Классификация государственного принуждения
Принуждение, которое используется в государственных организациях, неоднородно, оно имеет различные формы, исходит и поддерживается различными источниками.
Поведение людей, которое соответствует интересам общества, не препятствует его укреплению и развитию, одобряется государством, отрицательное поведение и деятельность сопряжены с использованием различных форм государственного принуждения. Любое общество, используя силу государства, решает, как удовлетворить свои потребности, какие формы и виды принуждения использовать, чтобы оградить себя от нежелательных, вредных действий и поступков со стороны отдельных людей. Применение принуждения, его субъективные формы и виды обусловлены социально-экономическими, политическими условиями, а также самими субъективными формами и видами принуждения.
Неоднородность, многогранность государственного принуждения приводит к постановке вопроса о его классификации. Несмотря на огромное количество общетеоретических и отраслевых исследований, данная проблема остаётся открытой. Необходимость создания классификации государственного принуждения обусловлена тем, что её построение позволяет вести исследования по самым различным проблемам как теории права, так и отраслевых юридических наук. В общетеоретической литературе проблема структуры государственного принуждения, его видов не получила достаточного разрешения. Об этом свидетельствует тот факт, что одни и те же принудительные меры относят к различным формам государственного принуждения, что обусловлено отсутствием в юридической литературе общепризнанного критерия классификации государственного принуждения на формы.
Классифицируя меры государственного принуждения, наиболее рационально подходить к этой проблеме в связи с философскими категориями формы и содержания. Внутренняя неоднородность мер государственного принуждения обусловлена сложностью государственного принуждения как целостного явления.
Формы государственного принуждения следует отличать от мер государственного принуждения. Форма государственного принуждения представляет собой способ государственно-властного воздействия на поведение человека, который обусловлен характером применения принудительных мер.
Принимая во внимание то, что любая классификация носит относительный характер, можно выделить следующие критерии деления государственного принуждения на формы, выраженные в конкретных принудительных мерах:
1) По характеру государственного принуждения (физическое, психическое, идеологическое, имущественное, организационное);
2) По способу обеспечения правопорядка и по функциональному значению мер (предупредительные меры, меры пресечения, правовосстановительные меры, обеспечительные меры, юридическая ответственность);
3) По субъекту применения (применяемые судебными органами, применяемые несудебными органами);
4) По предметному основанию государственно-властного воздействия (государственно-правовое, гражданско-правовое, уголовно-правовое, административно-правовое и так далее);
5) По правовому значению воздействия (дающее итоговую оценку; не содержащее итоговой оценки);
6) По фактическим основаниям (применяемое в связи с правонарушением, применяемое в связи с правовыми аномалиями).
Предложенная классификация государственного принуждения отражает существующую в законодательстве систему мер государственного принуждения.
Предполагается возможным классифицировать государственное принуждение в зависимости от степени присутствия или отсутствия в нём правовых элементов на правовое государственное принуждение и неправовое. Государственное принуждение, которое не опирается на право (не на законы), выражается в форме насилия, произвола, террора, является неправовым. Сатина Эльвира Александровна Понятие и виды государственного принуждения // Вестник ТГУ. 2003. №2 С. 72, 75-76, URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-vidy-gosudarstvennogo-prinuzhdeniya (дата ознакомления: 30.03.2017). Правовое принуждение — это такое принуждение к осуществлению норм права, которое производится на законных, то есть на правовых основаниях. Протасов В.Н. Теория государства и права / Право / Правовое принуждение. 2000. URL: http://www.be5.biz/gosudarstvo_i_pravo/pravovoe_prinuzhdenie.html#t11186 (дата ознакомления: 30.03.2017). В литературе иногда поддерживается такая точка зрения, что правовое принуждение – это явление полностью самостоятельное по отношению к принуждению государственному. Современное общество в качестве основной, хотя и не единственной формы существования имеет государственную организацию, которая играет столь значительную роль в жизни общества, что обособлять полностью государственное принуждение и правовое не представляется возможным. Если развивать идею о самостоятельности государственного принуждения и правового принуждения, то можно прийти к выводу о том, что государство, применяя принудительные меры, не связано правом и, наоборот, правовое принуждение не зависит от государства, его деятельности. Правовое принуждение – не просто идея в условиях существующей реальности, выступающей в роли ориентира при государственном строительстве, а необходимый фактор в деле постепенного создания системы гуманистического права и связанных с ним институтов государственной власти. Сатина Эльвира Александровна Понятие и виды государственного принуждения // Вестник ТГУ. 2003. №2 С. 76, URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-vidy-gosudarstvennogo-prinuzhdeniya (дата ознакомления: 30.03.2017).