Программа социальной поддержки инвалидов

Проблема помощи больным и инвалидам в их социализации, возращении или доступном приближении к образу жизни и труду здоровых граждан является сложной, требует междисциплинар­ного подхода, увязывающего компетенции и знания специалис­тов в области медицины, педагогики, психологии, социальной работы. Рассмотрим те аспекты этой проблемной области, разра­ботка которых соприкасается с опытом, накопленным в психоло­гии труда.

Инвалидами принято считать людей с хроническими дефекта­ми трудоспособности. Такого рода дефекты могут быть обратимы­ми, временными, в таком случае общество устанавливает для че­ловека статус инвалида на определенный срок, достаточный для восстановления здоровья и трудоспособности. Статус инвалидно­сти присваивается врачами в процессе врачебно-трудовой экспер­тизы. Первая группа инвалидности предполагает, что человек не. способен даже к труду по самообслуживанию. Вторая группа ин­валидности устанавливается для лиц, имеющих серьезные заболе­вания, но способных передвигаться, выполнять несложные тру­довые действия, но неспособных к профессиональному труду. Если заболевание или травма, приведшие к потери трудоспособности, затрагивают частные функции организма, не снижающие общую трудоспособность, человек получает третью группу инвалиднос­ти, позволяющую работать в доступных видах труда. Например, в результате длительного труда с нарушениями правил гигиены и охраны труда у работника развивается профессиональное заболе­вание (вибрационная болезнь). В порядке профилактики дальней­шего развития болезненных проявлений заболевшему рекоменду­ют освоить другую профессию и сменить вид труда и во время переобучения выплачивают пенсию. Психологи, занимающиеся консультированием в области профессионального самоопределе­ния, могут столкнуться с такого рода ситуациями, поэтому им полезна осведомленность в области профессиональной патологии, они должны знать о социальных службах, компетенции врачей профпатологов для объединения усилий и успешной совместной! деятельности (Грацианская Л. А. и др., 1978).

В 30 — 80-е гг. XX в. в нашей стране сложилась система социаль­ного обеспечения: дома престарелых, дома инвалидов, психоневрогические интернаты. Здесь живут и люди с нулевой трудоспо­собностью, кстати, самыми тяжелыми среди инвалидов, страдающих психическими заболеваниями, оказываются больные шизофренией.

По оценкам экспертов ООН, инвалиды в настоящее время составляют 10 % от общей численности населения. В России отмечается тенденция к увеличению числа инвалидов. Так, на 1 января 1998 г. на учете в органах социальной защиты населения состояло 8,9 млн инвалидов, на 1 января 1999 г. — более 9,6 млн. Растет число детей-инвалидов и инвалидов трудоспособного возраста. Показателем реабилитации инвалидов является улучшение их статуca (отмена инвалидности или снижение степени инвалидности) при повторном медицинском освидетельствовании, но уровень реабилитации пока низок — 2,3 % (Федеральная..., 2000). Первые места среди инвалидов занимают люди, страдающие болезнями сердечно-сосудистой системы, злокачественными новообразова­ниями, а также пострадавшие от несчастных случаев. Повышается уровень инвалидности в связи с психическими расстройствами, туберкулезом. В целях совершенствования социальной помощи больным и инвалидам в России разрабатываются федеральные программы социальной поддержки инвалидов (1995— 1999, 2000 — 2005 гг.), определяющие государственную политику в этой области. Так, в стране действуют службы медико-социальной экспертизы, но необходимо развертывание и совершенствование не толь­ко диагностики, но и мероприятий по преодолению дефектов здоровья, реабилитационных программ. В нашей стране имеется 12 учебных заведения, осуществляющих профессиональное обу­чение инвалидов, но им предлагаются обычно профессии, по которым трудно найти работу, или уровень подготовки не обес­печивает конкурентоспособности выпускников на рынке труда. В стране принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которому в 1996 г. было разработано и утверждено Примерное положение об индивиду­альной программе реабилитации инвалидов. Такого рода програм­му подготавливают работники медико-социальных центров на ос­нове медицинского освидетельствования больного, и программа реализуется при его согласии. Программа включает среди прочего оценку «реабилитационного потенциала» личности, характеризую­щего состояние физического развития, психофизиологическую выносливость, эмоциональную устойчивость; оценивается уровень развития профессионально важных знаний, навыков и умений; особенности личности (социально-экономический и социально-психологический статус, направленность личности, круг интере­сов, уровень притязаний).





Медики и психологи составляют реабилитационно-экспертное заключение, в котором определяется реабилитационный потенциал личности (высокий, удовлетворительный или низкий) и на­мечается план и направление реабилитационных воздействий по развитию/восстановлению способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации в пространстве, общению, самокон­тролю поведения, обучению, трудовой деятельности. При этом отмечаются ограниченные формы активности личности, сохран­ные или компенсированные, и подлежащие развитию/восстановлению.

Индивидуальная программа содержит три направления реабилитации: медицинское, социальное, профессиональное. В рамках медицинской реабилитации могут использоваться: изготовление протезов, информирование по вопросам медицинской помощи, методы восстановительной терапии нарушенных функций (мас­саж, лечебная физкультура, трудотерапия и психотерапия).

Программа социальной реабилитации инвалида направлена ни помощь в социально-бытовой адаптации, предполагающей осна­щение техническими средствами ориентировки в пространстве, на психологическую помощь семье инвалида, мероприятия в об­ласти психотерапии, психокоррекции и консультировании.

Объектом забот и предметом научных исследований психоло­гов труда является программа профессиональной реабилитации, которая может включать мероприятия по профориентации (ин­формирование о видах труда, профконсультирование), профот­бор и профподбор, обучение и переобучение, организационную помощь в создании рабочего места для инвалида, помощь в про­изводственной адаптации. Итогом обследования и реабилитаци­онных мероприятий должна быть характеристика показанных ус­ловий труда для конкретного обследованного инвалида (Пример­ное положение..., 1996).

В данной области психологами труда накоплен богатый опыт, отраженный в публикациях Центрального института труда инва­лидов в Москве в 30-е гг. (Проблемы трудового устройства инва­лидов, 1933, 1934). К. И. Барышников классифицировал виды ин­валидности по вариантам дефектных функций, поставил пробле­му профессиографических исследований в интересах возможного трудоустройства инвалидов. Конечная цель составления таких профессиограмм заключалась в получении характеристики требова­ний профессии к здоровым работникам с указанием физических или психических недостатков, исключающих возможность выпол­нения трудовых функций. Предлагалось особо изучить профессии, в которых стихийным образом трудоустраивались инвалиды с раз­ного рода ограничениями трудоспособности. Он изучил в этих целях профессии швейной, деревообделочной, металлообрабатывающей промышленности. Ставилась задача исследования профессиональной аутоориентации инвалидов с разного рода патологией (инвалидов с ампутациями конечностей, незрячих, глухих, с психопа­тологией). Аутоориентацией К. И. Барышников называл стихийно сложившиеся варианты выбора профессии инвалидами, оценку частоты встречаемости инвалидов с разной патологией в профес­сиях и в целом по разным отраслям производства. Например, оказалось, что глухонемые инвалиды более чем в 10 раз чаще работа­ют на предприятиях деревообработки, чем в металлообрабатыва­ющей промышленности. Мужчины глухонемые успешно работают кожевниками, обувщиками, а женщины — в швейном производ­стве. Общий вывод Барышникова по анализу аутоориентации глу­хонемых инвалидов состоял в том, что они работают преимуще­ственно в таких видах труда, где требуется быть не рабочим-универсалом, а оператором, выполняющим относительно узкие про­изводственные операции на станках. Данные аутоориентации сле­пых убедительно показывали, что инвалиды этой группы успеш­но приспосабливались на специализированном предприятии «ЭМОС», выпускающем небольшие моторы в сборочном цехе и механическом цехе в условиях, не требующих перемещений (Ба­рышников К. И., 1933).

Н.А. Вигдорчик, врач-профпатолог, организатор Ленинград­ского института профессиональных заболеваний, разработал кон­цепцию профессионального компенсаторного приспособления (1934), в которой собраны эмпирические данные о формах такого рода приспособления при различных дефектах, попытался выделить механизмы, способы приспособлений. В частности, им опи­саны варианты успешного приспособления личности к требова­ниям профессии с помощью сознательно организованных форм поведения: им описан водитель автомашины, страдавший при­ступами нарколепсии (сонливости), который мог заблаговремен­но почувствовать приближение приступа, останавливал машину у обочины, выходил из машины, проводил осмотр мотора, шин, дожидался окончания приступа и продолжал работать. Рабочий-сборщик, потерявший память в результате травматического невроза, компенсировал утрату записями поручений мастера. Води­тель автомобиля успешно работал, несмотря на дефект цветового зрения, который компенсировался ориентацией на других участ­ников дорожного движения. Продавец ткани, страдавший недер­жанием мочи, ухитрился устроить мочеприемник так ловко, что клиенты не замечали его болезненного дефекта и даже не чув­ствовали неприятного запаха. Отмечено, что представители про­фессий, требовавших на работе сохранения выдержки, вежливо­сти в общении с клиентами, публикой, учащимися, сохраняют самообладание на работе, но оказываются дезорганизованными, раздражительными и обидчивыми в семье, быту. Обозначенные формы профессионального приспособления связаны с развернутой сознательной программой действий, которая вырабатывается субъектом труда при высокой трудовой мотивации. Описаны случаи успешной компенсации нарушенной функции с помощью сохранных других органов и функциональных систем либо мобилизацией многих систем одновременно, т. е. созданием новых функциональных ансамблей. Так, в России слепые успешно адаптировались в столярном, токарном, слесарном деле (Вигдорчик Н. А., 1934).

Наши рекомендации