Глава 8. социальная работа с молодыми инвалидами
Социальный статус молодых людей с ограниченными возможностями в
Современной России
Переход России к принципиально новому социально-экономическому укладу жизни выдвинул потребность в формировании такой системы социальной защиты населения, которая в наибольшей мере соответствует современным задачам общественного развития. К числу таких задач относится создание молодым инвалидам, неспособным без посторонней помощи обеспечивать в полной мере или частично свои жизненные потребности, достойных условий жизни, насыщенной активной деятельностью и приносящей удовлетворение, осознание себя органической частью общества. Молодыми инвалидами являются граждане в возрасте 14-30 лет, которые имеют нарушения здоровья, обусловленные заболеваниями, дефектами, последствиями травм. В настоящее время молодые люди с ограниченными возможностями делятся на несколько групп: с нарушением интеллекта, с психическими заболеваниями и ранним аутизмом, с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, зрения и с комплексным сочетанием нарушений. Инвалидность в молодом возрасте можно определить и как состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения молодого человека в адекватные возрасту воспитательные, социальные, политические и экономические процессы, в связи с этим возникает постоянная необходимость в дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре.
К основным причинам, приводящим к инвалидности в молодом возрасте можно отнести:
1. Медико-биологические (низкое качество медицинского обслуживания, недостаточная медицинская активность).
2. Социально-психологические (низкий уровень образования родителей молодого инвалида, отсутствие условий для нормальной жизнедеятельности и развития и пр.).
3. Социально-экономические (низкий материальный достаток и пр.).
В последнее время, когда речь идет о положении молодых инвалидов в России, все чаще употребляется термин «социальная депривация». Он подразумевает лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания молодежи, обусловленное в первую очередь низким уровнем жизни. Особенно остро депривация сказывается на молодых инвалидах. Инвалидность затрудняет возможность полноценных социальных контактов человека, а отсутствие достаточного круга общения приводит к дезадаптации, которая в свою очередь, ведет еще к большей изоляции и, соответственно к недостаткам развития.
За последние годы число молодых людей с ограниченными возможностями в стране постоянно увеличивается. Это означает, что рост количества молодых инвалидов становится проблемой не только отдельных людей, и даже не части населения, а всего общества в целом. Обостряется проблема социальной защиты молодых инвалидов, которая представляет собой деятельность государства и общества по ограждению этой категории граждан от социальных опасностей, недопущению ухудшения положения лиц с ограниченными возможностями.
Инвалидность молодежи значительно ограничивает их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Кроме того инвалидность, будь то врожденная либо приобретенная, ограничивает положение молодого человека в обществе. Социальный статус обычно определяется позицией индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами (некоторые ученые используют термин "социальная позиция" как синоним социального статуса). Социальный статус является также определенной совокупностью прав, привилегий и обязанностей молодого инвалида. Все социальные статусы подразделяются на два основных типа: те, которыепредписываютсяиндивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями. Признание лица инвалидом связано с приобретением определенного социального статуса, обеспечивающего социальные гарантии со стороны государства и в тоже время ограничивающие жизнедеятельность человека.
Социальный статус молодых людей с особыми потребностями характеризуется определенными показателями: состоянием здоровья, материальным положением, уровенем образования, спецификой занятости и особенностями организации досуговой деятельности.
Исходя из российского законодательства, инвалидом называют «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты...» (Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 15 ноября 1995г.). Большое внимание в системе социальной защиты уделяется здоровью молодых инвалидов, как показателю их социального статуса. Ограничение жизнедеятельности молодого человека, связанное с нарушением здоровья может в детстве (врожденные заболевания и родовые травмы, заболевания и травмы в детстве), а также в юности(хронические заболевания, бытовые и производственные травмы, ранения в ходе выполнения военно-служебных обязанностей и т.д.). В настоящее время данное понятие рассматривается не только как отсутствие болезни, но и как психологическое и социальное благополучие человека. Главной целью деятельности социальных служб в рамках комплексного подхода к здоровью является достижение молодым человеком с ограниченными возможностями способности к самостоятельной жизни, производительному труду и досугу. Механизмом для достижения этой цели является реабилитация, понимаемая как восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнями, травмами или физическими и социальными факторами.
Медицинские трудности молодых инвалидов связаны с недостаточностью информированности о диагнозе, выбором способов, методов и учреждений для лечения, педагогической и психической коррекции молодого человека, со степенью готовности родителей и ближайшего окружения к проведению восстановительных мероприятий в домашних условиях. Кроме медицинских показателей, важно психологическое здоровье молодого инвалида. Психологические проблемы здоровья вызваны переживаниями родных и близких за исход заболевания и судьбу молодого человека, конфликтами между родителями, с отсутствием или недостатком помощи в уходе за больным со стороны членов семьи и родственников, с болезненным восприятием сочувствия окружающих.
Немаловажным показателем, определяющим социальный статус молодого инвалида, является его материальное положение. Характеризуя место молодежи с ограниченными возможностями в обществе, необходимо отметить ее низкий имущественный статус. Материальное положение молодого инвалида зависит не только от уровня заработной платы, но и от денежных выплат, гарантированных государством (пенсии, пособия, страховые выплаты, компенсации). Ежемесячной государственной денежной выплатой для молодых инвалидов является пенсия, которая предоставляется гражданам в целях компенсации невозможности получить заработок. Кроме всего, молодые инвалиды имеют право на различные льготы – преимущества в оплате тех или иных услуг, предоставляемых государством, муниципалитетом, их учреждениями или иными организациями, освобождение от выполнения обязанностей по обязательным платежам, взимаемым центральными и местными органами власти с физических и юридических лиц в бюджеты различного уровня.
Материальные трудности молодежи с ограниченными возможностями решаются системами социальных служб (центр социально-психологической помощи молодежи, социально-реабилитационный центр для подростков и молодежи, центр профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи и др.), которые предпринимают дополнительные меры для улучшения качества жизни молодых инвалидов и их семей. Деятельность социальных служб включает поддержку, оказание социальных услуг и содействие адаптации и реабилитации молодых инвалидов. Особое внимание при этом необходимо уделяется оценке их реальных материальных потребностей и адресному характеру предоставляемой помощи.
Приоритетными, наряду с нормами о материальном обеспечении (пенсиями, пособиями, льготами), должны стать нормы, безоговорочно обеспечивающие инвалидов работой и соответствующим, в том числе профессиональным, образованием.
Деятельность государства в области образования людей с ограниченными возможностями нацелена на введение гибких механизмов для удовлетворения образовательных потребностей молодых инвалидов и создание условий для наиболее эффективного их участия в жизни общества. Молодые люди с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллектуального развития, функций опорно-двигательного аппарата; с психопатическими формами поведения нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
В нашем обществе долгое время доминировала установка на обучение и воспитание молодежи с ограниченными возможностями только в рамках государственной системы специальных школ и учреждений интернатного типа, что приводило к ограничению социального статуса молодых инвалидов:
- искусственной изоляции молодых инвалидов в особом социуме, часто не способствующей его последующей адаптации в обществе;
- жесткостью и безвариантностью форм получения образования;
- почти полным исключением семьи из процесса воспитания и образования молодого человека с особыми потребностями.
Образование молодых инвалидов играет определяющую роль в их профессиональной реабилитации, поскольку оно создает основу для реализации принципа равных возможностей людей с ограниченными возможностями. Для решения проблем образования молодых инвалидов начитнают реализовываться проекты по расширению сетей дистанционного обучения на базе интернет-классов. Такое обучение и последующее трудоустройство позволяет инвалидам реализовывать концепцию независимой жизни, обеспечивает самостоятельный заработок, а также является экономически выгодным государству. Образование создает условия для удовлетворения многих потребностей молодых людей с ограниченными возможностями, а так же сокращает процессы маргинализации инвалидов. Однако, большинство учебных заведений все еще не готовы к встрече с инвалидами.
Выделяют следующие трудности в сфере получения образования молодыми инвалидами. Во-первых, отсутствие обустроенной среды и специальных образовательных программ в учебных заведениях. Во-вторых, неподготовленность педагогических кадров. В-третьих, зачастую предвзятое отношение к студентам-инвалидам, не гарантирующее равные возможности получения образования по сравнению со всеми учащимися. В последние годы наметились положительные тенденции в решении проблем образования молодых инвалидов. Это проявляется в появлении новых форм обучения. В целом образование молодых инвалидов – это фундаментальная ценность, определяющая их социальный статус и возможности для самореализации личности. Создание системы многоуровневого интегрированного образования невозможно без системы специальной подготовки педагогов, направленной на развитие умений и навыков обращения с инвалидами.
Социальная изоляция молодых инвалидов влечет за собой сокращение шансов для эффективного трудоустройства и низкий социально-экономический статус. Зачастую трудовая занятость не рассматривается молодыми инвалидами как достойная альтернатива жизни на пенсию. Это происходит по причине невысоких, а зачастую даже минимальных заработных плат и отсутствия достойных условий труда. Профессиональное обучение молодых инвалидов необходимо осуществлять по более широкому перечню вакансий и учитывать потребности региональных и локальных рынков труда. Для улучшения возможностей выхода молодых инвалидов на рынок труда необходимо создать институт «кураторства» инвалида от школы до момента трудоустройства.
В настоящее время молодые инвалиды мало востребованы на рынке труда, их занятость является существенной проблемой общества, хотя молодежь с ограниченными возможностями имеет определенные перспективы трудоустройства в интеллектуальной сфере, в малом предпринимательстве. Численность молодых трудоустроенных инвалидов ежегодно сокращается. Наблюдается значительное расхождение в ситуациях занятости у разных групп инвалидов. Молодые инвалиды чаще, чем здоровые сверстники, трудоустроены на рабочие специальности и гораздо реже занимают должности в управлении.
Можно выделить основные трудности в сфере занятости молодых инвалидов. Во-первых, это недоступность образовательных программ, отсутствие профориентации инвалидов, что оказывает непосредственное влияние на их трудоустройство и конкурентоспособность на рынке труда. Во-вторых, специализированные предприятия не имеют возможность принять всех желающих на работу, поскольку испытывают значительные трудности в условиях рыночной экономики. Поэтому, возможности трудовой реабилитации молодых инвалидов посредством занятости на специализированных предприятиях существенно сокращается. В-третьих, прием на работу инвалида, влечет дополнительные издержки на организацию рабочего места, что сказывается на нежелании работодателя сотрудничать с молодым инвалидом. Эти трудности решают центры занятости и молодежные биржи труда, которые не только предоставляют место работы молодому инвалиду, но и организуют семинары, тренинги и курсы по профессиональной ориентации и подготовке. Целью политики занятости в отношении молодых инвалидов выступает их интеграция в открытый рынок труда. Для этого предложены подходы, устраняющие физическую недоступность места работы: работодатель должен адаптировать рабочее место под ограничения занятых у него молодых инвалидов или сделать все рабочие места доступными для занятости на них инвалидов. При тяжелой форме инвалидности предлагается ввести «поддерживающую» («суппортивную») занятость, то есть создать специальные рабочие места на обычных предприятиях. Формой интегрированной занятости молодых инвалидов могут стать социальные предприятия (некоммерческие предприятия негосударственного сектора), управляемые самими инвалидами, хотя на практике их эффективность в этом качестве почти не подтверждается. Среди инструментов повышения занятости инвалидов можно упомянуть финансовые стимулы для работодателей, анализ применения которых показал, что только некоторые выплаты (например, дотации на обустройство рабочих мест) привели к увеличению численности инвалидов, из чего вытекает необходимость контроля и оценки эффективности таких программам поддержки.
Особенностью организации досуга молодых инвалидовявляется неразвитость инфраструктуры свободного времени. Таким образом, можно выделить трудности организации досуга молодых инвалидов. Во – первых, ограниченное число специализированного оборудования и мест для эффективного проведения свободного времени. Во – вторых, отсутствие подготовки организаторов досуга для инвалидов, без которых дальнейшее развитие этого направления невозможно.
Важную роль в решении трудностей организации досуга молодых инвалидов играют реабилитационные центры и учреждения органов по делам молодежи, которые организуют различные акции, фестивали и слеты для данной категории.
Все вышесказанное позволяет определить социальный статус молодых инвалидов как ограниченный. Поэтому, целью социальной работы с ними является интеграция данной категории в общество. Наиболее характерные трудности молодых инвалидов связаны с состоянием здоровья, материальным положением, особенностями получения образования, спецификой трудоустройства и организации досуга. Все вышеперечисленное, позволяет утверждать, что молодежь с ограниченными возможностями является особой социальной категорией, требующей поддержки со стороны государства. Работа с ней требует индивидуального подхода к каждому.
В последние годы социальное положение молодых инвалидов стало существенно меняться в лучшую сторону. Внедряются в практику инновационные технологии для расширения возможностей доступа молодых инвалидов к информации, образованию и занятости, улучшению их материального положения.
Создание доступной для молодежи с ограниченными возможностями среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики нашей страны, практические результаты которой призваны обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни, в их социальном статусе.
8.2. Социальная работа с молодыми инвалидами в учреждениях профессионального образования
Образование является важнейшим показателем социального статуса инвалида, его получение является неотъемлемым правом, закрепленным в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (24.11.1995). Начиная с 1990-х годов XX века образовательная политика в отношении инвалидов существенно изменяется, принимаются новые нормативные акты: Национальная доктрина образования в РФ (2000), приказ Министерства образования Российской Федерации от 12.11.2003 № 4206 «О совершенствовании профессионального образования инвалидов»; Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года); вносятся изменения в Федеральные законы, в том числе в ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (01.03.2008).
Обеспечение равных возможностей в получении образования для молодых инвалидов является составной частью реализации принципов их независимой жизни. В тоже время, система непрерывного профессионального образования для инвалидов, не всегда соответствует потребностям рынка труда. Это вызывает трудности при трудоустройстве молодых людей с ограниченными возможностями.
Под профессиональным образованием инвалидов понимают систему и процесс овладения знаниями, навыками и умениями в области рекомендуемой профессиональной деятельности. Такое образование делает инвалида конкурентоспособным на рынке труда и предоставляет ему равные шансы с людьми, не имеющими ограничений жизнедеятельности.
В сфере профессионального образования молодых людей с ограниченными возможностями в настоящее время существует несколько форм обучения, позволяющих обеспечить приобретение знаний, навыков и умений в избранной области трудовой деятельности. Среди них различают систематическое (длительное) обучение, позволяющее полностью освоить необходимый, в соответствии с образовательными стандартами, объем знаний, и курсовое обучение, которое отличается краткосрочностью и предоставляет учащемуся возможность освоения какой-либо специальности, повышения квалификации и освоения новой специальности в рамках имеющегося профессионального образования.
Право инвалидов на получение общедоступного, бесплатного начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида подтверждено Национальной доктриной образования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2000 №751.
В 2003 году была принята Концепция профессионального образования инвалидов, в разработке которой активное участие приняли представители центральных правлений всероссийских обществ глухих, слепых инвалидов, Института коррекционной педагогики РАО.
В процессе реализации Федеральной программы развития образования (направление «Доступность образования для лиц с отклонениями в развитии»), которая была принята в 2005 году, была укреплена материальная база федеральных и окружных учебно-методических центров по работе с молодыми инвалидами, в 11 вузах оборудованы специализированные аудитории, адаптированные для обучения инвалидов, в 16 колледжах и техникумах установлено медико-диагностическое оборудование и спортивно-оздоровительные тренажеры, в 10 учреждениях начального профессионального образования оборудованы мастерские.
Постановлением Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы» от 23 декабря 2005 года № 803 предусмотрено внедрение специальных повышенных нормативов финансирования обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях всех уровней образования.
Получение образования молодыми инвалидами осуществляется в специализированных учреждениях, а также в учреждениях общего, начального, среднего и высшего образования.
Молодые инвалиды, обучающиеся в учреждениях начального и среднего профессионального образования находятся на полном государственном обеспечении. Им предоставляется бесплатное питание, проживание в общежитии, ежемесячно начисляется академическая стипендия (при успешной сдачи экзаменационных испытаний) и социальная стипендия независимо от результатов обучения. Кроме всего, молодые люди в соответствии с социальными или медицинскими показаниями обеспечиваются транспортными средствами для доставки в ближайшее соответствующее образовательное учреждение.
С учетом потребностей и возможностей инвалидов учебные планы учреждений профессионального образования включают в себя целый ряд специфических дисциплин, направленных на адаптацию инвалидов к учебному процессу, овладения им современными средствами коммуникации и необходимыми знаниями медико-технической и медико-социальной реабилитации, основами психологии.
В настоящее время в качестве приоритетного направления модернизации системы образования инвалидов, позволяющего эффективно решать проблемы их социальной адаптации, рассматривается развитие интегрированного образования, предполагающего организацию обучения инвалидов в обычных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Министерство образования и науки РФ приняло ряд нормативных актов, регулирующих порядок проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний при поступлении в начальные и средние специальные учебные заведения. В этих актах отражены особенности получения образования молодыми инвалидами, включая предоставление им права выбора формы проведения аттестации и поступления в колледж, училище и т.д., а также создание специальных условий при сдаче ими экзаменов.
В последние годы началось внедрение инклюзивного обучения, которое обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для тех, кто имеет особые образовательные потребности. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке молодых людей с ограниченными возможностями. В 2008 году Россия присоединилась к международной Конвенции по правам инвалидов (2006г.), которая предусматривает не только создание для них безбарьерной среды, но и обеспечивает их права на образование и полноценное участие в общественной жизни. Это подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого разрабатываются специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации молодых инвалидов в образовательном учреждении. Инклюзивное образование для инвалидов зафиксировано в основных нормативных документах по защите прав инвалидов в сфере образования.
Важным направлением адаптации молодых инвалидов к полноценной жизни в сфере получения образования является создание безбарьерной среды в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего образования, которое возможно при адекватном использовании компенсаторных механизмов зрения, осязания, обоняния, слуха, при планировочном и конструктивном решении организации учебного места инвалида и путей передвижения к нему. Учебное место инвалида должно быть обеспечено комфортными условиями для выполнения заданий; его площадь должна соответствовать выполняемым видам учебных заданий, давать возможность размещения необходимого инструментария, компьютерной и иной техники, а также, в случае необходимости, возможность обслуживания такого места специалистам; освещенность учебных мест инвалида должна включать: достаточный уровень; равномерность распределения светового потока (или яркости) в поле зрения; ограничение слепящего действия источников света; соблюдение допустимых соотношений между яркостями рабочей поверхности и окружающего фона; постоянство освещения во времени и устранение резких теней; мебель учебных мест для инвалидов (столы, стеллажи, шкафы) должна соответствовать антропометрическим данным учащегося. Высота рабочей поверхности стола, в зависимости от роста человека, должна соответствовать определенным ГОСТом параметрам.
При проектировании учебного места инвалида с поражениями опорно-двигательного аппарата следует учитывать параметры оперативного поля, доступного им при условии фиксированного положения тела. Для инвалидов с нарушением слуха к столам должна подключаться сурдотехническая аппаратура. Наиболее тщательно следует разрабатывать искусственное освещение помещений и рабочих столов для инвалидов с остаточным зрением. Оно всегда предусматривается общее и местное. В качестве источников общего освещения следует использовать светильники с лампами накаливания, допускается применение потолочных люминесцентных светильников. Все представленные требования к образовательным учреждениям подчинены одной цели – созданию социально-реабилитационной среды, условий для реализации реабилитационного потенциала молодых инвалидов к обучению, к получению профессиональных знаний.
Важной ступенью непрерывного профессионального образования молодого инвалида является обучение в вузе. Оно нацелено на решение важнейших задач: сохранения и приумножения культурного наследия общества, развития ценностных ориентаций личности на ответственном этапе ее формирования, достижения высокого уровня готовности к труду и профессиональной деятельности, ее модификации в постоянно меняющихся условиях. Государственный национальный проект «Образование», реализуемый в России, направлен на поиск новых форм, средств, способов модернизации высшей школы в контексте Болонского процесса при переходе на двухуровневую систему образования. При этом актуальным остается вопрос доступности высшего образования для всех категорий населения, в том числе и для людей с ограниченными возможностями. Однако для многих граждан потенциальная способность к получению высшего образования и дальнейшей профессиональной деятельности сочетается с их ограниченными возможностями. В настоящее время право молодых инвалидов на получение образования декларируется Конституцией и иными законами и формально никем не оспаривается.
В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125 от 22 августа 1996г. (ред. от 20.04.2007) вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в высшие учебные заведения принимаются инвалиды I и II групп, которым согласно заключению медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в высших учебных заведениях. Однако практическая реализация права молодых инвалидов на образование сопряжена со многими проблемами. В частности, нерешенным остается вопрос, в каких учебных заведениях должны получать инвалиды высшее образование? Несмотря на номинальное право инвалидов поступать в любой государственный вуз при условии успешной сдачи вступительных экзаменов, очевидно, что для практической реализации этого права учебные заведения должны быть специально оборудованы для передвижения и обучения инвалидов. Кроме того, нужно решить ряд социальных и медицинских проблем. Одним из вариантов разрешения этой проблемы является создание специализированных вузов, предназначенных исключительно для учебы инвалидов. Аргументы "за" и "против" их обучения в специализированных вузах можно сгруппировать по нескольким основным группам: экономические возможности; организация учебного процесса; решение социально-бытовых проблем; вопросы психологической адаптации; перспективы трудоустройства; вопросы защиты прав и достоинства студентов-инвалидов.
В России реализуется целый ряд федеральных целевых программ, позволяющие вузам получить целевое финансирование на укрепление материально-технической базы учреждений, в которых получают высшее образование инвалиды. Это позволяет увеличить прием людей с ограниченными возможностями в вузы, расширить количество и вариативность образовательных программ, в том числе гуманитарного профиля.
В качестве приоритетного направления модернизации системы образования инвалидов, позволяющего эффективно решать проблемы их социальной адаптации, рассматривается развитие интегрированного образования, предполагающего организацию обучения инвалидов в обычных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Как показывают статистические данные молодые инвалиды, получившие высшее профессиональное образование в условиях интегрированного обучения, имеют занятость, превышающую 60%. В этой связи учреждения высшего профессионального образования призваны выполнять важную роль в обеспечении профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, в частности, проводить комплексную работу по обеспечению условий доступности высшего образования для инвалидов. Высшее образование можно считать доступным тогда, когда основными условиями, обеспечивающими возможность инвалида включиться в систему высшего образования и успешно пройти ее до конца, являются наличие формально определенного достигнутого образовательного и квалификационного уровня, а также желание и способность личности к познавательной деятельности и развитию на уровне программ высшего профессионального образования.
В процессе развития системы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья выявилась необходимость разработки и использования новых и освоения известных интенсивных технологий обучения. Под специальными образовательными и реабилитационными технологиями понимают особую совокупность организационных структур и мероприятий, системных средств и методов, общих и частных методик, оптимальным образом обеспечивающих реализацию и усвоение образовательных программ в объеме и качестве, предусмотренных государственными образовательными стандартами; реабилитацию личности в конкретной интегрированной среде обучения; создание системы мер, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья.
Основными ограничениями для данной категории граждан являются коммуникация и доступ к информации. В этой связи ведущую роль призваны выполнять интенсивные технологии обучения, к которым можно отнести компьютерные технологии; технологии проблемной ориентации; технологии "гувернерского" обучения; технологии графического, матричного и стенографического сжатия информации (опорный конспект); технологии дифференциации содержания обучения; мультимедийные технологии, реализуемые на основе специально структурированных баз данных, электронных пособий и учебников и адаптированного программно-аппаратного обеспечения.
Решить проблемы, возникающие перед людьми с ограниченными возможностями здоровья поможет более активное использование дистанционного образования. Необходимым условием для него является разработка основ дистанционной педагогики, проведение исследований в области философии, методологии и психологии интернет-образования, необходима разработка принципов конструирования учебного плана, учебных программ и электронных учебников нового типа, предусматривающих различные формы сочетания очного и дистанционного обучения молодых людей с ограниченными возможностями.
Доступности высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями, может способствовать деятельность специалистов по социальной работе, которые призваны помогать реализовывать в обществе принципы партнерства и соучастия в отношении людей с ограниченными возможностями.
Важно, чтобы в высших учебных заведениях была организована социальная помощь лицам с ограниченными возможностями. Эту деятельность курируют отделы социальной работы, которые защищают права студентов на социальное обеспечение и поддержку. Кроме этого, в соответствии с Федеральным законом во всех высших учебных заведениях Российской Федерации предусматриваются специальные условия для поступления людей с ограниченными возможностями. В частности, дети-инвалиды и инвалиды I и II группы имеют право поступать вне конкурса в государственные и муниципальные учреждения высшего и среднего профессионального образовании при условии успешной сдачи экзаменов и отсутствии в индивидуальной программе реабилитации инвалида противопоказаний для обучения в этих учреждениях (Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1 с изменениями на 25.07.2002, пункт 3 статьи 16). Лицам с ограниченными возможностями на вступительных экзаменах в вуз предоставляется дополнительное время на подготовку устного ответа и выполнение письменной работы (Письмо Министерства образования РФ от 25 марта 1999 г. N 27/502-6 "Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования").
Во время обучения в вузе лица с ограниченными возможностями обучающиеся на дневном отделении (очная форма обучения) получают дополнительно к академической социальную стипендию. Ее размер определяется вузом, но не может быть меньше полуторного размера стипендии установленного государством. Для получения государственной социальной помощи – социальной стипендии студент с инвалидностью ежегодно предоставляет справку из органа социальной защиты населения по месту жительства. Выплата социальной стипендии приостанавливается при наличии задолженности по экзаменационной сессии. Однако после ее ликвидации выплаты возобновляются.
Студенту с ограниченными возможностями может быть оказана единовременная материальная помощь. Решение о ее предоставлении принимает руководитель учебного заведения по личному заявлению студента (Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ, с изменениями на 25.06.2002, пункт 3 статьи 16). Кроме этого, высшим учебным заведениям рекомендовано освобождать инвалидов I и II группы, которые учатся в этих учебных заведениях, от оплаты за проживание в общежитиях (Письмо Госкомвуза РФ «О взимании со студентов платы за проживание в общежитиях и другие коммунальные услуги» от 18 августа 1994 г. № 19-36-93 ин/19-10).
На оказание помощи студентам-инвалидам очной формы обучения выделяются дополнительные средства за счет федерального и муниципального бюджетов в размере пяти процентов стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в расходах соответствующих бюджетов. Кроме всего имеются специальные дополнительные средства в размере двух месячных стипендиальных фондов для организации культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы со студентами-инвалидами, их санаторно-курортного лечения и отдыха.
Важно и то, что таким студентам выдается доплата на питание, а также предоставляется право на бесплатный проезд железнодорожным транспортом один раз. Иногородним студентам-инвалидам предоставляется также право на бесплатный проезд железнодорожным транспортом один раз в год туда и обратн