование продуктивных видов деятельности;· эстетическое развитие (музыкальное воспитание, ознакомление с художественной литературой, эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства).Коррекционно-педагогическая работа в рамках указанных направлений тесным образом связана с основными линиями развития детей-инвалидов любого возраста и подробно рассматривается в программных документах и методических разработках по воспитанию и обучению.Скрининг детей, входящих в группы риска, и своевременное выявление инвалидизирующих заболеваний. Многим детям с ограниченными возможностями соответствующие диагнозы впервые ставят в учреждениях системы здравоохранения, куда такие дети попадают из-за очевидных физических проблем. В то же время некоторые нарушения развития не имеют явных внешних симптомов и могут оставаться невыявленными в течение многих месяцев и даже лет. Многие родители не умеют распознать признаки отставания в развитии или замечают его лишь тогда, когда оно принимает ярко выраженные формы. Естественно, несвоевременное выявление нарушений развития делает невозможным оказание профилактических услуг, которые способствовали бы нормальному развитию и позволяли бы минимизировать долгосрочные негативные последствия.Оказание услуг, подбор ресурсов и межведомственная координация. Управлять процессом оказания услуг необходимо для того, чтобы каждая семья получила доступ к организациям, программам и ресурсам, наиболее полно удовлетворяющим ее потребности. Многие семьи нуждаются в одновременной помощи нескольких организаций или специалистов в таких областях как медицина, образование, денежные пособия, индивидуальные программы развития, психиатрическая и психологическая помощь, социальные услуги. Руководить такой работой должны профессионалы, способные проконтролировать оценку потребностей ребенка и его семьи, сформулировать цели и обеспечить составление четко сформулированного плана проведения интервенции. Важно также периодически оценивать эффективность оказываемых услуг. Социальные работники, отвечающие за руководство процессом оказания услуг, должны хорошо знать местные ресурсы, чтобы оперативно и последовательно направлять туда семьи, где они смогут получить необходимую им помощь.В число этих услуг может входить предоставление «возможности иметь краткосрочный отдых» (Peter & Barney, 1993). Ее следует считать одной из форм поддержки. Многим родителям нелегко найти компетентного человека способного грамотно ухаживать за ребенком-инвалидом. Не имея возможности хотя бы иногда оставлять такого ребенка на попечение такого человека, родители порой не могут сделать даже простейшие вещи, например, сходить за покупками, не говоря о том, чтобы устроиться на работу вне дома.К решению этой проблемы привлекаются люди, занимающиеся оказанием подобных услуг, - «помощник родителей», воспитатели обычных и специальных детских садов, групп кратковременного пребывания, приютов. Предоставление краткосрочного отдыха родителям детей, имеющих инвалидность, практикуется в большей степени в западных странах при финансовой поддержке и под совместным руководством представителей местных организаций социальной работы с детьми.Развивающие услуги.Развивающие услуги призваны компенсировать отставание в развитии и содействовать ускорению его темпов. Кроме того, они преследуют своей целью освоение родителями навыков и формирование у них установок, необходимых для успешного ухода за детьми-инвалидами. Работа может идти по следующим направлениям:· стратегии управления поведением;· организация досуга;· планирование и ведение домашнего хозяйства;· получение доступа к поддерживающим услугам, предлагаемым местными общественными организациями;· преодоление негативных установок и предрассудков;· освоение развивающих видов деятельности и т.п;· расширение коммуникативного опыта таких детей, их социальных контактов;· повышение уровня функциональной зрелости;· формирование у них опыта индивидуального жизнеобеспечения, самоорганизации.Группы, в составе которых родители изучают эти вопросы, могут стать для участников важным источником помощи и поддержки. Необходимо по мере возможности находить программы, предлагающие различные формы организации досуга, приемлемые для таких детей (совместное времяпрепровождение, занятия по интересам и т.п.). Существующие реабилитационные центры с детьми ведут детские терапевтические и реабилитационные группы. Различные программы по работе с детьми дошкольного возраста позволяют удовлетворить потребности развития многих детей-инвалидов в интегрированной обучающей среде.Поддержка детей-инвалидов осуществляется:· в специализированных образовательных учреждениях для нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в условиях разновозрастных, в центрах диагностики и консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.;· в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;· в учреждениях дополнительного образования: центрах дополнительного образования детей, детских оздоровительных центрах различного профиля и др.;· в специализированных социально-реабилитационных группах, территориальных центрах помощи семье и детям;· в кризисных центрах.Специальное обучение.Воспитание и обучение таких детей осуществляется в соответствии со специальным учебным планом и специальными программами, в том числе и лицензированными авторскими. В данных учреждениях создается соответствующая предметно-развивающая среда, отвечающая особенностям развития таких детей. Воспитание и обучение детей осуществляется специально подготовленными педагогами-дефектологами, воспитателями, музыкальными руководителями и инструкторами по физическому воспитанию. Родители и педагоги совместно разрабатывают для таких детей индивидуальные планы обучения с учетом результатов оценки их потребностей в плане развития.Таким образом, ребенок-инвалид может обучаться как в условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного вида), так и в условиях интегрированного, инклюзивного (совместного с нормативно развивающимися детьми) воспитания и обучения.Консультирование и эмоциональная поддержка.Большинство семей, в которых проживают дети-инвалиды, время от времени нуждаются в значительной эмоциональной поддержке. В некоторых случаях рождение подобного ребенка может спровоцировать кризис. В таких семьях часто встречаются депрессия и тревога. Отношения между супругами могут осложниться, а у братьев и сестер такого ребенка могут возникнуть поведенческие или эмоциональные проблемы. Кроме того, сами дети могут быть подвержены депрессии или тревоге, которая может стать одной из причин поведенческих расстройств.Социальные работники должны периодически оценивать потребность родителей и других членов семьи в квалифицированной психологической помощи и в случаях, когда возникает такая необходимость, направлять их к соответствующим специалистам, уметь своевременно распознавать признаки надвигающегося или уже наступившего семейного кризиса, острую или хроническую депрессию или тревогу, супружеские или семейные конфликты и другие показатели того, что семья или отдельный член семьи переживает серьезный стресс. В таких случаях следует обращаться за помощью к профессиональным психологам, сотрудникам организаций, специализирующимся на оказании психологической и психиатрической помощи, консультантам программ по работе с детьми с нарушениями в развитии и т.п.Правозащитная деятельность – один из важных компонентов поддержки детей-инвалидов, направленная на защиту прав и интересов других людей. Правозащитная деятельность в применении к детям-инвалидам и их семьям призвана обеспечивать решение ряда конкретных задач:· защищать их от насилия, эксплуатации;· обеспечивать равный доступ к услугам и ресурсам (образованию, социальным, медицинским услугам, работе, жилью);· повышать степень осведомленности о правах, предоставленных им международными и отечественными документами о детстве, следить за тем, чтобы организации, занимающиеся оказанием специализированных услуг, в полном объеме исполняли свои обязанности по предоставлению таких услуг;· обеспечивать физический доступ к общественным зданиям и, в частности, требовать, чтобы все такие здания были снабжены пандусами, оборудованы с учетом потребностей инвалидов-колясочников;· обеспечивать соответствующий уровень представительства определенных людей или групп людей в органах, которые принимают решения и утверждают нормативные документы, особенно в тех случаях, когда затрагиваются их интересы.В обязанности социальных работников входит активное содействие клиентам в получении доступа к необходимым социальным услугам. В процессе защиты прав детей-инвалидов, необходимо:· вместе с сотрудниками учебных заведений и родителями принимать участие в составлении индивидуальных планов обучения и индивидуальных планов семейного обслуживания, следить за тем, чтобы в процессе обучения ребенок не подвергался сегрегации в большей степени, чем это необходимо для удовлетворения его потребностей, а также помогать родителям оспаривать решения, принятые учебными заведениями в отношении их ребенка, если они считают такие решения несправедливыми;· поддерживать родителей в усилиях, направленных на получение социальных услуг надлежащего качества, и в том числе, заниматься подбором и оценкой организаций, оказывающих такие услуги, инициировать обращения в такие организации, содействовать в оформлении необходимых документов, участвовать в планировании работы по оказанию услуг и помогать в преодолении препятствий, возникающих вследствие существования негативных стереотипов и применения несправедливых ограничений;· пользуясь своим профессиональным влиянием, пресекать любые нарушения прав детей и их семей, а если необходимо, обеспечивать представительство детей и их семей в судебных органах;· следить за тем, чтобы план работы с семьей соответствовал наилучшим интересам ребенка;· обеспечивать рациональную и эффективную координацию усилий различных организаций, направленных на оказание помощи семье. В процессе выполнения этих организационных и координационных функций социальный работник должен осуществлять непосредственный контроль качества услуг, оказываемых другими организациями.Таким образом, социальная помощь и поддержка детей инвалидов ориентирована не только на решение интересов, конкретных проблем каждого, но и, прежде всего, на укрепление и развитие их собственного потенциала. В данном процессе особенно значимой становится роль социального работника, который должен не только помогать семье, каждому ребенку преодолевать ежедневные трудности, но и обучать членов семьи способам самопомощи и взаимопомощи, помогать им строить свой жизненный сценарий в соответствии с максимально высоким уровнем качества жизни.