Определение понятия «государственное принуждение»
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
Государственное принуждение
Выполнила студентка Пленина Александра Александровна
группа 15ЮЗ-101,
заочной формы обучения
направления подготовки «Юриспруденция»
Пленина А. А.
(подпись)
«10» апреля 2017г.
Научный руководитель
Натуев Вениамин Евгеньевич, канд. юрид. наук ___________________________________
(подпись)
«___» ___________ 201_ г.
Челябинск 2017
Содержание
Введение
Правовое санкционирование осуществляется посредством различных способов, таковыми являются поощрение и иные стимулы, убеждение, пропаганда, но наиболее жёстким, ранимым для человека и в то же время необходимым средством обеспечения гарантированности права в современном обществе является государственное принуждение как прямое, так и угроза его применения. Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что принуждение является обязательным атрибутом власти; государственное принуждение опирается на специальный аппарат, организованную силу, выражает её, и потому в таком качестве государственное принуждение является средством организации общества. Исходя из назначения государственного принуждения в обществе, можно выделить следующие цели его осуществления: пресечение и предупреждение противоправного поведения; предупреждение и защита общества от нежелательных явлений; восстановление нарушенных прав или возмещение причинённого ущерба; наказание правонарушителей и другие. Основная цель применения принуждения – обеспечение прочного общественного порядка, упрочение режима законности, всемерная охрана прав и законных интересов личности, общества, государства.
Сатина Эльвира Александровна Понятие и виды государственного принуждения // Вестник ТГУ. 2003. №2 С.72-74, URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-vidy-gosudarstvennogo-prinuzhdeniya (дата ознакомления: 30.03.2017)
В ходе исследования темы курсовой работы будет дан ответ на вопрос о структуре государственного принуждения.
Объект исследования: государственный аппарат.
Предмет исследования: государственное принуждение.
Цель исследования: провести анализ структуры государственного принуждения.
Задачи исследования:
1. Изучить юридическую литературу по теме.
2. Рассмотреть основные понятия, касающиеся проблемы исследования: социальное принуждение, государственное принуждение, право, правовое принуждение, юридическая ответственность, правонарушение, правовое ограничение, правоотношение, юридическая обязанность.
3. Изучить формы (виды) государственного принуждения, исследовать виды мер государственного принуждения.
4. Разработать практические рекомендации по усовершенствованию государственного принуждения.
Методы научного исследования темы: анализ, классификация, системный, структурно-функциональный, социологический.
Основная часть
Теоретический раздел
Государственное принуждение является составляющим элементом социального принуждения, эти понятия соотносятся между собой как частное и общее. Такая характеристика государственного принуждения указывает на взаимодействие государственных принудительных мер с принудительными мерами, которые существуют в обществе. Государственное принуждение является важным, но не единственным средством, воздействующим на общественные отношения, так как существуют и другие виды социального принуждения: моральное, религиозное, корпоративное и другие.
2. Государственное принуждение основывается на праве.Сатина Эльвира Александровна Понятие и виды государственного принуждения // Вестник ТГУ. 2003. №2 С.73, URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-vidy-gosudarstvennogo-prinuzhdeniya (дата ознакомления: 30.03.2017). Право — это система обязательных правил поведения (норм), формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения. http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/priznaki-prava.html (дата ознакомления: 30.03.17). В правовые формы облекаются меры государственного принуждения, полномочия государственных органов и должностных лиц, осуществляющих принудительное государственное воздействие. Реализация государственного принуждения изменяет правовое положение лица, на которое оно направлено. В рамках права закрепляются регламентация содержания, оснований, условий, пределов применения принуждения; субъективные права и юридические обязанности, которыми наделяется принуждающий и принуждаемый. Сатина Эльвира Александровна Понятие и виды государственного принуждения // Вестник ТГУ. 2003. №2 С.73, URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-vidy-gosudarstvennogo-prinuzhdeniya (дата ознакомления: 30.03.2017). Юридическая обязанность — предусмотренная нормами права мера необходимого, должного поведения субъектов в правоотношении. http://studopedia.org/9-172119.html (дата ознакомления: 30.03.2017). Меры принуждения, применяемые государством, не всегда являются правовыми, что ведёт к насилию, произволу и беспределу. Сатина Эльвира Александровна Понятие и виды государственного принуждения // Вестник ТГУ. 2003. №2 С.73, URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-vidy-gosudarstvennogo-prinuzhdeniya (дата ознакомления: 30.03.2017).
3. Государственное принуждение представляет собой внешнее психическое, физическое, организационное или иное воздействие на сознание, волю и поведение субъекта. Применение физического принуждения занимает незначительное место в сфере мер обеспечения правового порядка. Психическое принуждение направлено на эмоциональную сферу субъекта, его сознание. Иногда психическое принуждение отождествляют с убеждением из-за схожих механизмов воздействия. С таким взглядом на проблему психического принуждения нельзя согласиться, между психическим принуждением и убеждением проходит очень тонкая грань, сферы и способы их реализации различны. При воздействии убеждения убеждаемый не сопротивляется оказываемому на него влиянию, считает его допустимым или справедливым; при применении психического принуждения происходит утверждение воли принуждающего вопреки воле принуждаемого, на основании внутреннего противодействия последнего. Принуждение в отличие от убеждения не меняет внутреннее отношение человека к навязываемому типу поведения, а убеждение имеет конечным результатом внутреннее согласие человека с предлагаемым (навязываемым) вариантом поведения.
4. Государственное принуждение есть воздействие в виде применения соответствующих мер. Важно различать понятия «мера государственного принуждения» и «принудительная сущность» нормы права в целом. Принуждение, применяемое соответствующими органами, представляет собой не нечто абстрактное, а выражено в конкретных мерах.
5. Основаниями применения государственного принуждения являются совершение или угроза совершения правонарушения; обстоятельства, которые с высокой степенью вероятности позволяют предположить возможность нанесения обществу ущерба; деяния, которые объективно вредны и нанесли ущерб, но при этом не являются виновными.
6. Государственное принуждение выражается в форме различных правоограничений. Правовые ограничения– это установленные юридические границы, в пределах которых субъекты должны действовать, это исключение определённых возможностей. Реализация государственного принуждения неизбежно влечёт ограничение личной свободы в общественных интересах. Правоограничения, выражающие государственное принуждение, разнообразны и тесно взаимосвязаны друг с другом. В зависимости от свойства применяемых мер правоограничения могут быть личного, экономического или организационного характера.
7. Государственное принуждение применяется для достижения определённых целей. Целью государственного принуждения является тот конечный результат, который стремится достичь государство как представитель всего общества в результате применения принудительных мер.
8. Государственное принуждение осуществляется в рамках правоотношений охранительного характера. Сатина Эльвира Александровна Понятие и виды государственного принуждения // Вестник ТГУ. 2003. №2 С.73-74, URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-vidy-gosudarstvennogo-prinuzhdeniya (дата ознакомления: 30.03.2017). Правоотношение– это общественное отношение, урегулированное правовой нормой. http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/pravootnoshenie.html (дата ознакомления: 30.03.2017). Принуждение может быть охарактеризовано как специфическое правоотношение, которое складывается между государственными органами, должностными лицами и теми лицами, к которым оно применяется. Участники такого правоотношения: субъект, который от имени государства осуществляет принуждение, и объект, который претерпевает принудительное воздействие, наделены соответствующими правами и обязанностями.
9. Государственное принуждение, являясь жёстким средством социального воздействия, должно осуществляться не просто в рамках юридической регламентации, а на основании строгой юридической процедуры, соответствующей режиму законности и выражающей применение государственно-принудительных средств воздействия на правовых началах.
10. Осуществляется специальным государственным аппаратом, либо уполномоченными на то лицами, которые обладают способностью принуждать к соблюдению норм права, если правовые предписания не исполняются добровольно. Само общество установило монополию государства на осуществление легитимного материального принуждения с целью создания единого всеобщего действующего права, поддержания мирного порядка, сокращения случаев частного насилия и произвола.
11. Государственное принуждение применяется на базе убеждения, которое является основным методом деятельности, начальным этапом воздействия государства на поведение человека. Государство как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества должно осуществлять свою власть на основе признания общечеловеческих ценностей и отдавать приоритет убеждению и поощрению и только в случае их неэффективности прибегать к помощи принудительной силы.
12. Реализация государственного принуждения требует не только его ограничения правом, но и обеспечения специальными гарантиями в целях его неотвратимости.
В теории государства и права некоторые исследователи выделяют такое свойство государственного принуждения как его связь с нормативностью права. Однако нормативность характеризует право в целом и распространяется на широкий круг явлений. В то же время ряд правовых предписаний поддерживается поощрительными мерами (награждение, поздравление, выплата премий и тому подобное). Не предполагают принуждения и такие правовые явления как рекомендации, юридические установления, нормативные обобщения и другие.
Принудительность тесно связана с обязательностью, выступающей условием принудительности, но обязательность не во всех случаях предусматривает принудительность, так как если бы принудительность всегда обеспечивала обязательность, то проблема реализации обязанностей была бы снята. Юридическая обязанность исполняется не только под воздействием прямого принуждения или угрозы принуждения, которое может быть применено в случае неисполнения обязанности, но и в силу осознанной необходимости её исполнения на основе убеждения в её справедливости, истинности, целесообразности. К тому же в некоторых случаях применение государственного принуждения никоим образом не связано с невыполнением обязанностей, например, при реквизиции. Таким образом, нормативность права и обязанности не всегда связаны с государственным принуждением и не являются неотъемлемыми его признаками.
Выделенные выше признаки государственного принуждения позволяют сформулировать его понятие. Государственное принуждение – это разновидность социального принуждения, которое заключается во внешнем физическом, психическом или ином воздействии уполномоченных государством органов, должностных лиц, общественных организаций на волю, сознание и поведение субъектов посредством применения к ним соответствующих неблагоприятных правовых мер, выражающихся, как правило, в нравственных и физических страданиях, несущих правоограничение субъекту, в целях охраны прав человека и гражданина, обеспечения законности и общественного порядка.Сатина Эльвира Александровна Понятие и виды государственного принуждения // Вестник ТГУ. 2003. №2 С.74-75, URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-vidy-gosudarstvennogo-prinuzhdeniya (дата ознакомления: 30.03.2017).
Практический раздел
Заключение
Государственное принуждение – это разновидность социального принуждения, которое заключается в воздействии уполномоченных государством органов на волю, сознание и поведение людей с помощью соответствующих принудительных мер, которые основаны на правовых нормах. Меры государственного принуждения позволяют предотвратить или пресечь противоправное деяние, восстановить нарушенные субъективные права, направлены на исправление осуждённых путем применения мер воспитательного воздействия и принудительных мер медицинского характера. Для правильного функционирования государственного принуждения важно не забывать его признаки, отражающие всю полноту определения государственного принуждения. Понимание государственного принуждения как выражения государственной воли, направленного на защиту нарушенных прав личности и интересов общества в целом, позволяет избежать отождествления государственного принуждения с юридической ответственностью. Несмотря на то, что именно принудительная сила государства нередко обеспечивает исполнение предписаний, важно помнить, что государственное принуждение не может осуществляться без правового регулирования общественных отношений, так как неправовое государственное принуждение сопряжено с насилием, произволом, что напрямую противоречит основной цели государственного принуждения – обеспечению общественного порядка.
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
Государственное принуждение
Выполнила студентка Пленина Александра Александровна
группа 15ЮЗ-101,
заочной формы обучения
направления подготовки «Юриспруденция»
Пленина А. А.
(подпись)
«10» апреля 2017г.
Научный руководитель
Натуев Вениамин Евгеньевич, канд. юрид. наук ___________________________________
(подпись)
«___» ___________ 201_ г.
Челябинск 2017
Содержание
Введение
Правовое санкционирование осуществляется посредством различных способов, таковыми являются поощрение и иные стимулы, убеждение, пропаганда, но наиболее жёстким, ранимым для человека и в то же время необходимым средством обеспечения гарантированности права в современном обществе является государственное принуждение как прямое, так и угроза его применения. Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что принуждение является обязательным атрибутом власти; государственное принуждение опирается на специальный аппарат, организованную силу, выражает её, и потому в таком качестве государственное принуждение является средством организации общества. Исходя из назначения государственного принуждения в обществе, можно выделить следующие цели его осуществления: пресечение и предупреждение противоправного поведения; предупреждение и защита общества от нежелательных явлений; восстановление нарушенных прав или возмещение причинённого ущерба; наказание правонарушителей и другие. Основная цель применения принуждения – обеспечение прочного общественного порядка, упрочение режима законности, всемерная охрана прав и законных интересов личности, общества, государства.
Сатина Эльвира Александровна Понятие и виды государственного принуждения // Вестник ТГУ. 2003. №2 С.72-74, URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-vidy-gosudarstvennogo-prinuzhdeniya (дата ознакомления: 30.03.2017)
В ходе исследования темы курсовой работы будет дан ответ на вопрос о структуре государственного принуждения.
Объект исследования: государственный аппарат.
Предмет исследования: государственное принуждение.
Цель исследования: провести анализ структуры государственного принуждения.
Задачи исследования:
1. Изучить юридическую литературу по теме.
2. Рассмотреть основные понятия, касающиеся проблемы исследования: социальное принуждение, государственное принуждение, право, правовое принуждение, юридическая ответственность, правонарушение, правовое ограничение, правоотношение, юридическая обязанность.
3. Изучить формы (виды) государственного принуждения, исследовать виды мер государственного принуждения.
4. Разработать практические рекомендации по усовершенствованию государственного принуждения.
Методы научного исследования темы: анализ, классификация, системный, структурно-функциональный, социологический.
Основная часть
Теоретический раздел
Определение понятия «государственное принуждение»
Понятие «принуждение» широко используется многими науками: философией, социологией, политологией, психологией, в том числе и юридическими науками, что обусловило исследование этого понятия с различных сторон. С точки зрения общесоциологического подхода, принуждение (социальное принуждение) – это способ воздействия на поведение человека с целью подчинения его воле принуждающего. Такое принуждение присуще любому обществу. Государственное принуждение – это часть социального принуждения.
Возникновение государственного принуждения связано с появлением таких институтов как государство и право, рождение которых, в свою очередь, обусловлено объективными причинами. Разложение родового строя, общественное разделение труда, появление частной собственности и другие социально-экономические явления привели к глубокой социальной дифференциации. Разнородное общество не могло существовать без специальных институтов, которые бы закрепили не только начинающуюся дифференциацию, но и привели бы к компромиссу различные социальные группы. Социального принуждения, не поддерживаемого государством, стало недостаточно.
Итак, принуждение вытекает, прежде всего, из требований исторической необходимости, закономерностей развития общества.
По своей сути государственное принуждение – довольно жёсткое средство социального воздействия, оно направлено на обеспечение воли государства, которое, в свою очередь, должно отражать и защищать интересы всего общества и отдельных его индивидуумов. Принуждение представляет собой двустороннее явление, которое характеризуется, с одной стороны, с позиций уполномоченных государственных органов и должностных лиц, применяющих меры государственного принуждения, с другой стороны, с позиций субъекта, к которому применяется принуждение.
Проблема государственного принуждения не получила обстоятельной разработки по ряду причин: догматическое состояние советской науки, отрицание западной теоретической мысли, недооценка российских дореволюционных исследований, а также действовавшее длительный период негласное табу на исследование проблемы государственного принуждения.
Долгое время в общей теории права и в отраслевых науках господствовала точка зрения, в соответствии с которой принуждение рассматривалось только как наказание правонарушителей за совершённое ими правонарушение. Сатина Эльвира Александровна Понятие и виды государственного принуждения // Вестник ТГУ. 2003. №2. С. 72-73, URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-vidy-gosudarstvennogo-prinuzhdeniya (дата ознакомления: 30.03.2017). Правонарушение — виновное противоправное деяние дееспособного лица, которое наносит вред обществу. http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/pravonarusheniya.html (дата ознакомления: 30.03.17). Вместе с тем принуждение применяется и в целях превенции правонарушения, его пресечения, нейтрализации нежелательных последствий, в целях защиты прав.
Препятствовал исследованию государственного принуждения и тот факт, что ряд исследователей фактически отождествляли государственное принуждение с юридической ответственностью, исходя из того, что основанием и юридической ответственности, и государственного принуждения является наличие противоправности в деяниях лица.Сатина Эльвира Александровна Понятие и виды государственного принуждения // Вестник ТГУ. 2003. №2. С. 73, URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-vidy-gosudarstvennogo-prinuzhdeniya (дата ознакомления: 30.03.2017). Юридическая ответственность в объективном смысле – это меры государственного принуждения, которые предусмотрены санкциями правовых норм, характеризуются лишениями личного, имущественного или организационного характера и могут быть применены к лицам, совершившим то или иное противоправное деяние. http://studopedia.org/9-54619.html (дата ознакомления: 30.03.17).
Постановка проблемы определения понятия «государственное принуждение» предполагает ответ на вопрос о его признаках. Опираясь на теоретические достижения юридической науки, можно выделить следующие отличительные признаки государственного принуждения.
Государственное принуждение является составляющим элементом социального принуждения, эти понятия соотносятся между собой как частное и общее. Такая характеристика государственного принуждения указывает на взаимодействие государственных принудительных мер с принудительными мерами, которые существуют в обществе. Государственное принуждение является важным, но не единственным средством, воздействующим на общественные отношения, так как существуют и другие виды социального принуждения: моральное, религиозное, корпоративное и другие.
2. Государственное принуждение основывается на праве.Сатина Эльвира Александровна Понятие и виды государственного принуждения // Вестник ТГУ. 2003. №2 С.73, URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-vidy-gosudarstvennogo-prinuzhdeniya (дата ознакомления: 30.03.2017). Право — это система обязательных правил поведения (норм), формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения. http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/priznaki-prava.html (дата ознакомления: 30.03.17). В правовые формы облекаются меры государственного принуждения, полномочия государственных органов и должностных лиц, осуществляющих принудительное государственное воздействие. Реализация государственного принуждения изменяет правовое положение лица, на которое оно направлено. В рамках права закрепляются регламентация содержания, оснований, условий, пределов применения принуждения; субъективные права и юридические обязанности, которыми наделяется принуждающий и принуждаемый. Сатина Эльвира Александровна Понятие и виды государственного принуждения // Вестник ТГУ. 2003. №2 С.73, URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-vidy-gosudarstvennogo-prinuzhdeniya (дата ознакомления: 30.03.2017). Юридическая обязанность — предусмотренная нормами права мера необходимого, должного поведения субъектов в правоотношении. http://studopedia.org/9-172119.html (дата ознакомления: 30.03.2017). Меры принуждения, применяемые государством, не всегда являются правовыми, что ведёт к насилию, произволу и беспределу. Сатина Эльвира Александровна Понятие и виды государственного принуждения // Вестник ТГУ. 2003. №2 С.73, URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-vidy-gosudarstvennogo-prinuzhdeniya (дата ознакомления: 30.03.2017).
3. Государственное принуждение представляет собой внешнее психическое, физическое, организационное или иное воздействие на сознание, волю и поведение субъекта. Применение физического принуждения занимает незначительное место в сфере мер обеспечения правового порядка. Психическое принуждение направлено на эмоциональную сферу субъекта, его сознание. Иногда психическое принуждение отождествляют с убеждением из-за схожих механизмов воздействия. С таким взглядом на проблему психического принуждения нельзя согласиться, между психическим принуждением и убеждением проходит очень тонкая грань, сферы и способы их реализации различны. При воздействии убеждения убеждаемый не сопротивляется оказываемому на него влиянию, считает его допустимым или справедливым; при применении психического принуждения происходит утверждение воли принуждающего вопреки воле принуждаемого, на основании внутреннего противодействия последнего. Принуждение в отличие от убеждения не меняет внутреннее отношение человека к навязываемому типу поведения, а убеждение имеет конечным результатом внутреннее согласие человека с предлагаемым (навязываемым) вариантом поведения.
4. Государственное принуждение есть воздействие в виде применения соответствующих мер. Важно различать понятия «мера государственного принуждения» и «принудительная сущность» нормы права в целом. Принуждение, применяемое соответствующими органами, представляет собой не нечто абстрактное, а выражено в конкретных мерах.
5. Основаниями применения государственного принуждения являются совершение или угроза совершения правонарушения; обстоятельства, которые с высокой степенью вероятности позволяют предположить возможность нанесения обществу ущерба; деяния, которые объективно вредны и нанесли ущерб, но при этом не являются виновными.
6. Государственное принуждение выражается в форме различных правоограничений. Правовые ограничения– это установленные юридические границы, в пределах которых субъекты должны действовать, это исключение определённых возможностей. Реализация государственного принуждения неизбежно влечёт ограничение личной свободы в общественных интересах. Правоограничения, выражающие государственное принуждение, разнообразны и тесно взаимосвязаны друг с другом. В зависимости от свойства применяемых мер правоограничения могут быть личного, экономического или организационного характера.
7. Государственное принуждение применяется для достижения определённых целей. Целью государственного принуждения является тот конечный результат, который стремится достичь государство как представитель всего общества в результате применения принудительных мер.
8. Государственное принуждение осуществляется в рамках правоотношений охранительного характера. Сатина Эльвира Александровна Понятие и виды государственного принуждения // Вестник ТГУ. 2003. №2 С.73-74, URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-vidy-gosudarstvennogo-prinuzhdeniya (дата ознакомления: 30.03.2017). Правоотношение– это общественное отношение, урегулированное правовой нормой. http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/pravootnoshenie.html (дата ознакомления: 30.03.2017). Принуждение может быть охарактеризовано как специфическое правоотношение, которое складывается между государственными органами, должностными лицами и теми лицами, к которым оно применяется. Участники такого правоотношения: субъект, который от имени государства осуществляет принуждение, и объект, который претерпевает принудительное воздействие, наделены соответствующими правами и обязанностями.
9. Государственное принуждение, являясь жёстким средством социального воздействия, должно осуществляться не просто в рамках юридической регламентации, а на основании строгой юридической процедуры, соответствующей режиму законности и выражающей применение государственно-принудительных средств воздействия на правовых началах.
10. Осуществляется специальным государственным аппаратом, либо уполномоченными на то лицами, которые обладают способностью принуждать к соблюдению норм права, если правовые предписания не исполняются добровольно. Само общество установило монополию государства на осуществление легитимного материального принуждения с целью создания единого всеобщего действующего права, поддержания мирного порядка, сокращения случаев частного насилия и произвола.
11. Государственное принуждение применяется на базе убеждения, которое является основным методом деятельности, начальным этапом воздействия государства на поведение человека. Государство как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества должно осуществлять свою власть на основе признания общечеловеческих ценностей и отдавать приоритет убеждению и поощрению и только в случае их неэффективности прибегать к помощи принудительной силы.
12. Реализация государственного принуждения требует не только его ограничения правом, но и обеспечения специальными гарантиями в целях его неотвратимости.
В теории государства и права некоторые исследователи выделяют такое свойство государственного принуждения как его связь с нормативностью права. Однако нормативность характеризует право в целом и распространяется на широкий круг явлений. В то же время ряд правовых предписаний поддерживается поощрительными мерами (награждение, поздравление, выплата премий и тому подобное). Не предполагают принуждения и такие правовые явления как рекомендации, юридические установления, нормативные обобщения и другие.
Принудительность тесно связана с обязательностью, выступающей условием принудительности, но обязательность не во всех случаях предусматривает принудительность, так как если бы принудительность всегда обеспечивала обязательность, то проблема реализации обязанностей была бы снята. Юридическая обязанность исполняется не только под воздействием прямого принуждения или угрозы принуждения, которое может быть применено в случае неисполнения обязанности, но и в силу осознанной необходимости её исполнения на основе убеждения в её справедливости, истинности, целесообразности. К тому же в некоторых случаях применение государственного принуждения никоим образом не связано с невыполнением обязанностей, например, при реквизиции. Таким образом, нормативность права и обязанности не всегда связаны с государственным принуждением и не являются неотъемлемыми его признаками.
Выделенные выше признаки государственного принуждения позволяют сформулировать его понятие. Государственное принуждение – это разновидность социального принуждения, которое заключается во внешнем физическом, психическом или ином воздействии уполномоченных государством органов, должностных лиц, общественных организаций на волю, сознание и поведение субъектов посредством применения к ним соответствующих неблагоприятных правовых мер, выражающихся, как правило, в нравственных и физических страданиях, несущих правоограничение субъекту, в целях охраны прав человека и гражданина, обеспечения законности и общественного порядка.Сатина Эльвира Александровна Понятие и виды государственного принуждения // Вестник ТГУ. 2003. №2 С.74-75, URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-vidy-gosudarstvennogo-prinuzhdeniya (дата ознакомления: 30.03.2017).